Главная / Новое в законодательстве об охране труда
20.12.2013

***

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ
СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 ноября 2013 года
Статья 1
Внести в статью 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2007, N 1, ст. 22) следующие изменения:
1) в пункте 1 второе предложение изложить в следующей редакции: "В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
2 декабря 2013 года
N 331-ФЗ
20.12.2013


***

Минтруд России определил перечень рабочих мест,
на которых специальная оценка условий труда
должна проводиться с учетом особенностей
 
Об этом сообщил на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений первый замминистра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин. По его словам, проект постановления разработан Минтрудом России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти с учетом обсуждения со сторонами социального партнерства.
Как рассказал Сергей Вельмяйкин, перечень рабочих мест сформирован на основании трех подходов.
«Во-первых, это особенности процедуры проведения специальной оценки условий труда,  когда обычная процедура проведения спецоценки невозможна в силу каких-либо законодательных или нормативных ограничений», - отметил Сергей Вельмяйкин и привел в качестве примера труд летчиков.
Второй критерий – это наличие дополнительных факторов, которые необходимо будет учитывать при проведении специальной оценки условий труда с точки зрения потенциально вредных или опасных факторов. «Здесь, в качестве примера я хотел бы привести сотрудников атомной промышленности, у которых в силу специфики и закрытости отрасли могут возникать такого рода дополнительные факторы. По ним совместно с Росатомом также будут определены особенности», - рассказал Сергей Вельмяйкин.
К третьей категории, по словам первого замминистра, относятся работники, оценка условий труда у которых сопряжена с риском для жизни и здоровья как самих работников, так и членов аттестующих комиссий. В качестве примера он привел весь спектр работ, связанных с верхолазными, водолазными работами.
Как отметил в своем выступлении Сергей Вельмяйкин, при доработке перечня Минтруд России учел предложения социальных партнеров (профсоюза работников здравоохранения, профсоюза работников водного транспорта, российского профсоюза работников угольной промышленности, союза работодателей атомной промышленности).
На заседании РТК также был рассмотрен проект постановления, которым утверждается Порядок аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, разработанный совместно с объединениями работодателей и профсоюзов.
В документе определены:
  • требования к физическим лицам, которые могут быть допущены к аттестации;
  • направления, по которым проходит аттестация;
  • требования к документам, подаваемым заявителем для прохождения аттестации;
  • порядок формирования и работы аттестационной комиссии, ее полномочия при проведении аттестационного испытания;
  • общие требования к проведению аттестационного испытания, опубликования его результатов и доведения их до заявителя.
«Постановление предусматривает по сути порядок аттестации физических  лиц, которые после аттестации приобретают статус экспертов, уполномоченных на проведение процедуры специальной оценки условий труда. При этом Минтруд России определен в качестве оператора, который будет проводить аттестационные испытания и вести реестр экспертов», - подчеркнул Сергей Вельмяйкин.
Также за Минтрудом России закрепляется формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
06.06.2013


***

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

          Проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» разработан в рамках формирования единой системы оценки условий труда с целью определения профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.

          В соответствии с законопроектом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.

          Проектом федерального закона определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.

          Кроме того, проектом федерального закона предполагается дополнение трудового законодательства Российской Федерации положениями, требующимися для реализации работодателями, использующими труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, права на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, предоставленного Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

          С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день уже свыше 20 лет процедуры оценки условий труда, в том числе, в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, исключения дополнительных финансовых расходов работодателей предлагается установление переходного периода после вступления в силу законопроекта на срок до 31 декабря 2015 года.

          Одновременно, в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, ряд базовых федеральных законов пенсионного законодательства, федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» и иные.

          1 июня 2013 года проект федерального закона  «О специальной оценке условий труда» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» размещены на сайте regulation.gov.ru для обеспечения общественного обсуждения, датой окончания которого определено 15 июня 2013 года. 

17.04.2013


***

Предложения Федерации Независимых Профсоюзов России
в проект «Дорожная карта» замещения рабочих мест
с вредными условиями труда»

18.03.2013 № 109/16 направлено по Эл.П.  Липину А.В. (в адрес Коржа В.А.)
 

Основные цели, которые определяются в связи с замещением рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда – это повышение эффективности производства, качества продукции, рациональное использование производственных и трудовых ресурсов в организациях, снижение уровня профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. 

Эти цели осуществляются за счет:

- приведения рабочих мест в соответствие с современными научно-техническими требованиями, механизации и автоматизации производства, сокращения применения ручного и тяжелого физического труда;

- улучшения использования основных производственных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест с устаревшим оборудованием;

- обновления и модернизации действующего оборудования, внедрения современной техники и технологии, концентрации работ на наиболее технологичном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих, возрастания коэффициента сменности работы;

- улучшения условий и безопасности труда на каждом рабочем месте, повышения культуры производства.

Указанные цели достигаются самостоятельными, но в то же время взаимосвязанными направлениями работы, такими как:

  • учет рабочих мест;
  • аттестация (паспортизация) рабочих мест;
  • обновление (модернизация) рабочих мест;
  • планирование рабочих мест.

     Учет рабочих мест производится по следующим основным классификационным признакам:

  • характеру использования;
  • категориям работников;
  • наименованиям профессий (должностей) работников;
  • количеству работников;
  • степени механизации;
  • условиям труда.

          В зависимости от специфики производства руководитель предприятия вправе вводить дополнительные классификационные признаки рабочих мест, например, по видам работ, характеру технологических процессов, производств, технологической готовности производства и другие.

Аттестация (паспортизация) рабочих мест включает комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие современному научно-техническому и организационному уровню, обеспечивающему рост производительности труда и высокое качество продукции, анализ достигнутого уровня производства, выработку решений о дальнейшем использовании рабочих мест и определение основных направлений их совершенствования.

Аттестация (паспортизация) каждого рабочего места осуществляется по трем уровням:

техническому;

организационному;

условиям и безопасности труда.

          Оценка проводится в соответствии с системой показателей, из которых организации выбирают необходимые им показатели, оценивая рабочие места по каждому уровню.

Обновление (модернизация) рабочих мест предприятия проводится на основе технико-экономического анализа, аттестации (паспортизации) рабочих мест, предложений специалистов, в ходе которой:

- рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию;

- устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте на основе утвержденных планов производства и анализа технологических процессов;

- выявляются малоэффективные и излишние рабочие места, рабочие места с вредными условиями труда, а также подлежащие замене на новые;

- определяются рабочие места, на которых может использоваться труд пенсионеров, лиц с ограниченной трудоспособностью, выпускников средних школ, а также рабочие места с режимом неполного рабочего дня;

- рассчитывается эффект доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые для этого затраты;

- выявляются технические, материальные и финансовые возможности предприятия для проведения обновление (модернизации) рабочих мест.

Планирование рабочих мест предусматривает проведение расчета оптимального количества и структуры рабочих мест в целях обеспечения их сбалансированности с трудовыми ресурсами и роста производительности труда и направлено на:

- определение оптимального количества рабочих мест и рабочих мест с допустимыми условиями труда, обеспечивающих достижение установленных технико-экономических показателей;

- сокращение затрат на производство продукции, компенсаций за работу во вредных условиях труда за счет совершенствования рабочих мест, ликвидации опасных, устаревших и малоэффективных;

- достижение и последующее поддержание сбалансированности рабочих мест и работающих в соответствии с балансами рабочих мест и работающих.

Соответствующие организационно-технические мероприятия отражаются в планах технического перевооружения и развития предприятий, в планах обновления и модернизации оборудования, в проектах реконструкции, а также в планах создания новых участков и цехов.

По ходу работы по замещению рабочих мест с вредными условиями труда проводятся расчеты экономической эффективности отдельных мероприятий в зависимости от их содержания.

Финансирование мероприятий по обновлению (модернизации) рабочих мест, как правило, осуществляется за счет собственных средств предприятий и, чтобы стимулировать работодателя на инвестиционную деятельность, необходимо:

- устранение непрозрачных и избыточных требований в законодательных и нормативных актах, регулирующих вопросы промышленной безопасности и экологии, охраны труда;

- освобождение от налога на имущество нового технологического оборудования;

- освобождение от налога на прибыль той её части, которая направляется на обновление и модернизацию рабочих мест и реализацию инновационной программы предприятия;

- внедрение амортизационной премии.

                            Техническая инспекция труда ФНПР

 

 

28.03.2013


***

Приказ Минтруда России №115 от 25 марта 2013 г.

О признании утратившим силу постановления
Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 11
«Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»

П р и к а з ы в а ю:

Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда».

Министр
М.А. Топилин

14.02.2013

 

***

Разъснения Минтруда России от 13 февраля 2013 г.

Разъяснение о порядке предоставления работникам,
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
сокращенной продолжительности рабочего времени,
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска,
повышенной оплаты труда
в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 20 ноября 2008 г. № 870

В связи с поступающими запросами о порядке предоставления и размерах компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.

До реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

С учетом решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

В настоящее время Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит работу по реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870. Указанные в данном пункте нормативные правовые акты будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства. 


***

Проект приказа Минтруда России от 23 января 2013 г.

О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»

В соответствии с подпунктом  5.2.32 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного  постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528), п р и к а з ы в а ю:

Внести в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля  2011 г. № 20562) следующие изменения:

1) пункт 8 изложить в следующей редакции: 

 

«8       Твердое
туалетное
  мыло
  или
  жидкие
  моющие  средства

Работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки,  краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли
(в том числе угольная,  металлическая)

Работы на угольных (сланцевых) шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в шахтостроительных и шахтомонтажных организациях угольной промышленности

300 г (мыло туалетное) или 500 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах)               

                                                                                800 г (мыло туалетное)
или 750 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах)»


Министр  М.А. Топилин

Опубликовано на сайте в 10:48, 23/01/2013. Изменено в 15:39, 08/02/2013.

24.01.2013

***

Приказ Минтруда России №580н от 10 декабря 2012 г.

Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Зарегистрировано в Минюсте 29 декабря 2012, № 26440

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3803; 2003, № 17, ст. 1554; 2011, № 45, ст. 6330), подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению.

2. Ввести в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с 1 января 2013 года.

Министр
М.А.Топилин 

Полная версия документа

24.01.2013

***

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2012 г. N 1299


ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА
ИНДЕКСАЦИИ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

В целях реализации статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Правительство Российской Федерации постановляет:

 1. Установить, что с 1 января 2013 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2013 г., составляет 1,055.

2. Фонду социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом коэффициента индексации, установленного настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

24.01.2013

***

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 3 декабря 2012 года N 228-ФЗ

О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года

Статья 1

Установить, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статья 2

Установить, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007