27.04.2012 |
«Год охраны труда – как работодатель я это приветствую» (интервью с Юрием Ивановым) |
В обществе с ограниченной ответственностью «Нижнекамское ПАТП» трудится более 650 человек. В феврале 2010 года предприятие получило «Сертификат доверия работодателю», выданный Государственной инспекцией труда в РТ. Он удостоверяет, что ООО «НПАТП» внесено в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Данный Сертификат сохранен за коллективом и в 2011 году. Во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организации производственной сферы» в прошлом году оно заняло первое место и награждено Дипломом. О том, что за этим мы попросили рассказать генерального директора ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрия Иванова.
– Юрий Геннадиевич, с чего начинается соблюдение трудовых прав работников на вашем предприятии?
– Думаю, с заключения коллективного договора. У нас на предприятии он заключается раз в три года и является основным правовым документом, регулирующим социально-трудовые отношения между работником и работодателем. Выполнение условий колдоговора, которые мы контролируем и заслушиваем раз в полгода – хорошая мотивация для вступления в профсоюз. Наверное, поэтому все без исключения работники являются у нас членами профсоюза. Вместе с профсоюзным комитетом мы работаем над решением целого ряда задач, одной из которых является охрана труда работников. Кстати, полученный нами «Сертификат доверия работодателю» выдан, в том числе и за то, что на предприятии созданы такие условия труда, которые позволяют сохранить здоровье работникам, уберечь их от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
– Вы наверняка знаете, что 2012 год объявлен Федерацией профсоюзов Годом охраны труда.
– Да, конечно, и как работодатель всячески это приветствую. У нас в ООО ежемесячно проводятся Дни охраны труда и техники безопасности, составлен план соответствующих мероприятий, комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению условий труда работников предусмотрен и коллективным договором.
– У вас уже сложились какие-то традиции в этой области?
– Безусловно. Во-первых, с каждым новичком в обязательном порядке проводится вводный инструктаж. Кроме того, водители и ремонтники, прежде чем приступить к самостоятельной работе, проходят обязательную стажировку под руководством опытного наставника, и только после этого им доверяют сесть за руль автобуса или инструменты. Неоднократно проводятся внеплановые и целевые инструктажи по правилам безопасной работы. Все принятые в НПАТП обязаны в течение месяца пройти обучение по охране труда и технике безопасности, пожарной и электробезопасности по специально разработанным программам. Затем члены постоянно действующей экзаменационной комиссии проверяют, насколько хорошо работники усвоили обязательные для всех правила безопасности. При этом замечу, учатся не только новички, но и руководители и специалисты предприятия: они проходят обучение по охране труда в специализированных организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. Только в 2011 году нами было выделено на обучение и проверку знаний по охране труда более 354 тысяч рублей. Еще 112 тысяч рублей было потрачено на приобретение нормативно-технической документации и наглядной агитации для оборудования учебного класса, кабинета по ОТ и уголков по охране труда на рабочих местах. У нас существует строгий трехступенчатый контроль за охраной труда, все выявленные нарушения и замечания фиксируются и по ним принимаются конкретные меры.
– Юрий Геннадиевич, скажите, а сколько средств затрачено у вас на охрану труда одного работника по прошлому году?
– Фактические расходы на охрану труда в 2011 году составили 2 млн.720 тысяч рублей, что в пересчете на одного работника составляет 4110 рублей.
На сегодняшний день у нас проведена 100%-ая аттестация рабочих мест по условиям труда, все работники обеспечены средствами индивидуальной защиты. На всех рабочих местах обновлены аптечки по оказанию первой медицинской помощи. Согласно колдоговору, работники, которые трудятся в опасных и вредных условиях, получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты и периодически проходят медицинский осмотр. В прошлом году медицинский осмотр прошли 309 человек, еще 45 были осмотрены специалистами центра профпатологии Министерства здравоохранения республики. Ни у одного из них медики не обнаружили признаков профзаболеваний. В этой связи хочу отметить, что у нас имеется собственный здравпункт, оснащенный современным оборудованием. Любой работник может получить здесь необходимую медицинскую помощь. Работники здравпункта ежедневно проводят предрейсовый и послерейсовый осмотры водителей. В 2010 году по предложению работников предприятия в колдоговор был включен пункт о проведении предварительных – при поступлении на работу – и периодических медосмотров работников на предмет употребления ими наркотических средств и психотропных веществ.
– Ваши работники дружат со спортом?
– Могу сказать, что наш спортивный комплекс НПАТП, который действует с 2003 года, очень популярен среди работников. Они с удовольствием посещают его и во время обеденного перерыва и после работы. В нем есть все для того, чтобы заниматься любимым видом спорта – стол для любителей армреслинга, борцовский ковер, тренажеры для отработки боксерских ударов, бильярдный и теннисные столы, электронный дартс, гири, гантели и другие спортивные предметы, помогающие поддерживать и укреплять здоровье. Каждый год на предприятии проходит смотр-конкурс на звание лучшего физкультурника сразу по нескольким видам спорта и волейбольный турнир памяти директора предприятия Николая Муллина. Ежегодно лучшие спортсмены НПАТП отстаивают честь родного предприятия на городских спартакиадах коллективов физической культуры и спорта предприятий и учреждений города Нижнекамска. В прошлом году, участвуя в 11 видах соревнований, спортсмены НПАТП заняли третье призовое место в первой лиге, в которой выступали более маститые и профессиональные в нашем городе команды такие, как команда УВД, Управления по делам молодежи и спорту, Управления образования и другие.
– Юрий Геннадиевич, не могу не спросить о заработной плате на вашем предприятии?
– В прошлом году средняя заработная плата по сравнению с предыдущим годом у водителей выросла почти на 11%, у ремонтных рабочих – более чем на 20%. Сегодня наши водители в среднем получают 18225 рублей, ремонтники –
12565 рублей. Кстати, о заработной плате. Когда в НПАТП появилась возможность ее увеличить, мы не стали поднимать, как это принято на многих предприятиях, на определенный процент ставки и оклады. Потому что при таком раскладе в выигрыше остается тот, у кого больше оклад. Сделали иначе – увеличили зарплату в рублевом соотношении, одинаково для всех, начиная с директора и заканчивая уборщицей. В итоге у всех работников предприятия зарплата выросла на одинаковую сумму.
– Вы наверняка знаете поговорку: сапожник без сапог. Это я к вопросу о том, существуют ли у вас какие-либо льготы для работников на проезд в общественном транспорте?
– Скажу сразу, что для нас эта поговорка не характерна. Во-первых, для доставки на работу и с работы работников предприятия выделяются автобусы. Вахтовая статья расходов а 2011 году составила порядка 13,5 млн рублей. Еще в три с лишним миллиона рублей обходится нам проезд работников и неработающих ветеранов на автобусах нашего предприятия. Кроме того, по пропускам предприятия все работники в течение года бесплатно пользуются услугами общественного транспорта на основании договоров, заключенных с ПАТП-1 и «Горэлектротранспортом». Только в 2011 году стоимость затрат по этой статье расходов составила в общей сложности более 2 млн. рублей.
Таким образом, на коллективно-договорные отношения между работниками и работодателем использовано почти 20 млн. рублей. В пересчете на одного работника предприятия получается более 30 тысяч рублей в год. И это без учета средств, выделенных на охрану труда.
– Что и говорить, впечатляет. Может, теперь о проблемах расскажете, если есть?
– Как не быть. Возможно, успехов и достижений у нас было бы гораздо больше, если бы не проблемы. И касаются они не только НПАТП, но и всех автотранспортных предприятий республики. Речь, в первую очередь, идет о том, что транспортникам по-прежнему не компенсируются затраты на перевозку льготной категории пассажиров. Правительство в лице Комитета по тарифам регулирует цены на проезд, и повышать их до экономически обоснованных предприятиям не разрешает. Четыре месяца мы защищали свои тарифы на проезд и отстояли, в конце концов, 15 рублей. Однако уже тогда реальная себестоимость проезда одного пассажира составляла гораздо больше – 16 рублей 61 копейку. Возможно, мы бы и «потянули» эту разницу, если бы не перевозка льготных категорий населения по Единым социальным проездным билетам. Мало того, что определенная правительством республики стоимость проезда по ЕСПБ значительно занижена по сравнению с фактической себестоимостью, так еще и отсутствует компенсация расходов. Напомню: согласно постановлению Кабинета министров РТ, все расходы, связанные с перевозками льготников, должны возмещаться предприятию из средств федерального и республиканского бюджетов. Однако закон этот не работает уже который год. Отсутствует муниципальный заказ на транспортное обслуживание населения городскими и пригородными маршрутами, предусматривающий полное возмещение предприятиям расходов по их организации. Вот и «НПАТП» работу свою выполнило, как впрочем и другие автотранспортные предприятия, но ни одного рубля их бюджета на возмещение понесенных нами расходов в 2011 году так и не поступило. За три года, с 2008 по 2010 не возмещенная сумма расходов по перевозке пассажиров по Единым социальным проездным билетам и установленным ниже стоимости проезда регулируемым тарифам только нашему предприятию составила почти 60 млн рублей! Еще 24 млн задолжал бюджет ООО «Нижнекамское ПАТП-1» и свыше 36 млн – «Горэлетротранспорту». Общая сумма невыплаченной компенсации всем трем предприятиям на сегодняшний день составляет колоссальную сумму – 120 млн рублей!
– А вы куда-то обращались по данному вопросу?
– Мы обращались в Конституционный суд РТ, который подтвердил законность и справедливость наших требований, однако выплат как не было, так и нет.
Неся многомиллионные убытки, мы вынуждены ужимать свои собственные расходы. Однако делать это становится все труднее: цены горюче-смазочных материалов растут с каждым годом. За последние три года значительно увеличилась и налоговая нагрузка для автотранспортных предприятий. Так, оснащение одного автобуса системами обеспечения транспортной безопасности обходится в 40 тысяч рублей, системой навигации и тахографом – в 35 тысяч.
Вся экономия и прибыль, которую наше предприятие с таким трудом зарабатывает на чартерных и вахтовых рейсах, уходит на погашение убытков. И все равно мы при этом остаемся в «минусах». Из-за низкой заработной платы сокращается число водителей в ПАТП. У нас молодежь составляет всего лишь 9%.
Еще одна головная боль – обновление автобусного парка. Казалось бы, все просто: есть закон, согласно которому автобусы для предприятий общественного транспорта приобретаются на взаимовыгодных условиях, 50х50 – половину платит муниципальный бюджет, половину – транспортники. Но это опять только на бумаге. На деле мы и наши коллеги-транспортники вынуждены закупать автобусы на собственные средства. За последние шесть лет мы потратили на обновление парка более 121 млн рублей, закупив 65 автобусов. Но этого мало: износ автобусов сегодня составляет порядка 60%. На какие средства закупать технику дальше? Одним словом вопрос более чем достаточно. Ситуация сложилась достаточно серьезная. Если правительство республики не примет безотлагательные меры, то нашим предприятиям грозит банкротство.
– А как к этому относится отраслевой профсоюз?
– Хочу выразить признательность республиканскому комитету профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РТ и лично его председателю Юрию Данилову за понимание и поддержку в решении многих вопросов. Ведь именно Юрий Николаевич на встрече профсоюзных активистов с премьер-министром республики поднял вопрос о сложной ситуации, в которой оказались транспортные предприятия, и о том. что государство не спешит исполнять свои обязательства по компенсации проезда льготников и борьбе с нелегальным извозом. Записала Нина Гатауллина |