22.09.2010 |
Выступление председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Т.П. Водопьяновой на заседании Генсовета ФНПР, посвященном 20-летию создания ФНПР 18.09.2010 г. |
Выступление председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Т.П. Водопьяновой на заседании Генсовета ФНПР, посвященном 20-летию создания ФНПР 18.09.2010 г.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги, гости нашего торжественного заседания!
Сегодня нас объединил юбилей национального профсоюзного центра России.
Событие знаковое, на этом этапе времени – революционные всплески 90-х годов, шоковые реформы и распад великой державы, криминализация общества, снижение уровня жизни населения, кризисы. Все эти вызовы времени требовали от профсоюзов поиска новых, более эффективных форм защиты человека труда.
Основой идеологии профсоюзного движения стало социальное партнерство – как основной механизм регулирования социально-трудовых отношений на принципах трипартизма.
Ключевой задачей в рамках трехстороннего сотрудничества на протяжении 20-летней работы ФНПР становится стремление к достойной оплате труда, как важнейшей составляющей качества жизни. Это – главный стержень каждого Генерального соглашения и Программного документа ФНПР «За достойный труд», принятого на VI съезде.
Тогда же ФНПР выдвинула тренд «Достойный труд» в качестве национальной идеи, подчеркивая этим сверхважность задачи.
И здесь особую значимость приобретает работа над созданием в Российской Федерации системы гарантий минимальной заработной платы.
Учитывая скромные размеры МРОТ, этого единственного государственного стандарта в сфере оплаты труда, профсоюзы последовательно добиваются его увеличения до размера прожиточного минимума.
В 2002 году удалось данную норму установить в Трудовом кодексе, которая, к сожалению, в течение 9 последующих лет так и не заработала на российском законодательном уровне.
Пришлось искать пути решения через социальное партнерство.
В нашей республике заработная плата регулируется на основе потребительских бюджетов. При этом до 2005 года минимальная заработная плата устанавливалась Республиканским соглашением на уровне прожиточного минимума. Начиная с 2006 года, через соглашения нам удалось повысить планку минимальных гарантий в оплате труда в реальном секторе экономики до уровня МПБ, т.е. восстановительного потребительского бюджета.
В течение двух последующих лет появились ощутимые результаты. Количество предприятий, где начислялась заработная плата ниже прожиточного минимума, сократилось в 3 раза, ниже минимального потребительского бюджета - в 1,7 раза (2007-2008гг.). При этом количество работников, получавших заработную плату ниже ПМ и МПБ, сократилось в 2 раза. Кризис, безусловно, замедлил этот процесс, но мы продолжаем работать в этом направлении и уже в концу 2009 года вернулись к докризисному уровню.
В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается Генеральное соглашение и мы поддерживаем ФНПР в ее стремлении установить минимальную заработную плату на уровне восстановительного потребительского бюджета.
И более того, считаем необходимым расширить законодательные нормы в Российской Федерации, приняв новый Закон «О потребительских бюджетах в системе оплаты труда», что позволит уйти от таких неэффективных стандартов, как МРОТ и ПМ, принятых российским правительством, как временный вариант в период кризиса 90-х годов.
Вместе с тем, наряду с проблемой МРОТ, актуальными остаются вопросы роста качества жизни, заработной платы в целом, изменения потребительской корзины, сокращения неоправданной дифференциации в уровне оплаты труда, все это требует последующей работы как главного профсоюзного центра страны, так и регионов России и нашего активного взаимодействия с социальными партнерами.
В сложившихся условиях российские профсоюзы позиционируют себя правозащитной организацией как в рамках законотворческой деятельности, так и правоприменительной практики. Очень востребованное направление.
У нас, например, только за последнюю пятилетку с участием правовых инспекторов рассмотрено 2233 дела в судах, при этом более чем в 95% - с удовлетворением исков в пользу работников.
При этом, анализ проводимой работы показывает, что правозащитная деятельность может осуществляться более эффективно при повышении защитных функций отдельных федеральных законов в части регулирования социально-трудовых отношений и приведении их в соответствие с изменившимися реалиями времени.
Речь идет :
- о необходимости разработки механизма индексации заработной платы работников бюджетной сферы и обеспечении ее проведения;
- о повышении минимального размера пособия по безработице и установлении также механизма его индексации;
- о разработке и законодательном закреплении механизмов защиты трудовых прав работников на первоочередную выплату заработной платы в случае несостоятельности (банкротства) предприятий;
- о разработке Федерального закона «О системе социального партнерства в Российской Федерации» для создания действенного инструмента влияния трехсторонних комиссий на принятие решений в социально-трудовой сфере.
Уважаемые коллеги! Мы все – власть, бизнес, профсоюзы хотим жить в стране устойчивого экономического развития и социальной стабильности. Поэтому пусть профессиональная мудрость, последовательность в наших действиях, дух созидания будут залогом наших реальных дел на благо людей. Всех нас с достойной, красивой юбилейной датой! |