Главная / Интервью
14.08.2019
Дорога длиною в 100 лет
Последние недели в профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан прошли в режиме цейтнота! Не отступая от привычных профсоюзных обязанностей, сотрудникам рескома пришлось примерить роль историков, филологов и журналистов. Здесь шел подбор материалов для новой книги: разрабатывалась структура, перечитывалась летопись, продумывалось название. Из всех вариантов комиссия остановилась на одном: «100 лет – благородная миссия». Заглавие говорит само за себя. В 2019 году республиканская организация празднует вековой юбилей. Если быть предельно точными в цифрах и датах, стоит отметить, что первые объединения экипажников (транспортников) в Казани появились еще в 1905-1907 годах. Вскоре они были распущены, но свершившаяся в 1917 году социалистическая Октябрьская революция дала новый виток развитию профсоюзного движения. И именно 1919 год, когда были проведены первые собрания профсоюзов транспортных рабочих, шоферов и авиатехников, рабочих и служащих трамвая, артиллерийского склада, грузчиков; когда принималось решение о создании в Казани единого профсоюза транспортных рабочих; когда был утвержден его Устав и 25 января проведен Учредительный съезд, стал отправной точкой столетней истории Татпрофтрансдора… В юбилейный для рескома год о прошлом и настоящем организации, а также ее перспективах – в интервью с руководителем профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РТ, почетным дорожником России, заслуженным строителем Республики Татарстан Юрием Николаевичем Даниловым.

- Юрий Николаевич, нынешний год юбилейный для многих республиканских комитетов профсоюзов! Дата их образования действительно тенденциозна и связана с событиями, происходившими в стране, верно?
- Наша история тесно переплетена с главными вехами становления и развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в России и республике и, конечно, многими общественно-политическими событиями. В этих процессах четко прослеживается роль профсоюзов. Об этом, к слову, немало говорится в книге…
- Учредительный съезд 1919-го, создание Союза транспортных рабочих, а как дальше складывалась судьба профсоюза?
- Большую историческую значимость для наших профсоюзов имело создание в 1920 году Татарской АССР, получившее серьезную поддержку рабочих бывшей Казанской губернии. В том же году состоялась первая Казанская губернская конференция транспортных рабочих, главными тезисами которой стали борьба с разрухой, увеличение производительности труда на транспорте, установление твердой дисциплины и ликвидация безграмотности.
Позднее, что характерно для всего профсоюзного движения в целом, мы переживали период объединений, разукрупнений. Так, в 1932 году был создан Союз шоферов и авиаработников. В 1934 году Союз авиатранспортников стал самостоятельной организацией. А Союз шоферов с течением времени был преобразован в Татарский областной комитет Союза шоферов. В канун Великой Отечественной войны он был переименован в Татарский обком профсоюза автомобильного транспорта Востока.
- Юрий Николаевич, коль скоро Вы затронули тему войны, как строилась работа профсоюза в это время? Ведь неизбежным было то, что численный состав профсоюзов заметно сократился, финансирования как такового не было.
- Защита родины требовала от профсоюзов решения поставленных задач и не предлагала никаких компромиссов. Конечно, нужно отдать должное мужеству и дальновидности таких известных личностей, как Дорофеева, Галеев, в разное время руководивших Обкомом Союза рабочих автотранспорта. С первых дней войны силами профактива принимались оперативные решения, на смену ушедшим на фронт избирали новых профсоюзных членов, которые занимались решением широкого круга вопросов: перестройкой народного хозяйства, строительством оборонных объектов, сбором средств в Фонд обороны и Фонд вооружений, посылок для фронтовиков, заботой об их семьях.
Только вдумайтесь, общий объем воинских перевозок автомобильным транспортом в ходе войны превысил 800 млн тонн груза! Дорожными войсками отремонтировано и восстановлено свыше 100 тысяч километров дорог и 1300 километров мостов!
- Цифры впечатляют! А ведь предстоял еще огромный этап восстановления страны в послевоенные годы…
- И в этот период профсоюзы не подкачали. Быстро адаптировавшись к новым условиям, они включились в подъем промышленности, сельского хозяйства, восстановление разрушенных городов и сел, транспортной и дорожной инфраструктуры, заключение коллективных договоров, которые способствовали перевыполнению производственных планов, улучшению организации труда, социально-бытовых условий. Все это благодаря прекрасным профсоюзным лидерам, организаторам, которые уделяли внимание обеспечению стабильной работы предприятий отрасли, могли найти подход и наладить диалог с руководителями организаций и министерств. Не могу не упомянуть председателей профсоюза Н.Козлова, А.Урасина, Г.Ирзина, Г.Петрова, З.Гатауллину. С большой ответственностью относились они к нуждам трудящихся, ставя в приоритет вопросы социальной защиты человека труда, занимались организацией их отдыха и оздоровления.
- А как профсоюз пережил перестроечные годы?
- Начнем с того, что в 1991 году, в связи с переименованием Татарской АССР в Республику Татарстан, наш профсоюз обрел свое нынешнее название. И с этим вступил в очередной этап испытаний: нужно было адаптироваться под изменения политического строя, развитие рыночной экономики, различных форм собственности. Все мы помним, как серьезно 90-ые ударили по российской промышленности и, к великому сожалению, ряд предприятий оказался на грани выживания. Перед профсоюзом в это время стоял один вопрос: как в сложившихся обстоятельствах продолжать защищать трудовые права работающих? Главной формой работы для себя профсоюз избрал ведение переговоров с хозяйственными органами, администрацией предприятий и организаций. Основой его идеологии стало развитие социального партнерства: заключение отраслевых соглашений, коллективных договоров. Благодаря этому и сохранилась в постперестроечный период дорожно-транспортная отрасль республики.
- Какова структура профсоюза сегодня?
- Сегодня наша организация объединяет 36 первичных профорганизаций общей численностью без малого 12 000 человек. Мы продолжаем четко придерживаться принципов социального партнерства. Раз в три года с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ заключается Отраслевое тарифное соглашение по автомобильному и городскому электрическому транспорту и отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству. Вопросы улучшения социально-экономического положения работников отраслевых предприятий мы всегда поднимаем на ежегодных встречах с правительством республики. Конечно, в приоритете профсоюза – вопрос заработной платы: ежеквартально проводится мониторинг тарифных ставок, сроков выплаты, темпов роста уровня средней и минимальной заработной платы.
На всех предприятиях, входящих в состав рескома профсоюза, а их 29, заключаются коллективные договоры. И, должен отметить, их качество за последние 10 лет значительно повысилось: снижены нормы выработки для отдельных категорий работников; созданы условия для повышения квалификации и профподготовки; решаются жилищные проблемы работников отрасли; развита система дотаций на питание; расширена социальная поддержка молодежи.
- Кстати, о молодежи. Насколько она интегрирована в работу профсоюза?
- Молодежь у нас активная. В феврале 2014 года при рескоме был создан Молодежный совет, все члены которого прошли обучение в Учебно-исследовательском центре Федерации профсоюзов РТ. Сегодня они успешно решают профсоюзные вопросы и достигают определенных успехов. Наша молодежь принимает участие в ежегодном конкурсе «Молодой профсоюзный лидер РТ», занимая в нем призовые места. Есть положительная динамика и в кадровой работе: сегодня 20% от всего числа председателей ППО составляют молодые люди в возрасте до 35 лет. Молодежи интересна профсоюзная работа. У нее есть достойные идеи, мы помогаем их воплощать. И с чувством гордости наблюдаем положительные результаты! Все больше молодых представителей отрасли участвует последнее время в конкурсах профмастерства. Подобные соревнования за звание лучшего в своем деле проходят в МУП «Метроэлектротранс», где разработано «Положение об организации трудового соревнования между работниками трамвайного и троллейбусного депо»; в МУП Казани «ПАТП-2», где устраиваются общегородские конкурсы профмастерства среди водителей и кондукторов.
- Как аналог чемпионата Worldskills…
- Да. Кстати, по стандартам Worldskills региональные соревнования рабочих профессий проводятся на базе ОАО «Алексеевскдорстрой». Пару лет назад наши молодые ребята – экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты, ставшие победителями отборочного этапа Всероссийского конкурса рабочих профессий в рамках мирового чемпионата среди дорожных рабочих по Поволжскому региону, выступили на Национальном Чемпионате в Краснодаре, заняв все призовые места победного пьедестала за высокий профессионализм.
Я сам нередко вхожу в состав жюри, оценочных комиссий различных профессиональных и творческих конкурсов и не перестаю восхищаться талантами нашей молодой смены. Они в авангарде и первомайских акций, и работы со старшим поколением – ветеранами отрасли, и благотворительных мероприятий, и в спорте. Не даром статистика посещений странички Молодежного Совета на сайте рескома всегда имеет высокий рейтинг – молодым есть чем поделиться, жизнь у них кипит! Здесь же публикуются репортажи самых знаковых мероприятий, которые мы организуем в рамках реализации молодежной политики профсоюза отрасли. Ярким событием этого лета стал первый молодежный слет «Татпрофтрансдор», прошедший под лозунгом «Время молодых» с 7 по 8 июня. В нем приняли участие представители Миндортранса РТ, Федерации профсоюзов РТ, председатель Молодежного совета «Роспрофтрансдора», представители Министерства по делам молодежи РТ, члены Молодежного совета и председатели профкомов отраслевых предприятий.
На слете были озвучены ключевые задачи Молодежного совета отрасли, проведены практикумы по разработке так называемых молодежных разделов коллективного договора. Двухдневная программа работы была очень насыщенной: в нее вошли и лекционная составляющая: молодежи рассказали и роли и функциях профсоюзов на современном этапе, и традиционный тренинг на командообразование, и совместный просмотр фильма об истории профсоюзов республики и видеороликов о деятельности предприятий, находящихся на профобслуживании в рескоме профсоюза, и, конечно, занимательная экскурсия по историческим местам Казани. Логическим завершением работы слета стало принятие резолюции – программного документа профсоюзной молодежи на ближайшие годы.
- С молодежью все ясно. А как в целом налажена система информационного взаимодействия рескома и первичек?
- В структуре республиканского комитета есть специалист по организационно-информационной работе, как и в отдельных первичных организациях профсоюза. Как отметил выше, у нас есть свой сайт, где публикуются материалы о всех направлениях нашей деятельности, новости, фоторепортажи и так далее. Кроме того, делая ставку на оперативность обмена информацией и на век информационных технологий, пользуемся ресурсами всемирной сети, мессенджеров.
- Юрий Николаевич, вслед за юбилеем отраслевого профсоюза в будущем году Вы отпразднуете еще одну знаменательную дату – десятилетие у руля Татпрофтрансдора. Ранее – более 40 лет в системе «Татавтодора». С высоты профессионального опыта поделитесь, какой он сегодня – профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного строительства?
- Это команда единомышленников, так бы я ответил! Уверен, что настоящего профсоюзного работника отличают человечность, коммуникабельность, доброжелательность и, конечно, компетентность. Наши сотрудники обладают ими в полной мере. И мы гордимся своей вековой историей, делами, ветеранами, которые вложили столько сил в развитие профсоюзного движения, и молодежью, которая активно вливается в профсоюзные ряды. Главное в профсоюзной работе – уважение к человеку труда, обостренное чувство справедливости, готовность за нее бороться. На этих принципах будем строить свою работу и дальше.

Александра Осокина
 


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.11.2020
В эфире Татнефть Профсоюз

Председатель Татнефть Профсоюза Гумар Яруллин стал участником прямого эфира в Instagram, организованного профсоюзным комитетом НГДУ «Лениногорскнефть». В прямом эфире он ответил на вопросы, которые поступили накануне в Директ, а также были заданы в ходе встречи.

Подробнее
10.11.2020
Профсоюз в твоем мобильном

Электронный профсоюзный билет совсем скоро появится у каждого члена профсоюза республиканской профорганизации работников народного образования и науки. Это станет возможным благодаря тому, что Общероссийский Профсоюз образования целиком переходит на цифровые рельсы.

Подробнее
10.11.2020
Заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева приняла участие в заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ, под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Лейлы Фазлеевой.

Подробнее
10.11.2020
В КФУ реализуется социально-образовательный проект для старост

8 ноября 2020 года в КСК КФУ «УНИКС» прошел первый этап практикообразовательного интенсива «МИРОТВОРЕЦ КФУ», организованного для старост 1 курса Казанского федерального университета.

Подробнее
С Днем Конституции Республики Татарстан!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с Днем Конституции Республики Татарстан!

Подробнее
05.11.2020
На POZIS чествовали ветеранов

АО «ПОЗиС» продолжает проводить мероприятия, приуроченные к 75-летию Великой Отечественной войне и 100-летию образования Татарской АССР. В городском парке Победы состоялась встреча представителей разных поколений. Отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу пришли ветераны объединения, заводская молодежь и юные кадеты лицея №14.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
С Днем народного единства!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан поздравляю Вас с Днем народного единства!

Подробнее
03.11.2020
«Лучшая открытка к празднику»

В этом году тема конкурса – «Лучшая открытка к празднику». Оргкомитет конкурса был приятно удивлен активностью участников, нестандартным мышлением и креативным подходом детей к тематике конкурса.

Подробнее
03.11.2020
Названы победители конкурса ШПА

Награждение победителей Республиканского конкурса на звание «Лучшая школа профсоюзного актива» состоялось на сегодняшнем заседании президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Подробнее
02.11.2020
Мы рядом: курс на здоровье

Вот уже три года Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки организует отдых для педагогов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной и осенью желающие бесплатно получают путевки в профсоюзные здравницы республики.

Подробнее
02.11.2020
Приз за лучший рисунок

Церемония награждения победителей корпоративного конкурса художественного творчества среди детей сотрудников компаний Группы ТАИФ состоялась сегодня в Нижнекамске.

Подробнее
02.11.2020
Шах и мат в онлайн-режиме

Татарстанская республиканская организация Всероссийского Электропрофсоюза недавно организовала Турнир по шахматам. Впервые Турнир проходил в режиме онлайн. Игры были организованы на международной шахматной интернет площадке lichess.org.

Подробнее
02.11.2020
Посади яблоневый сад!

Под таким названием в Тюлячинском районе прошла замечательная акция. 24 октября трудовые коллективы Тюлячинского района на территории в несколько соток высадили более сотен яблонь разных сортов.

Подробнее
02.11.2020
«Осенний калейдоскоп» энергетиков

Осень – пора увядания, грусти и тоски, но только не на филиале АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)». Здесь и в осенние дни бывает весело и интересно. Уйти от серой действительности осенних будней, окунуться в мир совместного творчества, познать радость созидания нам помог конкурс «Осенний калейдоскоп».

Подробнее
02.11.2020
В особом режиме работы

Первичная профсоюзная организация НГДУ «Джалильнефть» функционирует уже больше шести десятилетий, и все эти годы профсоюз работал рука об руку с администрацией предприятия, помогая претворять в жизнь самые смелые мечты нефтяников в социальной сфере, являясь неизменным партнером в ежедневных упорных трудах на нефтяном поприще.

Подробнее
02.11.2020
Автопарк Александра Шардакова

Автопарк профгрупорга, мастера химического производства ООО «Челныводоканал» Александра Шардакова насчитывает более 50 автомобилей. Все они бережно хранятся дома, на полочке – эти авто являются масштабными копиями машин советского и российского автопрома.

Подробнее
02.11.2020
«За работу»

I этап Проекта молодежных инициатив «Платформа» – Конкурс презентаций предприятий и организаций города Казани «За работу!» прошел недавно в КМЦ им. А. Гайдара. В ходе конкурсного дня представители 8 казанских предприятий и организаций презентовали свою деятельность перед молодежной аудиторией.

Подробнее
30.10.2020
Оторваться от компьютера

Вопрос: Я постоянно работаю за компьютером в течение всей 8-часовой рабочей смены. В нашей организации, согласно приказа, есть перерыв на обед продолжительностью 1 час. Однако согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, при работе за компьютером должны быть установлены и другие рабочие перерывы. Работодатель считает, что эти перерывы носят рекомендательный характер. Так ли это?

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2020
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru