Главная / Интервью
25.07.2013
Поднять зарплату педагога (интервью с Юрием Прохоровым)
В настоящее время полным ходом идет реформирование российского образования, которое затрагивает и систему профессионального образования. В связи с этим возникает необходимость определения и решения новых задач в деятельности всех профсоюзных организаций, об этом мы и попросили рассказать нашим читателям председателя республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Юрия Прохорова.

– Юрий Петрович, сказываются ли перемены, происходящие в профессиональной школе, на содержании работы профсоюзных организаций вузов, колледжей, лицеев и других учреждений профессионального образования?

– Да, конечно. Ведь с переменами, как ни странно, обостряются вопросы социальной защищенности преподавателей, сотрудников и студентов. Этим проблемам был посвящен состоявшийся в декабре прошлого года Пленум Центрального Совета Профсоюза, определивший основные направления деятельности профсоюзных организаций, учреждений профессионального образования и наш июньский пленум рескома профсоюза «О работе профсоюзных организаций вузов по защите трудовых прав, социально-экономических, профессиональных интересов работников и социальных гарантий студентов в ходе модернизации системы

профессионального образования».

– Защита – это в первую очередь достойная заработная плата?

– Вот именно. Поэтому Пленум Центрального Совета Профсоюза определил задачу кардинального повышения социального статуса педагогических (научно-педагогических) и других работников, включая работу по существенному повышению заработной платы, а также недопущению снижения уровня социальной и правовой защищенности работников, в связи с планируемым введением института «эффективного контракта». Напомню, что Президентом Российской Федерации поставлена задача повысить к 2018 году среднюю заработную плату преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200%. На наш взгляд, решение этой приоритетной задачи должно осуществляться не только за счёт и без того ограниченных внутренних ресурсов образовательных учреждений, но, прежде всего, посредством значительного увеличения бюджетных ассигнований, направленных на формирование фондов оплаты труда, установление на государственном уровне базовых окладов профессионально-квалификационных групп.

– Бюджетные ассигнования на эти цели будут увеличены?

– На 2013-2015гг. в соответствии с Федеральной программой «Развитие образования» предусмотрены дополнительные средства на повышение заработной платы соответственно – 24, 38 и 62 млрд. рублей. Их эффективное использование, по мнению главы Минобрнауки, возможно только при проведении структурных изменений, в связи с этим уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут повышены. По итогам 2012 года средняя зарплата работников высшего профессионального образования в Республике Татарстан составила 22.176 руб., (в 2011г. – 13.619 рублей).

– Юрий Петрович, а первичные профорганизации могут как-то повлиять на положение дел в этом вопросе, ведь тут от них мало что зависит?

– Да, мы понимаем, что вопросы оплаты труда в системе высшего профессионального образования решаются на государственном уровне, и их решение во многом зависит от активности Центрального Совета при поддержке региональных организаций Профсоюза. Однако это вовсе не означает, что первичные профсоюзные организации учреждений не могут влиять на положение дел. Государственно-общественный характер управления образованием предполагает активное участие первичных профсоюзных организаций в формировании и развитии систем оплаты труда, стипендиального обеспечения, тем более, что каждое учреждение само формирует систему оплаты труда. И у нас есть практика работы в этом направлении. С введением НСОТ в вузах в 2008 году эти вопросы активно обсуждались на заседаниях профкомов, с участием профсоюзных организаций принимались Положения об оплате труда, изучались и обобщались предложения работников вузов по формированию критериев оценки труда, стимулирующих выплат, что учитывалось при формировании коллективных договоров в вузах.

– Коллективные договоры и Соглашения со студентами заключены во всех вузах, находящихся на вашем профобслуживании?

– Там, где созданы организации Профсоюза образования, да. Таких вузов шесть. В соответствии с договорами в вузах производятся доплаты и надбавки работникам, в том числе молодым преподавателям, в основном за счет внебюджетных средств. Например, в КНИТУ-КАИ установлены выплаты молодым преподавателям в соответствии с вузовской программой «Кадры». В целом первичными профсоюзными организациями вузов ведется планомерная работа по внесению в колдоговоры расширенного перечня социальных услуг, их качества и доступности.

Вместе с тем надо признать, что мы еще недостаточно и неумело информируем членов профсоюза о достигнутых Профсоюзом гарантиях и льготах через колдоговорные кампании, тем самым упуская хорошую возможность повышения профсоюзной мотивации. Впрочем, так же как и некоторые профкомы недооценивают важность информационной работы. Более активно и эффективно в этом направлении работают студенческие профкомы.

– КФУ – в лидерах?

– Ну, а как же иначе. Недаром в 2012 году председатель профкома студентов КФУ Юля Виноградова заняла II место в конкурсе «Студенческий лидер» по Приволжскому региону! Благодаря большому количеству привлекательных проектов для членов профсоюза в социальной сфере, инициированных профкомом (предоставление талонов на социальное питание, компенсация затрат на «Электронный кошелёк» компенсация проезда домой для иногородних студентов, распространение скидочных и бонусных карт, билетов в кино, театры и развлекательные центры и т.д.), в студенческом профкоме организации КФУ после реорганизации удалось сохранить высокий процент охвата профчленством. Студенты присоединенных вузов очень быстро и безболезненно стали полноправными членами профорганизации студентов КФУ, активно пользуются предлагаемыми профкомом услугами и вовлечены в многогранную деятельность профсоюзной студенческой организации.

Коллективные договоры КНИТУ им.А.Н.Туполева, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета за последние 5 лет становились победителями республиканского межотраслевого конкурса за высокое социальное партнерство.

Особенностью нашей республиканской практики реализации мер дополнительной социальной поддержки обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования стали такие проекты, как содействие трудоустройству молодежи, установление именных стипендий органами государственной власти и местного самоуправления, таких как стипендия мэра г.Казани (20 тыс.рублей) единовременно, стипендия Академия наук РТ (2300 руб. в месяц), социальная государственная стипендия РТ за учебные и научные достижения (27.800 рублей – для студентов, 33.300 рублей – для аспирантов единовременно).

– Юрий Петрович, ни у кого не вызывает сомнений, что эффективность работы первичек зависит от профессионализма профсоюзных кадров.

– Да, у нас в республиканской организации профсоюза сформирована определенная система обучения профсоюзного актива образовательных учреждений профессионального образования. Обучение профсоюзного актива организуется в форме работы ШПА, внутривузовских семинаров, межвузовских выездных семинаров. Председатели профкомов вузов регулярно обучаются совместно с председателями территориальных организаций профсоюза, они также периодически проходят обучение на семинарах ЦС Профсоюза и Федерации профсоюзов РТ. Большую популярность имеет разработанный студенческой секцией профкома КНИТУ-КХТИ – проект Школа профсоюзного актива «Поколение П», ставящая своей целью повышение правовой грамотности профсоюзных активистов вузов РТ. Кроме этого в задачи Школы профсоюзного актива входят выявление профсоюзных лидеров и формирование кадрового профсоюзного резерва РТ, поддержка и развитие творческого потенциала. При этом анализ показывает, что студенческие профкомы гораздо более активно занимаются обучением профсоюзного актива, чем профкомы сотрудников, при этом нередко обучение осуществляется с привлечением административного ресурса, в том числе и финансового. Так, расходы первичных организаций на обучение за прошлый год в студенческих организациях в 7 раз (!) превышают аналогичные расходы профсоюзных организаций сотрудников.

– Скажите, а какой процент занимают студенты в общем количестве членов профсоюза?

– Студенты составляют четверть всех членов республиканской организации профсоюза образования. Около 60% ежегодно вступающих в профсоюзные организации Республиканского комитета – это студенты первых курсов вузов и ссузов. Все это говорит о большой роли, которую играет молодежь в развитии профдвижения.

С целью поощрения социально-значимой и учебной деятельности студентов учреждений высшего профессионального образования РТ, а также с целью мотивации профсоюзной деятельности студентов президиумом Рескома профсоюза с 1 сентября 2008 года учреждены, ежегодные профсоюзные стипендии в размере 5000 рублей каждая. В 2011-2012гг. было вручено 32 профсоюзных стипендий лучшим профсоюзным активистам вузов республики.

На сайте Рескома функционирует раздел «Профессиональное образование», созданный с целью обмена опытом между профсоюзными организациями вузов и ссузов.

Работа со студенчеством, вовлечение его в профсоюзные ряды, формирование студенческого профактива – одно из обязательных условий развития нашего профсоюза и не только. Ведь не случайно 2013 год объявлен ФНПР Годом профсоюзной молодежи.

Записала Нина Гатауллина

http://proftat.ru/modules.php?mod=news&type=0&id=6907

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007