Главная / Интервью
11.09.2013
Укреплять единство в профсоюзе (интервью с Владимиром Ломакиным)
В сентябре будущего года Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будет отмечать 95-летие со дня образования. Сегодня он объединяет не только автотранспортников и дорожников, но и транспортных строителей, работников горэлектротранспорта, доля которых в составе профсоюза постоянно увеличивается. В профсоюзе 75 территориальных организаций, в том числе 18 республиканских, 9 краевых, 47 областных, 1 городская, в которых имеется свыше 2050 первичных организаций с общей численностью более 310 тысяч членов профсоюза. Среди членов профсоюза 29% женщин, 21% молодежи в возрасте до 35 лет. Ежегодно ряды профсоюза пополняются более чем на 19 тыс. человек. В дорожной отрасли трудятся свыше 80 тысяч членов профсоюза, на предприятиях автомобильного транспорта – более 190 тысяч, в организациях горэлектротранспорта – 25 тысяч членов профсоюза. Членами профсоюза являются также учащиеся и преподаватели средних учебных заведений, а это около 15 тыс. человек. О том, как работает профсоюз в условиях коренных структурных изменений на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, реформирования отраслевых предприятий и их приватизации мы попросили рассказать и.о. председателя отраслевого Общероссийского профсоюза Владимира Ломакина.

– Владимир Владимирович, что делает профсоюз для улучшения социально-экономического положения работников отраслевых предприятий?

– Разветвленная профсоюзная структура позволяет профсоюзу осуществлять защитные функции на всех уровнях социального партнерства. В интересах работников заключены Федеральные отраслевые соглашения по автомобильному, городскому наземному пассажирскому транспорту, по дорожному хозяйству, совместно с профсоюзом железнодорожников – соглашение по транспортному строительству. 62 территориальных комитета заключили региональные и территориальные отраслевые соглашения. Более 85 % предприятий имеют коллективные договоры. Профсоюзные органы осуществляют постоянный контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров, что способствует росту заработной платы на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Комитеты Профсоюза добились от работодателей существенного сокращения задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства многих регионов Российской Федерации. Центральный, территориальные комитеты Профсоюза усилили контроль за соблюдением работодателями законодательства по охране труда, созданием для работающих здоровых и безопасных условий труда.

Нам удалось сохранить профсоюзные правовую и техническую инспекции труда ЦК профсоюза и обеспечить их эффективную деятельность. В территориальных организациях, где в силу финансовых возможностей отсутствует полноценная техническая и правовая инспекции труда, мы развиваем институт общественных технических и правовых инспекторов труда профсоюза. Центральный комитет профсоюза вносит предложения в проекты федеральных законов регламентирующих организацию пассажирских перевозок, условия труда и отдыха работников отрасли, которые, как правило, учитываются разработчиками.

Профсоюз принимал активное участие в разработке принятых Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта, Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствовал восстановлению системы целевых дорожных фондов.

– Приходится ли вам для защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза прибегать к коллективным действиям?

– Если за столом переговоров проблемы не решаются, то конечно. В 2011 году нами была проведена Общероссийская акция по ограничению роста цен на топливо. В 2012 году в Красноярском крае, Пензенской, Свердловской областях, Республике Башкортостан и других регионах состоялись акции и коллективные действия территориальных организаций профсоюза в поддержку требований трудовых коллективов по повышению заработной платы, увеличению тарифов за проезд в городском транспорте, принятию мер к владельцам транспортных средств, осуществляющих незаконные перевозки пассажиров.

В мае-июне 2013 года акции протеста с аналогичными требованиями были проведены в г. Улан-Удэ Республики Бурятия, г. Хабаровске.

– Какие еще вопросы находятся в центре вашего внимания?

– Повышение роли профсоюза в урегулировании социально-трудовых отношений и обеспечении реальной защиты трудящихся является одним, я бы сказал, из наиглавнейших условий нашей деятельности. В поле зрения ЦК профсоюза постоянно находятся вопросы укрепления единства, совершенствования организационной структуры, изменения форм, стиля и методов работы как территориальных, так и первичных профсоюзных организаций. На V съезде профсоюза приняты Программа действий на период до 2015 года, Заявления в адрес Правительства и государственных органов Российской Федерации по стабилизации положения в отраслевых организациях.

В целях объединения усилий всех организаций, заинтересованных в стабильной работе транспорта и дорожного хозяйства, обеспечении достойного уровня жизни транспортников и дорожников комитеты профсоюза всех уровней мы установили конструктивные отношения со многими общественными структурами, созданными на автомобильном транспорте, горэлектротранспорте и в дорожном хозяйстве.

Ну, и конечно, сила профсоюза в солидарности и единстве действий первичных и территориальных организаций, Центрального комитета профсоюза.

– Как и в любой отрасли народного хозяйства, у автомобилистов и работников дорожной отрасли существуют проблемы, в чем они состоят?

– Да, на сегодняшний день основной блок нерешённых проблем существует на городском пассажирском транспорте. К сожалению, в большинстве российских регионов транспортная работа предприятий по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении оплачивается не в полном объеме, что, по мнению экспертов, является следствием несовершенной системы финансирования. Установленный органами власти тариф по оплате проезда, как правило, ниже экономически обоснованного его уровня. При этом компенсации перевозчикам разницы в тарифах не производятся. По-прежнему, предприятия терпят убытки от перевозки пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда.

Утвержденные (в том числе – по инициативе профсоюза) Министерством транспорта России в апреле текущего года Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, пока не являются обязательными для исполнения органами власти и поэтому применяются не везде.

Существенное негативное влияние на финансовое благополучие пассажирских предприятий оказывает наличие на рынке перевозок значительного числа организаций и частных предпринимателей, ведущих нелегальную работу, использующих «серые» схемы уклонения от налогов, демпингующих цены на перевозки, снижающих общий уровень качества и безопасности перевозок.

Надо ли говорить, что сложное финансово-экономическое состояние предприятий приводит к несоблюдению трудового законодательства, невыполнению норм Федерального отраслевого соглашения, в первую очередь, по размеру оплаты труда работников.

– Владимир Владимирович, 25 сентября Исполком ЦК профсоюза проводит своё очередное заседание в Республике Татарстан. С чем это связано, какие вопросы планируется рассмотреть?

– Действительно, очередное заседание Исполкома ЦК профсоюза «РОСПРОФТРАНСДОР» состоится в Казани. И одной из причин является то, что в Татарской республиканской организации профсоюза заложены хорошие традиции социального партнерства, успешно строятся отношения с администрацией предприятий городского электрического транспорта, пассажирских автотранспортных предприятий, организаций дорожной отрасли. Кроме того, работа республиканской организации профсоюза строится в тесном взаимодействии с Федерацией профсоюзов Республики Татарстан. К мнению профсоюза прислушиваются органы власти.

Участие хозяйственных руководителей дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан и профсоюзного актива отраслевых предприятий в заседании Исполкома ЦК профсоюза, на наш взгляд, поможет всесторонне проанализировать ситуацию и выработать конструктивные предложения, которые можно направить в адрес Министерства транспорта России, других федеральных органов для улучшения социально-экономического положения работников отраслевых организаций.

Пользуясь предоставленной возможностью, разрешите поздравить всех членов профсоюза Татарстана с Днём профсоюзов Республики Татарстан! Ну и в преддверии профессиональных праздников: Дня работника дорожного хозяйства и Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта поздравляю всех работников автотранспортной и дорожной отраслей с нашими профессиональными праздниками, желаю счастья, здоровья и благополучия!

Записала Нина Гатауллина

http://proftat.ru/modules.php?mod=news&type=0&id=7224

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007