Главная / Интервью
16.10.2008
Без ЕТС (интервью с Юрием Прохоровым)

БЕЗ ЕТС

Учреждения образования республики готовятся перейти на новую систему оплаты труда

Вот и позади 1 сентября. Школа снова распахнула двери своим питомцам, начался новый учебный год. Чем-то порадует он главное действующее лицо школы – учителя, будет ли он полностью отдаваться своей любимой работе, не волнуясь о хлебе насущном?..  О ситуации, складывающейся в учреждениях образования республики в преддверии перехода на новую отраслевую систему оплаты труда мы попросили рассказать в своем интервью председателя республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Юрия Петровича Прохорова.


-   Юрий Петрович,  насколько   учреждения образования республики готовы к переходу на новую систему оплаты труда с 1 января будущего года?
- К сожалению, порадовать не  могу. Никто из них к этому  не готов ни морально, ни психологически. Нет еще даже  нормативно-правовой базы. Чтобы  быть готовыми, надо  познакомиться с теми условиями труда, на которые переходят все работники системы образования, а официально утвержденных нормативных документов пока, повторяю, нет. Те, которые есть,  находятся в проработке. Однако думаю,  до конца сентября эти вопросы  должны быть отрешены. Вот тогда можно будет  отослать документы в территории республики, чтобы с ними ознакомились руководители учреждений образования. Поэтому мы и говорим о том, что сегодня требуется огромная работа по подготовке соответствующей нормативной базы, и прежде всего необходимо принять постановление на уровне правительства Республики Татарстан, которого опять же пока нет. Есть лишь постановление Кабинета министров  РТ №592, устанавливающее дату перехода на новую систему оплаты труда  - с 1 января 2009 года,  и расписывающее все, что надо сделать.
-  Если готовность к переходу на НСОТ, прямо скажем, нулевая, то, чем же в таком случае руководствовалось правительство, устанавливая столь точную дату?
-  Все очень просто: с 1 декабря нынешнего года на всей территории Российской Федерации постановлением правительства отменяется Единая тарифная сетка, действующая до сих пор. И мы вынуждены сделать этот шаг. Несмотря на то, что последние два года мы плотно говорили о том, что надо к этому своевременно готовиться, увы, наши соцпартнеры «тянули резину». И  мы получили то, что получили: база не  подготовлена.  В принципе же время для подготовки было.
- Какова же роль пилотных проектов, которые  начали реализовываться на базе учреждений образования Набережных Челнов и Сабинского района?
- Еще не начали. Хорошо хоть мы сумели доказать, что сначала надо все-таки опробовать эту систему  в экспериментальном порядке. Но и здесь мы опять опоздали – не успели предупредить работников, что с 1 сентября, как хотело правительство, переходим на новую систему оплаты труда  в этих самых пилотных регионах. Раз существенно изменяется система оплаты труда,  людей ведь надо было   предупредить за два месяца. Но этого никто не сделал и даже  не собирался. И когда, объявили, что с 1 сентября в этих регионах будет осуществляться пилотный проект, естественно нам пришлось вмешаться, подключить  Минтруд и Минюст, которые  в данном случае подтвердили нарушение законодательства. Поэтому решено начать эксперимент с ноября нынешнего года.
Для нас это лучше, потому что сейчас идет тарификация  педагогического состава. Это ежегодная процедура, связанная с утверждением ставок, нагрузки учителей. И после того как будет принято Постановление Кабинета министров РТ по утверждению  ставки 1 разряда, которая планируется на уровне 3000 рублей, уже  можно будет  конкретно считать плюсы и минусы. В этом ведь  и суть пилотных проектов, чтобы затем минимизировать издержки перехода на НСОТ.  На сегодняшний день  у нас есть всего лишь усредненные расчеты, а нам надо посчитать по каждому работнику, сравнить его заработную плату в условиях ЕТС и НСОТ. После ноября мы также будем знать, как будут чувствовать себя молодые специалисты, а проблема с ними явно возникнет. Потому что заработная плата будет зависеть от стажа и квалификации, а у молодых специалистов нет ни того, ни другого. Таким образом, они остаются на голой ставке, а на коэффициент, дающий возможность небольшого повышения заработной платы, могут рассчитывать только после двухлетнего стажа работы. Проблема будет  и со специалистами со средним специальным образованием, кто заканчивал педколледж. Это  в основном  учителя начальных классов, работники дополнительного образования. Их ставка будет меньше, чем у работников с высшим образованием. И это естественно. Но, если допустим, специалист с высшим образованием  имеет возможность  получать доплаты еще и  за высокую квалификацию,  еще   ряд доплат, то у учителей со средним специальным образованием, особенно дошкольных работников, этого нет. У них нет ни классного руководства, ни проверки тетрадей, ни заведования кабинетами и т.д. Поэтому они могут потерять в зарплате.  Однако сегодня уже оговорено документально  постановлением №592, а раньше была только устная договоренность с правительством, что заработная плата, рассчитанная ранее по ЕТС, в рамках НСОТ ни на рубль не будет ниже.
- Юрий Петрович, как вы уже ранее говорили в своих интервью, новая система оплаты  в большей степени направлена на стимулирование труда педагогов. В таком случае будет ли здесь задействован коллективный договор? Появится ли в нем в связи с этим какой-то новый раздел?
- Конечно, к механизмам стимулирования оплаты труда надо  подходить очень продуманно и осторожно, не задевая при этом самолюбия каждого работника, чтобы  не было никаких обид. Основа для этого есть. У нас есть премиальный фонд, который тоже выполняет стимулирующую роль. Так вот, мы запретили бухгалтериям выдавать премиальный фонд, если нет утвержденного собранием трудового коллектива Положения о расходовании этого фонда. И добились этого. Сегодня каких-либо споров или недовольных  уже нет, а раньше буквально заваливали жалобами по этому поводу. Каждое учреждение имеет Положение о премировании, то есть распределении премиального фонда, которое  утверждено собранием трудового коллектива. Там все четко прописано.
Разговаривая с профактивом, я всегда обращаю внимание на то, чтобы Положение было на видном месте, чтобы каждый работник знал, за что он может получить премию, и наоборот.  Более того, сегодня в документах еще раз сказано, что распределение стимулирующих выплат идет по согласованию с  выборным профсоюзным органом. Это, во-первых. И, во-вторых,  роль коллективного договора возрастает как никогда, поскольку механизм распределения стимулирующих выплат должен быть обязательно там прописан. Только так. Положение – не нормативный документ, оно – для бухгалтерии. А коллективный договор –  это закон для трудового коллектива.  Если что, не Положение принимается в судах, а коллективный договор. Если в коллективном договоре записано, любой суд принимает это к производству.
Но здесь есть проблема со стимулирующим фондом. Сейчас Министерство образования определяет критерии его расходования, где все учитывается в баллах. И у нас  есть опасения,  не приведет ли балльная система к определенной дискриминации в стимулирующей части.  
Это меня, честно говоря, смущает: не наступить бы на те же грабли, ведь мы уже проходили подобное явление под называнием  «процентомания»...
Однако все эти подходы вовсе не исключают того, что сам  коллектив может разрабатывать свои дополнительные критерии.
- Не могу не задать вопроса, который волнует  всех – повысится ли в результате перехода на НСОТ заработная плата работников образования до 80% от средней в промышленности? О чем, кстати, говорил Президент РТ в своем послании Госсовету РТ, более того - ставил такую задачу на конец нынешнего года? Предусмотрены ли в связи с этим какие-либо дотации из республиканского бюджета?
-  Как бы ни хотелось,  считаю, что пока этого не случится. Может  у единиц  и будет, но у основной массы работников образования, конечно же, нет. Сегодня средняя заработная плата в экономике республики 14000 рублей. Планка для нас, бюджетников, поставлена 80%. Получается, к концу года она должна быть не менее 11200 рублей. В настоящее время средняя заработная плата в образовании 8000  рублей. Что до Президента, то на августовской конференции он уже сделал шаг назад  и назвал  хорошим показателем  достижение к концу года 72% от средней в промышленности – 10 тысяч рублей, в чем у меня тоже есть сомнения. Ожидать большого роста заработной платы не приходится уже потому, что планируемый уровень  повышения фонда оплаты труда составляет всего лишь 16%.  Тем более, что  большая часть из них  уйдет на подъем заработной платы работников с низкими зарплатами, то есть рабочих, чтобы довести их уровень зарплаты до 4330 рублей – минимального размера оплаты труда, который будет с 1 января 2009 года.  Соответственно и у бюджетников, большая часть дотации уйдет на первые разряды, то есть на рабочих, которые сегодня получают намного меньше МРОТ, а там останется всего-то чуть-чуть. Поэтому  мои подсчеты показывают, что реальный рост заработный платы получится где-то в пределах  6-8%. Где уж тут даже 10 тысяч, до них еще очень далеко… В то же время более ощутимых вливаний из республиканского бюджета пока не предполагается.
- Что же сегодня, на ваш взгляд,  необходимо предпринять в первичных профсоюзных организациях учреждений образования в этих условиях?
-  Коль скоро мы вынуждены перейти на новую отраслевую систему оплаты труда,  в первую очередь надо подготовить к этому коллективы. Сегодня мы как раз этим и заняты, готовим для них все необходимые  нормативные материалы. Самое главное, чтобы в коллективах хорошо продумали и проработали систему расходования стимулирующего фонда. Во-первых, надо быть готовыми к тому, что придется пересматривать трудовые договора, возможно,  составлять их заново с каждым работником. Поэтому роль профсоюзной организации заключается в том, чтобы этот процесс прошел для работников безболезненно, и в трудовых коллективах не возникло социальной напряженности. А дальше уже надо начинать работать над внесением изменений в коллективные договоры по расходованию стимулирующего фонда.  Считаю, чем настойчивее будут наши профсоюзные организации и профкомы в  обеспечении гласности, прозрачности, донесении правильной информации до каждого работника, тем  легче пройдет процесс адаптации к новым условиям труда и внедрения НСОТ в учреждения образования.
Беседовала Нина Гатауллина,
фото Артема Барабанова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007