Главная / Аналитика
22.05.2019
Эксперт: как работать с поколением Z? (Владислав Федосеев, директор по развитию MGCom)
Мы рекрутируем часть новых сотрудников через нашу систему обучения. В последнее время среди тех, с кем я провожу интервью, заметно выросла доля людей, которым сейчас 20-23 года. Данных для серьезной статистики пока маловато — ребята сотрудничают с нами от 3 месяцев до года. Но одно могу сказать точно: хотите остаться на рынке — учитесь работать с ними уже сейчас. Выбора у вас нет — по прогнозам, к 2020 году поколение Z займет 20% рабочих мест. Сработаться с ними будет не просто, но возможно. Объясню, почему на мой взгляд это так.

Образ себя

Ребята плохо представляют образ цели и перспективы профессии. То есть, на вопросы на собеседовании «Что тебе нравится в маркетинге?», «Кем ты себя видишь через 5–10 лет?» они отвечают с трудом или вовсе ничего не могут сказать. Еще труднее им представить, куда отрасль будет развиваться. Миллениалы гораздо четче представляют себе, чего хотят. Мы формировались в более линейных жизненных перспективах, с четкими горизонтами и с достаточно большими, но все же ограниченными возможностями. Мы знаем, куда идем, и кооперироваться с нами на этом пути достаточно просто.

Пока я не готов ответить, почему у цифрового поколения отсутствует запрос на профессиональную идентичность и эрудицию. Может быть в силу возраста, а может в силу новой, постоянно меняющейся среды, но в отличие от нас они не хотят быть или становиться «кем-то». И, на мой взгляд, это не только их проблема. Вы не сможете согласовать с ними план развития на несколько лет вперед, они его просто не видят. Я сейчас говорю не про тех, кто только закончил институт и ищет себя. Нет, речь о тех, кто уже определился со стартовой профессиональной сферой, выбрав digital.

Дети чатов

Зато в отличие от предыдущих поколений двадцатилетние не боятся делать ошибки. И это — очень крутой навык, который наше поколение вынуждено осваивать специально, часто за большие деньги. А дети нулевых с детства владеют методами поиска, перебора, столкновения с мнениями других. Свой опыт они легко выносят на публичное обсуждение, там же бесконечно тестируют собственные умозаключения и реакции.

С этим связана и еще одна их отличительная черта, которая сразу бросается в глаза на фоне старших коллег: готовность сотрудничать, создавать альянсы, вступать в коллаборации, работать в группах, много обсуждать, делиться мнением и запрашивать его у других. И я думаю, это тоже прямое следствие цифровой среды — не зря же их называют цифровыми аборигенами. С появлением мессенджеров и социальных сетей скорость обсуждения увеличилась, а время, необходимое для принятия коллегиального решения, сократилось в разы. А у нового поколения другого опыта попросту нет — они в этом выросли. Вот только у этого есть и оборотная сторона: почти никто из них не склонен к самостоятельной рефлексии.

Фокус на настоящем

Я обратил внимание, что в работе с двадцатилетними мне постоянно приходится делать поправку на одну особенность их восприятия. Им достаточно сложно видеть длинные смысловые конструкции. Представители поколения Z не понимают рынок не столько в силу нежелания, сколько в результате максимальной центрированности на себе. Их мало беспокоит контекст происходящего, потому что он постоянно меняется и, снова, в силу возраста, они его не видят и не чувствуют. Им интересно состояние «сейчас» — текущее взаимодействие с людьми, местом, проблемой. Их мало беспокоит ситуация вокруг. Они не хотят и не могут ее представить.

Но почему бы это не использовать? Наша практика показывает, что двадцатилетние гораздо эффективнее работают на мелких проектных действиях. И это — отличная возможность увеличить их вовлеченность и отдачу в проекты. Нужно просто позволить им не торопиться, тогда большое количество мелких повторений потихоньку сформируют некое чувство удовольствия от происходящего. Они входят во вкус, начинают понимать, что им нравится, а что нет, постепенно выстраивая профессиональную идентичность.

