Главная / Аналитика
16.12.2015
ВЕРС 2015 – 2019. Политический курс и пути его реализации
Европа на перепутье

1.           Всеевропейский региональный совет (ВЕРС) был создан как ответ на рост общих интересов в Европейском регионе, в первую очередь по оси Восток-Запад в контексте широкого разнообразия типов и уровней развития экономик, обществ и политических систем. Кризис, и особенно меры «жесткой экономии» - доминирующей политики, выбранной европейскими элитами для противостояния связанным с кризисом вызовам, - дали мощный толчок тенденциям расхождения интересов в регионе, которые в настоящее время консолидируются и институционализируются через конкретные проекты и инициативы на субрегиональном уровне и в других многосторонних контекстах.

2.           Появляются два основных проекта как главные центры динамичного развития, которые будут определять развитие событий в Европе в ближайшие годы: очередной этап процесса интеграции ЕС и Евразийский экономический союз. ЕС приступил к реализации амбициозной программы углубления процесса интеграции в ЕС посредством создания ряда новый политических структур и режимов управления для преодоления стоящих вызовов[1]. Однако этот процесс придется интегрировать в общества, в которых степень легитимности и доверия к ЕС побили исторические минимумы, особенно среди трудящихся. Во-вторых, дальше на Востоке возникает новый центр тяжести в результате взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), при поддержке соответствующих финансовых структур и структур развития. Таким образом, некоторые страны оказались посередине, столкнувшись с жестким выбором между одновременно пересекающимися и конфликтующими альтернативными стратегиями, связанными с обоими центрами, попав, таким образом, в сложную геополитическую ситуацию.

3.           Европейская социальная модель (ЕСМ), являющаяся «визитной карточкой» достижения уникального экономического успеха в сочетании с социальным развитием и сплоченностью, серьезно пострадала от разрушительного воздействия политики «жесткой экономии», лишающей шансов для эффективного роста, создания качественных рабочих мест, осмысленного социального диалога и политики социальной защиты, чтобы противостоять уже возрастающему неравенству и уровню бедности. Будучи когда-то источником ориентации и точкой отсчета для профсоюзов, а также актуальной темой государственной политики внутри и за пределами ЕС, ЕСМ упорно игнорировалась или исключалась в новом режиме экономического управления в ЕС. Для внешних игроков политика ЕС фактически подорвала привлекательность ЕСМ в отношении передаваемых стандартов и практики.  Трудовые и социальные системы в Европе также указывают на тенденции расхождения интересов, неизбежно «ограничивающие» интересы профсоюзов и сочетающиеся с пересекающимися эффектами на уровне нарушений трудовых и профсоюзных прав.

4.           Сочетание воздействия многоуровневого давления и многообразия кризисных лет существенно сузило «поле действия» профсоюзов, подорвало членскую базу и потенциал для мобилизации давления с целью изменения курса.  Приоритеты и перспективы конгрессов МКП и ЕКП ясно указывают на актуальность ситуации и создают рамки для направления поиска альтернативных политических решений и инициатив в конкретных контекстах. При всех проблемах и сложных задачах, стоящих перед Европой, такая ситуация предлагает наиболее оптимальную основу и творческий потенциал для осуществления перемен, и ВЕРС является удобной платформой для содействия и поддержки таких инновационных усилий.

Смысл существования ВЕРС: многоуровневая связывающая функция

5.           Возрастающие многообразие и сложность проблем в странах Европейского региона требуют все более активного и эффективного взаимодействия между профсоюзами с целью разработки перспективного и упреждающего подхода профсоюзов к развитию событий и предотвращения внешних расхождений, оказывающих формирующее влияние на внутренние дебаты и отношения. Для эффективного сосредоточения внимания на разработке альтернативных решений и совместной деятельности ВЕРС занимает выгодное положение, чтобы облегчить и добиваться:

·         улучшения взаимопонимания и поддержки потенциала всех членских организаций с целью разработки политики и ее эффективной реализации  в собственных контекстах и в условиях противостояния общеевропейским вызовам;

·         расширения консенсуса по проблемам регионального/субрегионального значения и включения этих предложений в политику и процессы принятия решений в МКП и, где это уместно, ЕКП;

·         более эффективного использования имеющихся каналов и инструментов для информирования и воздействия на соответствующих внешних игроков на международном, европейском и национальном уровнях;

·         укрепления концепции «солидарности» как единства в понимании другого, совместного развития идей и действий, которые выходят за рамки простой передачи ресурсов или обмена описаниями моделей и опыта. Углубление расхождений и реальный потенциал организаций справляться с результатами слишком часто ограничивают, если не исключают, ожидания продуктивной «передачи» из одного контекста в другой.

