Главная / Информационно-аналитический материал
19.05.2020
Итоги выполнения профсоюзами РТ Республиканского трехстороннего соглашения в 2019 году

XIII заседание Совета Федерации профсоюзов Республики Татарстан прошло сегодня, 19 мая, в режиме онлайн под председательством Елены Кузьмичевой. На Заседании Совета был рассмотрен ряд вопросов. Главными темами стали: выполнение профсоюзами обязательств Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов РТ, Координационным советом объединений работодателей РТ и Кабинетом Министров РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства в 2019 году, а также вопрос созыва XXVIII отчетно-выборной Конференции Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

В силу сложившихся обстоятельств (дистанционное взаимодействие с членами Совета Федерации, которые участвовали в работе заседания через платформу Zoom из своих рабочих кабинетов) с документами по выполнению в 2019 году обязательств трехстороннего Республиканского соглашения о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы члены Совета имели возможность ознакомиться самостоятельно в печатном виде. Полный текст документа размещен на официальном сайте ФПРТ в разделе «Аналитика».

В отчете дан анализ экономической ситуации в Татарстане в 2019 году. Отмечено, что Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом, стабильным сельским хозяйством и устойчивой динамикой экономического развития, позволяющими решать социальные задачи и, прежде всего, в целях повышения качества жизни граждан. Татарстан по-прежнему является регионом опережающего развития и сохраняет лидирующие позиции по основным макроэкономическим показателям.

Среди субъектов Российской Федерации республика занимает 4-ое место по сельскому хозяйству, 5-ое место – по промышленному производству, объему инвестиций в основной капитал, строительству и вводу жилья, 7-ое – по обороту розничной торговли, что является основой для дальнейших динамичных изменений в сфере социального партнерства.

Отчет содержит оценку развития социального партнерства в РТ: конструктивное взаимодействие Федерации профсоюзов Республики Татарстан, Координационного совета объединений работодателей Республики Татарстан и Кабинета министров Республики Татарстан в рамках социального диалога способствовало дальнейшему развитию социального партнерства в республике.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. система социального партнерства в Республике Татарстан включает:
– Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы от 29 декабря 2018 года;
– 29 отраслевых соглашений, заключенных на региональном уровне;
– 135 отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне;
– 45 территориальных соглашений;
– 15 иных соглашений (соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, заключенные Федерацией профсоюзов Республики Татарстан и ее членскими организациями в целях выполнения обязательств соглашений в рамках социального партнерства).
– 4769 коллективных договоров, в том числе в организациях государственной и муниципальной формы собственности – 4232 (88,7%), в организациях негосударственной формы собственности – 537 (11,3%), 97 из которых заключены в организациях малого предпринимательства.

Охват коллективными договорами организаций, в которых созданы первичные профсоюзные организации (далее – ППО), по итогам 2019 года составил 97,7%. При этом доля работающих в организациях, где заключены коллективные договоры с ППО, составила 98,2% (612 928 чел.).

Что касается сферы оплаты труда, то средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в республике возросла на 6,2% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года, составив в январе-декабре 2019 года 37442,3 рубля. По уровню оплаты труда Татарстан, как и в 2018 году, занимает 2 место среди субъектов Приволжского федерального округа (после Пермского края).

В целях увеличения минимальных гарантий в сфере оплаты труда, повышения социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников, роста оплаты труда в целом по инициативе Федерации профсоюзов подписаны республиканские трехсторонние соглашения (29.12.2018, 25.12.2019), устанавливающие минимальную заработную плату для работников внебюджетного сектора экономики:
– с 1 января 2019 года в размере 12 тыс. рублей в месяц или 80% от стоимостной величины МПБ в целом по Республике Татарстан за II квартал 2018 года, что на 6,4% превышает минимальный размер оплаты труда (11280 руб.);
– с 1 января 2020 года в размере 14 тыс. рублей в месяц или 88,8% от стоимостной величины МПБ в целом по РТ за II квартал 2019 года, что на 15,4% превышает минимальный размер оплаты труда (12130 руб.).

Очередным этапом по преодолению бедности по инициативе профсоюзов стало исключение из минимальной заработной платы выплат, носящих компенсационный характер, таких как: «за работу в ночное время», «за сверхурочную работу», «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда», «при совмещении профессий (должностей)», «за работу в выходные и нерабочие праздничные дни», производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отмечено, что в целях повышения оплаты труда работников бюджетной сферы социальными партнерами продолжена работа по доведению заработной платы работников, подпадающих под действие майских указов Президента Российской Федерации, до целевых показателей. Согласно оценке Росстата за январь-сентябрь 2019 года выполнение показателей, предусмотренных в региональной «дорожной карте», по всем категориям персонала в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности обеспечено.

Благодаря действиям профсоюзов, в ходе внедрения окладной системы оплаты труда работников бюджетной сферы удалось:
1. Установить базовые должностные оклады в диапазоне от 8000 до 24700 рублей в месяц в зависимости от профессиональной квалификационной группы и квалификационного уровня с учетом положений статьи 129 ТК РФ.
2. Увеличить надбавки за квалификационную категорию в целях стимулирования работников к профессиональному росту: врачам – в 2 раза, среднему медицинскому персоналу – в 1,5 раза; стимулирующую надбавку за интенсивность труда водителям скорой и неотложной медицинской помощи – до 8000 рублей (ПКМ РТ от 29.10.2019 №967).
3. Увеличить минимальный базовый оклад работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих медицинских организаций – в 1,5 раза: с 01.01.2020 – 8380 рублей согласно ПКМ РТ от 18.10.2019 №938 (с 01.01.2014 он составлял 5554 рубля).
4. Сохранить надбавку специалистам за работу в сельской местности, надбавку молодым педагогам, стимулирующие выплаты врачам и средним медицинским работникам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
5. Сохранить выплату за квалификационную категорию работникам культуры ведущего звена.
6. Предусмотреть выплаты за качество выполняемых работ в отношении работников образовательных организаций – внутренних совместителей согласно ПКМ РТ от 02.11.2019 №1008.

В результате принятых мер в январе-декабре 2019 года по сравнению с 2018 годом среднемесячная заработная плата работников по виду экономической деятельности (далее – ВЭД) «Образование» повысилась на 7% и составила 30402 рубля, по ВЭД «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» – на 5,5%, составив 36836 рублей, в том числе по ВЭД «Деятельность в области здравоохранения» – на 5,4%, составив 37578 рублей.

В целях усиления контроля обеспечения соблюдения трудовых прав работников в части своевременной и полной оплаты труда Федерация профсоюзов в 2019 году:

– осуществляла системный контроль за своевременной оплатой труда по данным членских организаций профсоюзов, Государственной инспекции труда в РТ, Татарстанстата, ЦЭСИ;
– в случае наличия задолженности по заработной плате на предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации, совместно с членскими организациями и ППО принимала меры по устранению нарушений – выдвигала требования к работодателям по вопросу обеспечения своевременной выплаты заработной платы как в рамках коллективной защиты индивидуальных интересов членов профсоюзов, так и в рамках трудовых споров и обращений в контрольно-надзорные государственные органы;
– участвовала в работе Республиканской межведомственной комиссии по вопросам повышения уровня жизни населения, труда, привлечения и использования иностранных работников в Республике Татарстан, Координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, территориальных межведомственных комиссий по повышению уровня жизни и легализации доходов муниципальных районов, межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения трудовых прав граждан, образованной при Прокуратуре РТ, районных межведомственных рабочих групп города Казани;
– осуществляла взаимодействие с Прокуратурой РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, с Федерацией Независимых Профсоюзов России, в том числе путем направления отчетов.

В рамках осуществления профсоюзного контроля в полном объеме погашена задолженность по заработной плате перед работниками организаций, где созданы первичные профсоюзные организации: АО «КазХимНИИ» в размере 7,08 млн рублей, ПАО «Камгэсэнергострой» – 39,0 млн рублей, ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети» – 0,547 млн рублей, ОАО «Обувная фабрика «Спартак» (находящееся в стадии ликвидации) – 0,179 млн рублей, ЗАО «Пак-Инвест» (находящееся в стадии ликвидации) – 9,067 млн рублей, итого на общую сумму более 55,8 млн рублей.

Также в отчете дан анализ работы социальных партнеров в сфере занятости, в проведении мероприятий по снижению объемов неформальной занятости, в области социальной защиты и санаторно-курортного лечения, в развитии негосударственного пенсионного обеспечения граждан Республики Татарстан, в сфере охраны труда, правозащитной деятельности, молодежной политики, обучения профсоюзного актива и информационной работы.

Были обозначены основные болевые точки и ориентиры для предстоящей работы. В первую очередь это заработная плата татарстанцев, которые работают в сферах производства одежды, обуви, сельского хозяйства, производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Здесь она по-прежнему остается низкой (15,7 тыс. рублей, 22,7 тыс. рублей, 23,8 тыс. рублей, и 25,0 тыс. рублей соответственно), что составляет лишь 42%, 60,7%, 63,6%, и 66,7% к средней заработной плате по Республике Татарстан за январь-декабрь 2019 г.

Отмечено, что согласно анализу данных выборочного обследования Росстата, проведенного в апреле 2019 года (о распределении численности работников по размерам заработных плат), в Республике Татарстан порядка двух третей работников получают заработную плату меньше средней, в том числе 2,6 процента работников – меньше МРОТ.
В 38 муниципальных образованиях средняя заработная плата отстает от средней по республике, в том числе: на 40,2% – в Дрожжановском районе, на 37,9% – в Балтасинском и Камско-Устьинском, на 37,5% – в Кайбицком и др. (за январь-декабрь 2019 года).

Сохраняется тенденция увеличения межотраслевой дифференциации в уровнях оплаты труда. Так, по данным за январь-декабрь 2019 года средняя заработная плата по ВЭД «Производство нефтепродуктов» составила 66139,6 рублей (около 7 ПМ для трудоспособного населения в Республике Татарстан), а по ВЭД «Производство одежды» – лишь 15711,9 рублей, что в 4,2 раза меньше (1,6 ПМ для трудоспособного населения в Республике Татарстан).

Доля должностного оклада в структуре заработной платы медицинских работников не достигает рекомендованного Едиными рекомендациями значения (55-60%).

Также сохраняется просроченная задолженность по оплате труда, на 1 января 2020 года она составила 65,867 млн. рублей (по размеру просроченной задолженности республика находится на 1 месте среди регионов ПФО и на 9 месте среди регионов Российской Федерации).

По данным Татарстанстата, в 4 квартале 2019 года в режиме неполной занятости работали 137,2 тыс. человек, из них 18,3 тыс. человек – по инициативе работодателя. Серьезной проблемой остается наличие неформального рынка труда, объем которого по данным Росстата за 3 квартал 2019 год составил 304 тыс. человек или 19,2% от занятых в экономике (по данным Росстата за 3 квартал 2019 г.).

Также отмечено, что неудовлетворительный уровень пенсионного обеспечения граждан вынуждает пенсионеров продолжать свою трудовую деятельность. Доля работающих пенсионеров в республике на начало текущего года составила 20,6% (237,6 тыс. человек) от их общей численности в республике. И так далее…

Весь перечень озвученных проблем является широким полем для самой серьезной профсоюзной работы в будущем. Особенно с учетом сильно осложнившейся ситуации в экономике мира, страны и республики в связи с пандемией коронавируса в году 2020-м.


Артем Барабанов, фото автора

Тезисы и презентация выступления Е.И.Кузьмичевой

Постановление Совета Федерации профсоюзов Республики Татарстан от 19 мая 2020 года  № 8-3

06.05.2020
Информация о выполнении профсоюзами Республики Татарстан Республиканского трехстороннего соглашения в 2019 году

ИНФОРМАЦИЯ  «О выполнении профсоюзами Республики Татарстан Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы в 2019 году»

05.03.2020
Итоги коллективно-договорной кампании 2019 года в Республике Татарстан

         Коллективно-договорная кампания в Республике Татарстан в 2019 году была ориентирована на решение важнейших социально-экономических задач и защиту социально-трудовых прав и интересов работников в рамках выполнения решений X съезда Федерации Независимых Профсоюзов России (далее – ФНПР), постановлений Генерального Совета ФНПР от 18.04.2018 № 8-4 «О задачах профсоюзов в современных социально-экономических условиях», Исполнительного комитета ФНПР от 10.07.2019 № 2-1 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2018 года и задачах на предстоящий период» и обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019 – 2020 годы.
         Конструктивный диалог профсоюзных организаций с органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и работодателями позволил обеспечить социальную защищенность граждан через систему соглашений и коллективных договоров.
 

Подробнее...
 

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007