Главная / Интервью
22.09.2017
Всегда быть в процессе развития (интервью с Татьяной Водопьяновой)
Татарстан в очередной раз отмечает свой республиканский День профсоюзов. 2017-й год был объявлен Федерацией независимых профсоюзов России Годом профсоюзной информации. О значение работы на информационном поле страны для профсоюзов мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной Водопьяновой.
– Татьяна Павловна, 24 сентября профсоюзы Татарстана отмечают свой профессиональный праздник. Какова, на Ваш взгляд, сегодня общественная значимость этой организации?
– Охарактеризую однозначно – высокая и уникальная. Уже тот факт, что профсоюзы, как на федеральном, так и на республиканском уровне, остаются самым многочисленным общественным объединением, говорит сам за себя: в России нас более 20 миллионов, в Татарстане – более 800 тысяч. Важность профсоюзов как института гражданского общества многократно доказана на протяжении всей истории нашей страны, нашей республики. Сегодня профсоюзы есть и остаются не только защитником трудовых прав наемных работников, но и важной стабилизирующей силой в обществе, одним из ключевых гарантов социального мира. Профсоюз – это единственная организация, которая в полной мере представляет и защищает права и интересы не только своих членов, но и всего населения страны в целом. Ведь все социально значимые законы, принятые и принимаемые нашим правительством, были в той или иной степени инициированы профсоюзами. Кто из россиян об этом знает? Думаю, мало кто. Обиднее всего то, что об этом часто не знают сами члены профсоюзов, профактивисты и даже порой профсоюзные лидеры разных уровней.
– Почему так получается?
– Прежде всего это наши собственные недоработки на информационном поле. Мы живем в то время, когда ключевую роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации. Практическая реализация данного принципа требует, чтобы информационная работа стала и оставалась всегда важным сегментом деятельности профсоюзов. К сожалению, информационное поле нашей страны профсоюзами только-только начинает осваиваться. Одновременно прочие СМИ либо вообще не говорят о профсоюзах, либо преподносят, скажем мягко, очень разную информацию о нас. С этим надо что-то делать. Если вспаханное поле не засеивать, то оно зарастет сорняками. Если мы не будет системно поставлять в СМИ-эфир правдивую информацию о деятельности профсоюзов, то получим обратный эффект – изобилие искаженной информации о нас.
– Татьяна Павловна, наверное, здесь есть и обратная сторона медали: сами профсоюзные работники имеют право знать о деятельности профсоюзов, о победах и достижениях своих коллег, заявить о своих победах, в конце концов.
– Конечно! Повседневная, рутинная, но такая важная профсоюзная работа не должна порождать безразличие и выгорание. Профсоюзный работник не должен чувствовать себя изолированным на уровне своей первички. Он – важная часть территориальной, отраслевой организации, общероссийского профсоюза и, в конечном счете, Федерации независимых профсоюзов России. Одновременно через информационную составляющую – сайты, газеты, телепередачи – мы даем возможность каждой профсоюзной организации, каждому профсоюзному работнику показать свою работу, поделиться опытом. Помимо всего прочего мы тем самым повышаем качество своей работы, уровень своих специалистов: отстающие неминуемо будут тянуться за лидерами, перенимать их позитивный опыт. Еще Генри Форд отмечал, что большинство людей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенные требования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большим интересом, чем заниженные.
Наша профсоюзная работа не должна быть однообразной. Профсоюзным организациям всех уровней, самим профсоюзным лидерам необходимо находиться в постоянном процессе развития и совершенствования. Серьезная ответственность здесь, конечно же, лежит на руководстве территориальных объединений профсоюзов, Федерации профсоюзов РТ, ФНПР. Особо отмечу, что повседневная связь между профсоюзным руководством в Москве, в Казани и профактивом на местах осуществляется именно через наши профсоюзные СМИ. Разворачивая очередной выпуск «Солидарности» или «Нового слова», заходя на сайт ФНПР, ФПРТ или своего отраслевого профсоюза, профактивист узнает профсоюзные новости, читает об опыте своих коллег из других первичек, отраслей, регионов… Одновременно для многомиллионной армии НЕ членов профсоюзов профсоюзные СМИ – это вообще единственная связь с миром профсоюзов. Об этом тоже не стоит забывать!
