12.05.2012 |
Культура готовится к НСОТ (интервью с Раятом Галеевым) |
Разговоры о переходе на новую систему оплаты труда работников культуры в нашей республике ведутся уже давно и вот, наконец, определен срок – с 1 октября нынешнего года. Естественно, в связи с этим у профсоюза возникают определенные волнения: что надо сделать, чтобы переход на НСОТ прошел безболезненно и мягко. И, самое главное, не разочаровал работников. О том, как отраслевой профсоюз готовится к этому ответственному моменту, мы попросили рассказать нам председателя республиканского комитета профсоюза работников культуры Раята Галеева.
– Раят Гильмутдинович, наконец-то и до вас дошла очередь: с октября нынешнего года учреждения культуры переходят на новую систему оплаты труда.
– Да, с июля планируется перевести на НСОТ работников здравоохранения, а с 1 октября нас. Мы старались приблизить этот момент, но не получилось. Премьер-министр ответил, что на одновременное переведение на НСОТ сразу двух отраслей у республики не хватит средств. Может, это и к лучшему. Потому что итоги перехода на новую систему оплаты труда в федеральных и региональных учреждениях культуры РФ показали, что новая система оплаты труда вводилась поспешно и не была проработана до конца, не отражала специфики отрасли. Таким образом, у нас есть возможность не повторить ошибки других, особенно в части нарушения трудового законодательства.
– Что именно Вас беспокоит?
– Дело в том, что отраслевая система оплаты труда, помимо схем должностных окладов, включает оплату труда за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также стимулирующие выплаты. Система социального партнерства регламентирует решение этих вопросов через коллективные договоры, положение по оплате труда в учреждениях. Нормами трудового законодательства закреплено право профсоюзов участвовать в решении этих вопросов. Однако несовершенство методики расчета заработной платы по новой системе оплаты труда, отсутствие четких критериев эффективности труда ставит под сомнение объективность и прозрачность стимулирующих выплат. Кроме того региональные властные структуры не используют возможность установления дополнительных выплат стимулирующего характера за внедрение новых проектов, наличие экспериментальных программ, мотивируя это отсутствием финансовых средств. Более того, ряд недостатков мы видим и в методике по установлению должностных окладов, разработанной министерством культуры РФ из-за чего на практике очень часто возникает много спорных вопросов. Например, почему критерии отнесения должностей служащих к той или иной профессионально-квалификационной группе предусматривают только уровень образования, да и то не всегда, и при этом не учитываются другие факторы, ну хотя бы стаж по специальности? Или когда должности работников культуры не дифференцируются по квалификационным уровням. Разве это возможно, когда в одной профессионально-квалификационной группе «уживаются» артист вспомогательного состава и контролер билетов, ведущий дискотеки и артист оркестра, художник-гример и художник-постановщик? А некоторые должности и вообще не нашли своего отражения в профессионально-квалификационных группах.
– И что вы предлагаете в связи с этим?
– На мой взгляд, наиболее проработанной и значительно отличающейся оказалась модель отраслевой системы оплаты труда Тверской области. Нам кажется, что этому пути должны пойти и мы. Реформирование оплаты труда на региональном уровне невозможно рассматривать вне законодательного контекста региона. Администрация Тверской области вместе с профсоюзами, представителями муниципальных органов исполнительной власти, руководителями учреждений и другими заинтересованными представителями для законодательного регулирования перехода на НСОТ разработали целый ряд постановлений. Не вдаваясь в подробности, скажу, что одним из главных отличий от новой системы оплаты труда, предложенной федеральным учреждениям культуры и искусства, стал принцип дифференциации, заложенный в размерах окладов работников по группам учреждений. В отличие от положения, разработанного Минкультуры РФ, ограничившегося установлением рекомендуемых минимальных окладов только по профессионально-квалификационной группе общеотраслевых должностей служащих. В Тверской области были установлены оклады и для каждого квалификационного уровня каждой группы. Критерием установления стимулирующих выплат для руководителя госучреждения культуры и искусства Тверской области, его замов и руководителей структурных подразделений служит выполнение и перевыполнение планово-экономических показателей, установленных как дл всего учреждения, так и для отдельных его структурных подразделений.
– Эти подходы уже были апробированы и имеют результаты?
– Да, первым на себя «примерил» их «Тверской областной академический театр драмы». С введением новой системы оплаты труда среднемесячная заработная плата работников театра с учетом всех выплат увеличилась примерно на 24%. В структуре фонда оплаты труда большую часть – 55.4% занимают должностные оклады; 9,2% – выплаты компенсационного характера и 35,4% – стимулирующего. При этом в год примерно четверть доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности направляется на поощрительные выплаты сотрудникам. По мнению руководства театра в условиях НСОТ появилась реальная возможность дифференцированно подходить к оплате труда каждого работника и материально поощрять хорошо работающих сотрудников. Подход Тверской области к реформированию оплаты труда заслуживает внимания уже потому. что там достигнуто более рациональное распределение фонда оплаты труда и, что важно, установлена взаимосвязь заработной платы с результатами труда работников.
– Скажите, достиг ли уровень окладов у работников культуры средней заработной платы в регионе?
– К сожалению, нет. Даже при удачном внедрении новой системы оплаты труда уровень окладов творческих работников остается низким. Чтобы были какие-то подвижки, необходимо увеличение размера бюджетных ассигнований на формирование фонда оплаты труда. И здесь региональные власти исходят из своих возможностей…
– Наши региональные возможности – это повышение ФОТ при переходе на НСОТ на 16%?
– Да, так и было заявлено. О каком коренном изменении материального положения работников бюджетной сферы тут можно говорить? Наряду с этой мы видим и другие проблемы. В бюджетных учреждениях внедрение НСОТ сопряжено с огромным субъективным влиянием руководителя. И при этом нет никаких необходимых механизмов ограничения этого влияния. Представляется сомнительным, что на уровне конкретного работника новая система будет способствовать повышению эффективности работы при необеспеченности общего уровня достойной жизни работников. В большинстве случаев работники вообще не понимают, сколько они будут получать по новой системе, по каким показателям будут рассчитываться их компенсационные и стимулирующие надбавки. Странно ожидать, что в этой ситуации произойдет заявленное повышение качества работы.
– Раят Гильмутдинович, каковы же действия профсоюза?
– Во-первых, мы рекомендуем ввести минимальные социальные стандарты. Во-вторых, обеспечить массовое информирование о сути отраслевой системы оплаты труда в учреждениях и в организациях культуры. В-третьих, предложить механизмы исключения явной уравниловки в оплате равного труда при его различном количестве: предусмотреть так называемую «вилку» окладов или ступени, градации по оплате труда в пределах единых ставок и окладов. Необходимо усилить и закрепить реальное право и полномочия организаций и учреждений культуры в решении вопросов начисления окончательных размеров заработной платы работникам; рассмотреть возможность индексации тарифных ставок работников учреждений культуры опережающими темпами по сравнению с ростом цен; предусмотреть конкретные формы участия профсоюзов при определении порядка и условий применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях с бюджетным финансированием. Надо сохранить надбавки за звание, стаж работы в отрасли в объеме тех процентов, которые были предусмотрены при ЕТС – за стажевые и за звания – до 40%. И мы готовы активно работать в этом направлении с нашими социальными партнерами. Нина Гатауллина, фото Артема Барабанова |