Эффективность и успех этой многомерной и многоуровневой «связывающей функции» ВЕРС возможны путем прямого и постоянного вовлечения соответствующих членских профсоюзов или группы членских профсоюзов ВЕРС в инициирование и осуществление на практике конкретных идей, проектов и действий. Открытый характер ежегодного цикла деятельности ВЕРС, включенного в соответствующую ежегодную Программу работы, предоставляет достаточно места и стимулов для необходимого адресного характера и гибкости действий в реальном времени и контексте. Инициатива и сотрудничество между членскими организациями являются ключом к использованию этого потенциала. Финансовые ресурсы не обязательно и не во всех случаях являются абсолютно решающим фактором.

Более заметная роль ВЕРС в архитектуре европейских профсоюзов и участие в политическом процессе в МКП и ЕКП

6.           Генеральный секретарь ВЕРС является действительным членом Генераль-ного совета и Исполнительного бюро МКП и может непосредственно участвовать в работе этих органов. Генеральный секретарь ВЕРС  является также Генеральным секретарем ЕКП, и в равной степени имеет прямой доступ к работе Исполнительного комитета ЕКП, что подтверждает уже появляющаяся практика обращений Генерального секретаря и принятие ЕКП резолюции ВЕРС по Украине. Таким образом, созданы необходимые законодательные и институциональные предпосылки и каналы, необходимо лишь более активное вовлечение самого ВЕРС в этот процесс.

7.           В этой связи ВЕРС потребуется пересмотреть существующую модель работы с учетом использования имеющихся возможностей для:

·         предоставления Генеральному секретарю надлежащего мандата на позицию/ предложение, согласованное с соответствующей программой МКП или ЕКП, или на представление конкретного вопроса или инициативы ВЕРС для рассмотрения и принятия мер;

·         оптимизации модели работы ВЕРС с точки зрения сроков и содержания дискуссий для согласования соответствующих графиков заседаний Генерального совета МКП и Исполнительного комитета ЕКП. Это в первую очередь касается сроков и очередности заседаний Исполкома ВЕРС и второго политического дискуссионного форума (в настоящее время проходящих под названием «Летняя школа») в рамках ежегодного цикла мероприятий ВЕРС. Последний мог бы проходить в преддверии Генерального совета МКП с обсуждением проблем, релевантных для европейского региона, и предоставить мандат Генеральному секретарю для представления точки зрения и мнений ВЕРС на Генеральном совете. 

8.           Процесс пересмотра также должен включать в себя решение вопроса экспертного и логистического потенциала Секретариата ВЕРС с целью эффективной поддержки в разработке позиций/предложений ВЕРС в связи с ограниченным доступом к внешней экспертизе, в частности, «по запросу».

ВЕРС во взаимодействии с внешними контекстами и игроками

9.           ВЕРС уже установил взаимодействие с соответствующими структурами ЕС, в первую очередь с Европейской комиссией, Европейским парламентом, ЕБРР и ЕИБ, а также через офис МКП с МФИ в Вашингтоне. Эти отношения нуждаются в дальнейшей консолидации и наполнении через ЕКП и другие каналы гражданского общества для обеспечения доступа к информации и включения мнений и предложений профсоюзов в их соответствующие политики ЕС, программы развития и конкретные проекты.

10.        Ближайшие годы будут иметь огромное значение для стран, связанных соглашениями об ассоциации и соглашениями об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС - Грузия, Молдова, Украина. Они будут участвовать в реформировании структуры и режимов функционирования своих экономик, включая приведение их систем трудовых отношений и социальной защиты в соответствии с нормами ЕС. Процессы должны быть завершены в сжатые сроки с размытым реальным потенциалом условий на местах для успешного проведения таких перемен и достижения долгосрочных положительных результатов. Эффект этих соглашений и участия профсоюзов будет ощущаться далеко за пределами границ стран, поэтому анализ Европейской политики соседства должен способствовать достижениям социальной Европы и социальному прогрессу для всех в процессе ее реализации. В этих целях будет важно использовать все имеющиеся возможности для поддержки участия профсоюзов в процессах реформ, главным образом через целевую поддержку укрепления потенциала по конкретным реформам. Включение социально-трудовых вопросов в торговые соглашения со странами Европейской ассоциации свободной торговли также может способствовать максимизации эффекта местных и совместных профсоюзных инициатив и действий.

11.        Более активный мониторинг и содействие работе Совета Европы (СЕ) и, в частности, Европейской социальной хартии (R) являются дополнительным каналом влияния, который необходимо использовать более эффективно, в том числе отдельным членским организациям, поскольку охват этих организаций перекрывает весь регион ВЕРС, а не только ЕС. Хорошая координация с процедурами и позициями МОТ по тем же вопросам, а также своевременное участие ЕКП, в частности, в рассмотрении жалоб в Совете Европы (СЕ)/Европейской социальной хартии (R),  или случаев в Европейском суде по правам человека, являются очень важными факторами, о чем свидетельствуют последние случаи. Можно ожидать, что важность этих измерений, охватывающих всю Европу, будет возрастать в ближайшие годы в соответствии с развитием событий в ЕС и новой евразийской формации.

