Главная / Интервью
07.05.2008
Какой должна быть заработная плата? (интервью с Т.П.Водопьяновой)

За последние 15 лет в России произошли кардинальные изменения в экономических и социально-трудовых отношениях. За этот период сформировано социальное законодательство, которое в принципе соответствует стандартам Европейского социального кодекса. К сожалению, это не касается сферы оплаты труда, пенсионного обеспечения и других социальных проблем. В то же время стержнем трудовых отношений между работником и работодателем по-прежнему являются отношения по использованию рабочей силы и ее адекватной оценке. О проблеме заработной платы мы сегодня беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной Водопьяновой.



  • Татьяна Павловна, по мнению ведущих экономистов, в России система заработной платы не отвечает требованиям рыночной экономики. Профсоюзы с этим согласны?

  • Безусловно. Уровень затрат на рабочую силу по сравнению с развитыми странами остается недопустимо низким, разрыв в показателях достигает 11-14 раз. По данным Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы Россия занимает 40-е место в Европе. И это не удивительно, если в ВВП страны доля заработной платы составляет 30-32 процента, в то время как в развитых странах этот важнейший показатель, по оценкам экономистов Международной Организации труда, достигает 60-70 процентов.

  • Почему в России сложилась такая ситуация?

  • Главной причиной считаю то, что до настоящего времени в нашей стране не проведена реформа заработной платы, не выстроена ее концепция. Хотя об этом говорится на разных уровнях не первый десяток лет. Академик Ивантер, директор института народно-хозяйственного прогнозирования, очень точно заметил: «Мы провели все рыночные реформы, какие могли, какие нужно, и даже какие не нужно. Но главной реформы – оплаты труда – не провели». В этой связи проблему оплаты труда можно с уверенностью отнести к наиболее значимым и требующим скорейшего разрешения. На наш взгляд, это - национальная проблема. Она остается острейшей для миллионов работающих россиян, уровень оплаты труда которых запредельно низкий.

  • Татарстан относится к богатым регионам. При этом как-то незаметно, что татарстанцы живут богаче других. Более того средняя зарплата в Татарстане не дотягивает до среднероссийской.

  • К сожалению это так. И профсоюзы постоянно говорят об этой проблеме в своем диалоге с властью. Смею надеяться, что наша позиция услышана. Ясно, что у руководства нашей республики есть понимание значимости проблемы оплаты труда. В Послании Государственному Совету Татарстана президент Минтимер Шаймиев обратил внимание депутатов и общественности на неразрывность регулирования заработной платы и экономических преобразований ближайших лет. К стратегическим приоритетам республики отнесена задача постепенного доведения качества жизни населения до международных стандартов. Задача амбициозная, и вместе с тем вполне реальная для такой самодостаточной республики, как Татарстан. Стабильный экономический рост в последние годы позволил нам эффективнее решать вопросы оплаты труда. Начиная с 2006 года зарплата в республике растет более высокими темпами, чем в России. По итогам 9 месяцев средняя заработная плата возросла на 28,9% (в РФ – 25,7%) и достигла прогнозного годового уровня – более 10900 рублей. Правительством республики принимаются отдельные меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы сверх законодательно установленных в России.

  • Татьяна Павловна, что предпринимают профсоюзы для решения вопроса роста доходов татарстанцев?

  • В условиях предельно низкого уровня государственных минимальных гарантий оплаты труда чрезвычайно важным является обеспечение более высокого уровня гарантий, установленных в процессе социального диалога, в частности при заключении республиканского и отраслевых соглашений. При этом в основе организации заработной платы находятся потребительские бюджеты – минимальные нормативы уровня жизни. Так, тарифная ставка 1 разряда определена в Республиканском соглашении на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. Аналогичная норма принятая более чем в половине отраслевых соглашений реального сектора экономики позволила сократить уровень бедности в республике за последние 5 лет в 2,3 раза (с 23,4% в 2002 г. до 10% в 2006 г.). С 2006 года начался новый этап. В Республиканском соглашении установлен более высокий уровень гарантий в оплате труда.

  • Это Вы о минимальном потребительском бюджете?

