Главная / Интервью
12.04.2018
Культурные ценности (интервью с Альбиной Сабитовой)
Сфера культуры в России никогда не была беспроблемной – даже в тихий и стабильный период СССР. А в суровые постперестроечные годы отрасль вообще, что называется, «держала удар». Нулевые также не принесли реального облегчения. Свет в конце тоннеля забрезжил лишь в 2012-м – после выхода знаменитых «майских указов» президента РФ. О вопросах заработной платы и социальной защите работников культуры, искусства и кинематографии в Республике Татарстан мы беседуем с председателем Татарской республиканской организации российского профсоюза работников культуры Альбиной Сабитовой.


– Альбина Фаридовна, в 2012 году были подписаны «майские указы» Президента РФ, целью которых стал рост реальной заработной платы бюджетников и, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы работников культуры до ста процентов от средней в соответствующем регионе. За окном – 2018 год. Что изменилось с тех пор?
– Да, действительно, уже можно говорить об определенных итогах. В мае 2016 года российское правительство отчитывалось, о том, что за четыре года после подписания указов выполнено 70 процентов от общего числа поручений Президента РФ. 88 процентов от числа выполненных поручений связаны с вопросами заработной платы. Профсоюзы наблюдали отставание от графика, которое было не критично, но то, что поручения в рамках «майских указов» зачастую выполняются лишь формально, без сущностных преобразований признавал и сам Владимир Путин.
Постоянный мониторинг, осуществляемый нашим профсоюзом об изменении среднемесячной заработной платы работников культуры, упомянутых в указах президента, на основе федеральных и республиканских статданных, показывает, что Минкультуры нашей республики проводит определенную работу по поэтапному повышению заработной платы работников культуры и художественного образования.
Сложный период в рамках реализации плановых показателей пришелся на 2015-2016 годы. И только в 2017 году сложилась относительно благоприятная экономическая ситуация для повышения оплаты труда и сохранения уровня социальных гарантий работников культуры. Анализ динамики повышения оплаты труда работников учреждений культуры за 2012-2017 годы показывает, что среднемесячная заработная плата по сравнению с 2012 годом выросла более чем в два с половиной раза.
Рассмотрим динамику роста средней заработной платы основного персонала работников учреждений культуры на примере Тетюшского муниципального района. При средней заработной плате в реальном секторе экономики республики по итогам 2017 года – 26744 рубля, средняя заработная плата работников основного персонала в отрасли в Тетюшском муниципальном районе составила – 23698 рублей, что составляет 89% от планового показателя. К концу 2018 года заработная плата должна составить 100 процентов от средней по республике.
– Значит, указы успешно выполняются?
– Не все так просто. Мы можем сказать, что среднемесячная заработная плата постепенно сравнивается с ежегодными плановыми показателями дорожной карты «майских указов», но этого нельзя сказать о заработной плате работников культуры административно-управленческого, технического, обслуживающего персонала. Конечно, она тоже растет, но какими темпами?
Рост средней заработной платы работников технического, обслуживающего персонала связан только с увеличением минимального размера оплаты труда, а оклад работников административно-управленческого персонала не пересматривался и не увеличивался с 2014 года. Это привело к тому, что в отрасли создалась ситуация, когда заработная плата специалиста выше, чем заработная плата заместителя директора, директора учреждения. Но ведь колоссальную нагрузку несут именно заместители директоров, а директора осуществляют организационно-управленческие функции.
– Почему так получилось?
– Система оплаты труда в нашей республике регулируется Постановлениями Кабинета Министров РТ от 10 декабря 2012 г. № 1072 для культуры в целом и от 24 августа 2010 г. №678 – для образования в культуре. В рамках этих постановлений должностной оклад руководителя учреждения культуры устанавливается учредителем учреждения культуры на основании трудового договора в двукратном отношении к средней заработной плате работников, относящихся к основному персоналу возглавляемого им учреждения. При расчете должностного оклада руководителя учитываются должностные оклады, отдельные виды выплат стимулирующего и компенсационного характера работников за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Вместе с тем, размер должностного оклада руководителей малочисленных организаций отрасли культуры, рассчитываемый по установленной формуле не соответствует двукратному отношению к средней заработной плате работников. То есть отдельные пункты постановления нарушает другие того же документа. В данном случае мы констатируем, что в отношении руководителей учреждений, их заместителей прослеживается некая дискриминация и не соблюдаются нормы федерального законодательства в части единого подхода к установлению оплаты труда.
Хочу обратить ваше внимание на то, что «майскими указами» Правительству РФ было поручено обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе, при этом для отрасли культуры не определялись квалификационные группы для увеличения заработной платы, как например, в здравоохранении или образовании. А значит, рост заработной платы предполагался для всех категорий работников отрасли, в том числе для рабочих профессий.
– То есть, Альбина Фаридовна, как я понял, под работниками культуры подразумевались все работники, работающие в учреждениях культуры в должностях по штатному расписанию?
– Получается так. Дорожными картами определены основные направления по возможным ресурсам достижения увеличения заработной платы. Это в том числе: расширение перечня оказания платных услуг учреждениями, вывод обслуживающего персонала на аутсорсинг, оптимизация численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей в разрезе отделов, должностей и конкретных работников.
При этом, в рамках правового поля, вывод обслуживающего персонала на аутсорсинг предполагает клининговое обслуживание сторонней организацией работ по техническому обслуживаю зданий, сооружений, газовых котельных, охрану и другое. Мы же, из-за «традиционного» для отрасли культуры недостаточного финансирования, вынуждены жестко экономить и вопрос аутсорсинга решили следующим образом. На базе учреждений культуры создали так называемые хозяйственно-эксплуатационные службы (ХЭС) – филиалы, структурные подразделения учреждений, вывели в них работников административно-управленческого, обсуживающего персонала и тем самым определили, что они не попадают под «майские указы» и рост заработной платы это не для них.
– При этом, я так понимаю, они продолжают трудиться на своих старых рабочих местах?
– Совершенно верно. Так же обслуживать зрителя, население во время мероприятий, то есть реализовать уставную деятельность наравне с прочими специалистами нашей отрасли. Да у нас треть работников – это технический, обслуживающий персонал. И так должно быть, потому что основной персонал обеспечивает работу с населением, формирует культурную политику в конкретном селе, районном центре, городе, но если технический персонал не обеспечит чистоту, не почистит снег, не уберет его с крыши, разве можно говорить о качественном оказании услуг населению в области культуры? Без технического персонала учреждение просто может превратиться в учреждение, не соответствующее названию «Храм искусства». И захочет ли тогда наше население посещать наши храмы? Конечно, наши работники такого не допустят, тем более что в нашей отрасли остались самые верные и проверенные – те, кто и за 5 тысяч рублей работал в интересах населения, отрасли и сохранял самобытную культуры своих сел, деревень, районов, городов.
Ведь врач не моет свой кабинет после приема больного, так почему же в рамках оптимизации считается нормальным, что художественный руководитель должен чистить снег с крыши, менять лампочки, а библиотекарь мыть и убирать библиотеку. Именно сокращение среднесписочной численности работников учреждений культуры в целом по России, по Республике Татарстан, по данным Татарстанстата и Росстата постепенно приводит к тому, что один работник культуры на селе будь то заведующий клубом, художественный руководитель или библиотекарь – и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
– Вы хотите сказать, что снижение численности работников отрасли говорит о том, что объем работы с одних плеч переложен на другие?