12.        МОТ и международные трудовые нормы традиционно предоставляют необходимую общую платформу для совместных профсоюзных действий, направленных на защиту и продвижение трудовых и социальных прав в рамках ВЕРС при координации с Группой трудящихся МОТ и ACTRAV.

13.        Роль международных финансовых институтов в условиях кризиса значительно возросла: они оказывают влияние, определяющее формат и осуществление антикризисной политики в Европе. В одностороннем порядке или совместно с ЕС они ввели в действие различные программы «стабилизации» и «спасения», в первую очередь продвигающие подход «жесткой экономии» или открыто поддерживающие местные правящие элиты в проведении такой политики, даже в относительно благоприятных ситуациях. Результатом это обычно являлись децентрализация и ослабление систем коллективных переговоров, разрушение систем занятости и социальной защиты, усиливая в свою очередь неравенство, повышая уровень бедности и социального отторжения. ВЕРС и региональным офисам необходимо продолжить общение и совместные действия с офисом МКП в Вашингтоне, чтобы обеспечить максимум информации и адекватные шансы на реагирование членских организаций на подобные вызовы в своих странах.

14.        Профсоюзы должны перейти к более активному и эффективному взаимодействию с широкой общественностью, а также формировать и возглавлять общественное мнение по стратегическим проблемам экономического развития, труда и социальной политики. Они должны предварять инициативы внешних учреждений/организаций, а также внутренние радикальные политические вмешательства, стараясь предотвратить получение подобными политическими программами доминирующей поддержки общества, а особенно трудящимися. Это упреждающее участие имеет большое значение, как минимум, в двух аспектах, которые будут занимать центральное место в профсоюзной политике в ближайшие годы:

·         во-первых, чтобы обеспечить рациональные рамки для широкого обсуждения в пользу ценностей и действий, продвигающих реальную демократию, прозрачность, ответственность и социальную справедливость. А также с целью предотвращения трудовых и социальных проблем или ущемления и мобилизации «интересов трудящихся» в целях экстремальных интересов в обществе; и

·         во-вторых, чтобы открыть пространство для реализации потребности молодых людей в поиске идей за пределами устоявшихся рамок мышления и постепенно приближать их к траектории профсоюзной политики, ведущей к вступлению в ряды профсоюзов.

Приоритетные направления профсоюзной политики и действий в период 2015-2019 гг.

15.        Следующие несколько лет могут оказаться крайне важными для будущего Европы и ее шансов в глобализованном многополярном мире. Следуя этим целям, были разработаны несколько вариантов «великого замысла» на субрегиональном и национальном уровнях. Совокупные итоги этих устремлений будут формировать профиль/профили в регионе и взаимозависимости с остальным миром, складывающиеся в кроссворд «Единая Европа или более...». Единственный способ обеспечить исход с реальным будущим - это участие общества в демократических политических дебатах; с социальным диалогом, формирующим контекст для обеспечения того, чтобы интересы граждан и трудящихся, а также стабильность проекта являлись неотъемлемой частью предлагаемого нового строительства.

16.        Каковы бы ни были результаты, они будут оказывать глубокое воздействие на трудовые и социальные права, профсоюзное движение и системы социальной защиты. Современные тенденции и подходы к этим сферам политики предполагают дальнейшую маргинализацию профсоюзов и других неправительственных заинтересованных сторон, что еще более упрощается в контексте главенствующих целей политики типа «великого замысла». Реальные социальные и гражданские диалоги могут оказаться успешно «задвинутыми» на периферию политического процесса, сохраняя при этом институциональный фасад партнерства и демократической интерактивной риторики. Можно ожидать, что это общее давление будет оказывать различное воздействие в различных странах, в основном ударяя по более слабым профсоюзным движениям, более жестко ведя к углублению социальной дифференциации внутри обществ и между профсоюзами из различных регионов и стран. Членские организации ВЕРС должны быть начеку, готовыми принять вызов и при необходимости крепить солидарность и единство действий.

17.        В целом, деятельность ВЕРС в следующий период действия мандата будет продолжаться в среде, характеризующейся неопределенностью и неустойчивостью. В то же время фундаментальные изменения в обществе генерируют новую динамику, открывают простор для новых идей и новые возможности для общения и активизации людей. Профсоюзы не должны жалеть усилий, должны использовать все свои навыки, чтобы предугадывать и выявлять такие сдвиги и события, черпать новую энергию и направлять ее на созидательные и устойчивые решения. Опять же, организации в разных контекстах могут сталкиваться с довольно разнообразными формами вызовов, несмотря на их схожую природу и политическую форму. Появится потребность в более комплексных решениях и инициативах, которые бы отражали возрастающую взаимосвязь проблем, а также сочетали измерения на национальном и наднациональном уровнях. Здесь ВЕРС может стать полезной площадкой для поддержания эффективного потока информации и связи, укрепления потенциалы профессиональных политических дискуссий в различных форматах в соответствии с изменяющимися интересами, оказывая поддержку в реализации инициатив и действий.

18.        Для этих целей предлагаются следующие приоритетные сферы политики, определяющие деятельность ВЕРС в период 2015-2019 гг.:

I.             Мир, демократия и стабильность в Европе;

 

II.          Следующая стадия кризиса/трансформации в Европе: рынок труда,

социальная политика и сложная проблема нарастающей волны миграции/беженцев;

 

III.       Противостояние растущему неравенству и его различным видам;

 

IV.         Защита трудовых и социальных прав, подлинного социального

диалога и коллективных переговоров - инструмента для коррекции рынка, а не для конкуренции;

 

V.            Организационная работа - путь к реальной силе.

 

 

I.           Мир, демократия и стабильность в Европе

19.        Общая политическая реакция подавляющей части европейских политических элит на кризис не смогла дать адекватные результаты, фактически упустив шансы на оздоровление экономики в очень многих странах, подорвав социальную сплоченность и целостность демократического процесса и институтов. Это привело к образованию значительного политического пространства для влияния прямых популистских и откровенно националистических сил на политический процесс и его результаты. Рост напряженности и разделения внутри обществ и между различными народами в Европе никогда не был таким значительным со времен Второй мировой войны, вновь пробуждая опасные прошлые чувства. В более экстремальных условиях, как в Украине, где естественное стремление людей жить в демократической стране и принимать активное участие в формировании будущего было жестко подавлено властями, и  в конечном счете привело к стадии вооруженного противостояния с тысячами потерянных человеческих жизней. Участвующие в этом политические элиты действовали намного ниже уровня исторического вызова и продемонстрировали явный дефицит созидательного государственного подхода и стратегического видения. Очевидно, что стремление к общему мирному и процветающему будущему для народов Европы во всех случаях и при любых обстоятельствах требует проведения линии на мирные и согласованные методы урегулирования конфликтов, несмотря на сложность стоящих перед ними вызовов. 

20.        Слишком во многих случаях ключевые решения принимались и/или навязывались без оглядки на демократическую волю граждан или открыто против нее. Сохранение текущих тенденций вряд ли способствует подлинному диалогу в обществе и эффективному осуществлению права «голоса» трудящимися. Профсоюзам необходимо держать эти тенденции в центре внимания и противостоять им любыми возможными способами. ВЕРС может стать удобной платформой для обсуждения сложных и часто деликатных вопросов в регионе, в свою очередь, привнося результаты в политические дебаты МКП и ЕКП. Конкретные мероприятия и обязательства:

·         распространение соответствующей информации от членских профсоюзов, европейских/международных источников среди всех членов ВЕРС;

 

·         организация целевых дискуссий по вопросам, предложенным или подготовленным конкретной членской организацией/группой членских организаций, например о роли финансового капитала и ТНК в формировании регионального/национального политического пространства и курса;

 

·         Систематические мероприятия по укреплению потенциала для соответствия динамичным изменения в регионе. Поддержание и повышение компетенции сетей правовых и экономических экспертов в регионах ЮВЕ и ННГ, и их максимально возможное привлечение к мероприятиям и профессиональным дискуссиям в регионе ЕС – мероприятиям Европейского института профсоюзов/ЕКП, а также ЕАЭС.

 

II.        Следующая стадия кризиса/трансформации в Европе: рынок труда, социальная политика и нарастающая волна миграции/беженцев

21.        Если не произойдет какого-либо серьезного «потрясения», которое бы полностью нарушило нынешние экономические тенденции, можно ожидать, что ключевыми характеристиками следующего периода будут «неопределенность» и «нестабильность». Имеющиеся прогнозы, даже с позитивными признаками «восстановления», предполагают очередной период низкого экономического роста продолжительностью в несколько лет при сохранении тяжелого (и все еще растущего) долгового бремени, затяжного кризиса занятости, часто в сочетании с прекращением роста заработной платы, все более ненадежными системами социальной защиты, подпитывающими рост неравенства и социального отторжения. Давление,  происходящее от волны мигрантов/беженцев в ЕС и искаженные реакции различных властей,  зачастую достаточно циничные и безразличные к человеческим трагедиям говорят об ограниченных возможностях людей, находящихся сегодня у власти, начать поиск совместных решений и координацию ответственности. Политика профсоюзов должна мобилизовать весь созидательный потенциал и готовиться противостоять разнообразным комбинациям вызовов такого рода, еще более усложняемым важными контекстуальными вариациями и конкуренцией на страновом/субрегиональном уровне. Они будут формировать интересы трудящихся и неизбежно двигать политику профсоюзов в определенном направлении. ВЕРС может оказывать помощь в поиске решений посредством:

