Главная / Интервью
14.08.2008
Стимул к созданию безопасных условий труда (интервью с Р.Шайхиевой)

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает одним из важных звеньев в российской системе охраны труда. Благодаря Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ и подзаконным актам в настоящее время созданы механизмы, стимулирующие работодателей на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.  О том, что это за механизмы и как они работают на практике, редакция «НС» попросила рассказать  начальника  отдела  учета и регистрации страхователей Регионального отделения ФСС РФ по РТ Розу  Шайхиеву.


- Одним из инструментов, направленных на усиление мотивации работодателей к снижению профессиональных рисков, является установление страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам. За период с 2002 по 2007 гг. в республике Татарстан 1125 страхователей получили скидку или надбавку к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Причем, количество страхователей, получивших надбавку, в 2, 5 раза  больше, чем страхователей, получивших скидку. При этом сумма дополнительных поступлений в региональное отделение за указанный период вследствие начисления и уплаты взносов с учетом установленных надбавок составила 47,8 млн. рублей, а предприятия в результате применения скидки сэкономили 114 млн.рублей.
  Однако практика установления скидок и надбавок показывает, что действующий механизм нуждается в кардинальном изменении. Почему? Потому что, во-первых, методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам не позволяет учитывать объем и эффективность вложений страхователя в мероприятия по охране труда, динамику травматизма на предприятии.
-  Роза Фердинантовна, ведь это, как я понимаю, именно те показатели, которые  должны отражать результаты деятельности страхователя по созданию безопасных условий труда?
-  Совершенно верно. Но это еще не все. Методика расчета не учитывает сроки производственной  деятельности страхователей, что приводит к тому, что предприятия, имеющие более длительную историю, оказываются в неравных условиях с «молодыми». Более того, для непроизводственной сферы, которая характеризуется большим количеством мелких и средних организаций, установление скидок и надбавок просто неэффективно.  На наш взгляд, их целесообразнее заменить другими видами стимулирования.
Я назвала наиболее существенные недостатки, но этот перечень можно было бы продолжить. Таким образом, все вышеназванное, безусловно, ослабляет стимулирующую роль этой нормы Федерального закона №125-ФЗ.
Следующий механизм – это финансирование мероприятий страхователей, направленных на предупреждение производственного травматизма и профилактику профессиональных заболеваний.
- В чем заключается стимулирующий мотив в данном случае?
- Стимулирующий мотив для страхователей в данном случае состоит в том, что  ему предоставляется право не перечислять Фонду до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а за счет этих средств оплатить расходы на следующие мероприятия:
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение для работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- приобретение средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по приведению уровней загазованности и запыленности в соответствие с нормами и требованиями охраны труда.
С каждым годом объем средств, используемых в качестве источника финансирования мероприятий по охране труда, растет. Если в 2001 году из бюджета регионального отделения на эти цели было направлено 14,4 млн.руб., то в 2008 на эти расходы запланировано 90,5 млн.рублей. Всего же за период с 2001 по 2007 гг. в эту сферу охраны труда предприятий и организаций нашего региона было направлено 352,8 млн.руб.
Конечно, наиболее весомая статья (45,7%) в структуре расходов на проведение превентивных мероприятий – это оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Наименьший удельный вес по объему финансирования занимают мероприятия  по приведению уровней запыленности и загазованности рабочей зоны к нормативным требованиям охраны труда (1,5%) в связи с тем, что это мероприятие включено в перечень только с 2006 года.
- Скажите, а это направление тоже нуждается в совершенствовании механизмов или оказалось более удачным?
- Как говорится, нет пределов совершенствованию. И здесь, к сожалению, тоже. На наш взгляд, перечень предупредительных мер необходимо расширить мероприятиями, которые непосредственно влияют на улучшение условий труда. Кроме оплаты расходов на приобретение средств индивидуальной защиты целесообразно включить оплату расходов по внедрению средств коллективной защиты. Целесообразно также ввести социальный порядок финансирования предупредительных мер для организаций малого бизнеса. Например, с учетом перечисленных страхователями страховых взносов за предшествующие несколько лет.
Третье направление в этой области – это финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которое осуществляется в рамках реализации национального проекта «Здоровье».  Суть углубленных медосмотров сводится  к снижению вероятности профессиональных заболеваний работников и возможности их предупреждения на ранней стадии развития,  а также увеличению финансирования учреждений здравоохранения.
В 2007 году Региональным отделением были полностью освоены ассигнования, предусмотренные на финансирование УМО, в размере 73млн 728 тыс 500 рублей, по 580 рублей в расчете на одного работника, что позволило пройти углубленный медицинский осмотр 127 тысячам 118 работникам.
- А сколько денег выделено на этот год?
- В 2008 году, на данные цели выделено 75 млн 993 тысячи 400 рублей, что позволит пройти углубленный  медицинский осмотр 122570 работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами из расчета уже 620 рублей на одного работника. Подчеркну, что финансирование углубленных медицинских осмотров работников полностью проводится за счет средств Фонда социального страхования. Если говорить более конкретно, то оплата расходов на проведение углубленных медицинских осмотров осуществляется страхователем путем направления средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний медицинским организациям, осуществляющим углубленный медосмотр  работников в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  По результатам проведенных медицинских осмотров было выявлено, что на 10000 обследованных работников – 26,8% - это работники, которые нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях.
Работа по проведению углубленных медицинских осмотров проводится Региональным отделением в тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения РТ и страхователями.
- Не секрет, что важное значение в профилактике травматизма и профзаболеваний отводится обучению самих работников. Какова роль ФСС в этом процессе?
- Да, действительно, финансирование обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных является еще одной мерой, призванной служить улучшению состояния охраны труда. В соответствии с пп. 12 и п.2 ст.17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ, страховщик направляет на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке определяемом Правительством РФ. К сожалению, Региональное отделение не участвует в конкурсной комиссии по отбору обучающих организаций (учебных центров). Кроме того, денежные средства на обучение также распределяются без участия представителей Регионального отделения.
Так, в 2007 году за счет средств Фонда социального страхования РФ было обучено 7000 человек, на что израсходовано 10 млн 780 тыс рублей, из расчета 1540 рублей на обучаемого. Вместе с тем, из ФСС РФ не было указаний по  организации проверок правильности
использования средств, направленных на финансирование обучения по охране труда. Такое положение веще может отрицательно сказаться на полноте проведенного обучения отдельных категорий застрахованных и повлечь злоупотребления со стороны обучающих организаций. Считаю, что правильность расходования средств, направленных на эти цели, должна в полной мере контролироваться Фондом социального страхования.
- И все-таки,  Роза Фердинантовна, можно ли в целом расценивать указанные вами меры по стимулированию работодателей на создание безопасных условий труда для работников, как положительные?
- Безусловно. Положительные результаты, конечно, есть. Об этом говорит тот факт, что в последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма, хотя его уровень и продолжает оставаться достаточно высоким. Следовательно есть необходимость по дальнейшему совершенствованию законодательства в  сфере охраны труда (в том числе, усиление ответственности работодателей за грубые нарушения в области охраны труда), в детальной проработке действующих механизмов предупредительных мер. Чтобы достичь максимально возможного снижения профессиональных рисков, создания безопасных условий труда, потребуются еще немалые совместные усилия заинтересованных сторон, в том числе и профсоюзов, ФСС, министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровне, и страхователей.

Записала Нина Гатауллина,

фото автора.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007