Главная / Профсоюз помог
«Ветерану труда» - статус федерального

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Федеральным законом от 19.12. 2005 года № 163-ФЗ указанная статья дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», они же устанавливают льготы и компенсации этим лицам.

Отсюда возникла сложность: до сих пор стоит вопрос возможности отнесения тех или иных поощрений к ведомственным знакам отличия в труде. Субъекты Российской Федерации решают его самостоятельно и не всегда в пользу работника, добросовестно проработавшего на предприятии.

Естественно, что набор мер социальной поддержки этой льготной категории граждан стал напрямую зависеть от финансового состояния субъекта Российской Федерации. Сложилась ситуация, когда лица, претендующие на присвоение данного звания, имеют не только разный набор социальных льгот и компенсаций, разные стандарты социальной защиты, но и неодинаковый подход к присвоению этого звания. В результате само звание «Ветеран труда» оказалось дискредитировано.

Произошло обесценивание хотя и не почетного, но тем не менее, высокого звания «Ветеран труда».

Присвоение же этого звания «авансом», без подкрепления его социальными льготами и компенсациями является, по сути, лицемерием со стороны государства, что само по себе недопустимо по отношению к своим гражданам. При таком положении дел идет прямое нарушение статьи 7 Конституции РФ, согласно которой наша страна – государство социальное, чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, для чего у нас «установлены гарантии социальной защиты».

В настоящий момент сложилась ситуация, когда часть ветеранов труда оказалась по существу вычеркнутой из числа лиц, которым государство обеспечивает (а не будет обеспечивать в будущем, до которого еще надо дожить) какие – либо меры социальной поддержки.

Само звание «Ветеран труда», установленное положениями Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О Ветеранах», является федеральным. В связи с этим, на всей территории Российской Федерации каждый, без исключения, Ветеран труда должен быть наделен федеральной властью определенным минимумом мер социальной поддержки. Данный вывод подтверждается тем, что согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государством гарантируется равенство прав всех граждан независимо, в частности, от места жительства, возраста лиц и других обстоятельств.

Необходимо отметить, что крупные предприятия и организации с давними традициями в качестве поощрения отличившимся работникам присваивали звания ветеранов труда предприятия и устанавливали им некоторые льготы за счет собственных средств предприятия. Несомненно, это право трудового коллектива и администрации данного предприятия (организации) и оно обусловлено статьей 41 Трудового кодекса РФ. Однако, к сожалению, это звание не дает права такому ветерану на получение мер социальной поддержки, установленных на уровне субъекта Российской Федерации.

В последнее время работникам, а теперь и пенсионерам, имеющим продолжительный стаж работы и награжденным ведомственными знаками отличия в труде, все чаще приходится отстаивать право на присвоение звания «Ветеран труда» в районных судах.

Так, с просьбой оказать помощь в Реском профсоюза работников связи Республики Татарстан обратилась пенсионер Чачкова Людмила Викторовна, имеющая общий трудовой стаж более 35 лет, из них на освобожденной, выборной профсоюзной должности в отрасли информатизации и связи Республики Татарстан - более 14 лет. До выхода на пенсию Чачкова Л.В. возглавляла первичную профсоюзную организацию ОАО «Казанская ГТС» (в последующем произошла реорганизация в форме присоединения ОАО «Казанская ГТС» к ОАО «Таттелеком») с численностью членов профсоюза более 2 тысяч человек.

За свой многолетний и безупречный труд во благо профсоюза, в период своей трудовой деятельности Чачкова Л.В. была удостоена всеми наградами профессиональных союзов, начиная от Благодарностей Рескома профсоюза работников связи Республики Татарстан, Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации и заканчивая наградами Федерации Независимых Профсоюзов России, в том числе: Серебряный орден «За служение профсоюзу работников связи», Нагрудный знак ФНПР «За активную работу в профсоюзах», Почетная Грамота ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах».

Выйдя на заслуженный отдых, пенсионерка пожелала получить звание «Ветеран труда». Однако Отдел социальной защиты Приволжского района г.Казани своим письмом от 27.01.2012 года № 135 отказал в присвоении звания «Ветеран труда». При этом, при очередном посещении Отдела соцзащиты пенсионер получила «соответствующие рекомендации» прекратить безуспешные попытки обивать пороги государственных учреждений.

Основным аргументом отказа работников Отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в присвоении звания «Ветеран труда» стала ссылка на Закон Республики Татарстан от 30.06.2011 года № 33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а также на Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» а также на то, что якобы, профсоюз государственных функций не осуществляет.

Представляется, что Отдел социальной защиты в Приволжском районе г.Казани, а также Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан допускают неправильное толкование и применение норм материального права, в том числе пункта 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30.06.2011 года № 33 – ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а также Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предоставляющего профсоюзам широкие права в области социальной защиты работников.

Право профсоюзов на осуществление государственных (ведомственных) функций определено Федеральным законодательством, в том числе: вышеназванным Федеральным законом от 12.01.1996 года № 10-ФЗ, статьей 370 Федерального закона от 30.12.2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», Генеральным Соглашением между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2011-2013 годах и совместные действия Сторон по их реализации). Так, согласно принятых обязательств вышеназванного Генерального Соглашения, профессиональные союзы осуществляют мероприятия в государственном масштабе в следующих областях: экономическая политика государства, заработная плата, доходы и уровень жизни населения, развитие рынка труда и содействие занятости населения, социальное страхование, социальная защита работающих граждан государства, условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность, развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения. Стороны Генерального Соглашения один раз в полугодие разрабатывают единый План первоочередных мероприятий государственного уровня по реализации Соглашения.

Республиканский комитет профсоюза работников связи Республики Татарстан, руководствуясь действующим законодательством РФ, воспользовался своим правом на социальную защиту своего работника, ушедшего на заслуженный отдых.

Техническим инспектором труда Рескома профсоюза была внимательно изучена правомерность отказа в присвоении звания, запрошен необходимый материал, определен ответчик по данному гражданскому делу. В результате было составлено и подано Исковое заявление в Ново–Савиновский районный суд г.Казани.

Ново – Савиновский районный суд г.Казани нашел все исковые требования подлежащими удовлетворению и своим Решением от 03.07.2012 (Дело № 2-3542/12) обязал ответчика – Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан признать право Чачковой Л.В. на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом восторжествовала справедливость.

Необходимо к этому добавить, что к категории лиц, которые предыдущей своей деятельностью на благо государства заслужили хотя бы одну меру социальной защиты наряду с другими, относятся связисты и почтальоны.

Государство, соответственно на федеральном уровне, не перекладывая на «плечи» субъектов Российской Федерации, обязано принять все меры для обеспечения этим лицам достойной жизни путем предоставления не номинальной, а реальной социальной защиты, после присвоения звания «Ветеран труда», а не после достижения смертной черты.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке условий присвоения звания «Ветеран труда» необходимо в качестве основы использовать зарекомендовавшие себя положительно, правда в прошлом, принципы подхода к определению статуса ведомственной награды и их перечни. В частности, бывшим Министерством труда Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было установлено, что следует относить к ведомственным знакам отличия (Письмо от 10.11.1995г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Обобщив практику отнесения знаков отличия в труде к ведомственным, бывшим Министерством труда и социального развития Российской Федерации был подготовлен «Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», который был направлен для сведения и использования в работе в субъекты Российской Федерации письмом от 15.09.1997 г. № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (более расширенный Обзор содержался в аналогичном письме бывшего Министерства труда и социального развития РФ от 07.10.1998 г. № 5635-КС).

Указанный Обзор содержал расширенный перечень почетных званий, нагрудных знаков и значков, а также почетных и похвальных грамот и дипломов, которые надо было учитывать при присвоении звания «Ветеран труда».

Однако впоследствии Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 17.02.1998 г. № 1120-ПК отказало в регистрации вышеназванного письма Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10.11.1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Следовательно, вышеуказанные письма не стали нормативными документами, обязательными к применению в субъектах Российской Федерации. В настоящее время работники вынуждены тратить свое здоровье, чтобы доказать свое заслуженное право на звание «Ветеран труда». Районные суды перегружены Исковыми заявлениями по данному вопросу. Сейчас, как никогда, остро встала необходимость решения данной проблемы на государственном уровне.

Р.А. Губаев, технический инспектор труда
Рескома профсоюза работниковсвязи
Республики Татарстан.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007