Главная / Интервью
17.02.2010
Опасная безработица (интервью с Татьяной Водопьяновой)

Профсоюзы считают, что стабилизация рынка труда в наступившем году будет оставаться одной из самых важных и одновременно самых сложных задач в социальной сфере. В силу определенных закономерностей медленнее всего будет восстанавливаться система регулирования трудовых отношений. А это значит, что социальный диалог, как главный инструмент выхода из кризиса приобретет дополнительную значимость. О проблемах рынка труда в республике, путях их решения и многом другом - в нашем интервью с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Т.П.Водопьяновой.

 


- Татьяна Павловна, в 2009 году кризис серьезно деформировал рынок труда в республике: неуклонно набирала обороты безработица – одна из самых серьезных его составляющих. Хотелось бы знать, где в республике было зафиксировано наиболее острое положение?

- Действительно, в республике практически не осталось регионов и отраслей, которые бы не затронула безработица. Да и сегодня, к сожалению, она сохраняет свой высокий уровень. С начала 2009 года численность официально зарегистрированных безработных и уровень безработицы увеличились в 1,5 раза и составили, соответственно, 52 559 человек и 2,63%.

Наиболее серьезное положение складывается, конечно же, в моногородах - муниципальных образованиях, где львиную долю рабочих мест дает одно градообразующее предприятие. Так, например, по данным Минтруда РТ наибольшее число безработных в декабре 2009 г. (12,730 тыс.чел. или 25 % от общего числа зарегистрированных) было зафиксировано в г.Набережные Челны, где, как вы понимаете, экономика города очень сильно зависит от «самочувствия» КАМАЗа, который с 1 января 2010 года перешел на четырехдневный рабочий режим.

Говоря об опасностях безработицы, хочу обратить ваше внимание на то, что нужно рассматривать не только ее уровень, но и продолжительность. Ведь основные социальные опасности связаны с хронической или длительной безработицей. Сегодня профсоюзы настораживает появление новой тенденции - так называемой, застойной безработицы, когда среди безработных образуются группы людей, стоящих на бирже труда более восьми месяцев (таких по данным Минтруда РТ по итогам 1 полугодия 2009 года было свыше 7%). Естественно, что столь длительный период безденежья компенсировать за счет накоплений практически невозможно.

- При знакомстве с антикризисной практикой Европы, на слуху постоянно такие слова как «сохранение рабочих мест», «обучение», «переобучение». Европа снова вкладывает инвестиции в человека, в новую инфраструктуру – знания и квалификация – и готовится выйти из кризиса, быстро включив новые обороты развития и построения экономики, основанной на знаниях. А что у нас в республике?

- Хочу сказать, что в Татарстане на многих крупных предприятиях сегодня созданы условия для участия в программах ежегодного повышения квалификации и переподготовки не менее 25 – 30 % работающих. Например, холдинг Татэнерго, ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др.

В акционерных обществах «Казаньоргсинтез», «Татнефтепродукт», «КАПО им.Горбунова», ФГУП «ПО Завод им.Серго» и других действуют долгосрочные договоры с профильными вузами, колледжами и училищами по обучению кадров за счет средств предприятий в системе «школа-суз-вуз-предприятие».

Однако, следует отметить, что из полученных в 2009 году средств по Республиканской программе упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан на 24.12.2009 опережающим обучением по данным Минтруда РТ было охвачено 9809 человек, что составляет лишь 3,7 % от числа работников организаций, находящихся под риском увольнения. Как вы понимаете, этого крайне недостаточно. Мы считаем, что сегодня необходимо активизировать опережающее обучение с охватом до 30% работников, находящихся под риском увольнения и официально признанных безработными, необходимо разработать и внедрить современные инновационные образовательные программы.

- Можно ли сегодня говорить о специфике молодежного рынка труда? Если да, то, в чем она заключается?

- Говорить не только можно, но и нужно. Как правило, специфика молодежного рынка труда характеризуется скрытой безработицей и дополнительными барьерами для молодых трудоспособных граждан. Одним из источников роста скрытой безработицы за последнее время стали более 12 тысяч выпускников образовательных учреждений, ССУЗов и ВУЗов, которые в минувшем году впервые за много лет практически не имели активных предложений от работодателей. Их удел - стажерские вакансии с неполной загрузкой. К сожалению, многие из них пополнили число безработных в прошедшем году, так как меры по созданию новых рабочих мест были неадекватны.

Важно отметить, что молодежь, особенно впервые вступающая на рынок труда, не конкурентоспособна, поскольку большинство работодателей предпочитают нанимать на работу людей, уже имеющих профессиональные навыки и стаж работы по специальности.

У молодежи меньше возможностей по сравнению с более взрослым населением для самозанятости и открытия своего бизнеса в силу того, что молодым не хватает навыков, финансовых ресурсов, у них нет залогового имущества для получения кредитов.

В составе официально зарегистрированных безработных доля молодежи по данным Минтруда РТ составляет 35 %. Проблемы при вступлении молодежи на рынок, в свою очередь, ведут к бедности среди этой категории, переходу ее в неформальный сектор, характеризуемый плохими условиями труда, высокими рисками для здоровья, социальной незащищенностью, а также увеличивают вероятность вовлечения молодежи в различные антисоциальные сообщества. Между тем, молодежь – это уникальный трудовой ресурс, который обеспечивает перспективное развитие каждого региона. На наш взгляд, с учетом внедрения Программы модернизации экономики – она должна занять в ней особое место.

