Максим Николаев работает учителем истории и обществознания в казанской школе № 91 второй год. Но он уже успел заявить о себе. Благодаря нестандартному подходу к обычному школьному уроку он стал победителем конкурса «Учитель года города Казани» в номинации «Педагогический дебют».
Гаджетам –да!
На своих уроках Максим использует технологию «Геймификация», то есть превращает учебу в игру. Здесь есть все, что так привычно современным детям - баллы, шансы, уровни, миссии. И урок проходит гораздо интереснее, особенно на темы, которые сложно даются.
- Например, когда мы изучали период Древней Руси, ребята поделились на группы и создавали странички «ВКонтакте» князьям. Теперь свои аккаунты есть у князя Игоря, Ярослава Мудрого, Владимира, княгини Ольги. – с улыбкой рассказывает Максим.
Заполняя профиль, ученики обобщают информацию о той или иной исторической личности, размещают фото, указывают семейное положение и род занятий, расписывают интересы, фантазируют, о чем бы князь мог написать на своей стене.
- Та же информация, что и в учебнике, но на более привычном носителе, - говорит Максим Михайлович. – Главное - заинтересовать ребенка, потом он сам за учебник возьмется.
Максим считает, что можно сколько угодно бороться с гаджетами, но дети в любом случае будут ими пользоваться. Такова реальность.
Выбор профессии
Максим родился в Бугульме. Решил еще в школе, что станет педагогом. Старшие классы были профильными, с педагогическим уклоном.
- В итоге в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет со мной поступили пять одноклассников, но никто из них не остался в профессии, - рассказывает молодой учитель.
После прохождения первой практики в школе Максим тоже начал сомневаться. Были мысли, что образование - это не та сфера, где можно заработать. А очень хотелось. Во время учебы он подрабатывал в ресторане, где появились хорошие перспективы сделать карьеру. Максим даже хотел бросить учебу в университете, но тут вступились родные.
- Моя мама – инженер. Она была удивлена, когда я выбрал гуманитарное направление, но приняла мой выбор, - поясняет молодой педагог. – А вот бросить университет не дала, предложила не рубить с плеча, взять академический отпуск и подумать. Я так и поступил...
В итоге Максим восстановился на заочное отделение, после перерыва тяжело было вновь сесть за парту. Но года ему хватило, чтобы понять самое главное - дело, которым ты занимаешься, должно приносить не только деньги, но и удовлетворение, чувство, что ты совершаешь что-то важное и нужное.
Адаптация
Сразу после окончания университета Максим пошел работать учителем истории и обществознания в казанскую школу №91.
- Предстоял новый учебный год, и так получилось, что мне сразу дали старшие классы. Переживал, как подготовлю ребят к ОГЭ и ЕГЭ. Ведь одно - набираться опыта с пятыми классами, и совсем другое - выпускной класс, - вспоминает учитель. - Понимал, что одних уроков будет недостаточно. Нужна тренировка, отработка заданий, поэтому начал вести дополнительный курс, индивидуальные консультации. Я был заинтересован, чтобы мои ученики хорошо сдали экзамен, и ребята приходили после уроков, занимались.
А узнав, что ученики 11 класса очень талантливые: поют, танцуют, играют на разных инструментах - он сам начал брать у них уроки. После подготовки к ЕГЭ школьники учили молодого педагога играть на фортепиано.
- Когда я пришел работать в школу, решил, что буду строгим учителем, - смеясь говорит Максим. - В памяти крепко засели слова одного из преподавателей в университете о том, что нужно вожжи сначала натянуть очень сильно, а потом можно потихонечку расслаблять. Я так и сделал. В первый месяц ребята воспринимали меня в штыки, кто-то даже пытался прогуливать. Потом все вошло в норму, мы нашли общий язык. Я сам еще хорошо помню себя в школе, поэтому проще отношусь к невыполненным домашним заданиям ребят, поведению. От излишней строгости и грубости учитель теряет связь с учеником.
Не сбежать в первый год
Вспоминая прошедший год, Максим признает, что было нелегко. Невысокая заработная плата, экзамены, отсутствие наработанной базы - все это пугало, и в то же время возникал вопрос – а зачем тогда выбрал профессию учителя?
- Меня держала мысль, что нельзя бросать дело на полпути, надо доработать хотя бы год, - делится он. – Ведь нельзя судить о фильме по первым 15 минутам. Вот доработай до конца учебного года, говорил я себе, сложи цельную картину и посмотри что получилось. Конечно же, потом вопрос уходить или нет уже не стоял. Эмоции, которые ты получаешь от общения с детьми, перекрывают все недостатки.
Максим Николаев стал хорошим другом и старшим товарищем для своих учеников. Они в любой момент могут обратиться к нему за советом. А так как разница в возрасте учителя с учениками не так велика, они обращаются и с личными проблемами.
- Я обязательно выслушаю и стараюсь помочь советом. А если сам не смогу, то у меня есть целая школа опытных коллег, - делится он. – Подростковые проблемы чаще всего надуманы, но для ребят кажутся неразрешимыми. Очень важно, когда рядом есть человек, с которым можно поделиться. В детстве у меня была учительница, к которой я мог обратиться за советом - психолог и завуч по воспитательной работе Людмила Александровна. Именно ей я рассказал о первой своей влюбленности. И классный руководитель Елена Каляпина всегда помогала, подсказывала. С тех пор, в моей жизни несколько мам.
Сработаемся!
Коллектив школы, в которую пришел работать молодой педагог профессиональный, сложившийся и дружный.
- Сработаемся! Такая мысль пришла мне в голову при первой встрече с Максимом, - делится председатель профкома школы №91 Гулия Муталлапова. - Он очень отзывчив на наши просьбы, принимает активное участие в общественной жизни и вносит позитив. Его любят и уважают ученики, их родители.
Старшие коллеги, видя у Максима высокую потребность в саморазвитии, подсказывали в каких конкурсах он может участвовать. Так, в прошлом году Максим Михайлович стал победителем гранта «Наш новый учитель». А когда заместитель директора по учебной работе Ольга Панфилова предложила ему поучаствовать в номинации «Педагогический дебют» конкурса «Учитель года города Казани», у Максима сомнений не было.
Первая высота
Максим признает, что на всех этапах конкурса у него были достойные соперники.
- Не скажу, что было легко! Проделана колоссальная работа, не только мной, но и моей команды. У своих коллег я искал идеи и черпал вдохновение. Приходили на помощь и друзья. Забирали меня из школы, когда я допоздна засиживался, отвлекали. Вместе с ними мы разработали сайт для конкурса.
В процессе участия в конкурсе Максим постоянно совершенствовал, оттачивал свое мастерство. Так, проходя конкурсные испытания, он подмечал свои недоработки и исправлял их на следующем этапе. Можно сказать, что предыдущий этап становился тренировочной площадкой для следующего.
- Конкурс дал огромный опыт, - делится молодой педагог. – Вернувшись, я начал по-другому себя ощущать. Звание лучшего молодого педагога Казани мне, человеку, который проработал в школе полтора года – это огромный аванс! Я увидел уровень работы учителей-профессионалов, которые работают по 20-30 лет и понял к чему мне надо стремиться.
А что потом?
У Максима большие планы, на которые, несомненно, у него хватит сил и энергии. На следующий год он планирует принять участие во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», а там и до конкурса «Учитель года» недалеко.
- Под лежачий камень вода не течет. Я понял, что в профессии учителя можно и достойно зарабатывать, и уроки проводить интересные, вопрос только в том, насколько сильно ты этого хочешь.
Мария Пенькова
|