Главная / ПРОФСОЮЗЫ и Великая Отечественная
Самые дорогие цветы Нины Стешенко
В день начала Великой Отечественной войны в Алма-Атинском театре оперы и балета шли обычные репетиции, артисты готовились к вечернему спектаклю, где была занята и Нина Стешенко. Она была благодарна судьбе за то, что ее детская мечта стать танцовщицей воплотилась в жизнь и теперь полностью отдавала себя сцене. С детства влюбленная в волшебство перевоплощения в танце, она была увлечена любимой работой и даже не предполагала, что вскоре ее искусство будет вдохновлять бойцов Красной армии на битву с врагом…
В 1943 году артистке балета труппы передвижного театра Нине Стешенко выдали вместе со всеми командировочное удостоверение с направлением в 5-ую гвардейскую дивизию поднимать боевой дух солдат. До мест импровизированных концертных площадок их часто перевозили ночью, в крытых грузовиках; информация о том, куда везут, была сведена до минимума, лишние вопросы и разговоры не поощрялись. Вместе с другими музыкантами, певцами и танцорами выступала в частях на тех же полуторках только с откинутыми бортами. О, как же она хотела, чтобы все скорей закончилось, чтобы все эти солдатики усатые и безусые, ночей не спавшие, каждый день глядевшие в лицо смерти, а теперь на некоторое время забывшие о ней в момент соединения с высоким и прекрасным, сидели в уютных креслах театра со своими любимыми, детьми, семьями. Однажды перед самым выходом Нины на сцену с восточным танцем грузовик так тряхнуло от разорвавшейся рядом мины, что на какое-то мгновение она оцепенела от страха, но потом, собравшись, как ни в чем не бывало, блестяще станцевала свой танец. Самые дорогие букеты ей дарили тогда – в 43-м году – простые полевые цветы, с политых кровью наших солдат полей…
В мирное время она снова вернулась в Алма-Ату, в родной театр, потом переехала в Новосибирск, где встретилась с будущим мужем – военпредом одного из заводов. В 1959 году его перевели Казань, куда они и приехали с семьей, как оказалось на постоянное место жительства. К тому времени по рекомендации врачей по состоянию здоровья ей пришлось оставить сцену. «Нельзя танцевать самой – буду учить детей классическим танцам!», – твердо решила она. К слову сказать, начало ее педагогическому опыту положила знаменитая Галина Уланова, эвакуированная из Большого театра в Алма– Ату с другими известными деятелями искусства и кинематографии. По воспоминаниям Нины Павловны, была она стремительная, быстрая, энергичная, увлеченная. Вместе с ней ей довелось танцевать в «Лебедином озере», «Жизели», «Бахчисарайском фонтане». Помнит, всегда заставляла проживать на сцене жизнь героини, любого второстепенного персонажа. Хоть вроде бы балет и бессловесное искусство, наставляла говорить не только жестами и пластикой, но и выражать свои эмоции вербально.
Нина Павловна работала хореографом в школе №127, в Клубе им.Кирова, ставила по своим сценариям спектакли: «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», « Космос». Дети просто обожали своего педагога и изо всех сил старались выполнить то, чему она их учила.
Вела Нина Павловна и активную общественную деятельность, возглавляла Совет ветеранов-учителей Приволжского района Казани.
Сегодня в свои 98 лет она живо интересуется балетом, хотя и критикует его за весьма откровенные сцены, которые в ее время просто даже не обсуждались. С радостью встречает своих коллег из нынешнего Совета ветеранов, любит пообщаться, рассказать смешной анекдот, поднять настроение. И каждый год просит Бога еще раз дожить до Победы – 9 Мая, самого большого праздника в ее жизни и не теряет надежды получить извещение о месте захоронения младшего брата Венедикта, погибшего в битве за Москву суровой зимой 1941 года…
Нина Гатауллина, фото автора и из личного архива Н.П.Стешенко

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007