– Да! И экономические трудности мы преодолеваем за счет работников. При этом нельзя не сказать, что среднесписочная численность – это ставки по штатному расписанию основного персонала и она конечно меньше, чем количество работников отрасли. В муниципальных учреждениях культуры на одну штатную единицу может быть трудоустроено и два, и три человека с неполной нагрузкой, когда как показатели эффективности на всех распределены одинаково. Проблема неполной занятости работников культуры в нашей республике на муниципальном уровне стоит очень остро. Отдельно хочу сказать, что принцип аутсорсинга был внедрен при создании централизованных бухгалтерий в исполкомах, которые обслуживают все бюджетные учреждения в муниципалитете. То есть отдельная организация предоставляет услуги по бухгалтерскому обслуживанию учреждений.
– Хорошо это или плохо?
– Судите сами: с одной стороны, мы экономим бюджетные средства, с другой, с созданием централизованных бухгалтерий мы практически уничтожили институт управления организацией. В нынешней ситуации музею, библиотеке или театру практически не нужен директор, поскольку все финансовые вопросы решаются финансовыми органами муниципалитетов. Бухгалтер не подчиняется руководителю учреждения и при решении тех или иных вопросов просто диктует ему, как поступить. Элементарно, в некоторых муниципальных районах директор просто не знает ни свой внебюджетный фонд, ни средства экономии. Без согласования с бухгалтерией не заключаются коллективные договора учреждений. На все вопросы, у бухгалтерии один ответ: «Денег нет!».
При этом хочу напомнить, что руководитель учреждения по-прежнему несет персональную ответственность перед всеми органами контроля и надзора. Не говоря уже о том, что составление и заключение коллективного договора – вопрос только работодателя и работников.
– Получается, что директор лишен возможности качественно управлять, но при этом несет ответственность за людей, которые не в его подчинении?
– Фактически так. Приведу один пример. Реском профсоюза обращался в Государственную трудовую инспекцию по вопросу незаконного перевода библиотекаря зеленодольской Детской школы искусств с НСОТ 2 на НСОТ 1. В октябре 2017 года финансово-экономическая служба (ФЭС) г.Зеленодольска при тарификации выявила установление библиотекарю Детской школы искусств НСОТ 2 без имеющегося на то среднего профессионального образования (СПО). При этом ФЭС не учла, что стаж работника более 20 лет, и что еще при системе единой тарифной сетки работнику был установлен 11 разряд, что соответствует уровню СПО. Библиотекарь дважды проходил аттестацию, на которой подтверждал свою квалификацию, а также проходил курсы повышения квалификации и переподготовку. Обращение рескома профсоюза в Гострудинспекцию было вынужденной мерой, поскольку ФЭС отказывалась вносить изменения в программное обеспечение БАРС-Бюджет, ссылаясь на условия республиканского положения об оплате труда. Отдать должное, государственный инспектор оперативно провел проверку учреждения, согласился с позицией рескома профсоюза, выдал требование директору вернуть разряд и… наложил на него штраф, как на должностное лицо, так и на юридическое. Помогли, называется. А ФЭС осталась ни при чем. Сейчас аналогичная ситуация в этом же районе с работниками библиотечной системы. ФЭС требует провести аттестацию четырех библиотекарей и по результатам понизить их в разряде, как в их понимании привести в соответствие с нормами республиканского законодательства, при этом, не учитывая федеральное. И этой ситуации, скорее всего, опять виноватым будет директор.
– Альбина Фаридовна, не секрет, что выполнение «майских указов» привело к сокращениям в бюджетных учреждениях.
– …и, кстати, самих бюджетных учреждений. В целом по Российской Федерации в 2017 году количество учреждений культуры по сравнению с 2016 годом сократилось. Региональных учреждений на 8 процентов, муниципальных – на 5. Среднесписочная численность работников учреждений культуры в целом по России за четыре года сократилась на 21 процент. Только в нашей республике за последние 6 лет оптимизация составила 13 процентов от общего числа, когда как общий объем оптимизации по «майским указам» предполагал не более 5 процентов за весь период реализации указов.
В мае прошлого года участниками III Пленума ЦК РПРК было принято решение обратиться к Президенту РФ В.В. Путину о ненадлежащем исполнении «майских указов» в части реального повышения заработной платы работников культуры. Это позволило привлечь его внимание к нуждам работников культуры. Результатом совместной работы Российского профсоюза работников культуры с Минкультуры России стало выделение в 2017 году из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований в объёме 208,4 млн. рублей. Дополнительные средства направлены на повышение оплаты труда работников учреждений культуры в связи с изменением темпа роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности для достижения в текущем году запланированного показателя заработной платы работников.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 6 декабря 2017 года № 2716-р работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года на 4 процента была увеличена оплата труда. Аналогичное постановление было принято Кабинетом Министров республики. Принятые решения позволили обеспечить достижение запланированных показателей заработной платы работников учреждений культуры до плановых показателей.
Отдельно необходимо сказать об образовании в культуре. В целом по республике среднемесячная заработная плата педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, выросла и составила 98 процентов от среднемесячной зарплаты учителей общего образования по республике.
Официальная статистика фиксирует сокращение численности преподавателей детских школ искусств, при этом в нашей республике нам удается не только сохранять численность педагогических работников, но и увеличивать. Хотя детские школы искусств по-прежнему испытывают кадровый голод.
– Снова проблема в финансировании?
– Именно. Мы ежегодно вынуждены искать внутренние резервы на оптимизацию за счет учебных планов, программ, перевода детей в платные группы. В этой ситуации также возникают проблемы по соблюдению директорами школ законодательства не только в вопросах трудовых отношений, но и федерального закона об образовании. При проверках Рособрнадзора всегда выявляют нарушения в части выполнения федеральных государственных требований. А как их выполнять, когда объем финансирования не увеличивается, базовые параметры вынуждены решать за счет внебюджетных источников. Средства не закладываются на обеспечение противопожарного режима, охраны труда, медицинского осмотра работников. Вместо того чтобы использовать внебюджет на развитие, обновление инструментария, материально-технической базы, мы тратим его на оплату труда работников, которых нет в штате, но при этом без этих категорий нельзя выстроить нормальный учебный процесс.
– Например?
– Например, в штатных расписаниях не хватает таких должностей, как секретарь, кадровик, электрик, заместитель директора по АХЧ, вахтер, сторож. Когда вахтер или сторож уходят в отпуск, мы не можем взять на работу человека, который бы работал в этой должности, потому что на это бюджетом деньги не заложены. Вынуждены искать желающих среди преподавателей (!) и платить только полставки, потому, что опять нет денег.
Очень сложно объяснить финансовым органам, почему в детской школе искусств на одного ребенка приходится по два, три преподавателя, и каждый инструмент предполагает не только индивидуальные занятия с педагогом по специальности, но и занятия с концертмейстером, иллюстратором. Почему учебный план предполагает ансамбль, как форму занятия или «час по выбору». Мы все-таки считаем, что финансовые органы должны обеспечивать то финансирование, которое требуется учреждению для реализации уставной деятельности, а не для того, что бы вникать в понимание учебного процесса и задумываться для чего это надо.
Особенно считаю необоснованным и недопустимым, когда при тарификации в системе БАРС-Бюджет устанавливаются те, или иные ограничения в части педагогической нагрузки преподавателя. Еще раз хочу напомнить, что согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» максимальный размер нагрузки преподавателя не определен.
– А что с общеизвестными 18-ю часами?
– Объем нагрузки в 18 часов является базовым для расчета заработной платы, а не нормы рабочего времени. Объем нагрузки может определяться только учебными планами, программами и муниципальным заданием. Кроме того, трудовое законодательство не устанавливает предельно допустимого количества рабочих мест по совместительству у разных работодателей. Считаю наоборот, если мы снимем эти максимальные ограничения в 36 часов, мы избавим преподавателей бегать из школы в школу, чтобы что-то заработать, а работодатели смогут формировать реальные учебные расписания.
В 2016 году Приказом Министерства культуры РФ от 26 августа 2016 г. №1947 утверждено Примерное Положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры, искусства, образования и науки, находящихся в ведении Минкультуры РФ. Считаю и в нашей республике вопрос формирования заработной платы системы образования в культуре, необходимо решать на уровне Министерства культуры, а не Министерства образования. Только ведомственное подчинение позволяет регулировать данный вопрос качественно, с учетом всей специфики художественного образования. А иначе у нас получается так, когда повышают заработную плату в образовании, нашим говорят, мол, вы в культуре, когда повышают в культуре, нашему образованию говорят, мол, вы в образовании.
– Альбина Фаридовна, уже много лет профсоюзы непроизводственной сферы при активной поддержке ФНПР добиваются установления базовых окладов на федеральном уровне…
– Да, и в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений на 2017 год рекомендовано устанавливать долю выплат, направляемых на оклады в структуре заработанной платы работников культуры, в размере не ниже 50 – 55%. В нашей республике трехсторонним соглашением утверждены такие же параметры по окладам в структуре заработной платы работников учреждений культуры. В этом году ожидается переход бюджетной сферы на окладную систему оплаты труда.
Реском профсоюза в рамках подготовки перехода на окладную систему активно работал в этом направлении. Так, в феврале по инициативе рескома профсоюза состоялось рабочее совещание с руководителем Центра экономических и социальных исследований Алевтиной Кудрявцевой и специалистами ЦЭСИ по параметрам новой – окладной системы оплаты. В ходе встречи, были рассмотрены проблемы имеющейся системы оплаты труда и проведены консультации по новым параметрам. В процессе обсуждения были достигнуты некоторые согласованные позиции по параметрам, предложенным профсоюзом. Кудрявцевой было рекомендовано эти же параметры обсудить с отраслевым ведомством и прийти к единому мнению по данному вопросу.
На площадке рескома профсоюза было проведено совещание, в котором принимали участие начальник отдела финансирования и контроля за бюджетными расходами Минкультуры РТ Мусин Н.И., специалисты кадровых служб, бухгалтера-расчетчики некоторых государственных учреждений культуры. В ходе совещания был выработан подход к окладной системе оплаты труда, с которым представитель Минкультуры РТ согласился. Однако уже на совещании в Министерстве финансов первым заместителем министра культуры РТ Эльвирой Камаловой в ЦЭСИ были представлены другие параметры окладной системы.
К сожалению, на сегодняшний день обсудить этот вопрос на уровне министерства с руководителями государственных учреждений культуры, лицами, заинтересованными в объективной структуре окладной системы оплаты труда, не получается. Хотя на торжественном мероприятии, посвященном Дню работника культуры 30 марта Эльвира Рафаэлевна заверила, что встреча состоится в самое ближайшее время. Реском профсоюза считает, что данный вопрос не может решаться без учета мнения законного представителя работников в отрасли культуры в республике, в связи, с чем мы и дальше продолжим работать над этим вопросом.
К сожалению, в нашей республике в рамках вопросов оплаты труда прослеживается несоответствие республиканского законодательства федеральному.
– В чем это выражается?
– Нарушается федеральное законодательство в части единого подхода к установлению систем оплаты труда для всех работников, а также, что нарушены права работников среднего звена, так как они лишены возможности при прохождении аттестации повышать свою квалификацию и иметь дополнительную надбавку за квалификационную категорию. Так, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 декабря 2012 г. №1072 «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений культуры Республики Татарстан» и от 24 августа 2010 г. №678 «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан» (преподаватели системы дополнительного образования) содержат условия, применение норм которых, приводит к нарушению прав работников отрасли культуры.
Согласно пункту 10 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Республиканским же нормативным актом не предусмотрена возможность повышения разряда по решению аттестационной комиссии после прохождения аттестации в рамках ЕКС. Мы считаем принцип установления разрядов оплаты труда работникам отрасли культуры согласно только уровню образования дискриминационным.
Также нарушаются права работников-совместителей. При расчете заработной платы совместителям не предусмотрены стимулирующие выплаты за качество. Определяя размер заработной платы совместителя, работодатель должен руководствоваться правилом, согласно которому он обязан обеспечивать всем работникам равную оплату труда равной ценности. Расчёт заработной платы совместителя и работника по основному месту работы производится идентично.
То есть если установлены премии и иные доплаты, то на совместителя они также должны распространяться?
– Конечно! Выплаты за качество выполняемых работ, в рамках республиканских Положений устанавливаются работникам профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры по основному месту работы по результатам труда за определенный период времени. В этой части Реском профсоюза считает, что республиканскими Положениями нарушаются права руководителей малочисленных учреждений культуры и совместителей в части единого подхода к установлению, расчету заработной платы.
В рамках действующего законодательства, всем лицам, работающим по трудовому договору должна обеспечиваться индексация заработной платы, которая по сути направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда.
Установление подхода по расчету заработной платы руководителей учреждений за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада не предусматривает индексации заработной платы руководителей и их заместителей. А ведь индексация заработной платы является безусловной обязанностью для руководителей учреждений, учредителей и отсутствие данной государственной гарантии в республиканском Положении, не обеспечивает повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, ухудшает, дискриминирует положение руководителей учреждений культуры РТ.
Кроме того, критериями для установления показателя эффективности руководителей учреждений являются такие параметры, как размер средней заработной платы, кадры, независимая оценка качества оказываемых услуг. Как можно выполнить критерий по кадровому потенциалу, если наша отрасль формировалась задолго до «майских указов» и в тот период, когда зарплата оставляла желать лучшего, в нашей отрасли остались самые стойкие, где-то и без профильного образования. Надо сказать, что высшее образование для нашей отрасли в некоторых направлениях – клубная деятельность, дополнительное образование – не является показателем эффективности. В нашей отрасли первичен талант, творческие способности, а для этого не обязательно заканчивать вуз. Конечно, мы понимаем, что вузовский диплом это хорошо, но что делать с теми, кто уже работает?...
Считаю необходимым отметить, что трудности выполнения «майских указов» должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений. Известно, что указы формировались в другой экономической и внешнеполитической ситуации. Мы с вами прекрасно это понимаем, естественно должны учитывать это обстоятельство.
Представляя и защищая трудовые права и интересы членов профсоюза, мы и дальше будем работать над развитием и совершенствованием социального диалога, продолжать взаимодействовать с нашими социальными партнерами по сохранению качественных рабочих мест, честных трудовых договоров и справедливой оплаты труда.
– Искренне хочется верить, Альбина Фаридовна, что внимание государства к сфере культуры не ослабеет.
– Конечно, ведь культура – это одна из основ национальной политики, потому что человек, любящий культуру своей страны, уже изначально патриот.
Беседовал Артем Барабанов, фото Елены Желтухиной


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.11.2020
В эфире Татнефть Профсоюз

Председатель Татнефть Профсоюза Гумар Яруллин стал участником прямого эфира в Instagram, организованного профсоюзным комитетом НГДУ «Лениногорскнефть». В прямом эфире он ответил на вопросы, которые поступили накануне в Директ, а также были заданы в ходе встречи.

Подробнее
10.11.2020
Профсоюз в твоем мобильном

Электронный профсоюзный билет совсем скоро появится у каждого члена профсоюза республиканской профорганизации работников народного образования и науки. Это станет возможным благодаря тому, что Общероссийский Профсоюз образования целиком переходит на цифровые рельсы.

Подробнее
10.11.2020
Заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева приняла участие в заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ, под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Лейлы Фазлеевой.

Подробнее
10.11.2020
В КФУ реализуется социально-образовательный проект для старост

8 ноября 2020 года в КСК КФУ «УНИКС» прошел первый этап практикообразовательного интенсива «МИРОТВОРЕЦ КФУ», организованного для старост 1 курса Казанского федерального университета.

Подробнее
С Днем Конституции Республики Татарстан!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с Днем Конституции Республики Татарстан!

Подробнее
05.11.2020
На POZIS чествовали ветеранов

АО «ПОЗиС» продолжает проводить мероприятия, приуроченные к 75-летию Великой Отечественной войне и 100-летию образования Татарской АССР. В городском парке Победы состоялась встреча представителей разных поколений. Отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу пришли ветераны объединения, заводская молодежь и юные кадеты лицея №14.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
С Днем народного единства!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан поздравляю Вас с Днем народного единства!

Подробнее
03.11.2020
«Лучшая открытка к празднику»

В этом году тема конкурса – «Лучшая открытка к празднику». Оргкомитет конкурса был приятно удивлен активностью участников, нестандартным мышлением и креативным подходом детей к тематике конкурса.

Подробнее
03.11.2020
Названы победители конкурса ШПА

Награждение победителей Республиканского конкурса на звание «Лучшая школа профсоюзного актива» состоялось на сегодняшнем заседании президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Подробнее
02.11.2020
Мы рядом: курс на здоровье

Вот уже три года Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки организует отдых для педагогов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной и осенью желающие бесплатно получают путевки в профсоюзные здравницы республики.

Подробнее
02.11.2020
Приз за лучший рисунок

Церемония награждения победителей корпоративного конкурса художественного творчества среди детей сотрудников компаний Группы ТАИФ состоялась сегодня в Нижнекамске.

Подробнее
02.11.2020
Шах и мат в онлайн-режиме

Татарстанская республиканская организация Всероссийского Электропрофсоюза недавно организовала Турнир по шахматам. Впервые Турнир проходил в режиме онлайн. Игры были организованы на международной шахматной интернет площадке lichess.org.

Подробнее
02.11.2020
Посади яблоневый сад!

Под таким названием в Тюлячинском районе прошла замечательная акция. 24 октября трудовые коллективы Тюлячинского района на территории в несколько соток высадили более сотен яблонь разных сортов.

Подробнее
02.11.2020
«Осенний калейдоскоп» энергетиков

Осень – пора увядания, грусти и тоски, но только не на филиале АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)». Здесь и в осенние дни бывает весело и интересно. Уйти от серой действительности осенних будней, окунуться в мир совместного творчества, познать радость созидания нам помог конкурс «Осенний калейдоскоп».

Подробнее
02.11.2020
В особом режиме работы

Первичная профсоюзная организация НГДУ «Джалильнефть» функционирует уже больше шести десятилетий, и все эти годы профсоюз работал рука об руку с администрацией предприятия, помогая претворять в жизнь самые смелые мечты нефтяников в социальной сфере, являясь неизменным партнером в ежедневных упорных трудах на нефтяном поприще.

Подробнее
02.11.2020
Автопарк Александра Шардакова

Автопарк профгрупорга, мастера химического производства ООО «Челныводоканал» Александра Шардакова насчитывает более 50 автомобилей. Все они бережно хранятся дома, на полочке – эти авто являются масштабными копиями машин советского и российского автопрома.

Подробнее
02.11.2020
«За работу»

I этап Проекта молодежных инициатив «Платформа» – Конкурс презентаций предприятий и организаций города Казани «За работу!» прошел недавно в КМЦ им. А. Гайдара. В ходе конкурсного дня представители 8 казанских предприятий и организаций презентовали свою деятельность перед молодежной аудиторией.

Подробнее
30.10.2020
Оторваться от компьютера

Вопрос: Я постоянно работаю за компьютером в течение всей 8-часовой рабочей смены. В нашей организации, согласно приказа, есть перерыв на обед продолжительностью 1 час. Однако согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, при работе за компьютером должны быть установлены и другие рабочие перерывы. Работодатель считает, что эти перерывы носят рекомендательный характер. Так ли это?

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2020
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru