Главная / Интервью
26.02.2016
Предотвратить трудовой спор (интервью с Лидией Павловой)
По мнению председателя рескома профсоюза машиностроителей Лидии Павловой, разногласия в трудовых отношениях – явление регулярное, повсеместное и неизбежное, как в любых человеческих отношениях. Однако трудовые споры на предприятиях отрасли возникают крайне редко. Происходит это, как вы понимаете, не само по себе, а благодаря профилактической работе рескома профсоюза на данном направлении. О том, в чем она заключается, мы попросили Лидию Петровну рассказать нашим читателям.
– Лидия Петровна, с чего начинается профилактика?
– Поскольку трудовые споры – это явление хлопотное и со всех сторон прямо скажем неприятное, то при построении трудовых отношений мы действительно взяли для себя за правило плотно заниматься их профилактикой, максимально отслеживать факты возникновения разногласий и принимать участие в их разрешении на самой ранней стадии. К слову сказать, профилактика – это вся наша деятельность по защите интересов членов профсоюза, самое главное первичкам и территориальной профсоюзно й организации здесь надо работать в едином ключе, слаженно, иначе результата не будет, либо добиться его будет гораздо труднее.
– Что вы имеете в виду под профилактикой трудовых споров?
– Во-первых, защиту интересов работников через коллективный договор, в котором возможно установить прозрачные правила трудовых отношений на предприятии. Причем, мы выявили такую закономерность: чем больше спорных, неудобных вопросов ставится стороной работников на стадии коллективных переговоров и разрешается, тем спокойнее всем работать после заключения колдоговора, так как максимально сняты источники разногласий. Профилактикой мы также считаем выработку мотивированного мнения на принятие локальных нормативных актов предприятия, регулирующих трудовые отношения. Большинство наших профкомов строят работу по выработке мотивированного мнения совместно с рескомом профсоюза.
– И каков, как сейчас говорят, алгоритм действий?
– У нас уже сложилась привычная схема: направленный в профсоюзный комитет проект локального нормативного акта немедленно отправляется председателем профкома в реском профсоюза. Специалисты – правовой и технический инспекторы труда проводят анализ документа, готовят проект мотивированного мнения на данный акт и отсылают его по электронной почте обратно в профсоюзный комитет, который и принимает решение. С 2008 года ежегодно инспекторами труда готовится от 20 до 100 проектов мотивированных мнений для профсоюзных комитетов. Эта работа позволяет на стадии подготовки локального нормативного акта избежать нарушений трудового законодательства и защитить интересы работников.
– В основном, какие это акты?
– О нормах труда, графиках сменности, графиках отпусков, о привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Это инструкции по охране труда, о персональных данных, о переходе на суммированный учет рабочего времени, о системе премирования, об изменении правил внутреннего трудового распорядка и другие.
Выявить и урегулировать разногласия в трудовых отношениях нам существенно помогает регулярное проведение юридических консультаций для членов профсоюза непосредственно на предприятии. На консультации правовой инспектор за проблемой, с которой обратился к нему работник, нередко видит возникающее разногласие и оперативно урегулирует его непосредственно на рабочем месте с участием и при посредничестве профсоюзного юриста.
– А если непосредственно озвучить свои претензии работодателю?
– Думаю, надо быть очень смелым, согласны? Кстати, в этих разногласиях неправым бывает не только работодатель. В беседе с правовым инспектором, который разъясняет нормы закона, у членов профсоюза снимается много вопросов, и человек понимает, где он прав, а где его претензии необоснованны. Таким образом, ежегодно юридические консультации получают от 350 до 600 членов профсоюза и их число не уменьшается. В результате за последние пять лет более 2-х тысяч членов профсоюза узнали, как поступить при возникновении разногласия. У нас действует и прямая телефонная линия правового инспектора труда, на которую практически в любое время может обратиться член профсоюза при возникновении у него проблемы на рабочем месте. И проблема профессионально разрешается.
Есть и еще один действенный профилактический механизм – это использование взаимных консультаций с работодателем путем регулярного заслушивания на заседаниях профсоюзных комитетов руководителей служб предприятия, где чаще всего возникают разногласия: служба охраны труда, кадровая служба и т.д. На мой взгляд, здесь у профсоюзных комитетов широкое поле деятельности, которое еще в полной мере не задействовано.
– Лидия Петровна, значит ли это, что у вас на предприятиях трудовых споров теперь не возникает?
– Нет, совсем без трудовых споров не получается. За последние 5 лет на предприятиях республики, где действует наш профсоюз, зарегистрировано 12 индивидуальных трудовых споров и один коллективный трудовой спор.
– Индивидуальные трудовые споры рассматривались в КТС?
– Что касается органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, могу сказать, что комиссии по трудовым спорам – КТС, созданные на предприятиях, у нас практически бездействуют. Возможности КТС наиболее эффективно мы использовали в 90-х годах, когда накладывался арест на счета предприятия, и заработную плату можно было, действительно, получить только через КТС.
– Наверное, разрешение коллективного трудового спора будет посложнее?
– Да, коллективный трудовой спор требует особого внимания, настойчивости, грамотности и консолидации всех профсоюзных структур. За прошедший период мы имели опыт разрешения такого спора на ОАО «Алнас», который возник в связи с отказом работодателя исполнить пункт коллективного договора и повысить тарифы и оклады. Никакие внепроцедурные переговоры с работодателем результата не дали и единственным способом реализации прав работников на повышение оплаты труда стал коллективный трудовой спор. Ход коллективного трудового спора был жестким настолько, насколько мы даже не предполагали: с оттягиванием сроков, давлением на работников, угрозами в адрес представителей работников, даже с нападением на них… Об этом подробно писалось в газете «Новое слово».
– Зато теперь у вас есть практика, тактика и стратегия поведения в подобных ситуациях?
– Да, и выводы, которые мы при этом сделали для себя. Как ни странно, в ходе коллективного трудового спора мы не получили реальной пользы от контрольных органов, призванных этот спор урегулировать. Все органы Гострудинспекции, Роструд своими действиями только затягивали его и никак не проявляли заинтересованности в скорейшем разрешении. Реальную пользу, поддержку и помощь мы получили от Федерации профсоюзов РТ. Второй, и самый главный вывод, который мы сделали, заключается в том, что работая все вместе на одну задачу, мы способны разрешать самые тяжелейшие споры и добиваться конкретных результатов. Поддержка Федерации профсоюзов республики, личное участие Татьяны Павловны оказали решающую роль в доведении спора до нужного нам разрешения. И этот вывод дорогого стоит: когда в трудную минуту от тебя не отворачиваются, а протягивают руку помощи, когда ты знаешь, что не один в поле – уверенность в достижении справедливости возрастает многократно!
Нина Гатауллина, фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007