24.01.2012 |
Профсоюзная охрана (интервью с Татьяной Водопьяновой) |
Конституция России установила право работников на здоровые и безопасные условия труда. Законодательно данные проблемы должны решать федеральные органы государственные власти, органы власти республиканского значения, органы местного самоуправления, а практически это бремя лежит на работодателе и профсоюзах. С целью привлечения внимания общества к этой проблеме нынешний год профсоюзами Татарстана объявлен Годом охраны труда. По словам председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяны Водопьяновой, необходимость в этом назрела давно.
– Татьяна Павловна, в XXI веке вопрос охраны труда по-прежнему актуален?
– Конечно. Сложившиеся тенденции и статистика говорят о достаточно напряженной ситуации в этой сфере, как в России, так и в Республике Татарстан. Даже Президент Российской Федерации признал, что у рабочих в России «… во многих местах никудышные, очень сложные условия труда». Это подтверждается статистическими данными. Неудовлетворительные условия труда влекут за собой ухудшение состояния здоровья работников и высокий уровень профессиональной заболеваемости. В последние годы наша республика занимает лидирующее место в Приволжском федеральном округе по числу дней нетрудоспособности на одного пострадавшего при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний. Причем в среднем на восстановление и реабилитацию пострадавшего уходит около двух месяцев – это говорит о тяжести полученных производственных травм.
– А как это выглядит в цифрах?
– По оперативным данным Государственной инспекции труда в РТ за 11 месяцев 2011 года на предприятиях республики произошло 215 тяжелых (2010 год – 205) и 22 групповых (2010 год – 39) несчастных случая, количество погибших составило 98 человек (2010 год – 101). Рост смертельного травматизма наблюдается на транспорте (с 11 до 24), обрабатывающих производствах (с 12 до 14), торговле (с 3 до 6), предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (с 3 до 5), предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги (с 2 до 3), образовании (с 1 до 3).
– Как Вы думаете, профсоюз сможет изменить ситуацию в позитивном направлении?
– Да, в организациях, где созданы и действуют профсоюзные организации, значительно ниже уровень производственного травматизма и лучше условия труда. В то же время этот работник приобретает и дополнительную защиту своих социальных прав и гарантий и право на бесплатную консультативную помощь по вопросам охраны труда и юридическую защиту. Примером может служить строительная отрасль: здесь на предприятиях, где действуют профсоюзные организации, общий травматизм за последние пять лет снизился более чем в два раза, а также не было смертельных случаев в 2009-2011 годах. Снижение травматизма отмечено на предприятиях и организациях автотранспорта, народного образования, лесных отраслей. И подчеркиваю – именно там, где есть профсоюзные организации.
– Татьяна Павловна, сколько профсоюзных уполномоченных по охране труда работают сейчас на предприятиях и организациях республики?
– Около пятнадцати тысяч. На своих рабочих местах они следят за соблюдением законных прав и интересов работников. Они являются активными участниками разработки раздела «Охрана труда» коллективных договоров. Принимают участие в составе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, являются членами аттестационных комиссий, проводят информационную и разъяснительную работу. Много по их предложению осуществлено и практических дел. Профсоюзные технические инспекторы труда или представители профсоюзных комитетов предприятий в лице заместителей председателей профкомов – старших уполномоченных по охране труда с целью защиты прав пострадавших участвуют в расследовании практически всех тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев на производстве, происшедших на предприятиях, где имеются профсоюзные организации.
– А там где их нет?
– Заметно сложнее, но и им мы тоже стараемся помочь. В практику работы технической инспекции труда ФПРТ с конца 2010 года введено правило – участвовать в расследовании несчастных случаев не только там, где созданы и работают профсоюзные организации, но и на предприятиях, где профсоюзы отсутствуют. Нам удалось добиться, что большинство работодателей во исполнение норм трудового законодательства направляют в Федерацию профсоюзов РТ извещения по установленной форме о групповых, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом. Особое внимание технические инспекторы труда продолжают уделять вопросу предоставления работникам компенсаций за работы во вредных условиях труда и возврату финансовых средств на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний за счет страховых взносов. В рамках общественного контроля профсоюзами республики за 9 месяцев 2011 года проведено около 220 самостоятельных обследований организаций и предприятий.
– Нарушения были выявлены?
– Да, и немало – более 2400 нарушений трудового законодательства и выдано более 190 представлений. Совместно с государственными органами надзора и контроля было проведено около 130 проверок, в результате которых выявлено более 1200 нарушений требований трудового законодательства, законодательства о промышленной, экологической и санитарно-гигиенической безопасности. Рассмотрено более 550 обращений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением их прав в области охраны труда, 93,5% из которых разрешено в пользу работников. Техническими инспекторами защищены права работников в 94 процентах трудовых споров. Как показала трагедия с теплоходом «Булгария», произошедшая в прошлом году в республике, положение в области охраны труда обусловлено определенными, всем известными причинами, о которых мы давно и неоднократно говорим.
– Что Вы имеете в виду?
– То, что произошло в последние годы. Произошла ликвидация Министерства труда и социального развития РФ и служб охраны труда в федеральных органах власти, резкое сокращение этих служб в региональных и отраслевых органах. Так, в ряде министерств и ведомств республики до сих пор не созданы службы охраны труда, а там, где созданы, они занимаются, как правило, и пожарной безопасностью, и экологией, и гражданской обороной. Мы в большей степени потеряли ведомственный государственный контроль за охраной труда – за которым раньше были не только проверки, а что очень важно, – профилактические мероприятия, методическое сопровождение и руководство, тематическое обучение и т.д. Заметно ослабляет работу как на отраслевом, так и на территориальном уровнях отсутствие у органов местного самоуправления полномочий в сфере охраны труда. В связи с изменениями федерального законодательства ослаб и государственный контроль за охраной труда. Продолжается сокращение штата надзорно-контрольных органов, в результате нагрузка инспекторского состава и его численность несопоставимы. Достаточно сказать, что одно и то же предприятие может подпасть под повторную проверку лишь через 20-25 лет.
В то же время государство проявляет непозволительный либерализм к собственникам. У многих владельцев бизнеса на первом месте стоит не человеческая жизнь, а выгода любой ценой.
– В этом, к сожалению, трудно усомниться.
– А ведь алчность – предвестница новых катастроф. Безответственность и хозяйственная расхлябанность – главная причина того, что у нас в России чуть ли не каждый месяц – крупная катастрофа или трагедия: падаем, горим, взрываемся, тонем. Законодательство «пронизано» заботой о бизнесменах, контролировать деятельность которых возможно только раз в три года. Среди основных причин сложившейся ситуации в сфере охраны труда также слабое финансирование мероприятий по охране труда. Работодатели, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, не спешат вкладывать средства в модернизацию производства, совершенствование технологий, обновление оборудования, приобретение современных средств защиты, проведение аттестации рабочих мест. В бюджетной сфере эти вопросы остаются нерешенными.
– Почему?
– Так как до сих пор законодательно не определен норматив финансирования. Соответственно мероприятия по охране труда здесь финансируются за счет средств организаций, т.е. по остаточному принципу. Одним из путей решения проблем в сфере охраны труда является дальнейшая адресная совместная работа в рамках социального партнерства. На сегодняшний день совместно разработаны и успешно действуют программы улучшения условий труда на республиканском и отраслевом уровнях.
– И есть результаты?
– Есть. Так, практика реализации Программы в химических отраслях промышленности позволила улучшить условия труда и быта для 2130 работников отрасли, снизить почти наполовину количество пострадавших на производстве, повсеместно провести аттестацию рабочих мест. За последние пять лет затраты на охрану труда на одного работающего возросли в 2,5 раза. Программа улучшения условий труда в сфере образования позволила более чем в 2,5 раза сократить количество несчастных случаев в отрасли, обеспечить финансирование мероприятий по созданию безопасных условий труда на сумму 630 млн. рублей. В ходе реализации Программ в масштабе республики совместно с социальными партнерами удалось добиться увеличения финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, активизации работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Средний республиканский показатель финансирования мероприятий по охране труда на одного работающего за последние пять лет возрос почти на 50 процентов. До 56 процентов увеличилось количество аттестованных рабочих мест по условиям труда. В коллективных договорах предприятий предусмотрен и ведется комплекс мер по снижению риска травматизма и профзаболеваний, созданию безопасных условий труда. При этом подчеркну, что решение вопросов улучшения условий и охраны труда возможно только в рамках социального диалога между профсоюзами, как выразителями интересов работников с одной стороны, и объединениями работодателей и государственными структурами – с другой. Как известно, право на проведение общественного контроля за безопасностью на производстве, за условиями труда работников, согласно действующему законодательству, принадлежит профсоюзам. А работодатели должны содействовать общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. В то же время видится необходимость в модернизации всей системы управления охраны труда в республике, поэтому у профсоюзов есть по этому поводу конкретные предложения.
– Какие именно, Татьяна Павловна?
– Внедрение отраслевых служб охраны труда в министерствах; наделение соответствующими полномочиями органов местного самоуправления; адресное финансирование через бюджет мероприятий по охране труда и аттестации в бюджетной сфере. Это те меры, которые позволят решить ряд проблем в республике, а определенные финансовые затраты в отдаче принесут гораздо большее – дадут возможность обеспечить качество трудовых ресурсов и самое главное помогут сохранить здоровье и жизнь наших граждан. Между тем, ряд проблем может быть решен лишь на федеральном уровне. Государство должно вернуться в сферу безопасности и охраны труда. На наш взгляд, необходимо:
вернуть к жизни полномасштабное министерство труда, которое могло бы заниматься всем этим комплексом вопросов, касающихся трудовых отношений. Также нужно разработать национальную программу по улучшению условий и безопасности труда работников. Через законодательное регулирование следует сформировать систему экономических стимулов, направленных на повышение мотивации работодателя к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, а также ужесточить законодательные требования по материальной и уголовной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профзаболевания. Только в этом случае мы имеем право надеяться на то, что смертельная кривая несчастных случаев на производстве пойдет вниз.
– Спасибо. Беседовал Артем Барабанов |