13.11.2012 |
Особый статус для педагога (интервью с Юрием Прохоровым) |
Недавно состоялось заседание комитета Государственного совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, на котором рассматривался вопрос о проекте Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». В обсуждении принимали участие депутат Государственной думы РФ Гильмутдинов И.И. и председатель Рескома профсоюза работников народного образования и науки Прохоров Ю.П. В связи с этим редакция газеты попросила Юрия Петровича ответить на ряд вопросов.
– Юрий Петрович, какова Ваша оценка нынешнего очередного законопроекта об образовании?
– В целом в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сделаны важные шаги по упорядочению и кодификации правовых норм, регулирующих вопросы правового статуса всех участников образовательных отношений, полномочий в сфере образования органов государственной власти всех уровней, структуры системы образования. Кроме того, законопроектом урегулированы особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся. Однако основы правового и социального статуса педагогических работников в законопроекте, на наш взгляд, не претерпели каких-либо существенных качественных изменений, закрепляющих гарантии по оплате и иным условиям труда, повышению квалификации, улучшению жилищно-бытовых условий, оздоровлению и др. Более того, с каждой новой версией законопроекта, а всего их уже было более десяти, объем этих гарантий изменялся в сторону снижения. Вместе с тем следует отметить, что по другим категориям граждан РФ со специальным правовым статусом законодательством РФ предусмотрен существенно более широкий набор социальных льгот, гарантий и компенсаций, подтверждающих их особый статус в обществе. Это сотрудники полиции, судьи, государственные гражданские служащие, военнослужащие.
– Но ведь быть педагогом – это тоже особый статус?
– Да, конечно. Тем не менее, предлагаемая в законопроекте специальная глава 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», провозглашая особый статус педагогических работников в обществе, в практическом плане, на наш взгляд, не предлагает никаких новых правовых механизмов, закрепляющих этот статус, кроме академических прав и свобод.
– В чем это выражается?
– Что касается трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников, то здесь предлагаемая Правительством РФ версия законопроекта не во всем сохраняет достигнутый уровень гарантий и прав педагогических работников, а в некоторых случаях снижает или изменяет их не в пользу педагогических работников. Так, педагогические работники утрачивают право на компенсацию расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодических изданий; отсутствует правовое регулирование определения верхних пределов учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.
– Это существенно.
– Вот именно. Поэтому профсоюз будет продолжать настаивать на сохранении отдельного права педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических изданий, а также на установлении порядка реализации указанного права.
– Какие еще наиболее принципиальные позиции, на ваш взгляд, изменены в законопроекте не в лучшую сторону?
– Мало сказать изменены, в результате работы Минобрнауки России и Минфина России над проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» они попросту утрачены. Так, не закреплены государственные гарантии в области оплаты труда педагогических работников (часть 2 статьи 104 предусматривает, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения учебной (преподавательской) и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, который определяется решениями Президента РФ, Правительства РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления).
По мнению Профсоюза, в законопроекте сформулированы только общие нормы, касающиеся права педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов на оплату труда не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации (статья 104 законопроекта).
– Юрий Петрович, каким образом предлагает законопроект компенсировать право проживающих в сельской местности педагогов на предоставление компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг?
– Вместо этого законопроект предусматривает, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогическим работникам. В том числе и предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет).
Профсоюз продолжает настаивать на сохранении основных положений действующей редакции нормы Закона РФ «Об образовании», регулирующей вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. По мнению Профсоюза, законопроект (ст.9 п.2) снижает уровень обеспечения указанных государственных гарантий в части способа их финансового обеспечения, поскольку понятие «субвенция» заменяется понятием «иные межбюджетные трансферты», что может позволить органам местного самоуправления самостоятельно изменять целевое назначение указанных финансовых средств.
Более того, Профсоюз считает, что законопроект не раскрывает целевого назначения «иного межбюджетного трансферта», а заменяет конкретные направления расходования средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) указанием на использование этих средств на реализацию основных общеобразовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов.
– То есть вы не поддерживаете подобную замену?
– По мнению Профсоюза, она не может быть поддержана, потому что действующие основные общеобразовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты не содержат конкретных направлений расходования средств на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходы на учебники и учебные пособия, средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Профсоюз не может согласиться с тем, что в законопроекте снижается действующий уровень правовых гарантий прав граждан сельских поселений при ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, (ст.22 п.5 абз.З).
Решение вопроса о реорганизации и ликвидации этих организаций передается исключительно представительному органу соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, взамен схода граждан, предусмотренного действующим законодательством. Таким образом, законопроект, на взгляд Профсоюза, умаляет такую форму участия граждан в делах муниципального образования как сход граждан, являющуюся формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
– И последнее, какие действия вы предпринимаете в связи с этим?
– Во всех территориальных организациях профсоюза, первичных организациях обсуждался проект ФЗ «Об образовании». В результате была подготовлена Таблица поправок для внесения изменений и дополнений в законопроект. В связи с рассмотрением законопроекта во втором чтении в Государственной думе, мы активизировали работу по направлению телеграмм и обращений Президенту РФ, в комитет Госдумы РФ по образованию, депутатам Госдумы РФ от республики Татарстан от имени коллективов учреждений образования, профсоюзных организаций.
С обоснованными требованиями в адрес Президента РФ, Госдумы РФ, комитета Госдумы по образованию по инициативе профсоюзных организаций уже направлено свыше 1530 телеграмм и обращений. Депутаты Государственной думы РФ от РТ А.Когогина и И.Богуславский уже прислали ответные телеграммы с выражением поддержки и понимания требований работников образования. Мы благодарим всех за активность и солидарность в поддержке Обращения к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации в связи с рассмотрением проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и надеемся, что совместными усилиями сможем отстоять наши права и гарантии. Беседовала Нина Гатауллина, фото автора |