05.04.2011 |
Об организации оздоровительной кампании детей в 2011 году |
2010 год стал экспериментальной площадкой в организации детской оздоровительной кампании, анализ итогов которой позволяет сделать соответствующие выводы и определенные действия в целях улучшения качества детского отдыха и оздоровления в 2011 и последующие годы.
Несомненно, положительным моментом стало то, что были уравнены в правах на получение путевок дети работающих и безработных граждан. Увеличен охват детей различными видами отдыха в целом по республике.
Однако нельзя не отметить те негативные моменты, которые имели место.
Ø Сокращено оздоровление детей в санаторно-курортных учреждениях, в том числе детей с хроническими заболеваниями.
Минимизировано круглогодичное оздоровление, позволяющее обеспечить детям восстановительное лечение и профилактику сезонных, хронических заболеваний без отрыва от образовательного процесса.
По данным Фонда социального страхования, в санаториях и профилакториях санаторного типа, в том числе по путевкам «Мать и дитя», только за 2009 год было оздоровлено более 22 тыс. татарстанских детей, в том числе более 15 тысяч детей – в санаторных учреждениях Республики Татарстан.
По итогам 2010 года в рамках Республиканской программы отдыха и оздоровления детей и молодежи было направлено в санаторные учреждения в 3 раза меньше детей в сравнении с 2009 годом (всего 5546 детей и 1013 сопровождающих детей взрослых).
Ø Заниженные нормативы финансовых затрат на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи привели к убыткам оздоровительные учреждения, значительному увеличению родительской платы, ухудшению качества оздоровления.
Ø Отмечался рост родительской платы за путевку (от 433 руб. до 12000 руб.), и это связано с отсутствием утвержденного ее максимального предела.
Ø Отмечался сложный и неэффективный механизм получения путевок, компенсации бюджетной составляющей, некомпетентность участников реализации оздоровительной кампании в вопросах проведения конкурсов, подготовки конкурсной документации, отсутствие типовых форм договоров.
Несовершенство нормативно-правовой базы по организации детской оздоровительной кампании подтверждается и данными профсоюзного мониторинга (опрошено более 70 тыс.человек):
– 12% родителей, из числа подавших заявку, не смогли реализовать желание в приобретении путевки из-за финансовых трудностей;
– около 73% родителей отправляли своих детей отдыхать только на одну смену;
– около 37% опрошенных столкнулись с административно-организационными трудностями при покупке путевок.)
Ø В течение 2010 года периодически не исполнялись финансовые обязательства отдельными участниками детской оздоровительной кампании.
По данным профсоюзного мониторинга:
Муниципальное образование г.Казань (городской центр «Ял») без предоставления авансовых платежей задерживали расчеты на несколько месяцев с лагерям «Родничок» (ОАО Татхимфармпрепараты), «Солнечный» (ОАО «Казаньоргсинтез»). С санаториями «Васильевский» и «Ливадия» рассчитались только в декабре прошлого года.
Муниципальное образование г.Набережные Челны задерживали расчеты с лагерями «Солнечный», «Крылатый», «Следопыт» (ОАО «КамАЗжилбыт»).
Нижнекамский муниципальный район рассчитались с лагерями ДОЛ «Юность», ДОЛ «Олимпиец» (ОАО Нижнекамскнефтехим) без авансирования и с большими задержками.
Также в «черном» списке Зеленодольский, Верхнеуслонский, Арский муниципальные районы.
Ø Кроме того, в очередной раз без обсуждения и согласования с социальными партнерами были приняты нормативы финансовых затрат на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2011 год, в соответствии с которыми, например, стоимость койко-дня в стационарном загородном лагере, в сравнении с 2009 годом, увеличилась лишь на 2,6%, при уровне инфляции за 2 года более 15%.
Естественно, что мы не могли на это не отреагировать.
Федерацией профсоюзов Республики Татарстан было направлено обращения на имя Премьер-министра Республики Татарстан (прилагается) о необходимости пересмотра нормативов финансовых затрат на оздоровление и отдых детей в 2011 году. По нашей инициативе данный вопрос обсуждался на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии и Межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи.
17 марта 2011 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2011 г. № 203, которым утверждена Республиканская программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2011 году (далее – Программа).
Указанное постановление предусматривает дополнительное финансирование из бюджета РТ в размере 38 млн.рублей (первоначально было запланировано 799,7751 млн.рублей) и увеличение нормативов финансовых затрат на отдых и оздоровление детей (стоимость 1 койко-дня в загородном стационарном лагере составляет 527 руб., в лагере с дневным пребыванием (пришкольном) – 107 руб., в санаторно-курортном лагере – 847 руб.).
Ø Тем не менее, многие предприятия, имеющие на своем балансе загородные оздоровительные лагеря (ведомственные детские оздоровительные лагеря) более высокого уровня и предлагающие более высокую цену путевки, как и в прошлом году не смогут пройти конкурсный отбор, основанный на понижении цены.
Безусловно, вопрос изменения системы оценки критериев конкурсных заявок необходимо решать на федеральном уровне, и процесс этот не скорый.
Однако, решать проблему надо уже сегодня.
Например, в Пермском крае, организован выпуск сертификатов на детский отдых, которыми родители могут расплачиваться с детскими лагерями отдыха. Преимущества в том, что родители сами смогут выбрать лагерь по своим доходам и потребностям, и – возможность избежать проведения длительных конкурсных процедур по отбору оздоровительных учреждений. Эта форма государственного субсидирования не нова и уже давно зарекомендовала себя с положительной стороны (жилищные сертификаты, сертификаты на образование, родовые сертификаты).
Ø Актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения организаций летнего отдыха и оздоровления детей.
Стартовала детская оздоровительная кампания 2011 года, но еще предстоит решить следующие вопросы.
Первое:
Внести изменения в действующее постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 № 947, регламентирующее реализацию детской оздоровительной Программы, с учетом следующих предложений:
– утвердить единый механизм выдачи, оплаты путевок, отчетности оздоровительных учреждений, перечисления им бюджетной компенсационной части стоимости путевок, типовые договоры на предоставление услуг загородными оздоровительными лагерями, санаторно-курортными учреждениями;
– упростить форму и схему сбора заявок на количество путевок;
– определить максимальный предел доли родительской платы в стоимости путевки;
– предусмотреть перечисление оздоровительным учреждениям от 70% стоимости путевки до начала оздоровительной смены и полный расчет после сверки итогов (тем более, п.17 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2010 г. № 1122 «О мерах по реализации Закона РТ «О бюджете РТ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» это позволяет).
Второе:
Предусмотреть меры по снижению налоговой нагрузки для балансодержателей детских оздоровительных учреждений.
(До 2006 года балансодержатели детских оздоровительных учреждений были освобождены от взимание налога на имущество и налога за землю. На сегодняшний день, после очередной переоценки кадастровой стоимости земельных участков, в разы увеличилась налоговая нагрузка. Например, в 10 раз увеличилась сумма земельного налога в санаториях «Васильевский» и «Ливадия».
Третье:
Предусмотреть меры по предоставлению льгот на коммунальные услуги (тарифы на коммунальное обслуживание в «ведомственных» детских загородных лагерях, взимаются в размере, равном тарифам, установленным для промышленных предприятий).
Четвертое:
Предусмотреть меры по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений, в том числе и «ведомственных», возможно, целевое субсидирование на паритетных началах.
Пятое:
Усилить контроль над соблюдением финансовой дисциплины участниками реализации Республиканской программы отдыха и оздоровления детей.
Шестое:
Восстановить в республике объемы санаторно-курортного оздоровления детей. Особое внимание следует уделить оздоровительным лагерям круглогодичного действия, как наиболее эффективным звеньям детского отдыха и оздоровления одновременно. (В ряде регионов (республика Марий–Эл, Удмуртская республика) оздоровление детей в санаторных лагерях круглогодичного действия определено как самостоятельная форма организации отдыха и оздоровления детей с соответствующей нормативной стоимостью койко-дня. )
|