Главная / Интервью
07.05.2008
Охрана труда и экономический интерес (интервью с Н.В.Клевачевым, ОТ, ФПРТ)

Успех любого бизнеса, любой отрасли промышленности зависит, в первую очередь, от здоровья и условий труда людей. Техническая инспекция труда Федерации профсоюзов РТ проводит большую работу по повышению уровня защищенности работников в сфере охраны труда. В этих целях она тесно взаимодействует с большинством министерств и ведомств, а также контрольно-надзорными органами: Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Региональным отделением Фонда социального страхования и другими государственными структурами. Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с заместителем начальника отдела, техническим инспектором труда Николаем Клевачевым.

 

- Николай Васильевич, есть ли успехи на этом направлении деятельности?

- Безусловно. В совместной работе с социальными партнерами нам удалось достичь определенных результатов. Достаточно сказать, что за последние пять лет производственный травматизм в республике снизился более чем в два раза. Значительно увеличилось финансирование мероприятий по охране труда, выделение средств на охрану труда в расчете на одного работника. Благодаря совместному участию партнеров принята новая республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы.

- Однако, насколько я знаю, ситуация со смертельным травматизмом до сих пор оставляет желать лучшего?

- К сожалению, это так, пока она остается напряженной. За прошедший год по оперативным данным Государственной инспекции труда в РТ на предприятиях республики произошло 45 групповых несчастных случаев (2006 – 49), 249 тяжелых (2006 – 303) и 109 несчастных случаев со смертельным исходом (2006 – 118), в которых погиб 141 человек (2006 – 146).

- И какая же отрасль сегодня самая травмоопасная?

- Если раньше лидировал агропромышленный комплекс, ибо каждый третий из смертельно травмированных погибал при выполнении сельскохозяйственных работ (сегодня каждый пятый-шестой работник), то теперь картина поменялась. Самой травмоопасной стала строительная отрасль. Именно здесь наблюдается самый высокий уровень смертельного травматизма. 37% получивших смертельные травмы или каждый третий погибший на производстве – представитель этой отрасли. И это при чуть более 10% занятых в ней! Согласитесь, это очень много. В то же время анализ сложившейся ситуации показал, что уровень производственного травматизма на предприятиях, которые входят в сферу деятельности республиканского комитета профсоюза строителей на 25-30% ниже, чем на тех предприятиях, где профсоюза нет…

По сравнению с 2006 годом рост смертельного травматизма был также допущен на предприятиях нефтедобывающей отрасли, транспорта и связи.

- Николай Васильевич, сегодня многие специалисты в области охраны труда одну из главных проблем усматривают в том, что действующая система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи и в меньшей степени на их профилактике.

- Полностью с ними согласен. Сегодня нам необходимо изменить приоритеты и перенести акценты с возмещения вреда на профилактические, предупредительные меры. К сожалению, практика показывает, что работодатели экономят на профилактических мероприятиях, а работники рискуют своей жизнью и здоровьем, соглашаясь трудиться в любых условиях, лишь бы платили. По данным статистики условия труда около 20 процентов работников не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокая численность работающих во вредных и опасных условиях труда. Поэтому совершенно очевидно, что на этом фоне повышается значимость аттестации рабочих мест, медицинских осмотров, санаторно-курортного лечения, обеспечения работников новыми современными средствами индивидуальной и коллективной защиты. Это те направления, которые требуют финансирования. Немаловажно здесь участие и контроль со стороны профсоюзных организаций в рамках коллективно-договорного регулирования.

- Скажите, неужели работодатели не понимают, что последствия несчастных случаев обходятся им намного дороже обеспечения безопасности рабочих мест?

- Думаю, здесь многое зависит от уровня ответственности самого руководителя. К примеру, мне не понятно, почему большая часть работодателей крайне неактивно пользуется профилактическими мероприятиями по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, ведь каждый рубль, затраченный на безопасность, предотвращает убытки и увеличивает доходы. И наиболее эффективно это можно сделать через механизм социального страхования. Однако, здесь не помогает даже наша разъяснительная работа. Может, они боятся отчетности связанной с целевым использованием этих средств или не знают, как правильно это сделать? В прошлом году финансированием предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости воспользовались лишь 624 страхователя, чуть больше, чем в 2006 году – 512. Но опять-таки, это крайне мало. Активно и полностью используют эти средства такие крупные предприятия как АО «Татнефть», «Татэнерго», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и другие, где возвращаемые Фондом социального страхования суммы весьма значительны. Отмечу, что 20% возвращаемых ФСС средств – это реальные деньги, которые можно направить на проведение аттестации рабочих мест, санаторно-курортное лечение работников, приобретение средств индивидуальной защиты, модернизацию или установку газоулавливающих устройств, систем вентиляции и очистки воздуха. Или возьмем другое. Почти 47% работников предприятий получают те или иные компенсации за работу во вредных условиях труда в виде дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня, доплат к тарифным ставкам, обеспечиваются молоком и лечебно-профилактическим питанием. Заметьте, расходы на перечисленные компенсации составляют более 1,6 млрд. рублей в год. В случае улучшения труда работников многие работодатели эти средства могли бы сохранить, а главное сохранить жизнь и здоровье своих работников.

- Николай Васильевич, а как обстоит дело с экономической мотивацией работодателя?

- Все мы хорошо понимаем, что успешное решение проблем безопасности труда на предприятиях возможно лишь при создании реального экономического механизма, стимулирующего работодателя активнее заниматься этим вопросом. Однако, существующая система скидок и надбавок к страховым тарифам, на наш взгляд, проблему улучшения условий труда не решила. Потому что построена она на основе принадлежности предприятий к определенным видам экономической деятельности (32 класса профессионального риска) и вовсе не учитывает реальные профессиональные риски, существующие на конкретном производстве, конкретном рабочем месте. То, что система скидок и надбавок малоэффективна, подтверждается цифрами, ведь доля предприятий, охваченных этой системой очень мала. К примеру, в прошлом году скидку получили всего 57 предприятий, что составило 0,06% от их общего количества (92,6 тыс.). Надбавку получили 167 страхователей – это 0,18% от общего количества предприятий. В то же время эксперты считают, что для реальной управляемости профессиональными рисками и создания эффективного экономического механизма нужно, как минимум, в 40 раз больше.

Одним словом, настало время пересмотреть систему компенсаций за работу в неблагоприятных условиях и ныне действующую систему страховых тарифов, которая, повторюсь, построена не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников, а на принципе формальной принадлежности организации к определенным видам экономической деятельности. Более того, принятие этих неотложных мер позволит в будущем выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5 процентов. Только при этих условиях мы можем выполнить стратегическую задачу, поставленную Путиным: войти в пятерку наиболее развитых стран мира.

- Но пока этого нет и, видимо, большую роль в защите работников на производстве должна сыграть аттестация рабочих мест?

- Действительно, аттестация рабочих мест становится ключевым элементом в защите трудовых прав работников. Замечу, это не просто комплекс мероприятий, связанных с оценкой условий их труда. Аттестация начинает существенно влиять на процесс выплат компенсаций, а в перспективе от нее будет зависеть и назначение льготных пенсий. А что мы имеем сегодня? Если в реальном секторе экономики аттестовано почти 50% рабочих мест, то в малом и среднем бизнесе, агропромышленном комплексе эта работа практически не ведется. Из-за недостаточного финансирования в бюджетных организациях федерального и республиканского подчинения аттестовано только около 20% рабочих мест. Основная причина – высокая, а для некоторых предприятий и организаций просто недоступная, цена – от трех тысяч рублей и выше за аттестацию каждого рабочего места. Поэтому, в целях решения данной проблемы, Федерация профсоюзов РТ обратилась в Кабинет министров республики с письмом о выделении конкретных средств на аттестацию рабочих мест по условиям труда для организаций бюджетной сферы и АПК. А также определения перечня лабораторий для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств республиканского бюджета. Хочу обратить внимание, что Приказом Минздравсоцразвития РФ 1 сентября 2008 года вводится новый порядок проведения аттестации рабочих мест. Разработаны проект постановления Правительства РФ о компенсациях для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, проект нового Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, в которых предоставляются вышеуказанные компенсации.

- Николай Васильевич, понимаю, что в одном интервью мы не сможем охватить все вопросы охраны труда, но хотелось бы услышать вашу оценку коллективно-договорного регулирования этих вопросов.

- В этом плане с удовлетворением могу сказать, что в результате реализации коллективных договоров на предприятиях увеличились расходы на создание безопасных условий труда и охрану здоровья. Наибольшие вложения в сферу безопасности труда в расчете на одного работника отмечаются в химическом производстве - 11380 руб., в структурных подразделениях ОАО «Татнефть» - 7513 руб., электроэнергетике – более 5500 руб., обрабатывающих производствах – около 4 тыс. рублей. В коллективных договорах большинства предприятий машиностроения, связи, химических отраслей, нефтяной и газовой промышленности, энергосистемы и других предусмотрено выделение дополнительных средств на возмещение работникам вреда, полученного в результате несчастного случая и профессионального заболевания. Но, опять же, к сожалению, возможности соглашений и коллективных договоров в регулировании социально-трудовых отношений в сфере охраны труда не всегда используются эффективно. По данным анализа, около 10% обязательств коллективных договоров остались невыполненными. В отдельных отраслевых соглашениях и коллективных договорах не приняты обязательства по реализации федерального закона №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не учтены конкретные меры по проведению аттестации рабочих мест и т.д. Поэтому качество и эффективность соглашений и коллективных договоров необходимо повышать. Крайне важно включать в них меры по созданию системного подхода к управлению вопросами охраны труда. Я уже не говорю о том, что на каждом предприятии, должны быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда. Более того, мы должны усилить роль института уполномоченных лиц и технической инспекции труда профсоюзов, а также совершенствовать формы и методы их работы.

Беседовала Нина Гатауллина, фото Артема Барабанова.


В 2007 году технической инспекцией труда профсоюзов республики проведено 375 самостоятельных проверок, выявлено около 3,5 тысяч нарушений, выдано 300 представлений. В целях защиты прав пострадавших на производстве работники технической инспекции труда приняли участие в расследовании 125 несчастных случаев, рассмотрели около тысячи обращений и жалоб, связанных с нарушениями прав в сфере охраны труда (2006 г. -1265, 2005 г. – 705), 93% из них разрешено в пользу работников. Техническими инспекторами в 50 случаях защищены права работников в процедурах трудового спора. С их участием в судах рассмотрено 15 исковых заявлений ( в 2006 году – 9). В республике действует система общественного профсоюзного контроля, реализацию которого обеспечивают 17950 уполномоченных по охране труда.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007