- Татьяна Павловна, кризис привел к значительному сокращению рабочих мест. Продолжается ли в этой ситуации привлечение на наш рынок труда иностранной рабочей силы?

- Учитывая опасность роста безработицы коренного населения, Правительство РФ приняло решение сократить квоту на 2010 год на привлекаемых на работу в Россию иностранцев до 2 млн. человек, и сейчас ведутся переговоры о снижении квоты до 1 300 тыс.человек. В Республике Татарстан объемы привлечения иностранной рабочей силы были уменьшены в 2009 году до 52,3 тыс.человек, затем сокращены до 38 тыс.человек. На 2010 год Татарстан заявил о потребности в 29,9 тыс.иностранных работников.

- Все вышеперечисленные проблемы вы решаете, конечно же, не в одиночку, а опираясь на социальное партнерство. Каких дополнительных социальных гарантий работникам добились профсоюзы в отраслях?

- В нашей республике созданы надежные предпосылки для многоуровневого социального диалога между органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, объединениями профсоюзов и работодателей. Так на решение проблем занятости, безработицы, высвобождения и трудоустройства населения сегодня направлен защитный потенциал отраслевых и территориальных соглашений. К примеру, в отраслевое соглашение автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с учетом ситуации был включен дополнительный раздел «Социальная защита работников при банкротстве, реорганизации, ликвидации». Он предусматривает компенсационные выплаты работникам в условиях неполной занятости, временной приостановки производства и предполагает трудоустройство работников предпенсионного возраста, а также – если в семье один из супругов имеет статус безработного и др.

Межотраслевое соглашение оборонных отраслей промышленности и машиностроения предполагает предусматривать в коллективных договорах материальную помощь высвобождаемым работникам, доплату к стипендиям на период профессионального обучения, переобучения.

В отраслевое соглашение энергетиков включен специальный раздел «Меры социальной защиты работников при реформировании ОАО «Татэнерго», где компенсационные выплаты высвобождаемым работникам гарантируются в размере не менее 2-кратного среднемесячного заработка. Работникам предпенсионного возраста предусмотрена выплата ежемесячного пособия в размере 50% среднемесячного заработка до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства.

В соглашениях Аксубаевского, Арского, Мамадышского, Кукморского, Муслюмовского, Мензелинского и других муниципальных районов конкретизированы обязательства, направленные на повышение квалификации, обучение и переобучение, предоставление высвобождаемым работникам дополнительных льгот и компенсаций.

В Балтасинском, Дрожжановском, Алькеевском, Бугульминском и др. муниципальных районах для работников предусмотрена возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

- Это радует. Скажите, а пострадало ли от кризиса качество колдоговоров?

- К сожалению, кризис внес существенные коррективы в коллективные договоры, а также в реальное выполнение договорных обязательств, оказал влияние на качественную составляющую колдоговорного процесса. Существенно затруднилось ведение коллективных переговоров профсоюзных организаций с работодателями по заключению новых договоров без снижения уровня трудовых и социально-экономических гарантий.

Со стороны работодателей делались попытки внесения в действующие коллективные договоры изменений, направленных на снижение уровня оплаты труда, приостановку действия обязательств, выплат стимулирующего характера, введения сокращенного режима рабочего времени.

В этой связи профсоюзные организации стали шире применять пролонгацию коллективных договоров. Это стало вынужденной и в то же время оправданной мерой для сохранения уровня социально-трудовых гарантий и льгот для работников.

И, тем не менее, нынешняя колдоговорная компания показала, что благодаря активной позиции профсоюзов, в основном удалось сохранить докризисные социальные гарантии, в том числе и повысить планку принятых обязательств по занятости.

- Татьяна Павловна, так в чем же состоят главные стратегические задачи вышестоящего профоргана республики в вопросах занятости?

- Резюмируя все вышесказанное, отмечу приоритетные направления нашей совместной с социальными партнерами работы по преодолению проблем безработицы, это:

-создание новых эффективных рабочих мест, которые будут необходимы обновленной экономике;

- активное внедрение опережающего профессионального обучения с охватом до 20-30% работников, находящихся под риском увольнения и официально признанных безработных с учетом современных инновационных образовательных программ;

-воссоздание страховых принципов защиты от безработицы и организация Фонда занятости населения;

-проведение согласованной миграционной политики, чтобы регулировать поток иностранных граждан, ищущих работу на территории республики, в том числе и внутренней миграции. Дать возможность людям, потерявшим работу в одном регионе, получить ее в другом;

-создание условий для самореализации молодежи, обеспечение равных стартовых возможностей при вступлении во взрослую жизнь;

-расширение сферы влияния социального партнерства на рынке труда.

Многие из указанных направлений деятельности были предложены нами для включения в Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда РТ на 2010 год.

В заключение хочу отметить, что этот год должен многое изменить не только в стране, но и в жизни каждого из нас. Еще раз подчеркну: огромный и до сих пор не задействованный в полную меру резерв перемен – это социальное партнерство, это активность гражданского общества и, прежде всего, наша c вами личная активность. Для этого нужно совсем немного – осознание всеми слоями общества исключительной важности социального диалога, этики достойного труда и достойной жизни.

Записала Нина Гатауллина,

фото Артема Барабанова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007