– Кстати о не членах. Значение профсоюзных СМИ, наверное, не только в их информационной составляющей, но и в формировании общественного мнения?
– Совершенно верно. Ведь именно общественное мнение приводит к выработке единой оценки и соответствующего ей поведения. По данным ВЦИОМ, в 2016 году работу профсоюзов одобряли от 36 до 41 процента россиян. Много это или мало? Если учесть, что численность россиян трудоспособного возраста чуть более 80 миллионов, а в ФНПР, как я уже говорила, более 20 миллионов членов, то получается, что деятельность профсоюзов одобряют их члены плюс некоторое количество не членов. Казалось бы, неплохо, но в том же опросе российская армия имеет гораздо более высокие оценки – ее одобряют от 82 до 87 процентов россиян! Понятное дело, это не личный состав наших Вооруженных сил.
– В чем, по-Вашему, причина?
– Общество состоит из самых разных групп и структур. В семьях, трудовых коллективах, молодежной среде, среди пенсионеров складывается внутреннее мнение, которое и является общественным. И большей частью его формируют именно СМИ. Не зря же их называют четвертой властью. Об армии пишут и показывают газеты, телеканалы, интернет-издания, особенно после наших побед в Сирии, – и вот результат. Мы же на информационном поле пока проигрываем, хотя у нас тоже побед немало. Противостоять общественному мнению очень сложно, оно вырабатывает шаблоны поведения, направляя действия людей в привычное русло. А формируется общественное мнение под действием самых разных факторов – слухов и сплетен, мнений, убеждений, суждений, заблуждений. Как правило, человек, критично относящийся к деятельности профсоюзов, не имеет никакого представления о нас. Либо это представление очень поверхностное, основанное на слухах и заблуждениях. Поэтому любому профсоюзному работнику и профактивисту важно иметь необходимый уровень компетенции, чтобы быть эффективным апологетом профсоюзов.
– То есть мы говорим о профсоюзной идеологии?
– Да.
– В чем, в двух словах, состоит по-Вашему, профсоюзная идеология?
– Знаете, в 2007 году тогдашний министр образования Андрей Фурсенко на молодёжном форуме «Селигер» заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Десять лет прошло, а эти слова не дают мне покоя. «Квалифицированный потребитель» – это наше будущее?! Так вот профсоюзная идеология – это формирование человека-творца. Труд – должен быть творчеством, самореализацией человека. И только достойный труд может быть таковым! И основная цель профсоюзной информационной работы состоит именно в продвижении профсоюзной идеологии, а также профсоюзов как бренда во всеобщем информационном пространстве.
– Чтобы профсоюзы стали узнаваемыми?
– Именно! Результаты деятельности профсоюзов не должны обезличиваться. Сегодня же россияне попросту не знают, что сохранение многих, уже таких привычных нам с советских времен, социальных гарантий – это заслуга профсоюзов. Вот несколько примеров. Правительство РФ недавно собиралось лишить досрочных пенсий тех, кто имеет на них право в связи с работой в опасных и вредных условиях труда в том случае, если человек продолжает трудиться. А у нас таких «вредников» процентов тридцать-сорок. В итоге профсоюзы в лице ФНПР отстояли их право на досрочную пенсию.
Или вот еще одно предложение – постепенно увеличивать стаж учителей, медиков, творческих работников, дающий право на пенсию – с 25 до 40 лет и в конечном итоге минимизировать ее. На сегодня стаж остался прежним, и опять-таки это заслуга профсоюзов. И сохранение действующего пенсионного возраста – это тоже профсоюзная позиция.
Изменения коснулись государственных служащих, но эти новшества вступят в полную силу через несколько лет. Разговор по этому поводу на разных уровнях был жесткий, обсуждение шло долго.
Или ситуация с больничными листами – на обсуждение трехсторонней комиссии РФ было вынесено предложение: увеличить трудовой стаж для получения стопроцентного больничного до пятнадцати лет. Благодаря профсоюзам осталось, как и было – восемь лет. А нашумевшие предложения господина Прохорова об изменении Трудового кодекса – о праве работодателя на увеличение рабочей недели до 60 часов, о расширении прав для работодателей по заключению срочных трудовых договоров, о ликвидации разных социальных выплат, которые предусмотрены ТК в случаях увольнения работников. Попытки внести эти изменения повторялись не раз. Но жесткая позиция, прежде всего председателя ФНПР Михаила Шмакова, не позволила этого сделать.
А ведь мало кто знает, что это тоже заслуга профсоюзов: СМИ об этом молчат. Даже сам факт того, что Россия провозгласила себя социальным государством – тоже заслуга профсоюзов: именно ФНПР была активным участником разработки проекта Конституции России и инициатором внесения в нее соответствующей 7-й статьи. Об этом тоже никто не скажет, кроме нас самих.
– Татьяна Павловна, редакция любого информагентства, газеты, радио– или телеканала – некий закрытый социум, со своим видением, представлением о том, каким должен быть их информационный продукт. Насколько профсоюзные СМИ открыты для рядовых членов профсоюзов?
– Мы максимально открыты. Более того, мы заинтересованы в системном вовлечении наших членов в процесс информационного обмена. Считаю, что каждый профсоюзный работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ее организацию. И, соответственно, делится своим опытом с коллегами. Для этого необходимо выстроить информационную работу таким образом, чтобы заметки, репортажи, корреспонденции о деятельности профсоюзных организаций на местах поступали от первичек наверх – в отраслевые территориальные профобъединения и в Федерацию, публиковались на сайтах, в газете. Таким образом мы сможем вовлечь в информационную работу максимальное количество нашего профактива, дойдя до каждого нашего члена. В частности, об этом мы неустанно говорим на наших семинарах и лекциях по информработе, и серьезные подвижки, особенно за последний год, в этом направлении есть. Здесь прежде всего хочется отметить работу республиканских комитетов профсоюзов работников образования и науки, нефтегазстройпрофсоюза, госучреждений и общественного обслуживания, оборонных отраслей, химических отраслей промышленности, «Электропрофсоюза» РТ ВЭП, первичных профсоюзных организаций ПАО «Татнефть» и ПАО «КАМАЗ».
Профсоюзному работнику необходимо дать возможность для самореализации, и если результаты своего труда он будет видеть в информационном пространстве, то интерес к профсоюзной деятельности у него значительно повышается.
В заключение добавлю: для эффективной работы на информационном поле особое внимание стоит обратить на подготовку собственных кадров. Причем я имею в виду не только кадры информработников, хотя их это касается в первую очередь. Мало быть грамотным специалистом в своей сфере – правовая защита это или охрана труда, оргработа или молодежное направление – надо быть именно убежденным профсоюзником с идейной профсоюзной мотивацией и аргументацией. Сейчас мы переживаем непростое время. Дня не проходит без того, чтобы из СМИ не поступало социально значимой информации. Мы вновь лицом к лицу оказались перед серьезными вызовами: ростом цен, безработицей, массовыми сокращениями, повышением пенсионного возраста, невыплатами заработной платы и так далее. Сейчас как никогда важно, чтобы в этом информационном потоке каждодневно звучал весомый голос профсоюзов, разъясняющий нашу позицию по всем острым вопросам современности. А дальше уже наша общая задача сделать так, чтобы этот голос слышали в каждой первичке, в каждом цехкоме.
– Спасибо!
Беседовал Артем Барабанов, фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007