Главная / Интервью
05.11.2015
Дойти до каждого (интервью с Татьяной Левагиной)
Без сомнений каждый отраслевой профсоюз задумывается над тем, как построить свою работу так, чтобы она стала более эффективной и результативной по каждому направлению и на каждом уровне профсоюзной структуры. И в первую очередь начинает с укрепления рядов Профсоюза, увеличения численности профсоюзных организаций, а значит – с мотивации профсоюзного членства. Именно эта тема и стала предметом нашего разговора с председателем рескома профсоюза работников химических отраслей промышленности Татьяной Левагиной.

– Не секрет, что сегодня численность профсоюзного членства снижается. Как вы считаете, с чем это связано в первую очередь?

– Падение численности связано как с внешними, так и с внутренними причинами. Внешние – это изменение форм собственности, глобализация экономики, аутсорсинг, аутстаффинг, то есть факторы, носящие объективный характер, и им профсоюз противостоять не в силах. А вот внутренние причины, думаю, во многом зависят от нас: от деятельности и авторитета профсоюзной организации и компетентности профсоюзных кадров. Поэтому, считаю, что необходима Программа – детальная, пошаговая система действий по повышению членства не только в нашей республиканской организации, но и во всех территориальных организациях. Не думать о будущем нельзя!

– Программа по усилению мотивации профчленства?

– Да, где во главу угла должна быть положена результативность деятельности и авторитет первичной профсоюзной организации в коллективе. На мой взгляд, каждая первичка должна взять за основу принцип «Дойти до каждого!» Это не высокопарные слова. Мы очень хорошо научились проводить различные тематические мероприятия, поем и пляшем, занимаемся развитием спорта, но за всем этим, за заорганизованностью и папками отчетов, мы, профсоюзные работники и профактивисты, зачастую забываем простого человека, который иногда просто стесняется напомнить о себе. Если в первичке работают активные неравнодушные люди, знающие каждого члена профсоюза, его проблемы, условия труда и жизни, то отдача от людей будет самая высокая. Не сомневаюсь, что тогда они не покинут профсоюз, а не члены вступят в его ряды.

– Тогда люди сами будут проявлять активность.

– Вот именно. Вся оргработа сегодня должна быть нацелена на повышение активности каждого рядового члена профсоюза, на западе это называют органайзингом. Суть его состоит в том, чтобы убеждать работников в необходимости вступления в профсоюз, в возможности самостоятельно решать беспокоящие их проблемы. У нас эта задача возложена на не освобожденных профгрупоргов, председателей цеховых организаций, ведь именно они оказываются ближе всех с работниками, с их проблемами и их решением. И мы должны поддерживать эти низовые структуры, учить профлидеров методам активизации работников.

– А член профсоюза хотя бы должен иметь синицу в руке: такой уж у нас менталитет?

– Ничего не поделаешь, действительно, и сегодня рядовой член профсоюза отождествляет понятия «профсоюз» и «материальная выгода». Вместо системной работы с работодателем по повышению оплаты труда некоторым руководителям первичек легче выдать финансовую помощь. Мы же знаем, что все социальные обязательства и льготы работникам прописываются в колдоговорах. От заключенного и, подчеркну, выполняемого коллективного договора, в котором главным стимулом профсоюзного членства остается раздел «Заработная плата», зависит сохранение и увеличение численности профсоюзной организации. Социальный диалог или социальное партнерство является приоритетным направлением деятельности профсоюзных организаций в рыночных условиях, особенно в вопросах повышения заработной платы. Причем, если происходит рост заработной платы, то администрация трубит об этом на всех совещаниях, что она социально ориентированная, вовремя реагирует на все чаяния народа… Заметьте, ни один работодатель никогда не скажет, что это инициатива профсоюза. А мы скромно молчим. Конечно, чтобы получить желаемый результат надо плотно работать со специалистами отделов организации и оплаты труда, включать их в комиссии по колдоговору. Западные профсоюзы просто покупают таких специалистов, чтобы иметь полный расклад по оплате труда всех работников. А у нас иногда бывает и так, что в колдоговоре не прописывают достигнутые договоренности отраслевого Соглашения, например, об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен.

