Главная / Аналитика
01.12.2009
Доклад Председателя ФНПР М.В. Шмакова на Генсовете ФНПР 25.11.2009 г. "О действиях профсоюзов в современных экономических условиях"

Доклад Председателя ФНПР М.В. Шмакова

О действиях профсоюзов в современных экономических условиях

Генеральный Совет ФНПР

25 ноября 2009 года

Больше года прошло с начала кризиса в экономике Российской Федерации. Стало модно говорить, что мы живём не в кризисном периоде, а в новых экономических условиях. И современный глобальный экономический кризис показал, что требует для своего преодоления принципиально новых подходов и идей: индустриальный путь себя исчерпал, а нынешняя экономика в её сложившейся форме не смогла дать необходимого импульса для развития общества.

Всем: и профсоюзам, и власти, и работодателям - приходилось действовать в нестандартной обстановке, оперативно реагировать на кризисные явления в производстве и в социальной сфере. При этом кризис стал катализатором повышения роли и возможностей профсоюзов в формировании экономической и социальной политики.

Год назад профсоюзы России предложили свой «антикризисный пакет» из трёх основных составляющих:

первое – государственное стимулирование внутреннего платёжеспособного спроса (и со стороны предприятий, и со стороны населения), обеспечение мер государственной поддержки стратегически и социально важных предприятий;

второе – неотложные меры поддержки людям, оказавшимся в трудной ситуации;

третье – комплекс действий профсоюзных организаций всех уровней по предупреждению нарушений и восстановлению трудовых прав работников, по недопущению снижения заработной платы работников и задержек её выплаты.

Практически всё из этого в той или иной степени нашло отражение в решениях органов государственной власти Российской Федерации, в тех антикризисных программах, которые были приняты и на федеральном уровне, и на уровне регионов.

Сегодня мы должны сделать определённые выводы и выработать решения по дальнейшим действиям в современных экономических условиях.

Скоординированные усилия социальных партнёров не допустили масштабного разрастания негативных тенденций. Удалось отвести коллапс финансовой системы, остановить девальвацию рубля, избежать череды крупнейших банкротств, притормозить рост безработицы. Благодаря проявленной профсоюзами принципиальности, удалось предотвратить планируемые сокращения работников или уменьшить их масштабы, а также добиться приемлемых компенсаций высвобождаемому контингенту. Несмотря на дефицит бюджета, государством были исполнены принятые социальные обязательства.

Вместе с тем падение промышленного производства продолжается.

Ускорение падения промышленности в октябре было вызвано снижением в обрабатывающих секторах.



Перспективы восстановления экономики пока не ясны, в лучшем случае умеренны. Замедление падения происходило почти исключительно благодаря государственным мерам стимулирования. К примеру, если взять Дальневосточный федеральный округ, то на фоне падения производства во всех регионах округа рост производства есть только в Приморском крае – за счёт того, что там ведётся масштабное строительство и осуществляются масштабные государственные инвестиции в создание инфраструктуры для проведения в 2012 году саммита лидеров форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).



Самой прибыльной отраслью остаётся производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Несмотря на снижение производства к соответствующему периоду предыдущего года, финансовый результат отрасли за январь-октябрь текущего года более чем в три раза выше, чем в прошлом году. Такой результат обеспечен, прежде всего, высоким ростом тарифов, а также тем, что цены на сырьё здесь росли гораздо меньшими темпами, чем рост тарифов.

Значительный рост тарифов и свободных цен на энергоносители существенно усиливает структурный перекос в распределении доходности реального сектора экономики в пользу электроэнергетики, чем усугубляет рецессию, особенно в обрабатывающих производствах.

Совокупное сокращение реальной заработной платы за три квартала этого года составило 9,5%. Если в 2008 году преобладающее число работников получали заработную плату в диапазоне от 2 до 4 прожиточных минимумов, то в этом году доходы резко упали до уровня, рассчитанного исключительно на физиологическое выживание работника и одного ребёнка без каких-либо составляющих развития.

Поэтому нам говорить о том, что кризис окончился, видимо, преждевременно.

Экономическая политика пока не создаёт внутренних стимулов для устойчивого роста. Продолжает сокращаться внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный.

Из-за падения доходов населения снижается розничный товарооборот. При этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости. Между тем снижение оборота розничной торговли не наблюдалось на протяжении 9 лет, начиная с 2000 года.

Оценивая текущие тенденции нашей экономики, Д.А. Медведев отметил, что процесс протекает по тому же сценарию, по которому развивается мировая экономика, и что, если бы мы здесь демонстрировали какое-то отличие в худшую сторону, это был бы очень тяжёлый сигнал.

Тем не менее отличия имеются.

Отечественная экономика по-прежнему страдает от недостатка инвестиций. Хотя ставки кредитования снизились, стоимость кредитования (по-прежнему высокая) препятствует восстановлению производства в докризисных объёмах. Прежде всего, это отражается на работе предприятий обрабатывающей промышленности, и особенно машиностроения.

За январь - сентябрь 2009 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,1%, что ниже показателя годом ранее. Однако среди стран Евросоюза и СНГ в России показатель инфляции почти самый высокий (выше только в Украине).

Реальная ситуация на рынке труда остается напряжённой. По данным профсоюзного мониторинга, в IV квартале намечено сокращение 350 тыс. человек, с ускорением к концу года.

Наша информация отличается от данных Росстата и Роструда. Мы стараемся собрать данные обо всех, кто лишился работы, независимо от формальных оснований. Например, закончился срочный трудовой договор или договор гражданско-правового характера, новый договор с работником не заключили, формально человека никто не сокращал, но человек потерял работу и заработок.

Имеются многочисленные факты, когда людей вынуждают уходить по собственному желанию, урезая заработную плату, отправляя на пенсию и т.п.

Кроме того, под угрозой увольнения находится ещё около 1 млн. 650 тыс. занятых в режиме неполного рабочего времени, находящихся в простоях или в отпусках по инициативе администрации. Сюда надо добавить порядка 850 тыс. числящихся в отпуске без сохранения заработной платы по собственному желанию. За всем этим кроется и отложенное увольнение работников.

О том, что ситуация остаётся сложной, можно судить и по официальным статистическим данным. Сейчас на каждые 100 вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, приходится 212 человек, официально ищущих работу, что в два с лишним раза больше по сравнению с прошлым годом.

Число людей, ищущих работу год и более, превысило 30% от общей численности безработных, в сельской местности этот показатель ещё выше – более 40%.

Нам угрожает застойная безработица, к которой население уже не адаптируется за счёт сбережений. Значительная часть трудоспособного населения может выпасть из экономически активного населения, то есть не иметь работы и не искать её. Длительная безработица затягивает: не занятого более двух лет человека очень сложно мотивировать на трудовую деятельность.

Профсоюзный анализ социально-экономической ситуации, оценка тенденций и прогнозы дальнейшего развития оказывались точными и своевременными.

Огромную роль в этом сыграл профсоюзный мониторинг ситуации на предприятиях страны, который ведётся уже более года. Благодаря систематической работе всех профсоюзных организаций: от первички до центральных комитетов отраслевых профсоюзов и ФНПР в целом - наши структуры владеют оперативной информацией о реальной ситуации с увольнениями, заработной платой, соблюдением трудовых прав работников.

Порой только благодаря профсоюзам власть получает информацию о действительном положении на конкретных предприятиях и территориях.

Например, о долгах по заработной плате, которые в ряде регионов были выше, чем говорила официальная статистика. Как показали проведённые поверки, некоторые «особо стеснительные» работодатели занижали или вообще не представляли данные о долговременной задолженности по заработной плате в органы Росстата. И теперь территориальные объединения организаций профсоюзов совместно с территориальными органами Росстата договариваются о совместных сверках данных по долгам по заработной плате.

Результаты нашего мониторинга служат основой для принятия оперативных управленческих решений.

Мы обращаем внимание органов власти на «горячие точки», проблемные предприятия, в том числе в моногородах, по которым необходимо действовать, что называется, в режиме «ручного управления».

Однако российская государственная политика пока сосредоточена на задаче ослабления последствий кризиса. Мерам экономической политики, направленным на предотвращение таких кризисов в будущем, на решение других проблем российской экономики, внимания уделяется мало.

(Источник: Минэкономразвития России)

Сегодня необходимо уточнять приоритеты с учётом прошедшего кризисного года:

во-первых, вернуться к решению тех задач, на которые в период обострения кризиса тратилось недостаточно времени;

во-вторых, кризис выявил ряд проблем, которые раньше не принимались во внимание, но именно они во многом спровоцировали такое острое развитие ситуации, и необходимо выработать пакет мер, направленных на их устранение.

ФНПР давно говорит о необходимости модернизации российской экономики и общества. Поэтому принципы новой политической стратегии, изложенные в статье Д.А. Медведева «Россия, вперёд!» и его последнем послании Федеральному Собранию, ФНПР поддерживает.

При этом задачи по модернизации экономики и решению социальных проблем не должны противопоставляться. Формирование новой модели для устойчивой экономики выдвинуто в качестве одной из основных задач в «Питтсбургской декларации», принятой Глобальными профсоюзами к Саммиту лидеров «большой двадцатки» в сентябре текущего года.

Думается, что профсоюзы России должны активно включиться в реализацию стратегии модернизации страны, с тем чтобы повлиять на выбор социально-экономической политики.

У ФНПР есть ответ на вопрос о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, ограничить коррупцию, как выдержать жёсткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Обеспечить справедливое распределение результатов производства – вот что в первую голову необходимо предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.

Наряду с поддержкой социально уязвимых слоёв населения необходимо уделить самое пристальное внимание решению задачи номер один – ликвидации экономической бедности.

Работающий человек должен быть самодостаточным: чем справедливее и достойнее будет оценён труд, тем меньше будет нагрузка на бюджет. В принципе это экономический нонсенс, когда человек, работающий полный рабочий день, попадает в малообеспеченные категории населения, которые нуждаются в социальной поддержке.

Кстати, важнейшим кризисным фактором стало десятилетие перед кризисом, когда рост заработной платы в мире замедлился. Годы стагнации зарплаты в сочетании с растущим неравенством привели к тому, что единственным способом для домохозяйств расширить своё потребление стал заём денег. Об этом говорится в Глобальном докладе Международной организации труда о заработной плате за 2009 г.

То, что заработная плата не выполняет свою воспроизводственную функцию, является причиной снижения экономической эффективности воспроизводства общественного капитала и имеет своим результатом ухудшение здоровья и низкую продолжительность жизни, сокращение периода полноценной трудоспособности, скептическое отношение молодёжи к добросовестному труду.

Потребительская корзина, на основе которой производится расчёт прожиточного минимума трудоспособного населения, (помимо несовершенств медико-биологического характера) не соответствует современной структуре потребления, вовсе не включает затраты, связанные с содержанием семьи работника. А это значит, что проблемы воспитания детей и поддержки престарелых родителей остаются вне сферы экономических отношений, что ведёт к масштабным демографическим проблемам, особенно в условиях увеличения доли платных услуг образования, здравоохранения, внешкольного досуга, дошкольного воспитания. При этом средний уровень заработной платы в стране (немногим более трёх прожиточных («физиологических») минимумов трудоспособного населения) - это в лучшем случае воспитание одного ребёнка, и то в ущерб потребностям самого работника. Демографическая составляющая, признаваемая ныне как национальная угроза, лишь одно из многочисленных следствий этого.

Однако не было и нет серьёзных исследований по оценке последствий для общества, связанных с занижением величины минимального размера оплаты труда, равно как и выгод, связанных с нормализацией заработной платы.

Это в немалой степени способствует разрыву причинно-следственных связей и рассмотрению проблем изолированно друг от друга.

Минимальный размер оплаты труда необходимо оценивать на основе минимального потребительского бюджета семьи, включающего все необходимые элементы затрат. Только в этом случае могут быть созданы предпосылки для формирования справедливых систем оплаты труда в экономике страны и социально сбалансированного уровня заработной платы.

Стандарты по оплате труда необходимо повышать ещё и потому, что масштабы теневой экономики, теневые трудовые отношения (сфера, где не работает трудовое законодательство и которая втягивает в себя, в основном, молодёжь, впервые выходящую на рынок труда, и работников-мигрантов) представляют экономическую и социальную опасность.

Между тем впервые за последнее десятилетие в пакете документов по федеральному бюджету отсутствует федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации в целом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный с 1 января 2009 года, на дату принятия решения соответствовал последней официально утверждённой и опубликованной величине прожиточного минимума в IV квартале 2007 года. К моменту вступления закона в силу государственная гарантия по оплате труда составляла 86,2 % величины прожиточного минимума, сегодня – уже около 77 %.

Напомню: чтобы преодолеть остающееся расхождение между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом, председатель нашего правительства В.В. Путин на заседании Государственной Думы 8 мая 2008 года предложил в последующие годы предусматривать индексацию минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции. Профсоюзы России поддержали такой механизм индексации минимального размера оплаты труда.

Отказ от корректировки минимального размера оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни идёт вразрез с обязательствами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы. Любые попытки уменьшить заработную плату (для поддержания конкурентоспособности или из соображений ложной экономии) провоцируют дальнейшее отставание по производительности труда, консервацию неэффективной занятости, углубление спада в реальном секторе экономики, потребительском сегменте и усугубляют проблемы воспроизводства трудового потенциала страны.

Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым вернуться к вопросу о корректировке минимального размера оплаты труда и принять решение об установлении минимального размера оплаты труда с 1 января 2010 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека в IV квартале 2008 года (5086 руб.).

Хотя и это недостаточно: оплата труда не социальное пособие! Но это до сих пор у нас не принято как постулат нашей экономической деятельности и принятия экономических решений.

Кроме того, считаем необходимым во исполнение статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации разработать и принять федеральный закон о порядке и механизме индексации минимального размера оплаты труда.

Отменить необъявленный мораторий на правопорядок в сфере социально-трудовых отношений!

Федерация Независимых Профсоюзов России предлагает вновь вернуться к обсуждению возможности и целесообразности введения в Российской Федерации прогрессивной шкалы подоходного налога.

Преимущества плоской шкалы налога на доходы физических лиц строго экономически – не доказаны, в том числе и её содействие выводу доходов из «тени». Вследствие текущей налоговой политики ставки прямого налогообложения понижены, а ставки косвенного налогообложения – по своей природе регрессивные – повышены, что дополнительно негативом сказывается на реальных доходах большинства населения. Расслоение общества по доходам продолжается.

По нашему мнению, более справедливое распределение налоговой нагрузки на доходы физических лиц в Российской Федерации приведёт к снижению числа малоимущих граждан, увеличению доходов субфедеральных бюджетов и повышению эффективности межбюджетных отношений.

Одним из опорных элементов антикризисного плана, реализуемого в текущем году, стали региональные программы, предусматривающие комплекс дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Профсоюзы, совместно с социальными партнёрами, принимали активное участие в их разработке, добивались выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Ход выполнения этих программ, их корректировка регулярно рассматриваются на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий.

Но региональные программы содействия занятости населения (в текущем формате) позволяют лишь временно сгладить сокращение занятости в конкретных регионах и городах. При этом качество занятости существенно снижается: общественные работы, как правило, не требуют квалификации. Таким образом поддерживается уровень «серенького» существования, где никто не погибает, но никто и не выигрывает.

Наверное, правильно, что региональные программы будут продолжены в следующем году. Экономический рост не приведёт моментально к снижению безработицы, поскольку вначале будет рассасываться скрытая безработица; кроме того, и технологическое обновление на предприятиях приводит к сокращению рабочих мест. Однако для нас имеет значение качество создаваемых рабочих мест.

Ориентиром в сохранении и расширении занятости должен стать Глобальный пакт о рабочих местах, принятый Международной организацией труда в июне т.г. Договор ориентирует социальных партнёров действовать совместно, с тем чтобы общими усилиями преодолевать глобальный кризис занятости с помощью политики, основанной на Программе МОТ достойного труда.

Я должен сказать, что все три представителя Российской Федерации: от трудящихся, от работодателей, от правительства - проголосовали за Глобальный пакт на Международной конференции труда. Но кроме голосования необходимо и руководствоваться им в своей повседневной социально-экономической практике.

Расширение нестандартных форм труда и дерегулирование рынков труда не являются ответом на вопрос, как обеспечить модернизацию экономики страны. Мобильность и эффективность рынков труда не должна достигаться любым путём, включая отказ от стандартных трудовых отношений, эрозии основополагающих прав трудящихся и значительного снижения уровня благосостояния.

Профсоюзы заинтересованы в создании высокотехнологичных, достойных и квалифицированных рабочих мест. Поэтому мы готовы поддерживать меры по инновационному развитию нашей экономики. Причём инновации должны включать не только новые технологии, но и инвестиции в социальную инфраструктуру, формирование общенациональной системы профессионального развития работников, развитие институтов социального партнёрства.

Однако мы должны твёрдо сказать и власти, и бизнесу, что все установки на инновационное развитие и модернизацию страны так и останутся красивыми словами, если не будут подкреплены справедливым распределением результатов труда.

Без высокой - именно высокой! - оплаты за труд, без установления достойной минимальной заработной платы, гарантирующей работнику не только удовлетворение минимальных потребностей, но и развитие, никакая инновационная экономика невозможна.

В противном случае все наши инновации вновь сведутся к традиционной «дубинушке». Только теперь в этой роли для отечественного бизнеса будет выступать не «русский мужик» (как поётся в народной песне), а низкоквалифицированный иностранный работник.

Поэтому все стороны социального партнёрства, а не только профсоюзы, должны быть заинтересованы в росте зарплаты работников.

Переход к социальной защите работника в формате обязательного страхования (как наиболее адекватному рыночным отношениям механизму) подтвердил обоснованность позиции и действий ФНПР, последовательно добивавшейся отмены единого социального налога и возвращения к страховым взносам.

Функции администрирования сбора страховых средств возвращаются от налоговых органов к внебюджетным социальным фондам. Подготовка к администрированию взносов фондами ведётся достаточно активно. С другой стороны, это трудоёмкая работа и возможность сбоев здесь не исключена.

Профсоюзы заинтересованы в решении задач по обеспечению полноты сбора страховых взносов, т.к. это связано с выполнением фондами страховых обязательств перед работниками.

Для объединения усилий в решении этих задач представляется нужным заключение соглашений о сотрудничестве между ФНПР и фондами, администрирующими сбор страховых взносов. На основе этих соглашений в регионах необходимо

развернуть информационную работу,

определить формы и направления взаимодействия,

создавать на местах комиссии и рабочие группы по вопросам социального страхования,

повышать эффективность работы комиссий по пенсионным вопросам при профкомах,

организовать совместно со страховщиками обучение специалистов и профсоюзных активистов,

обеспечить контроль за своевременностью и полнотой уплаты работодателями страховых взносов,

безусловной реализацией права работников на страховое обеспечение, в т.ч. через систему коллективных договоров и соглашений.

Установленный новыми законами переход от ЕСН к страховым взносам связан и с другими новациями.

При разграничении «страховых» и «нестраховых» видов обязательного социального страхования оплата путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей отнесена к «нестраховым» расходам и выведена из перечня видов страхового обеспечения, что в принципе неправильно. Но наши социальные партнёры, работодатели, посчитали, что это нестраховые расходы, и время покажет, что это неверно.

В бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год средства на эти цели не предусматриваются. Государство взяло на себя обязанности и ответственность за финансовое и организационное обеспечение отдыха и оздоровления детей.

По новой схеме, которая разрабатывалась без привлечения и учёта мнения социальных партнёров, полномочия по решению этих задач закрепляются за субъектами Российской Федерации. При этом предусмотрено увеличение доходной базы региональных бюджетов за счёт повышения акцизов на табак и алкоголь: чем больше будет пьющих и курящих, тем выше будут возможности для обеспечения детского отдыха. Как это корреспондируется с общим курсом на здоровый образ жизни – вопрос риторический.

Расчётные средства консолидированного бюджета на 2010 год на детское оздоровление планируются в тех же объёмах, которые Фонд социального страхования РФ расходовал в 2009 году. Несмотря на то, что Минздравсоцразвития России ещё 29 сентября т.г. направило исполнительным органам власти субъектов Федерации разъяснения и рекомендации о новом механизме обеспечения детского отдыха и оздоровления, необходимости сохранения в бюджетах объёмов ассигнований на эти цели на уровне не ниже 2009 г. и своевременного формирования нормативной базы, на местах работа в этом направлении двигается крайне медленно.

В этой ситуации наша задача – установить постоянный профсоюзный контроль за подготовительной работой в регионах с тем, чтобы не допустить срыва в организации детской оздоровительной кампании. Нельзя ждать и надеяться, что появятся возможности вернуться к старой схеме. Этого не будет. Надо решать вопросы на местах, рассматривать их на трёхсторонних комиссиях, предлагать конкретные схемы и механизмы с тем, чтобы планируемые бюджетные средства на компенсацию стоимости путёвок на оздоровление детей, во-первых, замещали средства Фонда социального страхования, а во-вторых, дошли до работников предприятий и организаций в объёмах не ниже уровня 2009 года.

При этом на последнем заседании Российской трёхсторонней комиссии, когда мы рассматривали вопрос о подготовке к переходу на новые принципы финансирования детского отдыха - внятного ответа от ответственных лиц из Минздравсоцразвития мы не получили: там, как в известной интермедии Райкина, каждый отвечает или за рукав, или за пуговицу, а за пиджак в целом никто не отвечает. Из той информации и тех действий, которые сейчас производятся, видно одно, что при срыве и недофинансировании детской оздоровительной кампании 2010 года с очень большой вероятностью в 2011 году у нас этой проблемы не будет – не будет по той простой причине, что не останется детских оздоровительных, или пионерских лагерей, как мы их раньше называли. Потому что один год неоткрытия детского оздоровительного лагеря ставит крест полностью на этом лагере. Конечно, есть заинтересованность определённых кругов в том, чтобы потом по дешёвке выкупить эти помещения, эти земельные участки. (Кстати, тот, кто читает газету "Коммерсант" по субботам и воскресеньям, знает, что насколько большой объём всяких предложений по продаже обанкротившихся и не имеющих возможность продолжать свою деятельность предприятий…). И потом на этом месте будут организованы либо коттеджные поселки (поскольку пионерские лагеря располагаются у нас в самых престижных районах, экологически чистых), либо будет организован коммерческий отдых детей. Поэтому наша основная задача - добиваться высокой заработной платы, чтобы по любой цене нормальная семья могла купить путёвку своему ребёнку в детский оздоровительный лагерь. Требовать от работодателей и государства, чтобы средняя зарплата в России была не 18 тыс. рублей, а 40 или 50 при нынешних ценах, чтобы мы сами на свою заработную плату могли купить все необходимые услуги, которые сейчас становятся платными и недотируемыми. Зарплата - наша главная задача до кризиса, во время кризиса и после кризиса - особенно.

Кроме того, с 2010 года затраты работодателей на компенсацию своим работникам и членам их семей стоимости приобретаемых путёвок облагаются страховыми взносами (по сути, отнесены к трудовым доходам). Но эти расходы не могут относиться к регулярным выплатам в пользу работников и направлены на укрепление здоровья. Поэтому мы ставим вопрос о придании таким затратам целевого характера и предлагаем исключить их из объектов обложения страховыми взносами в суммах, предусмотренных коллективными договорами.

Одной из важнейших задач ФНПР, членских организаций является восстановление влияния профсоюзов в системе социального страхования. Следует анализировать и выявлять нерешённые проблемы, направлять в органы законодательной и исполнительной власти предложения по формированию нормативной правовой базы и тарифной политики социального страхования, установлению правового статуса и организации деятельности внебюджетных социальных фондов, созданию профессиональных пенсионных систем, обеспечению автономности фондов от решения бюджетных задач, вносить предложения по обеспечению паритетного участия социальных партнёров в управлении и контроле за расходованием страховых средств, добиваться ратификации 102-й Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейской социальной хартии в полном объёме, замещения утраченного заработка работника не ниже норм, определённых конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.

В новостной программе по Российскому каналу сегодня утром показали «гламурненький» репортаж о токаре, которому 100 лет и который работает на одном из саратовских предприятий, с удовольствием ходит на работу, точит гайки, шайбы, помогает другим и так далее. Но почему человек в 100 лет ходит на работу и точит гайки?! Только потому, что его пенсия не позволяет ему нормально жить.

Кстати, во времена развитого социализма были такие же гламурненькие репортажики о том, как человек шестьдесят лет кряду работает на станке ДИП-1 или ДИП-2, что он содержит этот станок в нормальном состоянии и на нём ещё что-то производит. Что такое станок ДИП-1 и ДИП-2? «Догоним и перегоним»! Когда он был создан в начале 30-х годов прошлого века, может быть, он и был современным и производительным, но к середине 70-х годов он успел уже несколько раз устареть морально и физически.

А теперь мы сетуем, что у нас низкая производительность труда! Конечно, низкая! Откуда другая возьмётся, если мы будем на станках марки ДИП работать и 100-летних людей вынуждать ещё трудиться, потому что они не могут прокормить себя на пенсию? И к чему это может привести?!..

Это – серьёзная государственная задача, которую нельзя недооценивать и которая должна решаться не только нынешними экономическими ведомствами, но и Советом Безопасности и высшим руководством страны.

Анализ базы данных профсоюзного мониторинга ситуации на рынке труда показывает, что в Российской Федерации более вероятен затяжной спад на рынке труда. Эта проблема начинает оказывать заметное влияние на морально-психологическое состояние граждан, подводит к нарастанию явлений социальной дестабилизации. Частью поддержки доходов людей, потерявших работу, должны стать полноценные программы пособий по безработице.

Между тем минимальная величина пособия по безработице в Российской Федерации составляет сегодня 15 % прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Однако из позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 года (по делу о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельных положений Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») следует, что Россия как социальное государство гарантирует гражданам защиту от безработицы и социальное обеспечение по возрасту и эта защита может считаться эффективной только тогда, когда предоставленный им источник средств к существованию достаточен для удовлетворения жизненных потребностей (хотя бы не ниже минимально необходимого). Это эпохальное решение Конституционного суда, и мы должны в дальнейших своих действиях, требованиях при заключении Генерального соглашения основываться на этом постулате.

Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым проиндексировать минимальную и максимальную величины пособия по безработице на 2010 год на реальный уровень инфляции в стране, а также увеличить с 12 до 24 месяцев периоды выплаты пособий по безработице.

И мы должны добиваться восстановления обязательного страхования от безработицы и выплаты пособий исходя из размера утраченного заработка. При этом надо обосновать конкретные механизмы и не наказывать рублём тех предпринимателей, которые за свой счёт создают новые, эффективные рабочие места.

В настоящий период значительный массив проблем системного характера в сфере труда не находит должного внимания со стороны государства, что препятствует мобилизации трудовых ресурсов на экономической мотивационной основе в необходимых для государства направлениях. Правительство Российской Федерации ищет выход, исходя из слишком оптимистической установки на быстрое восстановление экономики. Кроме того, нахождению комплексных решений мешает горизонтальная дезинтегрированность российских властных структур, когда одна голова не ведает, что делает другая.

Министерство здравоохранения и социального развития в силу чрезмерной загруженности решением различных масштабных социальных проблем не в состоянии обеспечить детальную и комплексную проработку вопросов развития трудовых отношений, политики занятости, государственного регулирования оплаты труда, реформирования социального страхования и пенсионного обеспечения.

В связи с этим Федерация Независимых Профсоюзов России настаивает на образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельного органа по формированию в стране цивилизованных трудовых отношений – Министерства труда.

Министерство труда должно отвечать за все вопросы в области комплексных проблем социального развития, повышения уровня жизни и доходов населения, в области оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнёрства в трудовых отношениях, в области занятости населения, развития трудового потенциала, в области социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также за проведение активной и более взвешенной миграционной политики. Все вопросы регулирования трудовой миграции также необходимо сосредоточить в Министерстве труда, оставив за Федеральной миграционной службой исключительно «полицейские» функции.

По нашему мнению, совершенствование миграционной политики должно идти, во-первых, по пути создания прозрачного механизма привлечения трудовых мигрантов, нужной для нашей страны профессиональной квалификации, законопослушных, уважающих нашу культуру и национальные традиции. Миграция и использование иностранной рабочей силы должны быть органической частью благоприятного инвестиционного климата в стране, фактором миграционной привлекательности трудонедостаточных регионов. Во-вторых, штрафные санкции за «нелегалов» должны быть намного выше, чем доходы от нелегальной миграции. В-третьих, нельзя допускать использование «заёмного труда» среди мигрантов, чем занимаются некоторые частные агентства занятости. Трудовая миграция должна быть направлена на решение социально-экономических задач страны, без негативного влияния на рынок труда и занятость россиян.

И квоты на привлечение иностранной рабочей силы в следующем году должны быть существенно снижены по сравнению с тем, что предлагается сегодня для утверждения Правительством Российской Федерации!

Полагаем, что Министерство труда, ориентированное на решение проблем развития российского рынка труда, эффективного с точки зрения работников, экономики и государства, рациональное использование трудовых ресурсов, приумножение человеческого и социального капитала, будет способствовать кардинальной активизации власти в решении вопросов социально-трудовой сферы и реализации курса Российской Федерации на инновационные преобразования.

Профсоюзный аппарат также не вполне свободен от общероссийской болезни межведомственной нестыковки. Не достигнуто слаженное взаимодействие между экономическим, финансовым, юридическим и социальным и организационным направлениями; ими всеми, с одной стороны, и профсоюзной наукой, - с другой. Быстро меняющаяся ситуация в стране и регионах требует упора на опережающую исследовательскую и прогностическую работу. Отсюда дефицит глубоко проработанных альтернативных предложений по конкретным вопросам социально-экономического развития, о чём говорил и президент в своём послании Федеральному Собранию.

Формирование сети или коалиции (вроде временных творческих коллективов) лучших экспертов в качестве проектных групп – рекомендуемый экспертами метод организации творческой работы. С одной стороны, сотрудники (и не только аппарата ФНПР, это я отношу к сотрудникам всех аппаратов, всех профсоюзов, всех членских организаций) смогут сосредоточиться на предвидении проблемных ситуаций, с другой – более оперативно готовить комплексы предложений с реакцией на ожидаемые решения государства и работодателей.

Необходимо развернуть специалистов лицом к групповой работе по линии «научный анализ – экспертный прогноз – подготовка реакции профсоюзных организаций».

В деле преодоления трудностей кризисного периода, сохранения квалифицированного ядра производственных коллективов и социальной стабильности неизмеримо возрастает роль реального социального диалога между профсоюзами и работодателями.

Ситуация на рынке труда в России сегодня находится на постоянном контроле Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и её структур.

Именно трёхстороннее сотрудничество профсоюзов, власти и работодателей привело к созданию антикризисных программ.

Наши усилия были направлены также на то, чтобы в условиях кризиса охранять коллективный договор (на разных предприятиях было много попыток пересмотреть условия коллективного договора, уменьшить заработную плату, сократить социальные пакеты, уменьшить социальные выплаты).

Новые формы, схемы и способы взаимодействия с органами власти рождаются самой жизнью в ходе нашей с вами практической деятельности. В результате профсоюзами накоплен определённый опыт – начиная от совместных проверок с органами прокуратуры, до соглашений о сотрудничестве и специально созданных рабочих групп при полномочных представителях президента в федеральных округах, – который может распространяться и дальше использоваться в работе.

В настоящее время во многих профсоюзных организациях проводятся консультации и переговоры по заключению или продлению соглашений и коллективных договоров на 2010 год. Они проходят в очень непростых условиях, когда есть сопротивление со стороны работодателей, отмечаются факты нарушения ими принципов социального партнёрства, попытки пересмотра в одностороннем порядке колдоговоров, ухода или затягивания проведения очередных переговоров. Иногда только протестные действия, забастовки и обращения в суды могут заставить работодателей вернуться за стол переговоров.

Общий подход: нам необходимо максимально защитить действующие коллективные договора и соглашения, а новые надо заключать на основе анализа реального экономического положения, как минимум, не хуже чем те, которые были.

Предстоящий 2010 год будет особенный в переговорном процессе, нам предстоит заключить новое Генеральное соглашение, и это будет одной из важнейших наших задач в следующем году.

Повторюсь, что современная экономическая ситуация требует принципиально новых подходов и идей. Дефицит на эффективные рецепты «терапии» экономического кризиса очевиден. Мы предлагаем провести всероссийскую конференцию по вопросам рынка труда с участием Правительства Российской Федерации, крупнейших российских компаний, лидеров профсоюзов, ведущих экспертов, обсудить меры по уменьшению безработицы, рассмотреть каждый дополнительный ответственный шаг, чтобы способствовать росту числа рабочих мест в стране и чтобы не принимать плохо обдуманных решений, даже с лучшими намерениями, особенно когда ресурсы столь ограничены. Именно поэтому необходимо разработать современные методики, которые позволили бы справиться с проблемой, не потратив слишком много денег. Станем обществом умных, свободных и ответственных людей, к чему призывает нас руководство страны, и вместо сумбурных действий будем проводить политику, подчинённую сугубо прагматичным целям.

Источник: www.fnpr.org.ru


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.11.2020
В эфире Татнефть Профсоюз

Председатель Татнефть Профсоюза Гумар Яруллин стал участником прямого эфира в Instagram, организованного профсоюзным комитетом НГДУ «Лениногорскнефть». В прямом эфире он ответил на вопросы, которые поступили накануне в Директ, а также были заданы в ходе встречи.

Подробнее
10.11.2020
Профсоюз в твоем мобильном

Электронный профсоюзный билет совсем скоро появится у каждого члена профсоюза республиканской профорганизации работников народного образования и науки. Это станет возможным благодаря тому, что Общероссийский Профсоюз образования целиком переходит на цифровые рельсы.

Подробнее
10.11.2020
Заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева приняла участие в заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров РТ, под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Лейлы Фазлеевой.

Подробнее
10.11.2020
В КФУ реализуется социально-образовательный проект для старост

8 ноября 2020 года в КСК КФУ «УНИКС» прошел первый этап практикообразовательного интенсива «МИРОТВОРЕЦ КФУ», организованного для старост 1 курса Казанского федерального университета.

Подробнее
С Днем Конституции Республики Татарстан!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с Днем Конституции Республики Татарстан!

Подробнее
05.11.2020
На POZIS чествовали ветеранов

АО «ПОЗиС» продолжает проводить мероприятия, приуроченные к 75-летию Великой Отечественной войне и 100-летию образования Татарской АССР. В городском парке Победы состоялась встреча представителей разных поколений. Отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу пришли ветераны объединения, заводская молодежь и юные кадеты лицея №14.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
С Днем народного единства!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан поздравляю Вас с Днем народного единства!

Подробнее
03.11.2020
«Лучшая открытка к празднику»

В этом году тема конкурса – «Лучшая открытка к празднику». Оргкомитет конкурса был приятно удивлен активностью участников, нестандартным мышлением и креативным подходом детей к тематике конкурса.

Подробнее
03.11.2020
Названы победители конкурса ШПА

Награждение победителей Республиканского конкурса на звание «Лучшая школа профсоюзного актива» состоялось на сегодняшнем заседании президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Подробнее
02.11.2020
Мы рядом: курс на здоровье

Вот уже три года Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки организует отдых для педагогов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Весной и осенью желающие бесплатно получают путевки в профсоюзные здравницы республики.

Подробнее
02.11.2020
Приз за лучший рисунок

Церемония награждения победителей корпоративного конкурса художественного творчества среди детей сотрудников компаний Группы ТАИФ состоялась сегодня в Нижнекамске.

Подробнее
02.11.2020
Шах и мат в онлайн-режиме

Татарстанская республиканская организация Всероссийского Электропрофсоюза недавно организовала Турнир по шахматам. Впервые Турнир проходил в режиме онлайн. Игры были организованы на международной шахматной интернет площадке lichess.org.

Подробнее
02.11.2020
Посади яблоневый сад!

Под таким названием в Тюлячинском районе прошла замечательная акция. 24 октября трудовые коллективы Тюлячинского района на территории в несколько соток высадили более сотен яблонь разных сортов.

Подробнее
02.11.2020
«Осенний калейдоскоп» энергетиков

Осень – пора увядания, грусти и тоски, но только не на филиале АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)». Здесь и в осенние дни бывает весело и интересно. Уйти от серой действительности осенних будней, окунуться в мир совместного творчества, познать радость созидания нам помог конкурс «Осенний калейдоскоп».

Подробнее
02.11.2020
В особом режиме работы

Первичная профсоюзная организация НГДУ «Джалильнефть» функционирует уже больше шести десятилетий, и все эти годы профсоюз работал рука об руку с администрацией предприятия, помогая претворять в жизнь самые смелые мечты нефтяников в социальной сфере, являясь неизменным партнером в ежедневных упорных трудах на нефтяном поприще.

Подробнее
02.11.2020
Автопарк Александра Шардакова

Автопарк профгрупорга, мастера химического производства ООО «Челныводоканал» Александра Шардакова насчитывает более 50 автомобилей. Все они бережно хранятся дома, на полочке – эти авто являются масштабными копиями машин советского и российского автопрома.

Подробнее
02.11.2020
«За работу»

I этап Проекта молодежных инициатив «Платформа» – Конкурс презентаций предприятий и организаций города Казани «За работу!» прошел недавно в КМЦ им. А. Гайдара. В ходе конкурсного дня представители 8 казанских предприятий и организаций презентовали свою деятельность перед молодежной аудиторией.

Подробнее
30.10.2020
Оторваться от компьютера

Вопрос: Я постоянно работаю за компьютером в течение всей 8-часовой рабочей смены. В нашей организации, согласно приказа, есть перерыв на обед продолжительностью 1 час. Однако согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, при работе за компьютером должны быть установлены и другие рабочие перерывы. Работодатель считает, что эти перерывы носят рекомендательный характер. Так ли это?

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2020
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru