16.12.2015 |
ВЕРС 2015 – 2019. Политический курс и пути его реализации |
Европа на перепутье
1. Всеевропейский региональный совет (ВЕРС) был создан как ответ на рост общих интересов в Европейском регионе, в первую очередь по оси Восток-Запад в контексте широкого разнообразия типов и уровней развития экономик, обществ и политических систем. Кризис, и особенно меры «жесткой экономии» - доминирующей политики, выбранной европейскими элитами для противостояния связанным с кризисом вызовам, - дали мощный толчок тенденциям расхождения интересов в регионе, которые в настоящее время консолидируются и институционализируются через конкретные проекты и инициативы на субрегиональном уровне и в других многосторонних контекстах.
2. Появляются два основных проекта как главные центры динамичного развития, которые будут определять развитие событий в Европе в ближайшие годы: очередной этап процесса интеграции ЕС и Евразийский экономический союз. ЕС приступил к реализации амбициозной программы углубления процесса интеграции в ЕС посредством создания ряда новый политических структур и режимов управления для преодоления стоящих вызовов[1]. Однако этот процесс придется интегрировать в общества, в которых степень легитимности и доверия к ЕС побили исторические минимумы, особенно среди трудящихся. Во-вторых, дальше на Востоке возникает новый центр тяжести в результате взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), при поддержке соответствующих финансовых структур и структур развития. Таким образом, некоторые страны оказались посередине, столкнувшись с жестким выбором между одновременно пересекающимися и конфликтующими альтернативными стратегиями, связанными с обоими центрами, попав, таким образом, в сложную геополитическую ситуацию.
3. Европейская социальная модель (ЕСМ), являющаяся «визитной карточкой» достижения уникального экономического успеха в сочетании с социальным развитием и сплоченностью, серьезно пострадала от разрушительного воздействия политики «жесткой экономии», лишающей шансов для эффективного роста, создания качественных рабочих мест, осмысленного социального диалога и политики социальной защиты, чтобы противостоять уже возрастающему неравенству и уровню бедности. Будучи когда-то источником ориентации и точкой отсчета для профсоюзов, а также актуальной темой государственной политики внутри и за пределами ЕС, ЕСМ упорно игнорировалась или исключалась в новом режиме экономического управления в ЕС. Для внешних игроков политика ЕС фактически подорвала привлекательность ЕСМ в отношении передаваемых стандартов и практики. Трудовые и социальные системы в Европе также указывают на тенденции расхождения интересов, неизбежно «ограничивающие» интересы профсоюзов и сочетающиеся с пересекающимися эффектами на уровне нарушений трудовых и профсоюзных прав.
4. Сочетание воздействия многоуровневого давления и многообразия кризисных лет существенно сузило «поле действия» профсоюзов, подорвало членскую базу и потенциал для мобилизации давления с целью изменения курса. Приоритеты и перспективы конгрессов МКП и ЕКП ясно указывают на актуальность ситуации и создают рамки для направления поиска альтернативных политических решений и инициатив в конкретных контекстах. При всех проблемах и сложных задачах, стоящих перед Европой, такая ситуация предлагает наиболее оптимальную основу и творческий потенциал для осуществления перемен, и ВЕРС является удобной платформой для содействия и поддержки таких инновационных усилий.
Смысл существования ВЕРС: многоуровневая связывающая функция
5. Возрастающие многообразие и сложность проблем в странах Европейского региона требуют все более активного и эффективного взаимодействия между профсоюзами с целью разработки перспективного и упреждающего подхода профсоюзов к развитию событий и предотвращения внешних расхождений, оказывающих формирующее влияние на внутренние дебаты и отношения. Для эффективного сосредоточения внимания на разработке альтернативных решений и совместной деятельности ВЕРС занимает выгодное положение, чтобы облегчить и добиваться:
· улучшения взаимопонимания и поддержки потенциала всех членских организаций с целью разработки политики и ее эффективной реализации в собственных контекстах и в условиях противостояния общеевропейским вызовам;
· расширения консенсуса по проблемам регионального/субрегионального значения и включения этих предложений в политику и процессы принятия решений в МКП и, где это уместно, ЕКП;
· более эффективного использования имеющихся каналов и инструментов для информирования и воздействия на соответствующих внешних игроков на международном, европейском и национальном уровнях;
· укрепления концепции «солидарности» как единства в понимании другого, совместного развития идей и действий, которые выходят за рамки простой передачи ресурсов или обмена описаниями моделей и опыта. Углубление расхождений и реальный потенциал организаций справляться с результатами слишком часто ограничивают, если не исключают, ожидания продуктивной «передачи» из одного контекста в другой.
