21.12.2010 |
Выступление председателя Федерации профсоюзов РТ Т.П. Водопьяновой на встрече Президента РФ Д.А. Медведева с профсоюзами России по вопросу «Итоги детской оздоровительной кампании 2010 года» г. Москва 15.12.2010г. |
Выступление председателя Федерации профсоюзов РТ Т.П. Водопьяновой на встрече Президента РФ Д.А. Медведева с профсоюзами России по вопросу «Итоги детской оздоровительной кампании 2010 года» г. Москва 15.12.2010г.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники нашей встречи! Вопрос, который в этом формате хотелось бы обсудить, касается оздоровления детей. В минувшем году неожиданно и достаточно стремительно состоялись законодательные новации, вследствие которых оздоровление детей не является видом страхового обеспечения. Введен новый механизм организации детской оздоровительной кампании. Между тем, новый ее формат был законодательно определен лишь во второй половине декабря минувшего года, когда бюджетный процесс в регионах был уже завершен. В одночасье и без широкого обсуждения с регионами и профсоюзами кардинально изменились подходы к организации детского оздоровления, сломался десятилетиями отработанный механизм. Полномочия по обеспечению детского отдыха и оздоровления переданы на уровень субъектов Федерации, финансовое состояние большинства из которых требует серьезного укрепления (по мнению экспертов, лишь 12 из 83 субъектов России способны жить без дотаций). Несомненно, положительным моментом стало то, что были уравнены в правах на получение путевок дети работающих и безработных граждан, военнослужащих. В Татарстане благодаря совместным усилиям удалось доработать организационные и финансовые механизмы обеспечения отдыха и оздоровления детей в 2010 году, разработать порядок приобретения и выдачи путевок, сохранить объемы оздоровления и отдыха детей практически на уровне 2009 года, что позволило охватить организованными формами отдыха более 46% детей соответствующего возраста. Однако, стремительная гонка событий по реформированию социального страхования в сложный кризисный год, а также в условиях дефицитного бюджета, негативно отразилась на организации и проведении оздоровительной детской кампании 2010 года в целом. Затянувшийся процесс подготовки нормативно-правовой базы в регионах отразился на своевременности проведения конкурсов и открытия детских оздоровительных лагерей, доведения информации о новых механизмах обеспечения отдыха детей до потенциальных потребителей услуг, что повлияло на наполняемость загородных оздоровительных лагерей в первую смену. В большинстве регионов отмечался сложный и неэффективный механизм получения путевок, компенсации бюджетной составляющей участникам детской оздоровительной кампании, некомпетентность большинства участников оздоровительной кампании в вопросах проведения конкурсов, подготовки конкурсной документации. В ряде регионов имели место сокращения объемов финансирования по сравнению с 2009 годом. При этом показанный статистический рост числа отдохнувших детей – не что иное, как увеличение численности детей в пришкольных лагерях. Оздоровление и отдых детей предусмотрены, в основном, в каникулярное время. Минимизировано количество путевок в детские оздоровительные лагеря круглогодичного действия. Сокращено санаторно-курортное оздоровление, как наиболее дорогостоящая форма детского оздоровления. И это на фоне негативных тенденций в здоровье детей. Между тем, многолетняя практика санаторно-курортного лечения детей показала его высокую эффективность и востребованность.
Только у нас в Татарстане в здравницах санаторно-курортного комплекса профсоюзов по линии министерства здравоохранения республики прошли восстановительное лечение 1423 больных. что составило 50,5% прошлогоднего уровня за соответствующий период по линии Регионального отделения ФСС. В санаторных лагерях, а также по путевкам «Мать и дитя» оздоровлено 3593 ребенка, из них только 1118 с лечением, что в 4,6 раза меньше. чем в сопоставимом периоде прошлого года. При этом ощутимо снизилась контрактная стоимость госзаказов.
В результате объем реализации санаторно-курортных услуг, уменьшился в 2,2 раза. Считаем, что при организации детской оздоровительной кампании и определении ее сроков финансирования необходимо постепенно изменять приоритеты в сторону планового перехода от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу отдыха и оздоровления детей. Это позволит охватить большее количество детей, обеспечит развитие отрасли, повысит рентабельность детских оздоровительных учреждений. Актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения организаций летнего отдыха и оздоровления детей. Как правило, большинство учреждений отдыха и оздоровления, функционирующих сезонно, не имеют постоянного персонала, обеспечивающего работу учреждения. В связи с этим педагогический, медицинский персонал, персонал пищеблоков каждый год набирается вновь. Не во всех случаях в короткие сроки складываются высокоэффективные трудовые коллективы. Как следствие – недостаточно продуктивная деятельность учреждения, недостаточно выраженные оздоровительные и педагогические результаты.
Нормативная стоимость путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, утверждаемая с 2010 года на региональном уровне и определяющая долю бюджетной компенсации, зачастую не отражала реальных затрат на содержание загородных оздоровительных учреждений (в ряде регионов нормативная стоимость койко-дня в загородном оздоровительном лагере утверждена на уровне 2009 года либо проиндексирована на уровень, не отражающий реальную инфляцию в данном регионе). В результате этого, себестоимость предоставляемых путевок значительно превысила нормативную стоимость, что привело оздоровительные учреждения к немалым убыткам.
(Ранее из бюджета ФСС осуществлялась полная или частичная оплата стоимости путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в размере средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории соответствующего субъекта). Помимо этого, многие загородные оздоровительные учреждения, предлагавшие более высокую цену путевки, не прошли конкурсный отбор и не могли рассчитывать на частичную бюджетную компенсацию за путевки. Вследствие этого система детского отдыха и оздоровления может лишиться лучшей оздоровительной базы.
По итогам летней оздоровительной кампании профсоюзами был проведен социологический опрос среди работающего населения на предмет «Оценки доступности и качества оздоровительного отдыха детей в 2010 году», в котором приняло участие более 70 тысяч респондентов. По результатам опроса около 10 % респондентов не имели возможности приобрести путевку для ребенка, вследствие чего их дети в летний период находились дома, 22 % опрошенных отдыхали в пришкольном лагере дневного пребывания. Таким образом, около трети родителей не смогли предоставить своим детям возможность оздоровления в загородных стационарных лагерях.
Этот вывод подтверждают и итоговые данные профсоюзного мониторинга оздоровительной кампании детей, по результатам которого следует, что только 88% родителей из числа подавших заявки на приобретение путевки их выкупили, 12% родителей не смогли реализовать желание в приобретении путевки. В большинстве случаев это связано с финансовым положением семьи, т.к. данные соцопроса показывают, что основной причиной, по которой дети не смогли выехать в загородные стационарные лагеря, является низкое материальное положение родителей, связанное с размером заработной платы и регулярностью ее выплаты. Почти 60% респондентов отметили, что столкнулись с финансовыми трудностями при приобретении (выкупе) путевок. Около 73% родителей отправляли своих детей отдыхать только на одну смену продолжительностью от 14 до 24 дней.
В анкетах также отмечено большое число родителей (около 37%), которые столкнулись с административно-организационными трудностями при покупке путевок. В 14% случаев путевки приобретались самостоятельно. 46,7% респондентов приобретали путевки с помощью местных профсоюзных организаций, 32% родителей – в органах местного самоуправления, определенных госорганами, как уполномоченные по организации детского отдыха.
При оценке качества предоставляемых услуг в загородных оздоровительных лагерях, только 25,3% родителей отметили хороший уровень, около 72% респондентов посчитало качество отдыха детей удовлетворительным, 2,6% родителей поставили неудовлетворительную оценку. В своем послании Федеральному Собранию, Вы, Дмитрий Анатольевич, отметили, что «… нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства», поставив тем самым решение проблем детей на уровень государственных задач. Учитывая изложенное, с учетом особой социальной значимости организации отдыха и оздоровления детей и в целях выработки эффективных мер по развитию и сохранению учреждений детского отдыха и оздоровления считаем необходимым внести следующие предложения. Разработать на федеральном уровне единую государственную политику, определяющую четкую программу действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей. В ней должно найти закрепление и раскрытие понятие «услуга предоставления детского отдыха и оздоровления» в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий населения, единые стандарты по организационному, кадровому и методическому обеспечению отдыха и оздоровления детей, но при этом уделить особое внимание оздоровительным лагерям круглогодичного действия.
Принять Федеральную целевую программу, предусматривающую софинансирование реконструкции имеющихся и строительства новых детских оздоровительных лагерей. Такой метод апробирован при финансировании Универсиады, реформировании жилищно-коммунального хозяйства РТ и имеет положительный эффект. Рассмотреть меры по оказанию поддержки балансодержателям детских оздоровительных лагерей на федеральном уровне и в субъектах Федерации по снижению налоговой нагрузки (платы за землю, электроэнергию, воду и т.п.). До 2006 года балансодержатели детских оздоровительных учреждений были освобождены от взимание налога на имущество и налога за землю (аренду участков лесного фонда). На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация: чем выше уровень оснащенности и комфортности детского оздоровительного лагеря, тем выше налоговое бремя на него, при этом большинство предприятий несет прямые некомпенсируемые издержки, что не стимулирует предприятия в содержании детских оздоровительных лагерей. Кроме этого, тарифы на коммунальное обслуживание взимаются в размере, равном тарифам, установленным для промышленных предприятий. На законодательном уровне изменить систему оценки критериев конкурсных заявок на участие в оздоровительной детской кампании, сместив акценты в пользу качества предоставляемых услуг и квалификации работников оздоровительного учреждения (оцениваемых, например, по единым стандартам, предусмотренным государственной политикой по оздоровлению и отдыху детей), а не стоимости предоставляемой путевки. Существующая в настоящее время система оценки поданных заявок позволяет сделать однозначный вывод о том, что предложивший наименьшую стоимость услуг, как правило, худшего качества, будет предоставлять услуги по оздоровлению и отдыху детей в рамках государственной Программы. Значимым критерием, составляющим 80% рейтинга, определяющего победу участника конкурса в соответствии с законодательством, является цена контракта. Нужно снизить эту составляющую до 40-50%. Если решение обозначенных вопросов будет иметь затяжной характер, то считаем целесообразным восстановить в системе обязательного социального страхования расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей, как один из видов страхового обеспечения. Социальные реформы, безусловно, необходимы. Однако, на наш взгляд, преобразования подобной значимости должны проводиться в формате трехстороннего сотрудничества с предварительным диалогом партнеров, серьезным анализом и предупреждением возможных негативных социальных последствий. Практика показала, что самые лучшие и надежные решения достигаются путем сотрудничества.
|