14.05.2013 |
Павел Чумаков: «Чем я занимался в профкоме? Всем!» |
Павел Чумаков – личность в вузовской профсоюзной молодежной среде известная. В 2010 году он, будучи студентом КНИТУ (КХТИ), стал победителем проводимого рескомом профсоюза работников образования и науки конкурса «Студенческий лидер» в группе «Наша надежда». И Павел надежды оправдал: стал родоначальником проекта «Поколение П», который уже вышел за рамки КНИТУ и пользуется популярностью студентов других вузов. Получив высшее образование, он не расстался с профсоюзным движением и активно продолжает работать на этой стезе. С чего он начал и чем занимается сегодня – в нашем интервью с техническим инспектором труда рескома профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Павлом Чумаковым.
– Павел, помнишь, как вступил в профсоюз? Расскажи, как это было?
– Да, очень хорошо помню этот момент. В сентябре к нам, первокурсникам, в группу пришел председатель профбюро нашего факультета – энергомашиностроения и технологического оборудования КНИТУ (КХТИ) и вкратце рассказал о профсоюзе и о том, чем он занимается. Слова «профбюро», «профком», «профорг» для нас были малознакомы, и мы, честно говоря, тогда мало что поняли. Кроме профкома в КНИТУ (КХТИ) были еще студсоветы, союз студентов и аспирантов, студенческий клуб и другие общественные организации, и все они тоже пытались рассказать о своей деятельности первокурсникам и призвать в свои ряды.
– И как же ты определился?
– Сначала участвовать хотелось везде и во всем. Вот я и участвовал в волонтерских акциях, в фестивалях «День первокурсника» и «Студенческая весна», успевал учебу совмещать с творчеством. Одним словом, первый курс пролетел незаметно. А в начале второго курса на факультете стали искать кандидата на пост председателя профбюро факультета, так как бывший председатель закончил учебу. И старшекурсники почему-то предложили мою кандидатуру. Помню, как волнуясь, я шел на первое собрание в профком и слушал там обсуждение какого-то важного вопроса. Но уже месяца через два помимо профбюро факультета я возглавил еще и культурно-массовую комиссию профкома и оставался её председателем до 2010 года. А с 2010 по 2012 год возглавлял социальную комиссию профкома. А вообще-то, если отвечать на вопрос, чем я занимался в профкоме, то правильнее будет сказать – всем, и это правда.
– И все-таки?
– В рамках культурно-массовой комиссии делалась большая работа. Мы проводили огромное количество мероприятий в вузе, которые охватывали от 50 до 1500 студентов. Как председателю профбюро факультета, на котором обучалось около 600 человек, приходилось заниматься широким спектром деятельности. Это социальная работа, помощь студентам на факультете по различным вопросам, распределение материальной помощи, организация факультетских культурно-массовых мероприятий, фестиваля «Студенческая весна» и многое другое. От курса к курсу количество дел увеличивалось в геометрической прогрессии и иногда начинало казаться, что я живу в вузе и в профкоме, потому что не было дня, чтобы не проходили какое-нибудь мероприятие или подготовка к чему то, собрание, профсоюзная учеба и так далее.
– Павел, в чем тебе помог самореализоваться профсоюз?
– Благодаря профсоюзу и общественной работе я многое в себе открыл, научился делать то, чего раньше не умел или не пробовал. Ведь в профсоюзе я занимался организацией большого количества мероприятий, встречался со многими интересными людьми, снимал видео, участвовал в конкурсах и т.д. И все это в сумме дало неоценимый огромный опыт, которого нельзя получить ни в школе, ни на занятиях в университете, и о котором не прочитать в книгах. Это надо самому пережить, испытать, прочувствовать. И я рад, что благодаря профсоюзу прожил шесть счастливых, наполненных смыслом, лет в вузе.
– Скажи, а чья идея была создать школу студенческого профактива «Поколение П»?
– Изначально «Поколение П» задумывалась как трехдневная выездная школа профсоюзного актива. И в январе 2011 года меня сделали ее руководителем, вместе со своей командой я начал продумывать, какой она будет. Собственно тогда и появилось название школы. Дело в том, что в то время я читал книгу Пелевина «Generation П», ну, и по аналогии придумал название. К сожалению, в тот учебный год из-за ряда причин реализовать этот проект нам не удалось. В первую очередь из-за финансовых проблем, так как школа требовала больших затрат. Наконец, в сентябре 2011 года председателем студенческой секции профкома Динаром Хафизовым и мною было принято решение об организации данной школы в новом формате. Динар предложил организовать стационарную школу на базе КНИТУ (КХТИ). А я стал готовить её программу. С 2011 по 2012 годы был её руководителем. В итоге школа стала круглогодичной и с 2012 года вышла за рамки нашего университета и стала межвузовской.
– Что дает реализация этого проекта студентам?
– Если честно, я даже завидую нашим студентам, так как другого подобного проекта не встречал нигде. На первом же курсе учебы участники школы получают бесценный опыт и знания, проходят тренинги, мастер-классы, учатся выступать перед аудиторией, писать статьи, придумывать и реализовывать проекты, проводить всевозможные акции, снимать видео-клипы и т.д. Уже с первого курса они вливаются в профсоюзное движение, становятся активистами своих вузов. Можно сказать, что они получают дополнительное образование, которое не предлагает ни одно учебное заведение. И что очень важно – они становятся сплоченной командой единомышленников.
– Сегодня ты возглавляешь молодежный совет рескома, какие идеи хочешь воплотить?
– Да, так вышло, что с профсоюзом я не расстался и после окончания вуза. Сейчас работаю в татарстанском рескоме профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ и возглавляю Молодежный совет. Нынешний год, как вы знаете, особый, так как объявлен ФНПР годом Профсоюзной молодежи. И поэтому задумок в этой связи много, но главное сейчас – это наладить работу на местах, активизировать работу с молодежью в муниципальных образованиях и в наших крупных первичках. В этом году республиканский комитет будет проводить конкурс на лучшую первичную (территориальную) организацию по работе с молодежью, в феврале Молодежный совет рескома организовал выездную учебу на базе Нижегородского областного комитета профсоюза. Там же прошла встреча и обмен опытом работы с представителями Нижегородского, Кировского, Чувашского и Марийского молодежных советов профсоюза работников госучреждений.
– Павел, какие проблемы ты видишь в молодежном профсоюзном движении, и что на твой взгляд надо сделать, чтобы их решить?
– В Республике Татарстан, наверное, грех жаловаться на какие-то проблемы в молодежном движении. У нас молодежи уделяется большое внимание. Вместе с тем, в каждой отрасли, конечно же, есть свои проблемные моменты и задачи, которые нужно решать. Думаю, общие и вечные проблемы для всех нас – это мотивация профсоюзного членства, обучение профсоюзных кадров, вовлечение молодежи в профсоюзную работу и предоставление ей возможности реализовать себя в качестве профлидера различного уровня. Но, опять же, скажу, что по решению всех этих проблем проводится большая работа как на уровне республиканских комитетов, так и на уровне Федерации профсоюзов РТ.
– Напомню читателям, что ты являешься техническим инспектором труда рескома профсоюза. Это новая для тебя область деятельности. Как ты себя чувствуешь на этом направлении профсоюзной работы? Есть здесь размах для творчества?
– Еще год назад, заканчивая вуз, я и не думал, что стану техническим инспектором труда, да и тема эта была, прямо скажем, мной недостаточно освоена. Но ведь всё когда-то бывает впервые. Зато сейчас я уже неплохо ориентируюсь в трудовом законодательстве и постепенно накапливаю необходимый багаж знаний в этой области.
Что касается творчества, то оно может присутствовать в любом деле, ведь даже самую малую и незначительную работу можно делать с большим размахом, и наоборот. В любом деле главное – верный подход и желание работать. А это, думаю, во мне есть.
В нашу республиканскую организацию профсоюза работников государственных учреждений входит 734 первичные организации – это огромное поле для деятельности. На данный момент я поставил перед собой цель подготовить методические рекомендации по охране труда в помощь первичным организациям нашего профсоюза, хочу для удобства систематизировать в них нормативные документы, чтобы они были под рукой у каждого председателя первички.
– Павел, наверняка тебе не раз приходилось агитировать за профсоюз. Можешь сделать это сейчас, со страниц нашей газеты?
– С удовольствием. Друзья! Я горд, что являюсь членом профсоюза! Профсоюз на разных этапах моей жизни был мне помощником, другом, учителем! Благодаря профсоюзу я сформировался как активная, творческая личность! Профсоюз помогает мне реализовывать себя! В профсоюзе я уже 7 лет и останусь с ним. Друзья, вступайте в профсоюз, ведь это союз профессионалов, личностей, людей с активной гражданской позицией! Только в профсоюзе важен каждый человек и его мнение! Вступайте в профсоюз! Беседовала Нина Гатауллина, фото автора |