1985-1995 годы
Сложность и противоречивость экономических и социальных, политических и духовных процессов, происходящих в стране и республике, остро и по-новому поставили вопрос о месте и роли профсоюзов в обществе. О необходимости коренной перестройки их деятельности, перемещения центра тяжести на выполнение защитных функций со всей определенностью было сказано на VI пленуме ВЦСПС. Профсоюзы заявили о себе как самостоятельная общественная сила и в период подготовки к XIX съезду профсоюзов СССР. Профсоюзы республики высказались за то, чтобы Всесоюзный профцентр обеспечил консолидацию всех профсоюзных сил в стране, разработал принципиальные основы политики профсоюзов. В результате довольно непродолжительной эволюции ВЦСПС реформировался на XIX съезде, проходившем в октябре 1990 года, во Всесоюзную Конфедерацию Профсоюзов, а затем (с распадом СССР) во Всеобщую Конфедерацию Профсоюзов (ВКП), объединившую профсоюзы СНГ. В 1990 г. (21-23 марта и 18-19 сентября) работал Учредительный съезд профессиональных союзов РСФСР, который принял решение создать профобъединение нового типа — Федерацию Независимых Профсоюзов РСФСР (ФНПР); утвердил Основы организационного строения и деятельности ФНПР (Устав). В связи с принятием Декларации о суверенитете Республики Татарстан изменяются отношения профсоюзов республики с ФНПР. Происходит разграничение функций, и в настоящее время эти взаимоотношения строятся на федеративных принципах. Становление государственности Татарстана, переход к рынку и многоукладной экономике создали принципиально новую социально-экономическую основу для деятельности профсоюзов. Принятие Конституции Республики Татарстан, законов «О профессиональных союзах», «О коллективных договорах и соглашениях», «О занятости населения», «О прожиточном минимуме в Республике Татарстан», «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», «О минимальной заработной плате» и других, непосредственно влияющих на практику профсоюзной работы, создали новую базу деятельности профсоюзов. Серьезных корректировок в работе профсоюзов потребовал переход права управления Фондом социального страхования и права контроля за охраной труда к государственным структурам, а также взаимодействие с политическими партиями и общественными организациями. Главное внимание Татрессовпроф уделяет вопросам защиты социально-экономических прав и интересов трудящихся, дальнейшего усиления взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, укрепления профсоюзных рядов, координации действий с республиканскими отраслевыми профсоюзными органами, районными (городскими) координационными советами председателей профсоюзных комитетов. Выборные органы Татрессовпрофа формируются путем прямого делегирования на основе равного представительства республиканских отраслевых профсоюзов, профкомов, находя щихся на профобслуживании Татрессовпрофа. В 1993 году разработана и принята Концепция развития профсоюзного движения в Республике Татарстан. В городах и районах республики, рессовете профсоюзов стали проводиться зональные семинары совещания с председателями комитетов профсоюзов, профактивом, Дни профсоюзов Республики Татарстан. Ежегодно, начиная с 1991 года, Татрессовпрофом с Правительством республики и Ассоциацией промышленных предприятий заключаются Генеральные соглашения. Их основные разделы: оплата труда, занятость населения, охрана труда, социальная защита и др. Для выражения и отстаивания, реализации позиции профсоюзов в Верховном Совете создана депутатская группа от профсоюзов «Бердэмлек» («Единство») из 32 народных депутатов РТ. Благодаря активной поддержке комитетов профсоюзов, первичных профсоюзных организаций, трудовых коллективов, народных депутатов в Конституции РТ закреплены права профессиональных союзов на участие в уп равлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти; выдвижение кандидатов в народные депутаты; закреплено право законодательной инициативы Татрессовпрофа в Верховном Совете республики по вопросам трудовых отношений и социальной защиты трудящихся. Используя право законодательной инициативы, Татрессовпроф настойчиво работает над расширением правовой базы деятельности профсоюзов, созданием с помощью законов системы защиты трудовых, социально-экономических интересов трудящихся в условиях рыночной экономики. Только с 1989 года по 1995 год на заседаниях президиума Татрессовпрофа обсуждено 45 вопросов, внесенных на сессии Верховного Совета РТ. С 1994 года сложилась практика проведения селекторных совещаний с профсоюзным активом республики по наиболее важным вопросам: проведению акций протеста, отчетов и выборов в профсоюзах, выборов в органы представительной власти и т.п. Впервые весной 1991 года проводятся коллективные действия профсоюзов. В осенние и весенние Дни единства действий организуются встречи профактива с представителями исполнительной власти, митинги солидарности, собрания в трудовых коллективах, сбор подписей и т.д. В акции протеста 27 октября 1994 года приняли участие более 250 тыс. трудящихся, собрано свыше 240 тыс. подписей в поддержку требований профсоюзов республики. Для оперативного решения острых социальных проблем используется практика депутатских запросов. Совместно с депутатской группой «Бердэмлек» в Верховный Совет РТ внесены запросы: о ветхом жилье, работе транспорта, переустройстве села, состоянии оборонного комплекса, ЕлАЗе, о сохранении 5,4% тарифа отчислений в Фонд социального страхования, о финансировании летнего оздоровительного сезона детей в 1994 году и др. Приняты соответствующие постановления Кабинета министров РТ, в том числе «О мерах ликвидации ветхого жилья в республике», «О неотложных мерах по улучшению пассажирских перевозок авто- и горэлектротранспорта». Учитывая необходимость сохранения и развития системы оздоровления и отдыха трудящихся, Совет профсоюзов в три последних года принимает совместные с Кабинетом министров РТ постановления по летнему отдыху. Это позволило сохранить материальную базу детского отдыха и перепрофилирования лагерей; добиться льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, освободить от уплаты налога в местный бюджет предприятия, имеющие на балансе детские оздоровительные учреждения на ту часть прибыли, которая направлялась на их содержание; сохранить размеры родительских взносов на уровне 10% стоимости путевок. В целях социальной защиты лиц, получивших трудовое увечье, 13 июля 1993 года Верховным Советом РТ принято и введено в действие разработанное Татрессовпрофом постановление «О порядке применения на территории РТ Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». В результате повышенную адресную социальную защиту получили более 15 тыс. наиболее в ней нуждающихся, дано более 300 консультаций обратившимся в Татрессовпроф по вопросам возмещения вреда. Во взаимодействии с представительными и исполнительно-распорядительными органами профсоюзы добиваются равноправия для предприятий всех форм собственности и равной ответственности работодателей за сохранение и развитие общественного производства. В проекте Государственной программы приватизации на перспективу до 1997года учтены предложения профсоюзов о направлении части средств из фонда приватизации на поддержку малого предпринимательства (не менее 25%), переподготовку и обучение высвобожденных работников. Выплаты им пособий по безработице. Профсоюзы, взаимодействуя с Правительством, принимают активные меры по сдерживанию безработицы, созданию условий для расширения занятости, в том числе и в негосударственных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе, а также обеспечивают защиту граждан, вынужденно потерявших работу. Важнейшим направлением в работе профсоюзов в условиях реформирования экономики является обеспечение работающим достойной оплаты труда. Профсоюзы республики принимают активное участие в разработке законов: «О прожиточном минимуме», «О минимальной заработной плате», «О минимальном потребительском бюджете». Законодательно закреплено: минимальная заработная плата на предприятиях и в организациях республики не может быть ниже минимального потребительского бюджета. Возрастает степень поляризации доходов внутри предприятий и в целом по республике. Профсоюзы неоднократно настаивали на дифференцированном подходе в вопросах социальной защиты. В марте 1993 года в РТ утверждена Программа адресной социальной защиты населения, предусматривающая установление дополнительных компенсационных выплат из бюджета республики детям., учащейся молодежи, инвалидам, пенсионерам. В поле зрения профсоюзов по-прежнему остаются проблемы охраны труда и здоровья, жилья, социальные вопросы. Главным методом в реализации защитной функции профсоюзы избрали социальное партнерство. На основе соглашений всех уровней в республике создается разветвленная система равноправного трехстороннего социального партнерства профсоюзов, работодателей и государства, направленная на максимальное согласование интересов сторон в сфере занятости, организации, оплаты и условий труда, защиты трудовых доходов граждан от инфляции, реализации их прав на жилье, образование, медицинскую помощь. 11 отраслевых профсоюзов заключили тарифные соглашения с органами хозяйственного управления республики, 9 — из-за отсутствия республиканских отраслевых органов — соглашения в составе российских отраслевых профсоюзов с Ассоциациями, Управлениями или Комитетом по промышленности и Министерством труда Российской Федерации. Заключаются специальные соглашения на уровне городов и районов между координационными советами председателей комитетов профсоюзов и главами администраций, мэрией г. Набережные Челны. Новым направлением в работе профсоюзов стала реализация права законодательной инициативы по вопросам трудовых отношений и социальной защиты трудящихся, закрепленного Конституцией республики. Одно из важнейших направлений в работе профсоюзов участие в выборах в представительные органы государственной сласти республики всех уровней от Государственного Совета до районного, городского Советов народных депутатов. В 1995 году профсоюзы выдвигают кандидатов в народные депутаты Государственного Совета, в городские, районные Советы. 28 депутатов от профсоюзов работают в представительных органах власти всех уровней. 4 февраля 1995 года был принят Устав Федерации профсоюзов РТ (тем самым произошло фактическое правовое закрепление федеративных отношений отраслевых профсоюзов, первичных профорганизаций, объединяемых ранее республиканским советом профсоюзов) и Платформа профсоюзов РТ. Принятые документы стали основой деятельности профсоюзов на ближайшую перспективу по защите трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. По инициативе Татарстанского отделения политического крыла профсоюзов ООПД «Союз труда» было образовано Татарстанское региональное отделение Общероссийской политической общественной организации «Отечество». Оно выдвинуло 17 кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан и 66 кандидатов — в народные депутаты местных советов. В результате в Госсовет РТ прошли 4 кандидата, в местные Советы — 24. По результатам выборов в Государственную Думу по партийным спискам была избрана председатель Федерации профсоюзов республики Ф.И.Гайнуллина.
|