·         распространения соответствующей информации от членских организаций, европейских/международных источников (МФИ) среди всех членских организаций ВЕРС;

 

·         организации целевых дискуссий (в сотрудничестве с Европейским институтом профсоюзов и другими экспертными учреждениями) для поддержания и повышения компетенции сетей правовых и экономических экспертов в регионах ЮВЕ и ННГ, и их максимально возможного привлечения к мероприятиям и профессиональным дискуссиям в остальной части региона ВЕРС – Европейский институт профсоюзов/ЕКП по проблемам «роста безработицы», обновленного подхода к «балансу гарантий занятости и гибкости рынка труда», стратегий занятости и жизни молодежи, воздействия новых технологий на характер труда и т.д.;

 

·         защиты и повышения эффективности общественного обслуживания как стабилизирующих экономических факторов, дающих возможность находить ответы на сложные вопросы связей инвестиции/занятость и возрождать эффекты социального государства в новых условиях;

 

·         интегрирования позиции профсоюзов в решение проблем изменения климата и устойчивого развития в различных контекстах региона;

 

·         межрегионального сотрудничества и проектов развития типа «Дунайская стратегия» с участием различных стран, сети профсоюзов городов-столиц Европы, а также социальных партнеров и других заинтересованных сторон;

 

·         решения проблемы негативных последствий методов деятельности ТНК для национальных стратегий развития, сегментации рынка труда, подрыва стандартов занятости и трудовых норм, сплоченности общин/социальной сплоченности внутри обществ и среди экономик этого региона. Привлекать европейские участки глобальных цепочек поставок ТНК в Европе к тому, чтобы они в своей деятельности во всех странах мира соблюдали трудовые и социальные нормы, а также уважали человеческое достоинство;

 

·         реагирования на возрастающие вызовы и побочные эффекты миграционных потоков в различных контекстах направляющих и принимающих стран в регионе ВЕРС;

 

·         решения проблем «неформального труда» в контекстах и перспективах новых форм ведения/моделей бизнеса, часто по неэффективным, коррумпированным правилам правовых режимов регулирования;

 

·         организации дискуссий/обучения и экспертной поддержки для организаций, сталкивающихся с конкретными проблемами в реформировании политики социальной защиты, например, реформе пенсионных систем;

 

III.     Противостояние растущему неравенству

22.        Сложная проблема растущего неравенства широко признается и повсеместно упоминается, начиная с политических заявлений практически на всех официальных уровнях и общественных дебатах в Европе, и кончая уличными протестами и прямым противостоянием. До сих пор эффект оказался нулевым в плане прогресса по существу, а доминирующее пристрастие к политике жесткой экономии не оставляет какого-либо реального места для конструктивного изменения курса в ближайшем будущем. Исследование ОЭСР бьет тревогу, прогнозируя, что нынешний глобальный разрыв в доходах находится на уровне 1820 года, отходя от предыдущего состояния сбалансированных обществ.[2] Аналогичным образом, даже К. Лагард признает неравенство в качестве одного из трех ключевых вызовов многосторонности 21-го века:  «...Столь неравномерное распределение доходов наносит ущерб темпам и устойчивости роста в более долгосрочной перспективе. Это приводит к экономике отторжения, бесхозному, неиспользованному потенциалу».[3] Тем не менее, эти идеи трудно найти в соответствующих стратегиях адаптации и стабилизации, а также в официальных политических рекомендациях странам, столкнувшимся с экономическими и социальными проблемами.

23.        Неравенство находилось на подъеме почти во всей Европе еще до кризиса, в том числе в обществах с хорошо функционирующей экономикой, наиболее развитыми трудовыми отношениями и социальными моделями. Такое развитие событий показывает, что действуют более глубокие, системные силы, смещающие современные общества в новом направлении. Кризис значительно усилил воздействие уже знакомых видов неравенства, связанных с полом, возрастом, этнокультурой или нестандартной занятостью, и активизировал накопление многочисленных видов неравенства в одном лице, группе, районе или стране. Если позволить, чтобы это продолжалось, последствия угрожают расшатать основы индивидуальной и коллективной/общинной идентичности и социальной сплоченности, подорвать демократические структуры и развивать мировоззрение бессилия и цинизма при формировании стратегий труда и жизни. Это в свою очередь повлияет на значение и потенциал коллективных действий. Растущая волна технологических инноваций, роботизация и новые модели бизнеса - долевая экономика, коллективное использование ресурсов (краудсорсинг), прямое финансирование физическими лицами проектов или предприятий (краудфандинг) и т.д. – потенциально способны в значительной степени угрожать традиционной структуре рынка труда и, частности, политике в сфере занятости, но в то же время дать толчок созданию новых типов рабочих мест и организации труда.  Профсоюзам необходимо фокусировать внимание и предугадывать подобные вызовы и в случае успеха максимизировать положительный  потенциал воздействия перемен в сфере труда.

24.        Решение проблемы неравенства имеет тенденцию к фокусированию внимания, прежде всего, на основной линии социального разделения - распределении благ в соотношении 1:99 процентов; однако внутренний состав 99 процентов стал предметом структурных сдвигов, приводящих к дифференциации и многообразию, имеющих большое значение для политики профсоюзов в сфере организационной работы и повышении влияния трудящихся. 

25.        Равенство между мужчинами и женщинами – фундаментальный принцип, закрепленный в международных пактах и полностью поддерживаемый МКП. Профсоюзы основываются на существующем национальном и международном законодательстве по гендерному равенству, а также продвигают равенство между мужчинами и женщинами через коллективные переговоры и социальный диалог. Это включает как равенство между мужчинами и женщинами на рынке труда, в экономике и политике, равно как и в бытовых и семейных аспектах. Несмотря на все усилия, гендерные неравенства все еще  распространены во всех сферах. Преодоления гендерных разрывов, таких как разница в оплате труда, в размере пенсий и в представительстве в руководящих органах является абсолютно необходимой частью  консолидации профсоюзной идентичности и решающим фактором успеха в других профсоюзных инициативах, т.е. должна стать составляющей политики профсоюзов по всем аспектам.   

26.        Основываясь на руководящих принципах МКП и ЕКП, ВЕРС может применять более глубокий подход к вызовам в конкретных условиях с различными комбинациями факторов. Политические ответные меры и действия потребуют гораздо более комплексных, системных подходов, поскольку во многих случаях ориентирование на отдельные аспекты само по себе может оказаться не очень эффективным. ВЕРС может способствовать развитию таких подходов у заинтересованных организаций в рамках программы «Достойный труд»,  согласно предложениям ЕКП в инвестиционный план ЕС и социальный протокол посредством:

·         противодействия неравенству доходов и разрыву между состоянием домохозяйств непосредственно через политику в отношении занятости/качества, ведение коллективных переговоров, реально улучшающих условия труда, информационные и консультационные системы, минимальный уровень социальной защиты и надежные пенсионные системы, справедливые и эффективные системы налогообложения, адекватное общественное обслуживание и развитие экономики по уходу;

 

·         противодействия конкретным типам и параллельным формам разнообразного неравенства – гендерно ориентированной занятости и гендерному разрыву в оплате труда, занятости и заработной платы в зависимости от возраста, этнических/культурных, нестандартных и неформальных трудовых отношений, статусу мигранта;

 

·         продвижения женщин и молодежи на руководящие должности и позиции, позволяющие участвовать в принятии решений на всех уровнях, начиная с внутренних профсоюзных структур, что является широко признанной необходимостью, но еще недостаточно используемым каналом для подкрепления усилий, направленных на борьбу с неравенством и дискриминацией на рынке труда и в более широких слоях общества;

 

·         противодействия неравенству в зависимости от компании и географического положения - тип и размер компании (доступ к кредитам, инновации, квалификация и административная поддержка), ТНК и глобальные цепочки поставок, инвестиции/концентрация прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в кластеры, региональные различия, дифференциация по странам;

 

·         содействия и поощрения мер противодействия изменению климата, таких как озеленение экономик и стратегии устойчивого развития, общественно-ориентированные инициативы;

 

·         продвижения политики в сфере охраны труда и участия работников посредством стабилизации сетей профсоюзных экспертов по охране труда;

 

·         выравнивания режимов деятельности хозяйствующих субъектов – решения проблемы неформального труда и коррупции/«приватизации» государства (политики).

 

IV.       Защита трудовых и социальных прав, подлинного социального

диалога - инструмента для коррекции рынка, а не для конкуренции

27.        Влияние кризиса и давление государственных долговых обязательств, усугубляемые последствиями мер жесткой экономии, создали уникальные возможности для правительств, организаций работодателей и других внешних игроков («Тройки», Американской торговой палаты или специальных структур иностранных инвесторов), чтобы сократить или ликвидировать достигнутые трудовые и социальные права, демонтировать части или целые уровни коллективных переговоров там, где они существуют, например, отраслевые, национальные. Эта общая тенденция в свою очередь используется для уменьшения шансов на консолидацию таких систем, находящихся еще ​​в процессе развития, в частности, в ряде стран Восточной Европы.

28.        Перспективы в области экономики и занятости на ближайшие годы указывают на сохраняющуюся – в основном враждебную – атмосферу для ведения социального диалога и коллективных переговоров. 

Для восстановления структур, возврата к положительной динамике и начала отхода от тенденций неравенства потребуется серьезная мобилизация профсоюзного потенциала и, в частности, работа по реальному увеличению членства.

29.        «Воскрешение» подхода, предусматривающего баланс гарантий занятости и гибкости рынка труда для разрешения кризиса занятости в ЕС, в сочетании с рекомендациями Европейского семестра и моделью «более оптимального регулирования» Европейской комиссии будут по-прежнему оказывать сильное давление с целью ограничения/«изоляции» сферы трудовых и социальных прав, а также роли и эффективности коллективных переговоров. Они будут одними из первых целей при ожидаемом пересмотре условий членства Великобритании в ЕС. Насколько сильным окажется волновой эффект, еще предстоит выяснить.

30.        Европейская комиссия уже выступила с официальным заявлением о важности социального диалога в новой политике экономического регулирования и настаивает на участии социальных партнеров в политическом процессе с самого начала ежегодного периода рассмотрения. Однако в реальном выражении эти предложения пока в первую очередь используются для обеспечения поддержки со стороны социальных партнеров и легитимации анализа и рекомендаций Комиссии, а также для подтверждения достаточного общественного консенсуса по этим вопросам. Из ЕС такие соображения и идеи могут легко перетекать через границы в остальные страны Европы, где другие системы управления уже движутся в аналогичном направлении.

31.        В этой связи ВЕРС и заинтересованные организации планируют мероприятия, направленные на:

·         усиление защиты существующих механизмов и возможностей улучшения ситуации в предстоящий период - постоянное взаимодействие и совместные действия с департаментами МКП по правовым вопросам, правам человека и профсоюзов, с ЕКП/Европейским профсоюзным институтом, а также с Группой трудящихся и АКТРАВ в МОТ;

 

·         поддержку сетей профсоюзных экспертов в области права, экономики, трудовых отношений при разработке стратегий в этой сфере и содействие их реализации;

 

·         организацию специальных мероприятий для стран с подобными проблемами в ответ на события, разворачивающиеся на местах;

 

·         передачу информации и противодействие попыткам протолкнуть направленные против профсоюзов условия в программы Международных финансовых институтов (МФИ) по спасению или стабилизации.

 

V.          Органайзинг и организационное развитие - путь к

реальной силе

32.        За некоторым исключением профсоюзы в Европе продолжали терять членов, и все же довольно многим из них оказалось трудно активно проводить мероприятия по органайзингу. В то же время, опять же за некоторым исключением, профсоюзы стали свидетелями утери положительного общественного мнения и доверия в обществе, в частности, в странах, в которых осуществляются программы ЕС-ЕЦБ-МВФ. ВЕРС может содействовать усилиям по органайзингу посредством:

·         мониторинга по органайзингу в отдельных членских профсоюзах и распространения опыта по всему региону;

 

·         разработки эффективных каналов связи в родственных организациях и с трудящимися/сообществами, а также и совместных действий – обучения в Академии органайзинга МКП, где это позволяют условия, в частности, в связи с сосредоточением внимания на привлечение в профсоюз работающих женщин и молодежи;

 

·         усилий, направленных на восстановление и продвижение трудовых прав, коллективных переговоров и социального диалога, а также на расширение базы через привлечение в профсоюзы новых членов;

 

·         работы с молодежью в системе образования с целью создания репутации в обществе и сфере труда, способной вызвать интерес к коллективным действиям и роли профсоюзов в обществе.

33.        Сотрудничество с организациями, предоставляющими финансовую поддержку профсоюзам, например МОТ/ACTRAV, Фонд Фридриха Эберта  и национальными организациями солидарной поддержки необходимо продолжать в рамках установленных форм совместной работы. Можно ожидать, что общая тенденция к сокращению ресурсов, имеющихся для профсоюзной деятельности в последние годы, продолжится, поэтому важность поддержки со стороны этих партнеров может только возрастать. ВЕРС нужно поддерживать навыки по разработке и осуществлению проектов в членских профсоюзах, развивать автономные каналы для нахождения имеющихся и пока не используемых возможностей для финансирования собственных инициатив.

 

Перевод: М. М. Гариев, ДМС ФНПР

Изменения и дополнения: Сальникова Анна, ВЕРС

08.12. 2015 г.

 


[1]  Completing Europe’s Economic and Monetary Union, EC, 2015;  - (Завершение формирования Европейского

  экономического и финансового союза,  (Доклад пяти Президентов) - http://ec.europa.eu/priorities/economic-monetary-union/docs/5-presidents-report_en.pdf; Emmanuel Macron и Sigmar Gabriel, Europe cannot wait any longer: France and Germany must drive ahead, The Guardian, 3 June 2015 - ,  (Европа не может больше ждать: Франция и Германия должны двигаться вперед, Эммануэль Макрон и Сигмар Габриэль), http://www.theguardian.com/commentisfree/2015/jun/03/europe-france-germany-eu-eurozone-future-integrate ; Jean-Claude Juncker, A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change, July 2014 (Жан-Клод Юнкер, Новый старт для Европы: Мои задачи по занятости, росту, справедливости и демократическим перемена) - http://ec.europa.eu/priorities/docs/pg_en.pdf


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.11.2020
В эфире Татнефть Профсоюз

Председатель Татнефть Профсоюза Гумар Яруллин стал участником прямого эфира в Instagram, организованного профсоюзным комитетом НГДУ «Лениногорскнефть». В прямом эфире он ответил на вопросы, которые поступили накануне в Директ, а также были заданы в ходе встречи.

Подробнее
10.11.2020
Профсоюз в твоем мобильном

Электронный профсоюзный билет совсем скоро появится у каждого члена профсоюза республиканской профорганизации работников народного образования и науки. Это станет возможным благодаря тому, что Общероссийский Профсоюз образования целиком переходит на цифровые рельсы.

Подробнее
10.11.2020
Заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева приняла участие в заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ, под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Лейлы Фазлеевой.

Подробнее
10.11.2020
В КФУ реализуется социально-образовательный проект для старост

8 ноября 2020 года в КСК КФУ «УНИКС» прошел первый этап практикообразовательного интенсива «МИРОТВОРЕЦ КФУ», организованного для старост 1 курса Казанского федерального университета.

Подробнее
С Днем Конституции Республики Татарстан!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с Днем Конституции Республики Татарстан!

Подробнее
05.11.2020
На POZIS чествовали ветеранов

АО «ПОЗиС» продолжает проводить мероприятия, приуроченные к 75-летию Великой Отечественной войне и 100-летию образования Татарской АССР. В городском парке Победы состоялась встреча представителей разных поколений. Отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу пришли ветераны объединения, заводская молодежь и юные кадеты лицея №14.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
С Днем народного единства!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан поздравляю Вас с Днем народного единства!

Подробнее
03.11.2020
«Лучшая открытка к празднику»

В этом году тема конкурса – «Лучшая открытка к празднику». Оргкомитет конкурса был приятно удивлен активностью участников, нестандартным мышлением и креативным подходом детей к тематике конкурса.

Подробнее
03.11.2020
Названы победители конкурса ШПА

Награждение победителей Республиканского конкурса на звание «Лучшая школа профсоюзного актива» состоялось на сегодняшнем заседании президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Подробнее
02.11.2020
Мы рядом: курс на здоровье

Вот уже три года Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки организует отдых для педагогов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной и осенью желающие бесплатно получают путевки в профсоюзные здравницы республики.

Подробнее
02.11.2020
Приз за лучший рисунок

Церемония награждения победителей корпоративного конкурса художественного творчества среди детей сотрудников компаний Группы ТАИФ состоялась сегодня в Нижнекамске.

Подробнее
02.11.2020
Шах и мат в онлайн-режиме

Татарстанская республиканская организация Всероссийского Электропрофсоюза недавно организовала Турнир по шахматам. Впервые Турнир проходил в режиме онлайн. Игры были организованы на международной шахматной интернет площадке lichess.org.

Подробнее
02.11.2020
Посади яблоневый сад!

Под таким названием в Тюлячинском районе прошла замечательная акция. 24 октября трудовые коллективы Тюлячинского района на территории в несколько соток высадили более сотен яблонь разных сортов.

Подробнее
02.11.2020
«Осенний калейдоскоп» энергетиков

Осень – пора увядания, грусти и тоски, но только не на филиале АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)». Здесь и в осенние дни бывает весело и интересно. Уйти от серой действительности осенних будней, окунуться в мир совместного творчества, познать радость созидания нам помог конкурс «Осенний калейдоскоп».

Подробнее
02.11.2020
В особом режиме работы

Первичная профсоюзная организация НГДУ «Джалильнефть» функционирует уже больше шести десятилетий, и все эти годы профсоюз работал рука об руку с администрацией предприятия, помогая претворять в жизнь самые смелые мечты нефтяников в социальной сфере, являясь неизменным партнером в ежедневных упорных трудах на нефтяном поприще.

Подробнее
02.11.2020
Автопарк Александра Шардакова

Автопарк профгрупорга, мастера химического производства ООО «Челныводоканал» Александра Шардакова насчитывает более 50 автомобилей. Все они бережно хранятся дома, на полочке – эти авто являются масштабными копиями машин советского и российского автопрома.

Подробнее
02.11.2020
«За работу»

I этап Проекта молодежных инициатив «Платформа» – Конкурс презентаций предприятий и организаций города Казани «За работу!» прошел недавно в КМЦ им. А. Гайдара. В ходе конкурсного дня представители 8 казанских предприятий и организаций презентовали свою деятельность перед молодежной аудиторией.

Подробнее
30.10.2020
Оторваться от компьютера

Вопрос: Я постоянно работаю за компьютером в течение всей 8-часовой рабочей смены. В нашей организации, согласно приказа, есть перерыв на обед продолжительностью 1 час. Однако согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, при работе за компьютером должны быть установлены и другие рабочие перерывы. Работодатель считает, что эти перерывы носят рекомендательный характер. Так ли это?

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2020
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru