05.08.2012 |
Главная задача - повышение социальной защищенности работников (интервью с Т.Ю. Васильевой) |
– Татьяна Юрьевна, какие направления работы у вашего отдела? – Отдел социального развития ФПРТбыл сформирован недавно с целью оказания содействия в адресной эффективной защите населения республики от социальных рисков, т.е. от вероятной угрозы нарушения нормального социального положения человека, его социальных потребностей, таких как, обеспечение жильем, комфортными условиями проживания, трудом и занятостью, медицинским обеспечением, охраной здоровья. – Что предполагает содействие? – Мы занимаемся изучением нормативной правовой базы, целевых и комплексных программ, их анализом, и как следствие -подготовкой предложений и выработкой позиций профсоюзов по вопросам эффективной занятости населения, обеспечения реализации программ отдыха, оздоровления работников, детей и молодежи, сохранения и развития социальных гарантий трудящихся, гендерного равенства, жилищно-бытового обеспечения и коммунального обслуживания, социального и медицинского страхования населения. -Да, вопросов очень много. Но, поскольку сейчас в разгаре летний сезон, расскажите о том, как обстоят дела с организацией летнего отдыха детей, и есть ли здесь, на ваш взгляд, какие – либо проблемы? – Проблемы есть, как на уровне нашей республики, так и на уровне Российской Федерации в целом. Третий год в России действует новый порядок организации детского отдыха и оздоровления. К сожалению, детский отдых с 2010 года исключен из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, и полномочия по финансированию и организации детского отдыха и оздоровления переданы в ведение регионов и региональных бюджетов. Профсоюзы по всей России активно включились в процесс формирования новой системы организации детского отдыха и Федерация профсоюзов Татарстана – не исключение. На сегодняшний день мы смело можем заявить, что при активном участии профсоюзов в нашей республике не было снижено финансирование детской оздоровительной кампании и охват детей всеми видами отдыха. Наоборот, увеличено количество путевок в загородные стационарные лагеря и сокращено– в лагеря дневного пребывания (пришкольные), упрощен и регламентирован механизм приобретения путевок, увеличено бюджетное авансирование детских лагерей. Кроме этого профсоюзы сегодня представлены в составе Республиканской межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, что позволяет, как говорится, «держать руку на пульсе» и своевременно реагировать в случае непредвиденных ситуаций. Но, к сожалению, есть проблемы, которые до сих пор не решаются. Это необоснованно низкая нормативная стоимость койко– дня в детском загородном оздоровительном лагере. Для наглядности приведу такие цифры: если уровень инфляции за последние три года в республике составил 23%, то нормативная стоимость койко-дня в стационарном лагере увеличилась всего лишь на 10,5 %. А ведь именно от нормативной стоимости путевки в конечном итоге зависит размер родительской платы и бюджетная компенсация оздоровительным лагерям. Еще одной существенной проблемой является изношенность материально-технической базы загородных детских лагерей. Из года в год уменьшается их количество. Как известно, начало этому было положено еще в 90-е годы – в период приватизации, когда большинство предприятий, освобождаясь от неос-новной деятельности, передавали детские лагеря в муниципальную и государственную собственность. Сегодня более 70% детских загородных лагерей находится в собственности государства и муниципальных образований. По данным последней инвентаризации средний срок их функционирования составляет 42,7 года, износ материально-технической базы и сооружений составляет в среднем около 85%. – А сколько лагерей находится в муниципальной собственности Казани? – По итогам 2011 года в муниципальной собственности г. Казани находится всего 12 детских лагерей 1950 – 1960 годов постройки, из них к эксплуатации было допущено только 10 лагерей, в которых капитального ремонта не было 15 – 18 лет! Продолжает снижаться число ведомственных учреждений детского отдыха, и причин этому немало. Это и отсутствие необходимых средств у предприятий и организаций на содержание загородных стационарных лагерей, и неоправданно низкая закупочная цена детских путевок, и неисполнение финансовой дисциплины отдельными организаторами детского отдыха. Еще одним серьёзным упущением нашей республики считаем снижение доступности санаторно-курортного оздоровления наших детей. Начиная с 2010 года более чем в 3 раза сокращено