06.06.2011 |
Повышение уровня защищенности трудящихся мигрантов в Российской Федерации.Выдержки из выступлений на «круглом столе» для представителей профсоюзных организаций из стран СНГ и Грузии. Казань, 2-3 июня 2011г. |
Трудовая миграция на сегодняшний день явление чрезвычайно распространенное в мире и напрямую связано с активными процессами глобализации. Если по данным МОТ в 2002 году в разных странах мира насчитывалось около 90 млн. работников-иностранцев, то в последующие годы численность мигрантов стремительно росла и достигла в 2009 году – 214 млн., что почти в 2,5 раза превышает предыдущий уровень. Надо отметить, что количество мигрантов увеличивалось быстрее, чем население Земного шара: 2,6% ежегодно против 1,9%.
При этом проблема гораздо шире. По оценкам ООН, интенсивность внутренней миграции значительно превосходит международные масштабы внешней миграции. Начиная с 80-х годов, она составляет от 750 до 1 миллиарда человек. Трудно переоценить значимость трудовой миграции в целом, как в вопросах демографического развития, так и формирования рабочей силы, её влияния на рынок труда и динамику экономического роста. Наглядный пример – Ирландия, избравшая эффективную модель открытости миграционной политики. Сотни тысяч квалифицированных мигрантов, в основном из стран Европы, приехали для работы на предприятиях «Делл», «Майкрософт» и других, успешно развивающихся ТНК, привлеченные благоприятными условиями для инвестиций. За 20 лет Ирландия из беднейшей среди западноевропейских стран (по доходам на душу населения) превратилась в одну из богатейших. Причем, сложившийся мировой опыт показывает, что эффективность миграционной политики может быть разной. Так, по оценкам экспертов, свыше 50% трудовых мигрантов в странах Европейского союза (ЕС) в последнее время составляют люди, практически не имеющие профессиональной подготовки, с невысоким уровнем образования. В то же время 55% мигрантов, приезжающих в США, обладают высокой квалификацией. Соответственно темпы экономического роста в первом десятилетии XXI века в США составили свыше 3%, в ЕС – менее 2%. И здесь важное значение имеют особенности миграционной политики. Как показывает социологический анализ, решающую роль играет наличие сильных социальных гарантий в ЕС. В США такие гарантии отсутствуют, поэтому хорошие шансы на рынке труда имеют только высококвалифицированные и инициативные работники. Какова же в этом отношении ситуация в России? Ее экономика является локомотивом экономики стран СНГ. Средняя цена труда здесь выше, чем в других государствах, входящих в Содружество. Это обстоятельство наряду с упрощенным режимом пересечения границ стало причиной активной трудовой миграции из других стран СНГ. Однако явное преобладание в структуре миграционного потока неквалифицированного труда делает Россию типичным примером неблагоприятного влияния трудовой миграции на темпы и особенно качество экономического роста. На сегодняшний день, по данным статистики, в Россию ежегодно въезжают 10 млн. мигрантов (Всемирный банк дает цифру 12,5 млн.), из них формально работают 3 млн. человек, три-четыре млн. – неформально. К сожалению, проводимая политика отнюдь не способствует притоку квалифицированных работников. По разным оценкам, в России трудятся лишь несколько тысяч квалифицированных мигрантов, выходцев из Европы и США, работающих в представительствах и «дочках» иностранных компаний. Зато большой приток дешевой, пусть и не слишком умелой рабочей силы, провоцирует обратный и очень опасный процесс – снижение заработной платы и вымывание с рынка труда квалифицированных специалистов (сварщиков, сантехников, электриков). Об этом вызове пока говорят очень мало, но он – реален. По оценке ФМС, ежегодно без уведомления страну покидают порядка 350 тысяч человек. Хотя официально на постоянное место жительство (ПМЖ) за границу каждый год уезжают лишь 30-40 тысяч россиян. Между тем, в России целые отрасли – строительство и торговля, что называется, подсели на дешевую рабочую силу. Мигранты демпингуют оплату труда, при этом падает цена на отечественную рабочую силу (По оценке экспертов Всемирного банка, увеличение численности иностранных рабочих на 0,5% приводит к уменьшению заработка работников на 1%). Более того, происходит блокирование технологического прогресса. Зачем внедрять новые технологии и повышать производительность труда, когда можно пригнать почти бесплатную рабочую силу. Вполне закономерно, что работодатель, извлекающий выгоду из привлечения дешевой рабочей силы, никогда не будет заинтересован в модернизации производства. В этой связи видится необходимым выстроить более адекватную и более эффективную миграционную политику, ограничить импорт неквалифицированного труда и содействовать импорту труда высокой квалификации. Минусы миграции очень серьезны. В частности актуальными на сегодняшний день остаются такие вопросы, как потребность рынка труда, соотношение и качество предлагаемой рабочей силы, трудовая адаптация мигрантов, а также проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов. В то же время надо сказать, что России в этом вопросе не нужно изобретать велосипед. Проблемы, связанные с трудовой миграцией не уникальны для нашей страны и более-менее эффективно решаются. Более или менее, потому что проблема есть везде, но все же на сегодняшний день есть и правила игры – известные, прозрачные, хоть и не всегда простые. В сфере защиты трудовых прав мигрантов накоплен большой мировой опыт Европейских стран. И он связан с необходимостью решения таких вопросов, как получение гарантированной оплаты труда, соблюдение техники безопасности и гигиены труда, обеспечение жильем, медицинское обслуживание и т.д. На сегодняшний день трудовые права мигрантов закреплены в конвенциях и рекомендациях ООН, МОТ, Совета Европы, международных договорах и соглашениях. Каждый из этих документов служит основой для развития российского законодательства в сфере трудовых отношений мигрантов. Основными из них являются следующие Конвенции МОТ: от 1949 г. № 97 «О трудящихся мигрантах», от 1962 г. № 118 «О равноправии граждан стран, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», от 1975 г. № 143, от 1982 г. № 157, которые закрепляют в трудовой и социальной сферах комплекс основных трудовых прав и интересов трудящихся-мигрантов. При разработке трудовых стандартов МОТ ставила перед собой цель согласовать два фундаментальных принципа. С одной стороны – это приоритет интересов граждан над интересами иностранного работника, а с другой – запрет дискриминации по признаку национальности. Справедливости ради надо сказать, что эти принципы сложно совместимы. Об этом свидетельствует и правоприменительная практика Европейских стран. Так, например, немецкие работодатели не могут пригласить к себе на производство иностранца, если в Германии есть хотя бы один безработный по требуемой специальности. Защита граждан сообщества предусмотрена и в Швеции, где прежде чем звать на помощь кого-то из-за границы нужно заявить о вакансии и выждать 10-дневный срок. Если за это время никто из соотечественников не отреагировал, можно планировать рабочую силу из-за рубежа. По аналогичной схеме оценивают наличие на рынке труда работника требуемой квалификации и во Франции (процедура labor market test). Защита трудовых отношений мигрантов обеспечивается рядом нормативных правовых документов, начиная от Трудового кодекса РФ, федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», множества подзаконных актов и международных соглашений. В отношении иностранных работников в России действует национальный правовой режим. То есть, при осуществлении трудовой деятельности в России они пользуются такими же правами, как и россияне, включая гарантии в трудоустройстве, режиме труда и отдыха, создании безопасных условий труда, охране труда женщин и подростков и т.д. Фактически, это полностью соответствует Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся – мигрантах», которая исходит из принципов предоставления мигрантам условий не менее благоприятных, чем те, которыми пользуются граждане приглашающей страны. Этот принцип касается также права вступать в профсоюз, пользоваться льготами и гарантиями, предоставляемыми коллективными договорами. Основой стабильности и гарантий в трудовых отношениях мигрантов является трудовой договор, который подписывается в двух экземплярах, один из которых хранится у работодателя, другой – у работника. Подписанный договор служит серьезным основанием для возникновения трудовых отношений и последующего контроля как миграционной службой и органом по труду, так и профсоюзами. Хотелось бы отметить, что в трудовых договорах указываются не только размеры заработной платы, но и детализируются формы оплаты труда и периодичность выплат. Подобные требования к трудовому договору, предъявляемые в России напрямую корреспондируются с международными нормами, в частности с конвенцией МОТ от 1949 г. № 95 «Об охране заработной платы». Проблемы обеспечения трудовых прав трудящихся-мигрантов нашли также отражение в документах Совета Европы, которые приняты и ратифицированы Российской Федерацией. Речь идет о «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 1950 года и «Европейской социальной хартии» (принятой в 1961 г. и пересмотренной в Страсбурге в 1996 году), которые установили равенство трудовых прав и обязанностей трудящихся-мигрантов и граждан принимающей страны, в том числе – и равные права на вознаграждение, условия труда и т.д. Важное место в реализации Европейских трудовых стандартов занимает Типовой контракт трудящегося-мигранта, утвержденный Резолюцией Кабинета министров Совета Европы в 1976 г. № 25, в которой подробно изложены права и обязанности, как предпринимателя, так и работника– мигранта. Крайне важно, что в международных актах о труде предусмотрены права на справедливые и безопасные условия труда, на справедливую оплату труда и право объединения в профсоюзы. Учтены также гендерные аспекты, признающие равные права мужчин и женщин на равную оплату за труд равной ценности. Это становится еще одним серьезным аргументом для ассимиляции России в единое европейское правовое поле, внедрения единых и справедливых принципов защиты работников-мигрантов. Именно с учетом основополагающих международных принципов правовой защиты, в настоящее время в России подготовлен проект Концепции современной миграционной политики. Федерация профсоюзов нашей республики высказала свою точку зрения на данный документ и внесла ряд предложений. Они прежде всего связаны с защитой отечественного рынка труда, приоритетного трудоустройства наших граждан и, в первую очередь, безработных. Мы очень осторожно относимся и к предлагаемому варианту отмены квотирования рабочих мест для иностранных работников, поскольку на сегодняшний день – это пока единственная действенная мера защиты отечественного рынка труда, в том числе, от безудержного роста нелегальной миграции, что в настоящее время является серьезнейшей проблемой. Мы считаем также крайне актуальным закрепить в Концепции, а в последующем и в законодательстве по трудовой миграции, центральное место за трудовым договором, гарантирующим соблюдение прав иностранного работника, в котором обязательно прописываются все условия его трудовой деятельности, включая условия труда, уровень зарплаты и социальный пакет. На наш взгляд, разрешение на работу и проживание необходимо выдавать лишь после подписания этого документа, а не наоборот, как это часто происходит в реальности. В идеале иностранный работник должен ехать на конкретное место работы, имея, как минимум, представление об условиях своей занятости. На сегодняшний день миграционным службам необходимо больше внимания уделять предвыездной подготовке и отбору иностранцев, что может быть организовано на основе международных договоров. Необходимо активнее сотрудничать с региональными представительствами в странах-донорах, чтобы еще до пересечения российской границы их граждане могли получить необходимую информацию по всем интересующим их вопросам и пройти предвыездную подготовку. Стратегической задачей для нашей страны в вопросах организации эффективной трудовой миграции является привлечение высококвалифицированных мигрантов с обеспечением достойных условий труда и достойного уровня жизни. Это серьезный вызов сегодняшнего дня и он требует своего решения. Мы убеждены, что, по большому счету, решение проблемы труда мигрантов неотделимо от решения вопроса обеспечения достойной оплаты труда для трудящихся России. Кроме того, надо кардинально изменить отношение к трудовой миграции, причем как у принимаемого общества, так и у самих трудящихся-мигрантов. Они должны приезжать в Россию не на заработки, а на работу. |