25.08.2010 |
Ю.Прохоров: «Если мы объявляем Год Учителя, то должны сделать для учителя что-то существенное». |
И учителям и не учителям 2010 год - Год Учителя запомнится изнурительной жарой и широкомасштабными пожарами, охватившими более 20 регионов России. А еще переживаниями о том, перенесут или нет начало нового учебного года на более поздний период в связи с неблагоприятной экологической обстановкой. К счастью, похоже, все пойдет своим чередом. И 1 сентября в школьных дворах как всегда пройдут торжественные линейки, посвященные Дню знаний, и первоклашки, затаив дыхание, сделают свой первый шаг в мир неизведанного.
Накануне этого красивого праздника мы попросили председателя республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Юрия Петровича Прохорова рассказать нашим читателям, что же интересного ожидает педагогов республики в поименованный в их честь год и чем он им еще запомнится помимо природных катаклизмов.
- Юрий Петрович, президент республики сдержал свое слово? Все учителя к новому учебному году будут экипированы ноутбуками?
- Президент слово сдержал: 12800 учителей уже получили к 1 сентября ноутбуки, остальные получат их в 2011 году – к следующему учебному году. Пока же обеспечено 13 учителей. И это немало.
- Чем еще новый учебный год будет не похож на предыдущий?
- Главным образом тем, что с 1 сентября вводится новая система оплаты труда. Все волнующие нас вопросы в принципе уже обговорены. Определены методики формирования базовых, должностных окладов и ставок, обговорены основные моменты стимулирующих выплат за различную дополнительную работу, которой занимаются учителя. Это и проверка тетрадей, и классное руководство, заведование кабинетами, методобъединениями, стимулирующие выплаты за награды, за специфику образовательных программ. Как видите, учтены все виды работ, которыми занимаются учителя. И это очень важно, потому что до того аналогичные выплаты выплачивались произвольно из 20% Фонда, которого к тому же постоянно не хватало. Да еще все было отдано на откуп директорам: сколько хочу, столько и выплачиваю. В результате получалось, что за классное руководство кто-то выплачивал 200 рублей, кто-то – вообще ничего, пользуясь только федеральными выплатами. Одним словом, был разнобой.
Сегодня все фиксировано. Новая методика четко оговаривает, что за класс – 200 рублей, независимо от его наполняемости, плюс 30 рублей за каждого ученика в классе. И эти суммы будут выплачиваться из республиканского бюджета, независимо от того будет ли федеральный центр продолжать выплачивать 1000 рублей или нет.
- При этом бюджетный фонд оплаты труда учителей увеличится?
- Да, фонд оплаты труда увеличивается на 16%. Однако повышение заработной платы у каждого работника будет свое: оно никак не может быть одинаковым. Так, в среднем по республике, увеличение составит 16%, хотя в городе будет и несколько выше (19-21% ), чем на селе (11-13%). Это связано с тем, что сельские выплаты, производившиеся ранее, шли на увеличение ставки, от которой потом делались все доплаты. Сегодня от фиксированной ставки 1 разряда – 4330 рублей - работающим педагогам идет 25% -я доплата за село. Конечно, это несколько уменьшает выплаты. И второе. Максимальное количество денег за классное руководство им не позволяет получать неполный комплект сельских классов. Но даже с учетом этого, хочу сказать, что заработная плата работников, при условии ведения ими одного и того же объема работ, не будет уменьшена ни на рубль – это было и остается одним из главных условий перехода на новую систему оплаты труда.
Более того, скажу, что сегодня мы одни из немногих субъектов, где договорились о соблюдении законодательной нормы по минимальному размеру оплаты труда. Могу порадовать, что с 1 сентября ставка 1 тарифного разряда у нас устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда – 4330 рублей. Особенно это касается обслуживающего рабочего персонала, у которого были очень низкие ставки: от чуть более тысячи рублей до трех тысяч. Таким образом, приходилось добавлять им за счет премиального и стимулирующего учительского фонда и компенсационных выплат. А это было нарушением законодательства. Поэтому в настоящее время мы уходим от этого нарушения. И теперь любой работник, будь то техничка, слесарь или электрик, будут получать ставку 1 тарифного разряда в размере 4330 рублей, как говорится, чистыми. А компенсационные и стимулирующие выплаты будут плюсоваться к этой базовой ставке.
- Профсоюз в этом как-то участвовал?
- Естественно. Нам удалось убедить и президента и правительство РТ в том, что нам необходимо решить эту задачу. И вопрос сегодня решен.
- Юрий Петрович, так каким же образом теперь будет складываться заработная плата учителя?
- Заработная плата будет складываться из базовой и стимулирующей части. Базовая часть включает в себя ставку и должностной оклад, в зависимости от количества часов. Кроме этого, она состоит еще и из тех доплат, которые учитывают внеаудиторную занятость учителя. Это – классное руководство, проверка тетрадей. Таким образом, базовая часть составит 73-75% от заработной платы работника. Стимулирующая часть - 25% от всей заработной платы, рассчитывающейся исходя из стажа, квалификации, наград, которые имеет работник. Стимулирующие выплаты призваны закрепить работника на своей работе, способствовать увеличению педстажа, а также прохождению аттестации, чтобы получить более высокую квалификационную категорию. И, самое главное, они должны стимулировать повышение качества и эффективности работы учителя.
- Может ли учитель быть уверен в объективности распределения стимулирующей надбавки?
- Для распределения стимулирующей части заработной платы в каждом учреждении создается комиссия с участием профсоюза. Окончательный вариант критериев, по которым будет выплачиваться стимулирующая надбавка, разрабатывается также самим учреждением. Все это, безусловно, должно проходить под контролем профсоюзной организации, которая есть в каждом коллективе. Думаю, проблемы тут возникнут, но мы их будем в течение года отрабатывать.
- Что последует за внедрением НСОТ?
- Считаю, что переход на новую систему оплаты труда и внедрение новых компьютерных технологий лишь начало реализации государственной целевой программы «Стратегия и развитие образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг». Что будет дальше? По всей видимости, в октябре этот вопрос будет рассматриваться на комиссии при президенте, которая будет принимать эту стратегию. Наверняка определенные шаги будут сделаны в направлении молодых учителей, работы с кадрами. Потому что один из разделов Программы - это Новый учитель. Здесь я подразумеваю не только молодого учителя, который только что пришел в школу, а и тех учителей, которые работают по-новому уже сегодня. Это и те старшие поколения, которые наработали опыт и не просто работают, а работают именно по инновационным программам. Это тоже, по сути, новый учитель.
Без преемственности учителей разных поколений, передачи опыта молодежи новому учителю просто не состояться. Поэтому будет поддержка и молодых учителей, в виде социального пакета, о котором объявил президент на августовской конференции в Нижнекамске, и грантовая поддержка учителей - и молодых и тех, которые уже работают. Сегодня, к примеру, прорабатывается вопрос относительно 15% лучших учителей, которые будут получать по окладу к заработной плате. Здесь нам надо определиться. Одно дело 15% от всего количества учителей республики, другое дело – когда их будут выбирать на конкурсной основе, по представлению муниципалитетов. Поэтому в течение сентября мы этот вопрос должны отработать с точки зрения механизма, критериев кого считать лучшим.
- Юрий Петрович, на какую страну вы бы хотели равняться в плане отношения к работникам образования?
- Мне трудно сказать. Есть много европейских государств с весьма привлекательной организацией системы образования. Сегодня вот говорят о сингапурском опыте. Лично я нас с Сингапуром не слишком бы уравнивал, потому что у нас разные и территории и население. У них нет малокомплектных школ, у нас они есть. Мы не можем от них сегодня избавиться, как некоторые это предлагают. Я думаю, что это было бы неправильное политическое решение. Разброс наших территорий не позволяет нам это сделать безболезненно. В общем мы далеко не Сингапур. Конечно, хорошо, что учителя в Сингапуре получают 2000-3000 долларов, но в Европе они получают и больше – по 4000 евро. Так что я бы ориентировался на Европейский уровень…
Недавно я прочитал, что Австрия готовит свою образовательную реформу. В то время как мы говорим о большей наполняемости классов, они, наоборот, считают, что чем меньше учеников в классе, тем больше уровень их подготовленности, тем выше уровень внимания учителя к каждому ученику.
- А как вы считаете?
- Я считаю, что самое главное надо больше внимания уделять учителю на уровне государства. Это отправная точка отсчета. Потому что престиж учителя, его статус формирует государство, а не кто-либо. Будет формировать статус учителя государство и поддерживать его на высоком уровне, отношение к нему и общества и родителей будут такими же высокими. А если государство будет относиться к учителю наплевательски и показывать учителя как в сериале «Школа», то, думаю, поднять его авторитет среди учеников и родителей будет очень и очень непросто.
- Юрий Петрович, недавно вы принимали участие в республиканском августовском совещании в Нижнекамске, где был и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Что интересного прозвучало в его выступлении?
- К сожалению, я не услышал чего-то нового, также как и того, чтобы федеральный центр как-то повлиял на развитие регионального образования.
- Считаете ли вы, что внедрение НСОТ решит максимум учительских проблем?
- Нет, только частично, в том числе и по вопросу заработной платы. Это не тот уровень, на который надо равняться и который бы мог позволить нам сказать, что, да, с введением в Татарстане НСОТ решилась проблема заработной платы. Даже если мы поднимем среднюю заработную плату учителей до 10-11 тысяч рублей, она нас не удовлетворит. Потому что во многих субъектах РФ, в том числе и в ряде городов ПФО, заработная плата уже сейчас значительно выше, и нам до них тянуться и тянуться.
По отношению к средней в промышленности зарплата учителей республики составляет всего лишь 62%...
Так что, НСОТ - это всего лишь первый этап на пути увеличения заработной платы учителей. Работа будет продолжаться и дальше.
- В нашем последнем с вами интервью вы, по-моему, были не очень довольны тем, как складывается Год учителя для работников образования. Сегодня это мнение поменялось?
- Действительно, я этого не скрывал. Когда было заседание комиссии по стратегии развития образования, я открыто выступил с теми проблемами, которые сложились у нас в Год учителя. Потому что считал и считаю, что если мы объявляем Год учителя, то должны сделать для учителя что-то существенное. И, думаю, что именно после моего выступления, президент принял решение и там же пообещал найти денег на переход на новую систему оплаты труда в образовании. Уже в феврале, с той нашей встречи, когда Р.Минниханов был еще премьер-министром, я передал ему предложение о переводе на НСОТ не всей бюджетной сферы сразу, потому что считал это невозможным, а только учительства. И сегодня рад, что мои доводы в этом плане были правильно восприняты президентом и дано поручение начать работать над внедрением новой системы оплаты труда.
- Юрий Петрович, что бы вы пожелали работникам образования в новом учебном году?
- Я еще раз поздравляю всех с Годом Учителя, с наступающим учебным годом. У нас два новых года – учебный и календарный новый год. Но, все-таки наиболее для нас важный – это стартующий новый учебный год. Поэтому в первую очередь желаю всем здоровья, терпения, благополучия и дальнейших надежд на лучшее в системе образования и поднятии статуса учителя.
- Спасибо!
Беседовала Нина Гатауллина |