количество детей, направляемых в санатории и профилактории санаторного типа в рамках Республиканской программы организации отдыха и оздоровления и занятости детей и молодежи. Эти и многие другие проблемы детского отдыха Федерация не оставляет без пристального внимания, продолжает действовать по их разрешению на всех уровнях, и наш отдел принимает в этом непосредственное участие. В помощь членам профсоюзов на нашем сайте регулярно размещается актуальная информация по вопросам детского отдыха. – Известно, что профсоюзы очень беспокоит вопрос резкого сокращения программ долечивания больных в реабилитационный период на базе профсоюзных здравниц. Как сегодня решается этот вопрос? -Сегодня в организации долечивания больных после непосредственно стационарного лечения, и не только на базе профсоюзных санаториев, произошла такая же ситуация как и с детским отдыхом – санаторно–курортное лечение работающих граждан было исключено из программ, финансируемых за счет средств Фонда социального страхования. Начиная с 2010 года, финансовое обеспечение расходов на оплату стоимости путевок осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. В Татарстане сразу более чем в 2 раза были сокращены объемы финансирования реабилитации (долечивания) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортных учреждений в сравнении с 2009 годом (в 2009 г. – 222 млн.руб., в 2010 г. – 99,95 млн.руб., в 2011 г. – 99,99 млн.руб.), уменьшился перечень заболеваний, позволяющий пройти восстановительное лечение работникам (исключено долечивание после операций желудочно-кишечного тракта, в т.ч. панкреатита). В 2011 году долечивание (реабилитацию) получили всего 4634 человека, в то время как в 2009 году – 10189 человек. И это несмотря на неблагоприятную тенденцию в здоровье граждан республики – рост количества инвалидов в трудоспособном возрасте, рост смертности от инфаркта миокарда населения в трудоспособном возрасте, увеличение заболеваемости и смертности от цереброваскулярных болезней в трудоспособном возрасте, рост заболеваемости населения сахарным диабетом, зарегистрированным впервые в жизни и т.д. – Татьяна Юрьевна, что делается Федерацией профсоюзов для исправления ситуации? – Эти вопросы неоднократно были озвучены перед руководством Республики Татарстан и для этого использовались различные форматы взаимодействия – обращения к Президенту и Премьер-министру республики, выступления на Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По инициативе Федерации профсоюзов РТ этой проблеме в апреле нынешнего года было посвящено выездное заседание Президиума Государственного Совета РТ, по итогам которого Кабинету Министров РТ было рекомендовано при формировании бюджета на очередной и последующие годы рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования (до объемов 2009 года) организации медицинской реабилитации работающих граждан в условиях санаторно-курортных учреждений и увеличения перечня заболеваний, позволяющих пройти санаторно-курортное долечивание. Также мы курируем вопрос увеличения бюджетных расходов на санаторно-курортное лечение работников бюджетных учреждений Республики Татарстан. С каждым годом количество участников этой программы растёт и по итогам 2011 года оздоровлено около 5 тысяч человек. Сегодня мы добиваемся расширения финансирования данного направления, предусмотрев санаторно-курортное лечение для низкооплачиваемых работников муниципальных учреждений. – Нашим читателям будет интересно узнать, что предпринимают профсоюзы в связи с ростом цен на ЖКУ: очередное повышение которых произошло 1 июля и еще ожидается с 1 сентября? – Вопрос повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса на сегодняшний день остается очень актуальным. За последние три года рост тарифов за услуги жилищно-коммунального хозяйства значительно (более чем в 9 раз) опережает показатель роста реальной заработной платы населения республики. Так, за 2009-2011гг. рост тарифов составил 57,7%, а реальная заработная плата за тот же период возросла только на 6%. В такой ситуации наиболее уязвимой становится категория малообеспеченных граждан, число которых с каждым годом увеличивается. По итогам минувшего года численность работающих с заработной платой ниже МПБ и ПМ возросла на 10 и 20% соответственно. Продолжается рост численности граждан пенсионного возраста и граждан, нуждающихся в социальной защите. В то же время число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, уменьшается. На наш взгляд, сегодня социальная защита малообеспеченного населения в республике недостаточно эффективна. Размер регионального стандарта максимальной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленный в республике на уровне 21%, не позволяет расширить диапазон государственной поддержки нуждающимся. При этом, в регионах России есть позитивный опыт по снижению данного стандарта: в Москве данный стандарт составляет 10%, в г. Санкт-Петербурге – 16%, в Республике Марий Эл, Нижегородской и Оренбургской областях – 18% (по данным Центра муниципальной экономики и права). Кроме того, в республике снижен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий для семей, состоящих из 3-х, 4-х, 5-ти и более человек, с 18 кв. м. на человека до 17, 14 и 12 кв.