Такие же, как я

Еще одна яркая и, чего уж скрывать, совершенно невыносимая черта двадцатилетних: низкая договороспособность. Если вдруг что-то не нравится или случается какой-то микроконфликт, они не пытаются разобраться в причинах, а просто не выходят на работу, исчезают, уходят от коммуникации. Вопрос, как я могу стать лучше, что мне надо конкретно для этого сделать — мне не задавали ни разу.

Приходит человек на собеседование, и ты его спрашиваешь, почему он ушел с предыдущей работы. Общий вывод такой: не нравилось, решил уйти. Я спрашиваю, ты кому-нибудь сказал, что тебе не нравится? Нет, просто написал заявление. А что тебе на него ответили? Ответили: иди. Я говорю, а ты не поинтересовался, как твою работу оценивали? Нет. Такой конструкции нет вообще. Есть конструкция нравится — не нравится, пошло — не пошло. Но я точно знаю, что никто из них не задаёт вопрос работодателю, что я могу сделать, чтобы расти, и что я могу сделать, чтобы это было вау. Есть вопросы, хорошо мне или плохо? Сколько получаю я и сколько такие же как я?

Неудобно? Только на первый взгляд. Можно возмущаться тем, что поколение Z не учат этому в университетах. А можно настроить с ними диалог, быть с ними в постоянном контакте, не оставлять их один на один с собой.

Опасные гении

Среди поколения Z я встречал совершенно невероятных ребят, просто натуральных людей X. Их суперсила — способность к обучению, синтезу информации, они чувствуют тренды намного быстрее, чем другие. Даже не имея стратегических знаний и подходов, эти цифровые гении выдавали очень быстрый результат, и придумывали интересный продукт на стыке совершенно разных индустрий. Но как в фильмах про супергероев, даже если ты получил суперсилу, то пока научился ее контролировать — погубил много народу.

Люди поколения Z потребляют неимоверный объем разнокалиберной информации, но нахватанность не может заменить системные знания. К маркетингу это тоже относится. Несмотря на то, что это относительно молодая индустрия, в ней уже сложилась база знаний, построенная на кейсах и опыте предыдущих лет.

Digital — естественная среда обитания цифрового поколения — играет с ними злую шутку. Как это вижу я, многие из этих ребят думают, что они овладели профессией сами и сразу, опираясь на мнение и советы друзей. Они предпочитают получить собственный опыт ошибок, но практически никогда не готовы принять чужое решение.

С этой спецификой мне тоже приходится иметь дело. Нашим ответом стало обучение, в рамках которого мы поощряем совершение ошибок. Это материал для домашней работы, повод для разговора и анализа. После такой практики люди приходят успокоенные, умудренные опытом «свободы» и осознавшие, что есть решения, на которые можно опираться в конкретных ситуациях.

Эти гении могут «лопаться» от собственного величия, сбегать, впадать в истерику. И, конечно, они требуют повышенного внимания и контроля, хотя последний тяжело принимают. Его тяжело выстраивать, потому что у меня нет такой скорости. Но мне нужно не бегать с ними наперегонки, а понимать их лучше, чем они сами себя. Это и есть основной управленческий вызов и главная задача тех, кто планирует работать с будущим и на будущее.

Владислав Федосеев, директор по развитию MGCom

Источник: Marketus Brain Based


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.11.2020
В эфире Татнефть Профсоюз

Председатель Татнефть Профсоюза Гумар Яруллин стал участником прямого эфира в Instagram, организованного профсоюзным комитетом НГДУ «Лениногорскнефть». В прямом эфире он ответил на вопросы, которые поступили накануне в Директ, а также были заданы в ходе встречи.

Подробнее
10.11.2020
Профсоюз в твоем мобильном

Электронный профсоюзный билет совсем скоро появится у каждого члена профсоюза республиканской профорганизации работников народного образования и науки. Это станет возможным благодаря тому, что Общероссийский Профсоюз образования целиком переходит на цифровые рельсы.

Подробнее
10.11.2020
Заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева приняла участие в заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ, под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Лейлы Фазлеевой.

Подробнее
10.11.2020
В КФУ реализуется социально-образовательный проект для старост

8 ноября 2020 года в КСК КФУ «УНИКС» прошел первый этап практикообразовательного интенсива «МИРОТВОРЕЦ КФУ», организованного для старост 1 курса Казанского федерального университета.

Подробнее
С Днем Конституции Республики Татарстан!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с Днем Конституции Республики Татарстан!

Подробнее
05.11.2020
На POZIS чествовали ветеранов

АО «ПОЗиС» продолжает проводить мероприятия, приуроченные к 75-летию Великой Отечественной войне и 100-летию образования Татарской АССР. В городском парке Победы состоялась встреча представителей разных поколений. Отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу пришли ветераны объединения, заводская молодежь и юные кадеты лицея №14.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
С Днем народного единства!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан поздравляю Вас с Днем народного единства!

Подробнее
03.11.2020
«Лучшая открытка к празднику»

В этом году тема конкурса – «Лучшая открытка к празднику». Оргкомитет конкурса был приятно удивлен активностью участников, нестандартным мышлением и креативным подходом детей к тематике конкурса.

Подробнее
03.11.2020
Названы победители конкурса ШПА

Награждение победителей Республиканского конкурса на звание «Лучшая школа профсоюзного актива» состоялось на сегодняшнем заседании президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Подробнее
02.11.2020
Мы рядом: курс на здоровье

Вот уже три года Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки организует отдых для педагогов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной и осенью желающие бесплатно получают путевки в профсоюзные здравницы республики.

Подробнее
02.11.2020
Приз за лучший рисунок

Церемония награждения победителей корпоративного конкурса художественного творчества среди детей сотрудников компаний Группы ТАИФ состоялась сегодня в Нижнекамске.

Подробнее
02.11.2020
Шах и мат в онлайн-режиме

Татарстанская республиканская организация Всероссийского Электропрофсоюза недавно организовала Турнир по шахматам. Впервые Турнир проходил в режиме онлайн. Игры были организованы на международной шахматной интернет площадке lichess.org.

Подробнее
02.11.2020
Посади яблоневый сад!

Под таким названием в Тюлячинском районе прошла замечательная акция. 24 октября трудовые коллективы Тюлячинского района на территории в несколько соток высадили более сотен яблонь разных сортов.

Подробнее
02.11.2020
«Осенний калейдоскоп» энергетиков

Осень – пора увядания, грусти и тоски, но только не на филиале АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)». Здесь и в осенние дни бывает весело и интересно. Уйти от серой действительности осенних будней, окунуться в мир совместного творчества, познать радость созидания нам помог конкурс «Осенний калейдоскоп».

Подробнее
02.11.2020
В особом режиме работы

Первичная профсоюзная организация НГДУ «Джалильнефть» функционирует уже больше шести десятилетий, и все эти годы профсоюз работал рука об руку с администрацией предприятия, помогая претворять в жизнь самые смелые мечты нефтяников в социальной сфере, являясь неизменным партнером в ежедневных упорных трудах на нефтяном поприще.

Подробнее
02.11.2020
Автопарк Александра Шардакова

Автопарк профгрупорга, мастера химического производства ООО «Челныводоканал» Александра Шардакова насчитывает более 50 автомобилей. Все они бережно хранятся дома, на полочке – эти авто являются масштабными копиями машин советского и российского автопрома.

Подробнее
02.11.2020
«За работу»

I этап Проекта молодежных инициатив «Платформа» – Конкурс презентаций предприятий и организаций города Казани «За работу!» прошел недавно в КМЦ им. А. Гайдара. В ходе конкурсного дня представители 8 казанских предприятий и организаций презентовали свою деятельность перед молодежной аудиторией.

Подробнее
30.10.2020
Оторваться от компьютера

Вопрос: Я постоянно работаю за компьютером в течение всей 8-часовой рабочей смены. В нашей организации, согласно приказа, есть перерыв на обед продолжительностью 1 час. Однако согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, при работе за компьютером должны быть установлены и другие рабочие перерывы. Работодатель считает, что эти перерывы носят рекомендательный характер. Так ли это?

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2020
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru