12.10.2010 |
Культурный аспект (интервью с Раятом Галеевым) |
6 октября отчетно-выборная кампания рескома профсоюза работников культуры, начатая в марте 2009 года, завершилась отчетно-выборной конференцией республиканской профсоюзной организации. Предшествовавший ей пятилетний период был для одной из трех бюджетных отраслей нашей республики не из легких. Республиканская профсоюзная организация прошла трудный, но вместе с тем, плодотворный путь. О том, чем он запомнится работникам культуры, членам профсоюза, решение каких вопросов их ждет вперед, мы попросили рассказать накануне этого важного события председателя рескома профсоюза Раята Галеева.
– Раят Гильмутдинович, совсем скоро очередная отчетно-выборная конференция республиканского комитета профсоюза работников культуры подведет итоги работы за минувшие пять лет. Какими они были для вас? – Могу сказать, что и для нас и для членов нашего профсоюза они не были легкими. В это период мы испытали на себе нелицеприятные федеральные законы №№122 и 131, с которыми к нам пришли реорганизация, разграничение полномочий и ответственности разных уровней власти, реформирование и модернизация отраслей культуры. Почти весь отчетный период проходила подготовка к переходу на отраслевую систему оплаты труда. А это – оптимизация численности работающих, расходов на содержание учреждений культуры, приобретение оборудования и материалов. Ну, а в конце 2008 года, как вы помните, нагрянул кризис…
– Помнится, вы с большой тревогой ожидали 2006 год, с которого начал действовать Закон о местном самоуправлении? – Да, нас очень волновала судьба наших членов профсоюза – сельских библиотекарей и клубных работников, должности и заработная плата которых стала зависеть от тех, кто возглавляет сельские поселения. К счастью, в большинстве районов этот переход не стал столь болезненным, как мы думали, и многие руководители поселений с пониманием отнеслись к этой новации и как могли, поддержали работников культуры. Сохранили в своем большинстве рабочие места, должностные оклады и доплаты, основные и дополнительные отпуска и другие льготы и гарантии. Самое главное, большинство наших культпросветработников, несмотря на то, что стали работниками сельсоветов, которые относятся к профсоюзу работников госучреждений, остались в нашем профсоюзе. Не скрою, были среди глав сельских поселений и такие, кто позавидовал зарплате, законным льготам и гарантиям наших работников и пытался лишить их всего этого... Но благодаря принципиальности и профессионализму наших председателей на местах – Л.Гущенковой, Г.Мухамадиевой, Г.Муртазиной, Л.Кузнецовой, мы смогли отстоять интересы членов нашего профсоюза.
– Кстати, к вопросу о заработной плате. Наблюдался ли за отчетный период ее рост у работников культуры? – В результате социального диалога профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти удалось добиться реального повышения заработной платы бюджетников. Сегодня средняя заработная плата по нашей отрасли составляет 7707 рублей, и за последние пять лет она возросла в 2,8 раза. В 2,2 раза выросли ставки и оклады ЕТС. Благодаря активным действиям профсоюзов, нашим работникам были сохранены компенсационные, а также дополнительно установленные адаптационные выплаты. Большим достижением в совместных действиях Госсовета РТ, Министерства культуры РТ и профсоюза стало внесение изменений и дополнений в Закон РТ «О культуре» в части установления надбавки к заработной плате специалистам культуры, искусства и кинематографии за стаж работы. В результате с 2007 года заработная плата в зависимости от стажа работы в отрасли увеличилась на 20 – 40%, в среднем же увеличение составило 25%. Радует, что, несмотря на трудности, нам удалось сохранить для всех работников отраслей культуры премиальный фонд в размере 2-х месячных окладов, материальную помощь к отпуску в размере месячного оклада.
– Значит, не все так уж и плохо? – Но еще и не хорошо. Судите сами, средняя заработная плата в культуре, о которой я говорил выше, составляет всего лишь 52% средней заработной платы в народном хозяйстве республики. Почти во всех муниципальных районах она не достигает минимального потребительского бюджета – 7922 рублей. К сожалению, благими намерениями остались и рекомендации Рустама Минниханова о направлении 50% доходов от внебюджетной деятельности учреждений культуры на стимулирование труда работников. Наша задача, чтобы эта установка, теперь уже президента республики, начала наконец-то внедряться.
– Раят Гильмутдинович, а что еще вас сегодня беспокоит? – В мае нынешнего года Президент России подписал Закон №83 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему кроме существующих автономных, появятся новые типы учреждений – бюджетные учреждения нового типа (БУНТ) и казенные. Новый закон вызвал немало эмоций, в том числе и протестных. Обсуждение его проходило в сжатые сроки – в течение четырех месяцев. В то время как Закон об автономных учреждениях принимался два года. Здесь же все происходило при закрытых дверях. Лишь только после первого чтения трехсторонняя комиссия заслушала законопроект от разработчика и пришла к выводу, что 2011 год станет годом переходного периода, окончательно же новый финансовый механизм начнет действовать в 2012 году.
– Чем, по-вашему, чреват этот закон, что от него ожидать? – Уменьшения числа бюджетополучателей, об этом министерство финансов говорит открыто, в результате чего произойдет оптимизация сети учреждений культуры. С внедрением нового закона положение наших учреждений будет зависеть от учредителя. Именно он будет принимать решение о закрытии клуба, библиотеки или об объединении, к примеру, двух театров. Что здесь меня смущает? В первую очередь то, что, перейдя в статус учреждения нового типа, это учреждение теряет право субсидарной ответственности учредителя. И есть риск, что учредитель не будет гасить налоги, которые могут возникнуть в ходе хозяйственной деятельности. И тогда наступит банкротство. На грань будет поставлена сама сеть учреждений культуры. Сократится число работников. Работодатель будет стараться уменьшать расходы. Да, может, заработная плата у тех, кто останется и вырастет… Но у нас в сфере культуры в основном работают бессеребренники. Когда спрашиваешь, что важнее: повысить зарплату на 500 рублей или сохранить рабочее место, как правило, выбирают второе.
– Каково будет участие профсоюза в этом процессе? – Мы будем ориентировать наши организации и работодателей на обязательное наличие пакета или всего набора локальных нормативных актов, которые необходимы для организации социальной защиты работников. Везде обязательно должны быть коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положение о заработной плате, положение о стимулирующих выплатах и т.д. Кстати, с удовлетворением могу сказать, что нам удалось претворить в жизнь установку VI съезда ФНПР о том, что там, где есть первичка, должен быть и колдоговор. Сегодня мы гордимся тем, что у нас есть полноценные колдоговоры даже в тех первичных организациях, которые насчитывают менее 15 членов профсоюза. Ну, и возвращаясь к вопросу, очень важно, чтобы у работников были письменные индивидуальные трудовые договоры на переходный период и на год после вступления в силу новой системы. Думаю, что 2011 год не должен принести массовых сокращений.
– Раят Гильмутдинович, имела ли место в отчетный период судебная практика? – Да, профсоюз участвовал в разрешении конфликтов, возникавших между первичными профсоюзными организациями и налоговыми органами. Мы оказывали практическую помощь в подготовке исковых заявлений в суд преподавателям детских музыкальных школ, артистам театрально-зрелищных организаций по перерасчету пенсий по ее страховой части, по восстановлению права на досрочную пенсию по выслуге лет. Однако главной своей задачей мы считали и считаем предупреждение и недопущение нарушений статей Трудового кодекса РФ. Поэтому внедряемся во все виды и формы обучения руководителей и специалистов учреждений культуры всех уровней, не говоря уже об обучении, оказании методической и правовой помощи профактиву на местах. Мы уверены, умный и грамотный руководитель не будет нарушать законы, а профессионально подготовленный председатель профкома всегда заметит эти нарушения и вовремя предупредит руководителя об их устранении.
– Как известно, сила профсоюза – в массовости и единстве его членов. Не повлияли ли те негативные процессы, о которых вы говорили, на численность ваших профсоюзных рядов? – К сожалению, да. Несмотря на то, что охват профчленством работающих в отрасли в настоящее время составил 90,2%, а среди учащейся молодежи – 85,3%, и эти показатели на 20% выше российских, за пять прошедших лет наша республиканская организация уменьшилась на 7655 человек. И это в первую очередь связано с так называемыми оптимизационными мероприятиями, передачей сельских клубных и библиотечных работников в сельские поселения, реализацией ФЗ №122 и другими «нововведениями». Конечно, вместе с председателями первичных профсоюзных организаций, райкомов профсоюзов пытаемся обратить процесс вспять. И уже есть некоторые успехи. Нам удалось сохранить профсоюзные организации учреждений культуры в Ютазинском, Сармановском районах, увеличить количество челнов профсоюза в коллективах Татарского академического театра и театра драмы и комедии. – Раят Гильмутдинович, а как вы сегодня оцениваете ситуацию в отрасли в целом? – Очень оптимистически. Ведь даже в непростое время все творческие коллективы у нас успешно работали, все культурные проекты, которые были запланированы, состоялись. Продолжалась реализация целевой программы по сохранению культурного наследия «Мирас». Кроме того, были приняты государственные программы по развитию в республике библиотечного дела и кинематографии. Естественно, не остался в стороне от этих дел и наш профсоюз. Мы тесно работали по всем этим направлениям с социальными партнерами и, самое главное, находили взаимопонимание и поддержку, за что большое спасибо нашему главному социальному партнеру – Зиле Рахимьяновне Валеевой, всем руководителям учреждений культуры Казани и республики. Думаю, главный итог отчетного периода – это сохранение в республике сети культпросветучреждений, численности работающих в них. У нас, как правило, не закрывались, а, наоборот, открывались новые театры, музеи, Дома культуры, библиотеки. За последние два года впервые автопарк учреждений культуры пополнился 58 машинами «Фиат Дукато» и автобусами «Нефаз». Дальнейшее развитие получила грантовая система поддержки культуры. Питаю надежды, что за предстоящим переходом на новую отраслевую систему оплаты труда последует значительное повышение заработной платы работников культуры и искусства, улучшение их материального благосостояния.
-Спасибо.
Записала Нина Гатауллина, фото Артема Барабанова |