23.11.2011 |
Будни Азнакаевского СПО (интервью с Рамзией Хасановой) |
Четверть века Рамзия Хасанова возглавляет, Азнакаевскую районную профсоюзную организацию работников образования. Сегодня в структуру районной профсоюзной организации входят 93 первичные профсоюзные организации со 100%-ным профсоюзным членством. Благодаря высокому профессионализму их председателей, отраслевой профсоюз в районе имеет большой авторитет: 82% профлидеров с высшим образованием, 27 человек пользуются доверием членов профсоюза своих первичек уже более 15 лет. В интервью с Рамзией Миргасимовной мы попросили ее рассказать о том, как осуществляется руководство первичными профорганизациями, а также о том, как на местах развивается главное направление профсоюзной работы – социальное партнерство.
– Рамзия Миргасимовна, какие формы и методы работы вы используете в руководстве первичными профсоюзными организациями?
– Руководство первичками Азнакаевский Совет профсоюзных организаций осуществляет на основе Положения о первичной профсоюзной организации Профсоюза и перспективного плана, в котором предусматривается оказание практической организационной помощи, обучение кадров и актива, информационное, методическое обеспечение первичных профсоюзных организаций.
Совершенствуя формы организационной работы и учитывая удаленность сельских учреждений образования от районного центра нами были созданы шесть кустовых информационно-методических центров (Актюбинский, Тумутукский, Карамалинский, Чалпинский, Урманаевский, Какре-Елгинский), которые объединяют первичные профсоюзные организации 39 школ и 37 детских садов. Их возглавляют опытные профсоюзные лидеры. Кстати, таким образом, у нас в районе издавна координируется и методическая служба. На базе кустовых центров сосредоточена информационно-методическая база, в практику работы вошло проведение ежегодных 4-х разовых заседаний членов профсоюзного актива на базе объединений во время каникул, в ходе которых опытные председатели профкомов дают мастер-классы, организуют деловые игры. Между заседаниями проводятся семинары по обмену опытом работы, консультации по различным вопросам работы профсоюзных организаций, отмечаются юбилейные даты образовательных учреждений и членов профсоюза, подводятся итоги различных конкурсов. Цель у нас одна – научить профлидеров работать для учителя и во имя учителя. Мы стремимся сделать как можно больше для того, чтобы профсоюз стал в районе равноправным участником социального партнерства.
В целях совершенствования организационного укрепления первичек раз в два года мы объявляем «Год первичной профсоюзной организации». Это позволяет определить профсоюзных лидеров, добившихся значительных успехов в защите прав работников образования. Налаженная в районе система постоянного мониторинга профсоюзной деятельности позволяет отслеживать и объективно оценивать деятельность каждой организации в режиме реального времени
– Какую роль в руководстве первичными профорганизациями вы отводите информационной работе?
– Большую, если не сказать, первостепенную. В целях обмена опытом и информацией о деятельности профсоюзных комитетов и их председателей ежемесячно собирается профсоюзный кружок «Трибуна профсоюзного лидера». Тексты выступлений публикуются в сборнике, который распространяется среди учреждений образования. Советом выпускается ежеквартальный бюллетень «Профсоюзный вестник» в помощь членам профсоюза по вопросам охраны труда, правовой поддержки, оплаты труда, социальных гарантий. Совершенствование информационной работы легло в основу разработанной нами программы «Информационная работа в Азнакаевской районной профсоюзной организации». Своими силами мы организовали курсы компьютерной грамотности для председателей профкомов. Радует, что сегодня они используют информационные технологии в своей работе. В Совете профсоюзных организаций налажена электронная связь со всеми первичными профсоюзными организациями: электронная почта, школьные профсоюзные Интернет-страницы. Наш сайт работает с 2009 года (http://aznprof.edusite.ru). По итогам семинаров участники получают электронный материал по темам, помогающим профсоюзным руководителям правильно организовать свою работу, грамотно решать вопросы, возникающие в трудовом коллективе. Большую информационную поддержку получаем мы с сайтов Республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки, ЦК Профсоюза, Федерации Профсоюзов РТ. На местах вся полученная информация размещается в профсоюзных уголках и на стендах.
– Что, на ваш взгляд, является определяющим в жизнедеятельности первички?
– Уверенность членов коллектива в необходимости и значимости профсоюза – основа сильной первички. Главное здесь – совместная деятельность коллектива, профсоюзного комитета и администрации учреждения образования. Если председатель и профсоюзный комитет проявляют заботу о каждом члене профсоюза, стараются создать благоприятные комфортные условия на рабочих местах, то и в коллективе будет благоприятный психологический климат для успешной работы. Безусловно, немаловажную роль в формировании положительного имиджа профсоюзной организации играют и личные качества профсоюзного лидера. Очень многое в работе первичек зависит от того, как выстроены отношения с руководителем учреждения. У нас, к примеру, администрация и профком всегда находят общий язык в том, как совместными усилиями сделать лучше и интересней жизнь каждого педагога и работника. Преимущественно, в коллективах царит атмосфера доверия и дружелюбия. Каждый наш работник чувствует себя уверенно на рабочем месте, знает, что в любое время может решить возникшие у него проблемы совместно с председателем первичной профсоюзной организацией и руководителем учреждения. Кроме того, в школах и детских садах Азнакаево открыты профсоюзные кабинеты, где члены профсоюза всегда могут найти помощь и поддержку.
– Рамзия Миргасимовна, как вы оцениваете уровень социального партнерства у вас в территории?
– Я бы оценила его достаточно высоким. Прежде всего, потому, что в нашем районе социальные вопросы решаются в условиях взаимопонимания партнеров: администрации, работодателей и профсоюза. Только благодаря тому, что между нами сложились деловые и честные отношения, мы никогда не доводили ситуацию до конфликта, не было ни одного разбирательства из-за невыполнения обязательств какой-либо из сторон. В практику совместной деятельности руководства и профкомов вошли такие формы работы, как осуществление контроля, ежегодное обсуждение и подведение итогов реализации колдоговоров. Более того, выполнение коллективных договоров отслеживается еще и Советом профсоюзных организаций и трехсторонней комиссией. Неоднократно мы проводили практикум по методике подсчета экономической эффективности коллективных договоров. Например, экономическая эффективность колдоговора по итогам 2010-11 учебный год в коррекционной школе п.г.т. Актюбинский составила 471 938 рублей, что в расчете на одного работника составило 7 865 рублей; в средней школе № 2 г. Азнакаево – 586 461 руб. (8 371 руб); в средней школе № 2 п.г.т. Актюбинский – 675 544 руб. (9 650 руб); в детском саду № 3 г. Азнакаево – 509 966 руб. (6 778 руб); в детском саду с. Какре Елга – 345 765 руб. (4 567 руб).
– Какова роль в этом процессе заключаемого на территориальном уровне Соглашения?
– С помощью положений Соглашения мы стараемся решать самые наболевшие вопросы, проводим расширенные заседания с участием руководителей ОУ, работников управления образования, организуем «круглые столы», пытаясь в диспуте найти правильное решение. К примеру, в Соглашении на 2011-13 гг. нам удалось прописать пункты о выплатах председателю и членам профкомов, премий победителям районных смотров и конкурсов, работникам, награжденным отраслевыми, ведомственными, районными наградами. Ежегодно администрация района спонсирует мероприятия ко Дню учителя, награждает самых лучших. Для 500 работников и ветеранов образования (125 тыс. руб.) Азнакаевского района от администрации района большим подарком ко Дню учителя стал концерт Государственного фольклорно-инструментального ансамбля РТ. В 2011 году более 2000 работников прошли ежегодные плановые медицинские осмотры на сумму 491 тыс. руб. из муниципального бюджета. В целях создания безопасных и благоприятных условий труда в текущем году из муниципального бюджета было направлено 2589 тыс. руб. на мероприятия по охране труда. В 2011 году выделено 1361 тыс. руб. на проведение мероприятий по аттестации 473 рабочих мест. Экономическая эффективность выполнения Соглашения составляет более 160 млн. руб. в год, это 53 тыс. руб. на каждого работника. Такие результаты говорят сами за себя.
– Есть мнение, что там, где нет конкретной прибыли коллективный договор носит формальный характер и представляет собой свод переписанных из Трудового кодекса норм. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Конечно, учреждения образования не приносят прибыли, но есть премиальный фонд, фонд стимулирующих выплат, который распределяется в соответствии с коллективным договором. Предусмотренные доплаты и надбавки прописываются в договоре и в приложениях, чтобы у руководителя было основание для грамотного оформления приказов по финансовой деятельности. Например, только после предоставления колдоговора, в котором есть пункт о выплате работникам, вышедшим на заслуженный отдых, одного оклада, бухгалтерия осуществляет положенную учреждению доплату. Согласно этому документу осуществляется материальная помощь работникам, поощрения к юбилеям, предоставляются дополнительные оплачиваемые дни, дополнительный отпуск, утверждаются правила внутреннего трудового распорядка и многое другое. Немаловажно, что коллективные договоры, заключенные в первичных профсоюзных организациях гарантируют предоставление технических информационных средств учреждением образования для реализации профсоюзной деятельности. Согласование интересов сторон через колдоговоры в вопросах оплаты труда, режима рабочего времени, времени отдыха, охраны труда способствует созданию хорошего микроклимата, творческой деловой атмосферы в коллективах, предотвращению коллективных и индивидуальных трудовых споров.
– Какие пункты, прописанные в коллективных договорах школ и дошкольных учреждений вашего подчинения, вы считаете самыми важными'?
– Самые важные пункты коллективного договора – это те, которые повышают уровень социальной защищенности наших работников, улучшают условия его труда. В колдоговорной кампании 2011 года перед профсоюзными организациями мы ставили задачу в полной мере использовать механизм социального партнерства для решения проблем, возникающих в связи с переходом на НСОТ. Основной упор делался на разработку положений и приложений к колдоговору, устанавливающих дополнительные выплаты к заработной плате по самым разным направлениям. Учреждения Азнакаевского района в новом учебном году перешли на НСОТ-2 и выплаты из стимулирующего фонда работникам осуществляются в соответствии с критериями по бальной системе. Надо сказать, что роль Совета профсоюзных организаций в этом вопросе была велика. Совместно с управлением образования, Советом директоров на основе коллективных договоров были разработаны следующие документы: положение о распределении премиального фонда, о критериях оценки эффективности деятельности, положение о комиссии по распределению выплат за качество выполняемых работ труда работников, оценочные листы на каждого педагога и сотрудника.
– Каковы дальнейшие ваши планы в этом направлении работы.
– Несомненно, система социального партнерства в сфере образования района сложилась. Однако еще есть над чем работать. Это повышение уровня информированности членов профсоюза о деятельности Профсоюза, о целях и задачах социального партнерства, об итогах выполнения обязательств коллективных договоров и соглашений. Продолжим правовое обучение профсоюзного актива для ведения социального диалога с руководителями учреждений. Учитывая тот факт, что в настоящее время система образования модернизируется, будем держать руку на пульсе и своевременно вносить изменения в коллективные договоры и Соглашение для того, чтобы эти правовые акты в полной мере по-настоящему защищали интересы работников. Записала Нина Гатауллина |