м. соответственно, что в значительной мере ниже нормативов, установленных во многих регионах России, где утвержден стандарт из расчета 18 кв.м. на человека. Принятое Правительством республики решение ведет к неравномерной социальной поддержке граждан с низким уровнем доходов, что ухудшает уровень и качество жизни данных семей. В этой связи, профсоюзы заявляют о необходимости поэтапного снижения значения регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 21% до 16%, а также изменение регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого при расчете субсидий для семьи из трех и более человек, в размере не менее 18 кв.м. на одного человека. К тому же, сегодня очень высок уровень потерь в жилищно-коммунальном хозяйстве, тепловых и электрических сетях (достигает по некоторым услугам, в частности, в водоснабжении, 30%). Это означает, что население несет дополнительные расходы, поскольку существующие потери поставляющая организация учитывает при формировании тарифа. Кроме того, ликвидация перекрёстного субсидирования тарифов повлечет дополнительную нагрузку (более 4 млрд.руб.) на население республики. В настоящее время разницу в тарифах оплачивают промышленные предприятия республики. Учитывая это, Федерация профсоюзов РТ подготовила и направила следующие предложения в бюджет на 2013 год: – запланировать средства на компенсацию затрат на теплоснабжение населению г. Казани в связи с различными тарифами производителей (с 01.09.2012 – МУП ПО «Казэнерго» – 1 422,41 руб./Гкал, ОАО «Татэнергосбыт» – 630,40 руб./Гкал.); – запланировать средства на проведение (на согласованных условиях) мероприятий, связанных с сокращением издержек организаций, производящих электрическую и тепловую энергию, оказывающих коммунальные услуги, за счет: обучения персонала, внедрения сберегающих технологий, сокращения потерь ресурсов при обслуживании населения и т.д. – предусмотреть увеличение объёма средств на выплату субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для малообеспеченного населения. Кроме этого, направлены предложения по внесению изменений в ряд региональных нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального комплекса и социальной защищенности малообеспеченного населения (постановление Госкомитета РТ по тарифам «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в РТ», Методики формирования тарифов на ЖКУ, Методические рекомендации по проведению общих собраний собственников помещений по выбору способа управления МКД или смене управляющей организации МКД). Помимо этой работы сотрудники отдела ведут и разъяснительную работу, что, согласитесь, немаловажно. Ведь зачастую вовремя полученная информация может предотвратить всплеск социального напряжения в обществе. В настоящее время мы формируем методические материалы в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые будут иметь следующие разделы: – нормативная правовая база (РФ и РТ), регламентирующая деятельность в сфере жилищной политики, системы оплаты жилья и коммунальных услуг, жилищных льгот, предоставляемых государством отдельным категориям граждан; – порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги; – порядок расчетов субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых малоимущим гражданам (перечень основных документов и примеры расчетов); – рубрика «Вопросы – ответы»; – обзор федеральной и региональной прессы, в т.ч. переписка ФПРТ по данному вопросу; – куда обращаться по вопросам ЖКХ и т.