Главная / Новое в законодательстве
2009

 

Ноябрь

 

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. № 15-п по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 30, п.2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в связи с жалобами граждан М.А. Белогрудова, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова

оспаривались нормы о правилах начисления пособия по безработице, а также о досрочном назначении пенсии безработным гражданам предпенсионного возраста.

Нормы признаны неконституционными в той мере, в которой они не позволяют начислять пособие и досрочно назначать пенсию на равных основаниях для граждан, работавших у предпринимателей, и граждан, уволенных из организаций.

Гражданам, уволенным из организаций, пособие назначается в процентном соотношении к их среднему заработку (если они уволены не по виновным основаниям и имеют определенный период работы перед увольнением), а бывшим работникам предпринимателей - в размере минимальной величины пособия.

Также гражданам, до увольнения работавшим у предпринимателей, не предоставляется (в отличие от бывших работников организаций) возможность назначения пенсии ранее достижения пенсионного возраста.
Как пояснил Конституционный Суд РФ, такое различие в правах для бывших работников организаций и предпринимателей не основано на объективных критериях и противоречит конституционному принципу равенства.
Работодатели не производят целевые отчисления на финансирование мероприятий по соцподдержке безработных. Эти мероприятия финансируются из федерального бюджета. С учетом этого нет оснований полагать, что такая дифференциация размеров пособия является объективной и имеет разумное оправдание.

Нормы признаются утратившими силу с момента введения в действие нового законодательного регулирования. Это связано с тем, что такое изменение законодательства повлечет увеличение расходной части федерального бюджета.

В настоящее время ведется подготовка соответствующих законодательных изменений с целью устранения этих противоречий.

 

 

Октябрь

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2009 г. N 740н внесены изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам"

 

Пересмотрен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Это обусловлено внесением изменений в Закон об обеспечении указанными пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Часть поправок связана с заменой ЕСН на страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС РФ и ТФОМС. С 2010 г. Закон будет называться "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Установлено, что в страховой стаж включаются и периоды замещения государственных должностей, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Уточнено, какие взносы в целях исчисления пособий признаются платежами на социальное страхование. За период с 1 января до 31 декабря 2010 г. - это страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС РФ, либо налоги, зачисляемые в ФСС РФ. За период после 1 января 2011 г. - это соответствующие страховые взносы.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

 

Сентябрь

 

В соответствии с частью 3 ст. 91 Трудового кодекса РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588 утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю.

Согласно утвержденному Порядку:

1. Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов;

- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

 

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

 

В соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства Российской Федерации выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день.

Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

В аналогичном порядке исчисляется норма рабочего времени в целом за год: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели в году и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном году, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

2. Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, предусмотренный частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

У работодателей, приостановка работы у которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям (например, непрерывно действующее производство, ежедневное обслуживание населения и др.), перенос выходных дней, предусмотренный частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, не осуществляется.

 

 

Июль

 

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 576 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724" внесены изменения, согласно которым:

перечень должностей педагогических работников, которым предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, дополнен должностями работников учреждений и предприятий социального обслуживания. Теперь социальным педагогам, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, учителям-логопедам, методистам, инструкторам-методистам, а также инструкторам по труду будет предоставляться ежегодный основной удлиненный отпуск, продолжительностью 56 календарных дней.

 

Январь

 

Федеральным законом № 280-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в Трудовой кодекс РФ внесены изменения:

 

1) Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 64[1] «Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими», в соответствии с которой граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной и муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

            Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими  должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок  сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации».

 

2) статья 84 ТК РФ «Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом обязательных правил заключения трудового договора» дополнена еще одним основанием, в связи с которым трудовой договор может быть прекращен:

 - при заключении трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы».

 

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007