Главная / Интервью
24.03.2009
Ликвидация безграмотности по-профсоюзному. АТиСО - 90 лет! (интервью с А.И.Сердечным)
 

В этом году знаменитый российский профсоюзный вуз, Академия труда и социальных отношений, отмечает свое 90-летие, а казанский филиал Академии на днях отметил свою десятую годовщину. 90 лет — срок сам по себе немалый, и пришелся он на весьма насыщенный исторический период в России. Сегодня мы беседуем с хорошим другом нашей газеты, заместителем директора Казанского филиала АтиСО Александром Сердечным.


- Александр Иванович, образование по-профсоюзному — как оно начиналось в России?

- С самой настоящей азбуки, букваря, ликбеза, и, фактически, с самого момента зарождения профсоюзного движения. В начале ХХ века в России были неграмотными 65 процентов населения. В стране были народы, у которых вообще не было письменности. Поэтому люди с большим желанием хватались за любую возможность научиться читать и писать. Это прекрасно понимали и российские социал-демократы и зарождающиеся профсоюзы. Первые рабочие клубы под названиями «Общества образования», «Общества просвещения» появились в 1906 году в Петербурге, а потом и в других городах. Они существовали в тесном сотрудничестве с профсоюзными организациями, при профсоюзных организациях, а порой и возглавлялись профлидерами. Популярность их была столь высокой, что даже в годы репрессий на профсоюзы царское правительство не решалось закрыть эти просветительские рабочие организации. Кстати, и так называемые проправительственные «зубатовские» профсоюзы предавали большое значение культурно–просветительской работе, понимая, что это сильный элемент мотивации профсоюзного членства. А потом была Октябрьская революция...

- ... и всероссийская ликвидация безграмотности?

- Совершенно верно. Помните ленинское высказывание, что самым важнейшим из искусств для нас является кино? Но это укороченная фраза. А начало у неё весьма показательное: «В нашей громадной и безграмотной стране важнейшим из искусств для нас является кино». В громадной и безграмотной! При непосредственном участии профсоюзов по всей стране распространялось кино, сеть библиотек и разного рода кружки просвещения. В том памятном 1919 году, когда в стране шла гражданская война и иностранная интервенция, когда царили голод, массовые эпидемии и разруха всего народного хозяйства, был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. А ведь именно профсоюзы в эти тяжелейшие годы заговорили о повышении грамотности населения России, и девятью месяцами ранее, 26 марта 1919 года, по решению II Всероссийского съезда профсоюзов создаётся Инструкторская школа ВЦСПС. В решениях съезда было записано, что школа создаётся с целью подготовки квалифицированных работников профессионального движения. 1 апреля того же года начались занятия слушателей.

- Много было студентов?

- Первый выпуск школы составил 90 человек. Уже на следующий год по решению III Всероссийского съезда профсоюзов Инструкторская школа была преобразована в Высшую школу профсоюзного движения. В эти годы в стране с участием профсоюзов развёртывается массовая кампания по ликвидации безграмотности населения. В феврале 1922 г. и в мае 1923 г. проходят I и II Всероссийские съезды по ликвидации безграмотности населения страны, на которых было принято решение об открытии школ ликбеза и членам профсоюзов предписывалось научиться читать и писать к 1 мая 1925 года, и это требование закрепил VI Всероссийский съезд профсоюзов в ноябре 1924-го. Вот так! Сегодня это звучит немного наивно, а в двадцатых годах это было жизненно необходимо. Профсоюзы приняли самое активное участие в создании добровольного общества «Долой неграмотность», в 1926 г. проходит I съезд общества «Долой неграмотность» и профсоюзы с участием ВШПД начали массовый культпоход за полную грамотность, новый быт и культуру городского и сельского населения.

- Поход стал результативным?

- В 1926 году перепись населения России показала, что грамотность среди мужчин была чуть более 50-ти, а среди женщин – 36 процентов. В 1929 году ВЦСПС подписал договор-соглашение с Народным комиссариатом просвещения, по которому органы народного образования брали на себя обязательство добиться полной ликвидации безграмотности среди населения, ВЦСПС выделил на эти цели 11 млн. рублей — большую сумму по тем временам. По данным переписи населения в 1939 году, грамотность городского населения выросла до 94 процентов. Это была победа государственных органов просвещения и профсоюзов в борьбе с неграмотностью населения. Это славное боевое прошлое и профсоюзов в целом, и нашей Академии в частности.

- Александр Иванович, как я понимаю, Казанский филиал возник 80 годами позднее?

- Строго говоря, не совсем так. Казанский филиал Академии начал отсчёт своей истории с 1961 года в статусе Учебно-консультативного пункта. И было бы филиалу сегодня почти 50 лет, но, к сожалению, он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1995 году, и только в 1998 году получил лицензию Госкомвуза России на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.

- Александр Иванович, мы живем в такое интересное время, когда рынок образовательных услуг перенасыщен, но вопросы образования остаются...

- Да, с высшим и профессиональным образованием в России сегодня не все ясно и понятно. Не на шутку встал вопрос о сокращении представительств, филиалов и целого ряда средних и высших учебных заведений, не дающих качественного образования. Началась реформа образования, которую необходимо сориентировать на существующие потребности в экономике. Одним из путей совершенствования современного профессионального образования является создание системы образования «кластерного» типа, в основе которой лежит формирование заказа нужных специалистов от предприятий разных отраслей экономики, промышленности или социальной сферы для конкретных учреждений образования в форме заключения договоров. В нашей республике по отраслевой принадлежности работает 14 образовательных кластеров, в рамках каждого кластера определены формы взаимодействия учреждений профессионального образования. В состав кластеров включаются профильные училища, техникумы и ВУЗы, максимально представляющие экономические интересы отраслей науки и промышленности. Заказ на подготовку кадров осуществляется через отраслевое министерство, закреплённое за каждым кластером.

- Кто выступает заказчиком для АТ И СО?

- Для Академии труда и социальных отношений, её Казанского филиала заказчиком подготовки кадров должны выступать профсоюзные организации, которые исторически признаны просвещать и обучать свои кадры. Федерация независимых профсоюзов России еще в 2002 году приняла постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы повышения квалификации и переподготовки профсоюзных кадров и актива», в 2003 году Генеральный совет ФНПР утвердил «Концепцию кадровой политики ФНПР» и, наконец, в 2006 году VI съезд ФНПР принял постановление «Организационное и кадровое укрепление – основа эффективной деятельности профсоюзов». Все эти документы настоятельно рекомендуют обеспечить системность в обучении кадров, регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку профсоюзных кадров. Проводимый ФНПР конкурс «Активное обучение – эффективный профсоюз» ещё раз показал необходимость постоянного обновления знаний, необходимых для эффективной защиты социально-трудовых прав работников. Но! Сегодня в Казанском филиале Академии из 642 студентов обучаются лишь 24 профсоюзных работника или всего 3,7 процента (!) от общего числа студентов, а ведь 90 лет назад Академия создавалась для обучения именно профсоюзных работников.

- Почему такая ситуация?

- Не понимаю. Должно быть все по-другому. В соответствии со сводным статистическим отчётом в Федерации профсоюзов Республики Татарстан работают около пятидесяти тысяч профсоюзных активистов, более пяти тысяч председателей первичных профсоюзных организаций, более пятисот освобождённых штатных профсоюзных работников, поэтому недостатка в профсоюзных студентах не должно быть. И учеба в нашей Академии для профсоюзных работников и активистов должна быть лишним стимулом для их профсоюзной деятельности. Особенно это касается молодёжи и резерва профсоюзных кадров. Вопрос обучения, образования и повышения квалификации — жизненно важный для профсоюзной работы на любом уровне. Почему наши прадеды 90, 80 лет назад, в эпоху сохи и лошадиной тяги, это понимали, а мы, в наш-то ХХI век, как-то об этом не задумываемся? Почему на образование людей находились средства в годы войны, разрухи и голода, а сегодня, в наше мирное время, когда иномарками забиты улицы, и импортными товарами — прилавки супермаркетов, этих средств как-то всегда «недостаточно»? Мне лично это трудно понять.

- Александр Иванович, и последний вопрос: каким должно быть профсоюзное образование?

- Универсальным. Профсоюзный работник сегодня должен быть, прежде всего, профессионалом с современными знаниями в экономической, юридической и финансовой областях, владеть современными технологиями и средствами коммуникаций, чтобы быть способным на равных вести диалог с социальными партнёрами, грамотно и эффективно защищать социально-экономические интересы членов профсоюза. И еще профсоюзное образование должно быть непрерывным. В наше динамичное время это архиважно.

Беседовал Артем Барабанов (Новое слово),

фото автора.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007