  • Да - о МПБ. Или как называют во Всероссийском центре уровня жизни – воспроизводственный потребительский бюджет. Реализация данной нормы позволит восстановить утраченную в 90-е годы воспроизводственную функцию заработной платы, повысить размеры пенсий и стимулировать рост среднего класса. В качестве позитивного момента хочу также отметить повышение минимальных гарантий по оплате труда до МПБ и в республиканских отраслевых соглашениях, в то время как на федеральном уровне подобная норма отсутствует. На наш взгляд отраслевое регулирование оплаты труда может стать более эффективным, если и российские отраслевые профсоюзные органы совместно с социальными партнерами примут современные ориентиры формирования минимальных гарантий. Колдоговорное регулирование оплаты труда на сегодняшний день имеет свои позитивные результаты. За 2 последних года количество предприятий, где заработная плата начислялась в размерах ниже ПМ сократилась на половину (с 730 единиц до 336 единиц), ниже МПБ – более чем на треть (с 2999 единиц до 1872 единиц). Почти в 2 раза снизилась численность работников с заработной платой до ПМ и на 21% - ниже МПБ.

  • Профсоюзы уделяют особое внимание тарифной системе оплаты труда. Татьяна Павловна, расскажите об этом подробнее.

  • Да, действительно, на наш взгляд, важнейший инструмент регулирования заработной платы – это тарифная система. К сожалению, в трудовом законодательстве на сегодняшний день выхолощены важные статьи этой направленности. Между тем, в нашем регионе более 60 процентов соглашений реального сектора экономики рекомендуют устанавливать долю тарифной части в структуре заработной платы выше надтарифной. И большинство промышленных предприятий республики применяют отраслевую тарифную сетку, которая и в современных условиях не утратила своей роли в регулировании заработной платы в зависимости от условий, значимости труда, квалификации работников. Она, по-прежнему, является основой системы оплаты труда.

  • Почему тарифной системе отдают предпочтение?

  • Она обеспечивает гарантированную часть заработка, достаточную дифференциацию заработной платы и, в целом, позволяет избежать необоснованных разрывов в оплате труда. Итоги мониторинга оплаты труда в текущем году, подведенные в рамках реализации соглашений и коллективных договоров, показали, что уровень тарифной части заработной платы варьируется в пределах от 25%-85% на предприятиях текстильной и легкой промышленности, 30%-85% в машиностроении, 40%-85% в авиационной промышленности до 50%-80% - в радиоэлектронной, 60% в электроэнергетике (ОАО «Татэнерго»), 60%-75% в оборонной промышленности и т.д. Как видите, не всегда переговорный процесс в данном вопросе выводит на требуемые показатели. В то же время есть иные ориентиры. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части (оклада) достигает 90%, обеспечивая высокий уровень организации и эффективности труда. И это – тот результат, на который можно равняться. В этой связи нам необходимо в полной мере задействовать в республике неиспользованные ресурсы колдоговорного регулирования. Я должна отметить, что к сегодняшнему дню накоплен значительный опыт регулирования оплаты труда на принципах социального партнерства. Вместе с тем, существующие механизмы регулирования, как договорные, так и законодательные, зачастую не решают задачу установления достойной заработной платы для большинства работников. Приемлемую заработную плату на сегодняшний день получают лишь работники финансово-кредитной сферы, электроэнергетики...

  • ... нефтяники...

  • Да, которые в силу удачной конъюктуры имеют сверхвысокие доходы. Для большей же части работников характерны весьма скромные размеры заработной платы, которые позволяют приобрести всего два-три набора товаров, входящих в потребительскую корзину. К слову сказать на сегодняшний день средняя заработная плата в республике составляет менее 12 тысяч рублей. Она отстает от достойного уровня почти в два раза. Я имею в виду – рациональный потребительский бюджет - бюджет высокого достатка. В то же время ее обесценивает нерегулируемый и зачастую опережающий рост потребительских цен и тарифов на основные виды услуг – в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения и т.д. Сегодня государство фактически устранилось от разработки эффективных мер по предупреждению обесценивания заработной платы в условиях опережающего роста цен. Трудовой кодекс включил норму о повышении реального уровня заработной платы в число основных государственных гарантий. Однако механизм ее индексации соответствующий современному состоянию и потребностям развития экономики, до сих пор не разработан. К примеру, неуправляемый, стихийный рост цен нынешней осенью не стал серьезным поводом для адекватного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в России, где подавляющее большинство имеет заработную плату ниже МПБ. Сегодня все более очевидной становится потребность в изменении роли государства не только в бюджетном секторе экономики, но и в установлении гарантий по оплате труда в экономике в целом.