– Для вашей отрасли хорошей мотивацией является и охрана труда?

– Да, профсоюз уделяет большое внимание вопросам охраны труда на производстве. Совместная работа выборных профсоюзных органов с администрацией предприятий по охране труда дает положительные результаты: последние пять лет на предприятиях отрасли произошло снижение травматизма на 24%. Рост затрат на охрану труда вырос на 86% к уровню 2010 года, а затраты на одного работающего составили 35,7 тысячи рублей.

– Вот вам и материальная составляющая.

– Да, теперь многие ее просчитывают. К примеру, в объединенной профсоюзной организации «Нижнекамскнефтехим» ведется учет всех выплат по социальным программам – автоматизированное место председателя организации – это система учета сбора членских профвзносов и их распределения на каждого члена профсоюза в виде материальной помощи, льготных путевок себе или детям, подарков и премий профсоюзному активу, частичной оплаты за учебу в образовательных и профсоюзных учебных заведениях и т.д. Эти данные сохраняются пока работник трудится на предприятии, и дают возможность в любое время показать, какое участие принимает профсоюз в жизни рядового его члена. Все четко, ясно и понятно, подкреплено документами. Поэтому никаких вопросов у работников не возникает.

Что касается нас, то для поддержания имиджа профорганизаций у рядовых членов профсоюзов в республиканской организации действуют три социальных программы. Первая касается работниц– многодетных матерей, одиноких, попавших в трудную жизненную ситуацию. Один раз в год – ко Дню Матери они получают из бюджета рескома профсоюза материальную помощь, сумму которой определяют профкомы первичных профсоюзных организаций. Такая программа действует уже с 2008 года. За это время материальную помощь получили 3174 работницы на сумму более 7 млн. рублей. Вторая программа – оздоровительная, предполагает частичную компенсацию стоимости санаторных путевок членам профсоюза. Третья – выпуск дисконтных карт «Vist-card», по которым члены профсоюза получают скидки от 5 до 30% в ряде магазинов, сервисных учреждений и развлекательных заведений в Казани и Нижнекамске.

– Есть ли такие социальные программы на предприятиях?

– Да, в АО «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Химзавод им.Карпова», ХК «Татнефтепродукт» по социальным программам действуют системы негосударственного пенсионного обеспечения. В состав комиссий по назначению негосударственных пенсий входят представители профсоюзных комитетов, которые также участвуют в разработке положений о негосударственных пенсиях, вносят в них предложения по улучшению социальной защищенности пенсионеров – бывших работников, включают Положения в коллективные договоры. Кроме того все члены профсоюза ПАО «Нижнекамскнефтехим» два года подряд страховались профсоюзным комитетом за счет профбюджета от несчастных случаев на 50 тысяч рублей каждый. Думаю, это хороший стимул к мотивации профчленства.

– Опять же об этом надо говорить.

– Обязательно, информировать членов профсоюза по любому направлению деятельности, размещать информацию на официальном сайте организации, в соцсетях. Для профсоюзов здесь большое поле деятельности. Меня радует, что редко, когда номер «Синтеза» («Казаньоргсинтез») или «Заводской трибуны» («Химзавод им.Карпова») выходит без профсоюзных новостей. В тесном контакте профком «Нижнекамскнефтехима» работает с редакциями газет «Нефтехимик» и «Хезмэттеш авазы». Вот уже год на «Казаньоргсинтезе» работает Флэш-телевидение и ежемесячно передает работникам свежую информацию во время обеденного перерыва о профсоюзе.

В профсоюзных комитетах есть полный набор электронных средств для быстрой доставки информации и доведения ее до нужного адресата. Активно работает внутренний сайт в Нефтехимпроекте. Многое делается по реализации информационной политики, но на этом поле деятельности есть большие резервы. Необходимо шире использовать наступательные формы, искать и применять новые формы информационной деятельности с использованием современных PR-технологий с целью распространения профсоюзной идеологии и формирования позитивного имиджа профсоюза в обществе. Провозглашая принцип «Дойти до каждого!» надо и доходить до каждого с газетой, листовкой, флэшкой, диском, разъяснением, с участием и добрым словом.

Записала Нина Гатауллина, фото Артема Барабанова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007