д. Надеемся, что данная информация будет полезна нашим членам профсоюзов. Окончательный вариант «методички» мы планируем разместить на сайте в сентябре – октябре нынешнего года. – Говоря о направлениях работы отдела, вы упомянули и о вопросах эффективной занятости? – Да, помимо изложенных проблем, мы принимаем участие в формировании и реализации политики эффективной занятости на всех уровнях социального партнерства, защиты граждан от безработицы. Достижение этих целей напрямую связано с разработкой и реализацией целевых республиканских программ по содействию занятости населения, адаптированных к задачам социально-экономического развития республики, инновационному развитию, модернизации экономики. Наши предложения нашли отражение в Республиканском соглашении между Федерацией профсоюзов РТ, Координационным советом объединений работодателей РТ, Кабинетом Министров РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2012 год, макетах коллективного договора, территориального соглашения. Мы ведем ежемесячный мониторинг реализации основных показателей Республиканской программы содействия занятости населения РТ и Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда РТ, анализ состояния рынка труда, оценки эффективности действий программ. К сожалению, не в полной мере и не все наши предложения сегодня услышаны. Не первый год мы обращаем внимание Правительства республики на необходимость приоритетного развития активных форм занятости над социальными выплатами в виде пособия по безработице, программ обучения и переобучения безработных и граждан, находящихся в группе риска, содействия сохранению действующих и созданию новых рабочих мест. Особое внимание профсоюзов республики направлено на снижение молодёжной безработицы, поскольку около трети от общего числа безработных составляет молодежь. Профсоюзы инициировали проведение в июне 2011 года «круглого стола» с участием ответственных работников Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, представителей профильных министерств и ведомств, молодёжных организаций, профсоюзного актива республики. Неоднократные письменные обращения и заявления с трибун о необходимости принятия мер, направленных на уменьшение молодёжной безработицы, в том числе в части изменения законодательства, имеют определенные результаты. Сегодня нас поддерживает Министерство образования и науки РТ, по нашей инициативе Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ ведется работа по внесению изменений в Закон РТ от 24.07.2006 г. № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в части расширения возрастного диапазона участников данной Программы. – Татьяна Юрьевна, сегодня профсоюзы находятся на пути создания методики своего участия в развитии обязательного социального страхования в условиях не прямого управления внебюджетными фондами… – Профсоюзы на протяжении своей деятельности последовательно отстаивали позицию о необходимости развития системы обязательного социального страхования работника от социальных рисков, как самой адекватной формы защиты в условиях рыночных отношений.Тем более легитимность их деятельности обозначена в нормах Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (ст.15), позволяющих представлять интересы граждан в составах правлений, ревизионных комиссий внебюджетных социальных фондов, принимать участие в контроле за расходованием страховых средств. Не первый год в рамках сотрудничества с Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ действует Соглашение с профсоюзами Татарстана о взаимодействии по вопросам развития обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, обеспечению перехода от единого социального налога к страховым взносам и реализации Программы государственного софинансирования, формирования пенсионных накоплений граждан. Буквально недавно – в июне, по нашей инициативе впервые подписано Соглашение с Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РТ о взаимодействии при защите прав и интересов застрахованных граждан по вопросам социального страхования и трудового законодательства. Также мы осуществляем взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования. В целях информирования членов профсоюза о реализации прав населения республики на гарантированную бесплатную и качественную медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, социальную помощь в период нетрудоспособности, в условиях последних законодательных новаций организуем и проводим совместные семинары и «круглые столы». На официальном сайте ФПРТ мы создали новую рубрику «Спрашивайте – отвечаем» по вопросам обязательного социального страхования, где каждый может ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по этой теме и ответами на них. Сегодня мы ставим перед собой задачи, направленные на повышение уровня социальной защиты работников через системы страховых принципов, коллективных договоров и соглашений, обучения, законодательную инициативу, информационную деятельность.
Беседовала Нина Гатауллина. |