  • Что Вы имеете в виду?

  • Прежде всего это относится к минимальной заработной плате. На протяжении всех пореформенных лет МЗП остается ниже прожиточного минимума. Провозглашенный в 2002 г. паритет МРОТ и ПМ не обеспечен до настоящего времени. Кроме того, сегодня нет однозначного толкования повышению МРОТ в сентябре до 2300 рублей с одновременным включением в расчет доплат, стимулирующих выплат и т.д. Мы считаем, что такой МРОТ не обеспечит реального роста заработной платы, а если говорить проще – не добавит ни рубля рядовому работнику. Трудовым кодексом предусмотрена необходимость поэтапного приведения в соответствие минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ). Однако между правительством, профсоюзами и законодателями России возникают постоянные трения в отношении сроков реализации данной юридической нормы. Вот уже на протяжении 6 лет ни в одном из нормативных документов эта законодательная норма не отражена.

  • Каким, на Ваш взгляд, должен быть выход?

  • Было бы логично при принятии бюджета на федеральном уровне ежегодно устанавливать конкретные параметры соотношений МРОТ и ПМ. На сегодняшний день в республике действует отдельное соглашение о минимальной заработной плате. Ее размер определен на уровне 3 тысяч рублей. По итогам 1 полугодия 2008 года мы будем вновь рассматривать возможность дальнейшего повышения МРОТ до прожиточного минимума (ПМ). Поэтапное «подтягивание» МРОТ к ПМ и выше станет лишь первым шагом к рыночной модели заработной платы, давно установленной в Европейских странах. Так, по данным МОТ минимальная заработная плата составляет около 50% среднего ее уровня в Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, 60% - во Франции. Это тот позитивный пример, который и для нас должен стать доступным.

Беседовал Артем Барабанов.

---

За последние 15 лет в России произошли кардинальные изменения в экономических и социально-трудовых отношениях. За этот период сформировано социальное законодательство, которое в принципе соответствует стандартам Европейского социального кодекса. К сожалению, это не касается сферы оплаты труда, пенсионного обеспечения и других социальных проблем. В то же время стержнем трудовых отношений между работником и работодателем по-прежнему являются отношения по использованию рабочей силы и ее адекватной оценке. О проблеме заработной платы мы сегодня беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной Водопьяновой.



  • Татьяна Павловна, по мнению ведущих экономистов, в России система заработной платы не отвечает требованиям рыночной экономики. Профсоюзы с этим согласны?

  • Безусловно. Уровень затрат на рабочую силу по сравнению с развитыми странами остается недопустимо низким, разрыв в показателях достигает 11-14 раз. По данным Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы Россия занимает 40-е место в Европе. И это не удивительно, если в ВВП страны доля заработной платы составляет 30-32 процента, в то время как в развитых странах этот важнейший показатель, по оценкам экономистов Международной Организации труда, достигает 60-70 процентов.

  • Почему в России сложилась такая ситуация?

  • Главной причиной считаю то, что до настоящего времени в нашей стране не проведена реформа заработной платы, не выстроена ее концепция. Хотя об этом говорится на разных уровнях не первый десяток лет. Академик Ивантер, директор института народно-хозяйственного прогнозирования, очень точно заметил: «Мы провели все рыночные реформы, какие могли, какие нужно, и даже какие не нужно. Но главной реформы – оплаты труда – не провели». В этой связи проблему оплаты труда можно с уверенностью отнести к наиболее значимым и требующим скорейшего разрешения. На наш взгляд, это - национальная проблема. Она остается острейшей для миллионов работающих россиян, уровень оплаты труда которых запредельно низкий.

  • Татарстан относится к богатым регионам. При этом как-то незаметно, что татарстанцы живут богаче других. Более того средняя зарплата в Татарстане не дотягивает до среднероссийской.

