07.05.2010 |
Непростое дело быть учителем (интервью с Юрием Прохоровым) |
По высказыванию профессора, директора института педагогического образования РАО Ирины Соколовой, опубликованному в «РГ», в зарубежных исследованиях профессия учителя сравнивается по сложности с профессией летчика. В мусульманских странах учитель – почти всегда мужчина. В Англии в старшей школе работает 53% женщин, в Германии – 46%, а в России – 80-90% и в начальной школе - практически 100% учителей – женщины. Сфера образования у нас низведена до сферы услуг. Не говоря уже о заработной плате, размер которой больше всего беспокоит учителей и мешает их продуктивной творческой работе. Чтобы получить больше 10 тысяч, учитель вынужден работать на полторы-две ставки и вести кружки или… ехать в Москву: только там она составляет 30-40 тысяч рублей. Вполне естественно, что эта проблема проходила красной нитью и на недавнем съезде профсоюза работников народного образования и науки, где Татарстан был представлен делегацией из 11 человек во главе с председателем рескома профсоюза Юрием Прохоровым, интервью с которым мы и предлагаем вашему вниманию.
- Юрий Петрович, если бы Вас попросили составить среднестатистический портрет татарстанского учителя, каким бы он был? - Честно говоря, не люблю я эти усредненные показатели. У меня они сразу же ассоциируются со средней заработной платой, со средней температурой по больнице… За этим как-то исчезает сама суть учительской профессии, все ее проблемы и достоинства. Что могу сказать, да, образование у нас с женским лицом. И учитель на 90% - это женщина 40-45 лет. Образование высшее у большинства, это однозначно. Среди них – великолепные учителя с творческим подходом и молодым задором, которые дают высокое качество обучения. Но есть и такие, которые, быть может, прониклись духом равнодушия, некоторым пессимизмом, что лучше уже ничего не будет. И, тем не менее, они добросовестно работают, но и звезд с неба не хватают. На мой взгляд, есть еще и третья, дорабатывающая, категория, которая работает стабильно и не больше. - А мужчин не прибавилось? - Даже убавилось, к сожалению. И это одна из кадровых проблем отрасли, о которой мы постоянно говорим и говорили на съезде. Молодые люди не просто не идут в школу, а не идут осознанно. Престиж учительской профессии настолько занижен государством, что ожидать в ближайшее время омоложения кадров почти не приходится. На это, наверное, «работают» и СМИ, используя любой повод, чтобы очернить учителя, показать, что он человек злой, который не любит детей, издевается над ними. То есть стараются всячески унизить учителя. Зачем? Ведь униженный человек никогда не способен воспитать из своего ученика гражданина. Ну а государство со своей стороны унижает его недостойной заработной платой. - Сегодня все говорят о том, что заработная плата учителя должна зависеть от качества, а как измерить это качество? - Платить за качество необходимо, потому что это основной показатель. А вот измерить качество работы учителя с живым материалом, действительно, очень сложно. Токарю проще: выточил деталь, замерил – все в норме. К сожалению, качество работы учителя зависит не только от него одного. Даже выдающийся учитель по независящим от него причинам не может дать хорошего качества, к примеру, если он ведет 36, а не 18 часов в неделю, как положено. Если у него нет учебных пособий, при помощи которых он бы мог развивать ученика. Тогда качество обучения и воспитания никогда не будут такими, какими мы их ожидаем. Это, во-первых. Во-вторых, в сегодняшней ситуации инструментом измерения качества является ЕГЭ, а это абсолютно неверное решение. Потому что есть категории учеников, которых можно научить удовлетворительно, но они не сдадут при этом ЕГЭ. 10% учащихся вообще не в состоянии выполнить условия ЕГЭ, только потому, что они требуют логического мышления. А у них его просто нет. - В таком случае, не собираются ли отменить ЕГЭ? - Нет, вопрос об этом не стоит, хотя уже сейчас есть мысли наряду с ЕГЭ использовать и другие инструменты определения качества. Учитель сам должен выполнять эти тесты, знать предъявляемые к ученику требования. Иначе как он может подготовить ученика? Одним словом, по вопросу ЕГЭ мы расходимся с мнением Минобразования РФ. Согласитесь, чтобы увеличить качество должен быть качественно работающий учитель, и здесь работодатель должен создать условия для его совершенствования, для повышения его квалификации. А у нас сегодня еще не всякий работодатель посылает учителя на курсы повышения квалификации. - Почему? - Денег нет. Это связано с расходами. У нас сегодня правит бал экономика: Минэкономики и Минфин. И от того, как складывается финансовая ситуация, так идет и повышение квалификации. Правда, надо отдать должное, у нас в республике таких моментов не очень много, но, тем не менее, они есть. При переходе на новые стандарты обучения будут обязательно учитываться уровень и аттестация педагогов. Поэтому с 1.01.2011 г. аттестация будет обязательной. Раз в 5 лет учитель, хочет того или нет, должен подтвердить уровень своей квалификации, то есть пройти аттестацию. А дальше – первая и высшая категории, предполагают уже заявительный характер. - Юрий Петрович, а какие проблемы были поставлены на съезде в докладе председателя ЦК профсоюза Галины Меркуловой? - Один из ключевых аспектов, обсуждаемых на съезде, касался смещения центра тяжести нашей профсоюзной работы на региональный уровень. Это связано с тем, что в соответствии с ФЗ №122, принятым в 2004 году, часть решения проблем в сфере образования и в бюджетной сфере в целом были переданы на местный, субъектный уровень. - Для вас это облегчение? - Трудно сказать. С одной стороны, мы привыкли требовать с ЦК, мол, вы там договаривайтесь с правительством, снимая с себя ответственность. С другой стороны, передача полномочий на субъектный