Эффективность и успех этой многомерной и многоуровневой «связывающей функции» ВЕРС возможны путем прямого и постоянного вовлечения соответствующих членских профсоюзов или группы членских профсоюзов ВЕРС в инициирование и осуществление на практике конкретных идей, проектов и действий. Открытый характер ежегодного цикла деятельности ВЕРС, включенного в соответствующую ежегодную Программу работы, предоставляет достаточно места и стимулов для необходимого адресного характера и гибкости действий в реальном времени и контексте. Инициатива и сотрудничество между членскими организациями являются ключом к использованию этого потенциала. Финансовые ресурсы не обязательно и не во всех случаях являются абсолютно решающим фактором.
Более заметная роль ВЕРС в архитектуре европейских профсоюзов и участие в политическом процессе в МКП и ЕКП
6. Генеральный секретарь ВЕРС является действительным членом Генераль-ного совета и Исполнительного бюро МКП и может непосредственно участвовать в работе этих органов. Генеральный секретарь ВЕРС является также Генеральным секретарем ЕКП, и в равной степени имеет прямой доступ к работе Исполнительного комитета ЕКП, что подтверждает уже появляющаяся практика обращений Генерального секретаря и принятие ЕКП резолюции ВЕРС по Украине. Таким образом, созданы необходимые законодательные и институциональные предпосылки и каналы, необходимо лишь более активное вовлечение самого ВЕРС в этот процесс.
7. В этой связи ВЕРС потребуется пересмотреть существующую модель работы с учетом использования имеющихся возможностей для:
· предоставления Генеральному секретарю надлежащего мандата на позицию/ предложение, согласованное с соответствующей программой МКП или ЕКП, или на представление конкретного вопроса или инициативы ВЕРС для рассмотрения и принятия мер;
· оптимизации модели работы ВЕРС с точки зрения сроков и содержания дискуссий для согласования соответствующих графиков заседаний Генерального совета МКП и Исполнительного комитета ЕКП. Это в первую очередь касается сроков и очередности заседаний Исполкома ВЕРС и второго политического дискуссионного форума (в настоящее время проходящих под названием «Летняя школа») в рамках ежегодного цикла мероприятий ВЕРС. Последний мог бы проходить в преддверии Генерального совета МКП с обсуждением проблем, релевантных для европейского региона, и предоставить мандат Генеральному секретарю для представления точки зрения и мнений ВЕРС на Генеральном совете.
8. Процесс пересмотра также должен включать в себя решение вопроса экспертного и логистического потенциала Секретариата ВЕРС с целью эффективной поддержки в разработке позиций/предложений ВЕРС в связи с ограниченным доступом к внешней экспертизе, в частности, «по запросу».
ВЕРС во взаимодействии с внешними контекстами и игроками
9. ВЕРС уже установил взаимодействие с соответствующими структурами ЕС, в первую очередь с Европейской комиссией, Европейским парламентом, ЕБРР и ЕИБ, а также через офис МКП с МФИ в Вашингтоне. Эти отношения нуждаются в дальнейшей консолидации и наполнении через ЕКП и другие каналы гражданского общества для обеспечения доступа к информации и включения мнений и предложений профсоюзов в их соответствующие политики ЕС, программы развития и конкретные проекты.
10. Ближайшие годы будут иметь огромное значение для стран, связанных соглашениями об ассоциации и соглашениями об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС - Грузия, Молдова, Украина. Они будут участвовать в реформировании структуры и режимов функционирования своих экономик, включая приведение их систем трудовых отношений и социальной защиты в соответствии с нормами ЕС. Процессы должны быть завершены в сжатые сроки с размытым реальным потенциалом условий на местах для успешного проведения таких перемен и достижения долгосрочных положительных результатов. Эффект этих соглашений и участия профсоюзов будет ощущаться далеко за пределами границ стран, поэтому анализ Европейской политики соседства должен способствовать достижениям социальной Европы и социальному прогрессу для всех в процессе ее реализации. В этих целях будет важно использовать все имеющиеся возможности для поддержки участия профсоюзов в процессах реформ, главным образом через целевую поддержку укрепления потенциала по конкретным реформам. Включение социально-трудовых вопросов в торговые соглашения со странами Европейской ассоциации свободной торговли также может способствовать максимизации эффекта местных и совместных профсоюзных инициатив и действий.
11. Более активный мониторинг и содействие работе Совета Европы (СЕ) и, в частности, Европейской социальной хартии (R) являются дополнительным каналом влияния, который необходимо использовать более эффективно, в том числе отдельным членским организациям, поскольку охват этих организаций перекрывает весь регион ВЕРС, а не только ЕС. Хорошая координация с процедурами и позициями МОТ по тем же вопросам, а также своевременное участие ЕКП, в частности, в рассмотрении жалоб в Совете Европы (СЕ)/Европейской социальной хартии (R), или случаев в Европейском суде по правам человека, являются очень важными факторами, о чем свидетельствуют последние случаи. Можно ожидать, что важность этих измерений, охватывающих всю Европу, будет возрастать в ближайшие годы в соответствии с развитием событий в ЕС и новой евразийской формации.
12. МОТ и международные трудовые нормы традиционно предоставляют необходимую общую платформу для совместных профсоюзных действий, направленных на защиту и продвижение трудовых и социальных прав в рамках ВЕРС при координации с Группой трудящихся МОТ и ACTRAV.
13. Роль международных финансовых институтов в условиях кризиса значительно возросла: они оказывают влияние, определяющее формат и осуществление антикризисной политики в Европе. В одностороннем порядке или совместно с ЕС они ввели в действие различные программы «стабилизации» и «спасения», в первую очередь продвигающие подход «жесткой экономии» или открыто поддерживающие местные правящие элиты в проведении такой политики, даже в относительно благоприятных ситуациях. Результатом это обычно являлись децентрализация и ослабление систем коллективных переговоров, разрушение систем занятости и социальной защиты, усиливая в свою очередь неравенство, повышая уровень бедности и социального отторжения. ВЕРС и региональным офисам необходимо продолжить общение и совместные действия с офисом МКП в Вашингтоне, чтобы обеспечить максимум информации и адекватные шансы на реагирование членских организаций на подобные вызовы в своих странах.
14. Профсоюзы должны перейти к более активному и эффективному взаимодействию с широкой общественностью, а также формировать и возглавлять общественное мнение по стратегическим проблемам экономического развития, труда и социальной политики. Они должны предварять инициативы внешних учреждений/организаций, а также внутренние радикальные политические вмешательства, стараясь предотвратить получение подобными политическими программами доминирующей поддержки общества, а особенно трудящимися. Это упреждающее участие имеет большое значение, как минимум, в двух аспектах, которые будут занимать центральное место в профсоюзной политике в ближайшие годы:
· во-первых, чтобы обеспечить рациональные рамки для широкого обсуждения в пользу ценностей и действий, продвигающих реальную демократию, прозрачность, ответственность и социальную справедливость. А также с целью предотвращения трудовых и социальных проблем или ущемления и мобилизации «интересов трудящихся» в целях экстремальных интересов в обществе; и
· во-вторых, чтобы открыть пространство для реализации потребности молодых людей в поиске идей за пределами устоявшихся рамок мышления и постепенно приближать их к траектории профсоюзной политики, ведущей к вступлению в ряды профсоюзов.
Приоритетные направления профсоюзной политики и действий в период 2015-2019 гг.
15. Следующие несколько лет могут оказаться крайне важными для будущего Европы и ее шансов в глобализованном многополярном мире. Следуя этим целям, были разработаны несколько вариантов «великого замысла» на субрегиональном и национальном уровнях. Совокупные итоги этих устремлений будут формировать профиль/профили в регионе и взаимозависимости с остальным миром, складывающиеся в кроссворд «Единая Европа или более...». Единственный способ обеспечить исход с реальным будущим - это участие общества в демократических политических дебатах; с социальным диалогом, формирующим контекст для обеспечения того, чтобы интересы граждан и трудящихся, а также стабильность проекта являлись неотъемлемой частью предлагаемого нового строительства.
16. Каковы бы ни были результаты, они будут оказывать глубокое воздействие на трудовые и социальные права, профсоюзное движение и системы социальной защиты. Современные тенденции и подходы к этим сферам политики предполагают дальнейшую маргинализацию профсоюзов и других неправительственных заинтересованных сторон, что еще более упрощается в контексте главенствующих целей политики типа «великого замысла». Реальные социальные и гражданские диалоги могут оказаться успешно «задвинутыми» на периферию политического процесса, сохраняя при этом институциональный фасад партнерства и демократической интерактивной риторики. Можно ожидать, что это общее давление будет оказывать различное воздействие в различных странах, в основном ударяя по более слабым профсоюзным движениям, более жестко ведя к углублению социальной дифференциации внутри обществ и между профсоюзами из различных регионов и стран. Членские организации ВЕРС должны быть начеку, готовыми принять вызов и при необходимости крепить солидарность и единство действий.
17. В целом, деятельность ВЕРС в следующий период действия мандата будет продолжаться в среде, характеризующейся неопределенностью и неустойчивостью. В то же время фундаментальные изменения в обществе генерируют новую динамику, открывают простор для новых идей и новые возможности для общения и активизации людей. Профсоюзы не должны жалеть усилий, должны использовать все свои навыки, чтобы предугадывать и выявлять такие сдвиги и события, черпать новую энергию и направлять ее на созидательные и устойчивые решения. Опять же, организации в разных контекстах могут сталкиваться с довольно разнообразными формами вызовов, несмотря на их схожую природу и политическую форму. Появится потребность в более комплексных решениях и инициативах, которые бы отражали возрастающую взаимосвязь проблем, а также сочетали измерения на национальном и наднациональном уровнях. Здесь ВЕРС может стать полезной площадкой для поддержания эффективного потока информации и связи, укрепления потенциалы профессиональных политических дискуссий в различных форматах в соответствии с изменяющимися интересами, оказывая поддержку в реализации инициатив и действий.
18. Для этих целей предлагаются следующие приоритетные сферы политики, определяющие деятельность ВЕРС в период 2015-2019 гг.:
I. Мир, демократия и стабильность в Европе;
II. Следующая стадия кризиса/трансформации в Европе: рынок труда,
социальная политика и сложная проблема нарастающей волны миграции/беженцев;
III. Противостояние растущему неравенству и его различным видам;
IV. Защита трудовых и социальных прав, подлинного социального
диалога и коллективных переговоров - инструмента для коррекции рынка, а не для конкуренции;
V. Организационная работа - путь к реальной силе.
I. Мир, демократия и стабильность в Европе
19. Общая политическая реакция подавляющей части европейских политических элит на кризис не смогла дать адекватные результаты, фактически упустив шансы на оздоровление экономики в очень многих странах, подорвав социальную сплоченность и целостность демократического процесса и институтов. Это привело к образованию значительного политического пространства для влияния прямых популистских и откровенно националистических сил на политический процесс и его результаты. Рост напряженности и разделения внутри обществ и между различными народами в Европе никогда не был таким значительным со времен Второй мировой войны, вновь пробуждая опасные прошлые чувства. В более экстремальных условиях, как в Украине, где естественное стремление людей жить в демократической стране и принимать активное участие в формировании будущего было жестко подавлено властями, и в конечном счете привело к стадии вооруженного противостояния с тысячами потерянных человеческих жизней. Участвующие в этом политические элиты действовали намного ниже уровня исторического вызова и продемонстрировали явный дефицит созидательного государственного подхода и стратегического видения. Очевидно, что стремление к общему мирному и процветающему будущему для народов Европы во всех случаях и при любых обстоятельствах требует проведения линии на мирные и согласованные методы урегулирования конфликтов, несмотря на сложность стоящих перед ними вызовов.
20. Слишком во многих случаях ключевые решения принимались и/или навязывались без оглядки на демократическую волю граждан или открыто против нее. Сохранение текущих тенденций вряд ли способствует подлинному диалогу в обществе и эффективному осуществлению права «голоса» трудящимися. Профсоюзам необходимо держать эти тенденции в центре внимания и противостоять им любыми возможными способами. ВЕРС может стать удобной платформой для обсуждения сложных и часто деликатных вопросов в регионе, в свою очередь, привнося результаты в политические дебаты МКП и ЕКП. Конкретные мероприятия и обязательства:
· распространение соответствующей информации от членских профсоюзов, европейских/международных источников среди всех членов ВЕРС;
· организация целевых дискуссий по вопросам, предложенным или подготовленным конкретной членской организацией/группой членских организаций, например о роли финансового капитала и ТНК в формировании регионального/национального политического пространства и курса;
· Систематические мероприятия по укреплению потенциала для соответствия динамичным изменения в регионе. Поддержание и повышение компетенции сетей правовых и экономических экспертов в регионах ЮВЕ и ННГ, и их максимально возможное привлечение к мероприятиям и профессиональным дискуссиям в регионе ЕС – мероприятиям Европейского института профсоюзов/ЕКП, а также ЕАЭС.
II. Следующая стадия кризиса/трансформации в Европе: рынок труда, социальная политика и нарастающая волна миграции/беженцев
21. Если не произойдет какого-либо серьезного «потрясения», которое бы полностью нарушило нынешние экономические тенденции, можно ожидать, что ключевыми характеристиками следующего периода будут «неопределенность» и «нестабильность». Имеющиеся прогнозы, даже с позитивными признаками «восстановления», предполагают очередной период низкого экономического роста продолжительностью в несколько лет при сохранении тяжелого (и все еще растущего) долгового бремени, затяжного кризиса занятости, часто в сочетании с прекращением роста заработной платы, все более ненадежными системами социальной защиты, подпитывающими рост неравенства и социального отторжения. Давление, происходящее от волны мигрантов/беженцев в ЕС и искаженные реакции различных властей, зачастую достаточно циничные и безразличные к человеческим трагедиям говорят об ограниченных возможностях людей, находящихся сегодня у власти, начать поиск совместных решений и координацию ответственности. Политика профсоюзов должна мобилизовать весь созидательный потенциал и готовиться противостоять разнообразным комбинациям вызовов такого рода, еще более усложняемым важными контекстуальными вариациями и конкуренцией на страновом/субрегиональном уровне. Они будут формировать интересы трудящихся и неизбежно двигать политику профсоюзов в определенном направлении. ВЕРС может оказывать помощь в поиске решений посредством:
· распространения соответствующей информации от членских организаций, европейских/международных источников (МФИ) среди всех членских организаций ВЕРС;
· организации целевых дискуссий (в сотрудничестве с Европейским институтом профсоюзов и другими экспертными учреждениями) для поддержания и повышения компетенции сетей правовых и экономических экспертов в регионах ЮВЕ и ННГ, и их максимально возможного привлечения к мероприятиям и профессиональным дискуссиям в остальной части региона ВЕРС – Европейский институт профсоюзов/ЕКП по проблемам «роста безработицы», обновленного подхода к «балансу гарантий занятости и гибкости рынка труда», стратегий занятости и жизни молодежи, воздействия новых технологий на характер труда и т.д.;
· защиты и повышения эффективности общественного обслуживания как стабилизирующих экономических факторов, дающих возможность находить ответы на сложные вопросы связей инвестиции/занятость и возрождать эффекты социального государства в новых условиях;
· интегрирования позиции профсоюзов в решение проблем изменения климата и устойчивого развития в различных контекстах региона;
· межрегионального сотрудничества и проектов развития типа «Дунайская стратегия» с участием различных стран, сети профсоюзов городов-столиц Европы, а также социальных партнеров и других заинтересованных сторон;
· решения проблемы негативных последствий методов деятельности ТНК для национальных стратегий развития, сегментации рынка труда, подрыва стандартов занятости и трудовых норм, сплоченности общин/социальной сплоченности внутри обществ и среди экономик этого региона. Привлекать европейские участки глобальных цепочек поставок ТНК в Европе к тому, чтобы они в своей деятельности во всех странах мира соблюдали трудовые и социальные нормы, а также уважали человеческое достоинство;
· реагирования на возрастающие вызовы и побочные эффекты миграционных потоков в различных контекстах направляющих и принимающих стран в регионе ВЕРС;
· решения проблем «неформального труда» в контекстах и перспективах новых форм ведения/моделей бизнеса, часто по неэффективным, коррумпированным правилам правовых режимов регулирования;
· организации дискуссий/обучения и экспертной поддержки для организаций, сталкивающихся с конкретными проблемами в реформировании политики социальной защиты, например, реформе пенсионных систем;
III. Противостояние растущему неравенству
22. Сложная проблема растущего неравенства широко признается и повсеместно упоминается, начиная с политических заявлений практически на всех официальных уровнях и общественных дебатах в Европе, и кончая уличными протестами и прямым противостоянием. До сих пор эффект оказался нулевым в плане прогресса по существу, а доминирующее пристрастие к политике жесткой экономии не оставляет какого-либо реального места для конструктивного изменения курса в ближайшем будущем. Исследование ОЭСР бьет тревогу, прогнозируя, что нынешний глобальный разрыв в доходах находится на уровне 1820 года, отходя от предыдущего состояния сбалансированных обществ.[2] Аналогичным образом, даже К. Лагард признает неравенство в качестве одного из трех ключевых вызовов многосторонности 21-го века: «...Столь неравномерное распределение доходов наносит ущерб темпам и устойчивости роста в более долгосрочной перспективе. Это приводит к экономике отторжения, бесхозному, неиспользованному потенциалу».[3] Тем не менее, эти идеи трудно найти в соответствующих стратегиях адаптации и стабилизации, а также в официальных политических рекомендациях странам, столкнувшимся с экономическими и социальными проблемами.
23. Неравенство находилось на подъеме почти во всей Европе еще до кризиса, в том числе в обществах с хорошо функционирующей экономикой, наиболее развитыми трудовыми отношениями и социальными моделями. Такое развитие событий показывает, что действуют более глубокие, системные силы, смещающие современные общества в новом направлении. Кризис значительно усилил воздействие уже знакомых видов неравенства, связанных с полом, возрастом, этнокультурой или нестандартной занятостью, и активизировал накопление многочисленных видов неравенства в одном лице, группе, районе или стране. Если позволить, чтобы это продолжалось, последствия угрожают расшатать основы индивидуальной и коллективной/общинной идентичности и социальной сплоченности, подорвать демократические структуры и развивать мировоззрение бессилия и цинизма при формировании стратегий труда и жизни. Это в свою очередь повлияет на значение и потенциал коллективных действий. Растущая волна технологических инноваций, роботизация и новые модели бизнеса - долевая экономика, коллективное использование ресурсов (краудсорсинг), прямое финансирование физическими лицами проектов или предприятий (краудфандинг) и т.д. – потенциально способны в значительной степени угрожать традиционной структуре рынка труда и, частности, политике в сфере занятости, но в то же время дать толчок созданию новых типов рабочих мест и организации труда. Профсоюзам необходимо фокусировать внимание и предугадывать подобные вызовы и в случае успеха максимизировать положительный потенциал воздействия перемен в сфере труда.
24. Решение проблемы неравенства имеет тенденцию к фокусированию внимания, прежде всего, на основной линии социального разделения - распределении благ в соотношении 1:99 процентов; однако внутренний состав 99 процентов стал предметом структурных сдвигов, приводящих к дифференциации и многообразию, имеющих большое значение для политики профсоюзов в сфере организационной работы и повышении влияния трудящихся.
25. Равенство между мужчинами и женщинами – фундаментальный принцип, закрепленный в международных пактах и полностью поддерживаемый МКП. Профсоюзы основываются на существующем национальном и международном законодательстве по гендерному равенству, а также продвигают равенство между мужчинами и женщинами через коллективные переговоры и социальный диалог. Это включает как равенство между мужчинами и женщинами на рынке труда, в экономике и политике, равно как и в бытовых и семейных аспектах. Несмотря на все усилия, гендерные неравенства все еще распространены во всех сферах. Преодоления гендерных разрывов, таких как разница в оплате труда, в размере пенсий и в представительстве в руководящих органах является абсолютно необходимой частью консолидации профсоюзной идентичности и решающим фактором успеха в других профсоюзных инициативах, т.е. должна стать составляющей политики профсоюзов по всем аспектам.
26. Основываясь на руководящих принципах МКП и ЕКП, ВЕРС может применять более глубокий подход к вызовам в конкретных условиях с различными комбинациями факторов. Политические ответные меры и действия потребуют гораздо более комплексных, системных подходов, поскольку во многих случаях ориентирование на отдельные аспекты само по себе может оказаться не очень эффективным. ВЕРС может способствовать развитию таких подходов у заинтересованных организаций в рамках программы «Достойный труд», согласно предложениям ЕКП в инвестиционный план ЕС и социальный протокол посредством:
· противодействия неравенству доходов и разрыву между состоянием домохозяйств непосредственно через политику в отношении занятости/качества, ведение коллективных переговоров, реально улучшающих условия труда, информационные и консультационные системы, минимальный уровень социальной защиты и надежные пенсионные системы, справедливые и эффективные системы налогообложения, адекватное общественное обслуживание и развитие экономики по уходу;
· противодействия конкретным типам и параллельным формам разнообразного неравенства – гендерно ориентированной занятости и гендерному разрыву в оплате труда, занятости и заработной платы в зависимости от возраста, этнических/культурных, нестандартных и неформальных трудовых отношений, статусу мигранта;
· продвижения женщин и молодежи на руководящие должности и позиции, позволяющие участвовать в принятии решений на всех уровнях, начиная с внутренних профсоюзных структур, что является широко признанной необходимостью, но еще недостаточно используемым каналом для подкрепления усилий, направленных на борьбу с неравенством и дискриминацией на рынке труда и в более широких слоях общества;
· противодействия неравенству в зависимости от компании и географического положения - тип и размер компании (доступ к кредитам, инновации, квалификация и административная поддержка), ТНК и глобальные цепочки поставок, инвестиции/концентрация прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в кластеры, региональные различия, дифференциация по странам;
· содействия и поощрения мер противодействия изменению климата, таких как озеленение экономик и стратегии устойчивого развития, общественно-ориентированные инициативы;
· продвижения политики в сфере охраны труда и участия работников посредством стабилизации сетей профсоюзных экспертов по охране труда;
· выравнивания режимов деятельности хозяйствующих субъектов – решения проблемы неформального труда и коррупции/«приватизации» государства (политики).
IV. Защита трудовых и социальных прав, подлинного социального
диалога - инструмента для коррекции рынка, а не для конкуренции
27. Влияние кризиса и давление государственных долговых обязательств, усугубляемые последствиями мер жесткой экономии, создали уникальные возможности для правительств, организаций работодателей и других внешних игроков («Тройки», Американской торговой палаты или специальных структур иностранных инвесторов), чтобы сократить или ликвидировать достигнутые трудовые и социальные права, демонтировать части или целые уровни коллективных переговоров там, где они существуют, например, отраслевые, национальные. Эта общая тенденция в свою очередь используется для уменьшения шансов на консолидацию таких систем, находящихся еще в процессе развития, в частности, в ряде стран Восточной Европы.
28. Перспективы в области экономики и занятости на ближайшие годы указывают на сохраняющуюся – в основном враждебную – атмосферу для ведения социального диалога и коллективных переговоров.
Для восстановления структур, возврата к положительной динамике и начала отхода от тенденций неравенства потребуется серьезная мобилизация профсоюзного потенциала и, в частности, работа по реальному увеличению членства.
29. «Воскрешение» подхода, предусматривающего баланс гарантий занятости и гибкости рынка труда для разрешения кризиса занятости в ЕС, в сочетании с рекомендациями Европейского семестра и моделью «более оптимального регулирования» Европейской комиссии будут по-прежнему оказывать сильное давление с целью ограничения/«изоляции» сферы трудовых и социальных прав, а также роли и эффективности коллективных переговоров. Они будут одними из первых целей при ожидаемом пересмотре условий членства Великобритании в ЕС. Насколько сильным окажется волновой эффект, еще предстоит выяснить.
30. Европейская комиссия уже выступила с официальным заявлением о важности социального диалога в новой политике экономического регулирования и настаивает на участии социальных партнеров в политическом процессе с самого начала ежегодного периода рассмотрения. Однако в реальном выражении эти предложения пока в первую очередь используются для обеспечения поддержки со стороны социальных партнеров и легитимации анализа и рекомендаций Комиссии, а также для подтверждения достаточного общественного консенсуса по этим вопросам. Из ЕС такие соображения и идеи могут легко перетекать через границы в остальные страны Европы, где другие системы управления уже движутся в аналогичном направлении.
31. В этой связи ВЕРС и заинтересованные организации планируют мероприятия, направленные на:
· усиление защиты существующих механизмов и возможностей улучшения ситуации в предстоящий период - постоянное взаимодействие и совместные действия с департаментами МКП по правовым вопросам, правам человека и профсоюзов, с ЕКП/Европейским профсоюзным институтом, а также с Группой трудящихся и АКТРАВ в МОТ;
· поддержку сетей профсоюзных экспертов в области права, экономики, трудовых отношений при разработке стратегий в этой сфере и содействие их реализации;
· организацию специальных мероприятий для стран с подобными проблемами в ответ на события, разворачивающиеся на местах;
· передачу информации и противодействие попыткам протолкнуть направленные против профсоюзов условия в программы Международных финансовых институтов (МФИ) по спасению или стабилизации.
V. Органайзинг и организационное развитие - путь к
реальной силе
32. За некоторым исключением профсоюзы в Европе продолжали терять членов, и все же довольно многим из них оказалось трудно активно проводить мероприятия по органайзингу. В то же время, опять же за некоторым исключением, профсоюзы стали свидетелями утери положительного общественного мнения и доверия в обществе, в частности, в странах, в которых осуществляются программы ЕС-ЕЦБ-МВФ. ВЕРС может содействовать усилиям по органайзингу посредством:
· мониторинга по органайзингу в отдельных членских профсоюзах и распространения опыта по всему региону;
· разработки эффективных каналов связи в родственных организациях и с трудящимися/сообществами, а также и совместных действий – обучения в Академии органайзинга МКП, где это позволяют условия, в частности, в связи с сосредоточением внимания на привлечение в профсоюз работающих женщин и молодежи;
· усилий, направленных на восстановление и продвижение трудовых прав, коллективных переговоров и социального диалога, а также на расширение базы через привлечение в профсоюзы новых членов;
· работы с молодежью в системе образования с целью создания репутации в обществе и сфере труда, способной вызвать интерес к коллективным действиям и роли профсоюзов в обществе.
33. Сотрудничество с организациями, предоставляющими финансовую поддержку профсоюзам, например МОТ/ACTRAV, Фонд Фридриха Эберта и национальными организациями солидарной поддержки необходимо продолжать в рамках установленных форм совместной работы. Можно ожидать, что общая тенденция к сокращению ресурсов, имеющихся для профсоюзной деятельности в последние годы, продолжится, поэтому важность поддержки со стороны этих партнеров может только возрастать. ВЕРС нужно поддерживать навыки по разработке и осуществлению проектов в членских профсоюзах, развивать автономные каналы для нахождения имеющихся и пока не используемых возможностей для финансирования собственных инициатив.
Перевод: М. М. Гариев, ДМС ФНПР
Изменения и дополнения: Сальникова Анна, ВЕРС
08.12. 2015 г.
[1] Completing Europe’s Economic and Monetary Union, EC, 2015; - (Завершение формирования Европейского
экономического и финансового союза, (Доклад пяти Президентов) - http://ec.europa.eu/priorities/economic-monetary-union/docs/5-presidents-report_en.pdf; Emmanuel Macron и Sigmar Gabriel, Europe cannot wait any longer: France and Germany must drive ahead, The Guardian, 3 June 2015 - , (Европа не может больше ждать: Франция и Германия должны двигаться вперед, Эммануэль Макрон и Сигмар Габриэль), http://www.theguardian.com/commentisfree/2015/jun/03/europe-france-germany-eu-eurozone-future-integrate ; Jean-Claude Juncker, A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change, July 2014 (Жан-Клод Юнкер, Новый старт для Европы: Мои задачи по занятости, росту, справедливости и демократическим перемена) - http://ec.europa.eu/priorities/docs/pg_en.pdf
|