  • К сожалению это так. И профсоюзы постоянно говорят об этой проблеме в своем диалоге с властью. Смею надеяться, что наша позиция услышана. Ясно, что у руководства нашей республики есть понимание значимости проблемы оплаты труда. В Послании Государственному Совету Татарстана президент Минтимер Шаймиев обратил внимание депутатов и общественности на неразрывность регулирования заработной платы и экономических преобразований ближайших лет. К стратегическим приоритетам республики отнесена задача постепенного доведения качества жизни населения до международных стандартов. Задача амбициозная, и вместе с тем вполне реальная для такой самодостаточной республики, как Татарстан. Стабильный экономический рост в последние годы позволил нам эффективнее решать вопросы оплаты труда. Начиная с 2006 года зарплата в республике растет более высокими темпами, чем в России. По итогам 9 месяцев средняя заработная плата возросла на 28,9% (в РФ – 25,7%) и достигла прогнозного годового уровня – более 10900 рублей. Правительством республики принимаются отдельные меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы сверх законодательно установленных в России.

  • Татьяна Павловна, что предпринимают профсоюзы для решения вопроса роста доходов татарстанцев?

  • В условиях предельно низкого уровня государственных минимальных гарантий оплаты труда чрезвычайно важным является обеспечение более высокого уровня гарантий, установленных в процессе социального диалога, в частности при заключении республиканского и отраслевых соглашений. При этом в основе организации заработной платы находятся потребительские бюджеты – минимальные нормативы уровня жизни. Так, тарифная ставка 1 разряда определена в Республиканском соглашении на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. Аналогичная норма принятая более чем в половине отраслевых соглашений реального сектора экономики позволила сократить уровень бедности в республике за последние 5 лет в 2,3 раза (с 23,4% в 2002 г. до 10% в 2006 г.). С 2006 года начался новый этап. В Республиканском соглашении установлен более высокий уровень гарантий в оплате труда.

  • Это Вы о минимальном потребительском бюджете?

  • Да - о МПБ. Или как называют во Всероссийском центре уровня жизни – воспроизводственный потребительский бюджет. Реализация данной нормы позволит восстановить утраченную в 90-е годы воспроизводственную функцию заработной платы, повысить размеры пенсий и стимулировать рост среднего класса. В качестве позитивного момента хочу также отметить повышение минимальных гарантий по оплате труда до МПБ и в республиканских отраслевых соглашениях, в то время как на федеральном уровне подобная норма отсутствует. На наш взгляд отраслевое регулирование оплаты труда может стать более эффективным, если и российские отраслевые профсоюзные органы совместно с социальными партнерами примут современные ориентиры формирования минимальных гарантий. Колдоговорное регулирование оплаты труда на сегодняшний день имеет свои позитивные результаты. За 2 последних года количество предприятий, где заработная плата начислялась в размерах ниже ПМ сократилась на половину (с 730 единиц до 336 единиц), ниже МПБ – более чем на треть (с 2999 единиц до 1872 единиц). Почти в 2 раза снизилась численность работников с заработной платой до ПМ и на 21% - ниже МПБ.

  • Профсоюзы уделяют особое внимание тарифной системе оплаты труда. Татьяна Павловна, расскажите об этом подробнее.

  • Да, действительно, на наш взгляд, важнейший инструмент регулирования заработной платы – это тарифная система. К сожалению, в трудовом законодательстве на сегодняшний день выхолощены важные статьи этой направленности. Между тем, в нашем регионе более 60 процентов соглашений реального сектора экономики рекомендуют устанавливать долю тарифной части в структуре заработной платы выше надтарифной. И большинство промышленных предприятий республики применяют отраслевую тарифную сетку, которая и в современных условиях не утратила своей роли в регулировании заработной платы в зависимости от условий, значимости труда, квалификации работников. Она, по-прежнему, является основой системы оплаты труда.

  • Почему тарифной системе отдают предпочтение?

  • Она обеспечивает гарантированную часть заработка, достаточную дифференциацию заработной платы и, в целом, позволяет избежать необоснованных разрывов в оплате труда. Итоги мониторинга оплаты труда в текущем году, подведенные в рамках реализации соглашений и коллективных договоров, показали, что уровень тарифной части заработной платы варьируется в пределах от 25%-85% на предприятиях текстильной и легкой промышленности, 30%-85% в машиностроении, 40%-85% в авиационной промышленности до 50%-80% - в радиоэлектронной, 60% в электроэнергетике (ОАО «Татэнерго»), 60%-75% в оборонной промышленности и т.д. Как видите, не всегда переговорный процесс в данном вопросе выводит на требуемые показатели. В то же время есть иные ориентиры. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части (оклада) достигает 90%, обеспечивая высокий уровень организации и эффективности труда. И это – тот результат, на который можно равняться. В этой связи нам необходимо в полной мере задействовать в республике неиспользованные ресурсы колдоговорного регулирования. Я должна отметить, что к сегодняшнему дню накоплен значительный опыт регулирования оплаты труда на принципах социального партнерства. Вместе с тем, существующие механизмы регулирования, как договорные, так и законодательные, зачастую не решают задачу установления достойной заработной платы для большинства работников. Приемлемую заработную плату на сегодняшний день получают лишь работники финансово-кредитной сферы, электроэнергетики...

  • ... нефтяники...

  • Да, которые в силу удачной конъюктуры имеют сверхвысокие доходы. Для большей же части работников характерны весьма скромные размеры заработной платы, которые позволяют приобрести всего два-три набора товаров, входящих в потребительскую корзину. К слову сказать на сегодняшний день средняя заработная плата в республике составляет менее 12 тысяч рублей. Она отстает от достойного уровня почти в два раза. Я имею в виду – рациональный потребительский бюджет - бюджет высокого достатка. В то же время ее обесценивает нерегулируемый и зачастую опережающий рост потребительских цен и тарифов на основные виды услуг – в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения и т.д. Сегодня государство фактически устранилось от разработки эффективных мер по предупреждению обесценивания заработной платы в условиях опережающего роста цен. Трудовой кодекс включил норму о повышении реального уровня заработной платы в число основных государственных гарантий. Однако механизм ее индексации соответствующий современному состоянию и потребностям развития экономики, до сих пор не разработан. К примеру, неуправляемый, стихийный рост цен нынешней осенью не стал серьезным поводом для адекватного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в России, где подавляющее большинство имеет заработную плату ниже МПБ. Сегодня все более очевидной становится потребность в изменении роли государства не только в бюджетном секторе экономики, но и в установлении гарантий по оплате труда в экономике в целом.

  • Что Вы имеете в виду?

  • Прежде всего это относится к минимальной заработной плате. На протяжении всех пореформенных лет МЗП остается ниже прожиточного минимума. Провозглашенный в 2002 г. паритет МРОТ и ПМ не обеспечен до настоящего времени. Кроме того, сегодня нет однозначного толкования повышению МРОТ в сентябре до 2300 рублей с одновременным включением в расчет доплат, стимулирующих выплат и т.д. Мы считаем, что такой МРОТ не обеспечит реального роста заработной платы, а если говорить проще – не добавит ни рубля рядовому работнику. Трудовым кодексом предусмотрена необходимость поэтапного приведения в соответствие минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ). Однако между правительством, профсоюзами и законодателями России возникают постоянные трения в отношении сроков реализации данной юридической нормы. Вот уже на протяжении 6 лет ни в одном из нормативных документов эта законодательная норма не отражена.

  • Каким, на Ваш взгляд, должен быть выход?

  • Было бы логично при принятии бюджета на федеральном уровне ежегодно устанавливать конкретные параметры соотношений МРОТ и ПМ. На сегодняшний день в республике действует отдельное соглашение о минимальной заработной плате. Ее размер определен на уровне 3 тысяч рублей. По итогам 1 полугодия 2008 года мы будем вновь рассматривать возможность дальнейшего повышения МРОТ до прожиточного минимума (ПМ). Поэтапное «подтягивание» МРОТ к ПМ и выше станет лишь первым шагом к рыночной модели заработной платы, давно установленной в Европейских странах. Так, по данным МОТ минимальная заработная плата составляет около 50% среднего ее уровня в Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, 60% - во Франции. Это тот позитивный пример, который и для нас должен стать доступным.

Беседовал Артем Барабанов, фото автора.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007