уровень, в территории, дает нам свободу действий и в то же время накладывает ответственность за работу с нашим правительством. Я считаю, для территориальных профсоюзных организаций это – плюс: чего ждать у моря погоды... Благодаря этому варианту, не дожидаясь, когда на российском уровне что-то примут, мы принимаем решение здесь. Кстати, настойчиво работая с нашим правительством и Президентом на протяжении последних пяти лет, независимо от принятия такого решения, мы уже добились более весомых результатов, чем в целом ряде других территорий и субъектов Федерации. К примеру, бюджетного финансирования на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы, доплат молодым специалистам. Не без гордости могу сказать, что мы являемся единственным регионом в России, который производит учителям дополнительные пенсионные выплаты из негосударственного ПФ за счет республиканского бюджета. Это все результат того, что мы не ждали, пока вопрос решат на федеральном уровне, а сумели «пробить» его на уровне субъекта. Поэтому лично для нас здесь обсуждать нечего. Надо, засучив рукава, работать на местах, и не только с правительством, но и на муниципальном уровне. И у нас уже есть такие наработки - Думается, в первую очередь на региональном уровне Вам все-таки придется решать проблему повышения заработной платы работников образования? Это реально? - А почему нет? Одной индексацией проблему, конечно, не решить. Здесь нужно кардинальное решение. И мы видим его в переходе на новую систему оплаты труда. Хотим мы этого или нет, Президент России поставил задачу, в соответствии с которой в течение 3-х лет не должно остаться субъектов, не перешедших на НСОТ. Поэтому сегодня мы предлагаем правительству нашей республики перевести на НСОТ с 1 сентября нынешнего года, хотя бы в экспериментальном порядке, ряд территорий. Естественно, с увеличением фонда оплаты труда. Значительно увеличить ФОТ и перевести на НСОТ только общее образование. Потому что опыт работы территорий, которые переходили на НСОТ (Тюмень, Самара и другие), показывает, что ни один субъект не переводил на НСОТ сразу всю бюджетную сферу. При таком подходе мы не напрягаем муниципалитеты, в чьем ведении находятся дошкольники и дополнительное образование. Зато потом правительству будет легче решить, сколько дать денег муниципалитетам для перехода на НСОТ. Вот такой вариант мы сегодня прорабатываем с правительством республики. - Юрий Петрович, давайте вернемся к съезду. Чье выступление вам больше запомнилось? - Все выступления были, если можно так сказать, ровные. Порадовало, что не было самоотчетов. А то ведь у нас повелось, что выходят представители территорий и начинают рассказывать, как они работали. Отчет ЦК Профсоюза уже предполагает и отчет о нашей работе в территориях, наряду со стратегией и тактикой по основным направлениям. - Что-то поменялось в стратегии Профсоюза, имея в виду специфику кризисного периода? - Могу сказать, что в этих условиях еще больше акцентируется роль социального партнерства, повышение значимости переговорного процесса. Именно социальное партнерство, а не митинговые страсти в сегодняшней ситуации дают наибольший результат. - Ну и потом вы, наверняка, ожидаете определенных преференций от Года Учителя? - Хотелось бы. Тем не менее, я неоднократно говорил и президенту и премьеру, что для Года Учителя выбрано неудачное время. Конечно, мы все ожидали больших подвижек в сторону улучшения самочувствия отрасли, в том числе, связанных с материальным положением учителя, повышением его статуса в обществе. Но, к сожалению, уже начало 2010 года развеяло надежды учителей и привело к разочарованию: нет ни индексации, ни повышения зарплаты. Второй «подарок», который сделало нам правительство РФ – по сути дела отменило поощрительные 100- тысячные гранты лучшим учителям. Если мы ранее каждый год награждали ими в республике 287 учителей, то в этом году такого уже не будет. Правда правительство РФ говорит, что оно усилило эти гранты, сделало их по 200 тысяч. Да, это хорошо, но на республику дали только 29 мест, чувствуете разницу?.. Сегодня в 5 раз сократили финансирование на эти цели. Опять же с трудом отстояли оплату за классное руководство в 1000 рублей. Однако, «благодаря» нерасторопности чиновников, эти деньги не были выплачены ни в январе, ни в феврале, ни в марте, что еще больше усугубило напряжение среди учителей. В апреле выплаты были произведены, но «осадок» остался. Честно говоря, вызывает раздражение и большое количество парадных мероприятий, которые посвящены Году Учителя. Не учитель должен быть «закручен» в этих мероприятиях. К примеру, Министерство здравоохранения могло бы провести диспансеризацию хотя бы части учителей пожилого возраста, нуждающихся в ней, бесплатно. Не убудет же от этого у здравоохранения? Почему бы, скажем, Минкультуры не организовать для учителей бесплатные концерты мастеров искусств? - Профсоюз то, Юрий Петрович, со своей стороны что готовит? - В летний период, до октября месяца, мы запланировали семь теплоходных рейсов и хотим поощрить таким видом отдыха 1000 наших лучших учителей. Уже в мае мы отправляем 150 человек ветеранов педагогического труда, в этом же месяце трехдневное путешествие до Самары совершат победители республиканских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический Олимп» и других. В июне – августе теплоход комплектуем из лучших учителей районов, также победителей районных конкурсов профессионального мастерства. Не забудем и наш профсоюзный актив. - Думается, учителя могут еще быть обнадежены тем, что у республиканского профоргана сложились хорошие взаимоотношения с социальными партнерами, а, значит, до конца года можно ждать от соцпартнерства положительных результатов? - Мы будем стараться, хотя больше ждут все же от государства… Записала Нина Гатауллина, фото Артема Барабанова |