Главная / Интервью
12.01.2010
Профсоюзы РТ отвоеванные позиции сдавать не собираются (интервью с Т.П. Водопьяновой)

Уходящий 2009 год прошел под знаком кризиса. К счастью, такого обвала всего и вся, как это случилось в начале девяностых, не произошло, тем не менее, наносимые кризисом удары ощутило большинство жителей республики. О том, как республиканские профсоюзы помогали обуздать кризис, мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной Водопьяновой.

 


КАК ОБУЗДАТЬ КРИЗИС

- Как профсоюзы республики боролись с кризисом?

- Татарстанские профсоюзы действовали как в рамках республики, так и Федерации. В нашей республике мы с самого начала года разрабатывали свою антикризисную программу. Для этого, прежде всего, нужно было определить приоритеты. Главное было – максимально сохранить трудовые коллективы. Мы стали еженедельно мониторить ситуацию на предприятиях, чтобы, трезво оценив ее, вовремя приходить на помощь трудящимся. К сожалению, некоторые руководители посчитали, что кризис все спишет, и шли на нарушения трудового законодательства. Поэтому профсоюзы, напротив, ужесточили требования по соблюдению Трудового кодекса.

- В чем это выражалось?

- Очень важно было своевременно информировать людей о том, какие у них есть права. К примеру, что делать, если их сокращают, отправляют в административный отпуск или не доплачивают за вредные условия труда? Мы публиковали консультации в СМИ, организовали "горячую линию", печатали листовки, правовые инспектора вели прием, словом, делалось все, чтобы люди не страдали от отсутствия информации. Важной частью нашей работы было сохранение достигнутых обязательств в коллективных договорах на предприятиях. Отвоеванные в докризисный период позиции мы не собирались сдавать и по большей части не сдали.

В рамках Федерации работали над совершенствованием трудового законодательства. Нами были сформулированы предложения по индексации МРОТ (минимального размера оплаты труда), что вполне отвечает требованиям законодательства (134-я статья Трудового кодекса). Однако выполнять это требование ТК никто не торопится: по сей день МРОТ не проиндексирован, хотя это должно делаться ежегодно. По закону, МРОТ индексируется на индекс потребительских цен, на сегодняшний день это 10,7 процента. Нужно "застолбить" обязательность индексации в рамках федерального законодательства.

Кроме того, необходимо совершенствовать закон о банкротстве. Сейчас, по закону, в случае банкротства предприятия его работники – кредиторы второй очереди. А это значит, что в случае банкротства предприятия они вовсе не получают свои зарплаты, ведь все средства уходят на долги первой очереди – зарплату арбитражных управляющих, требования по текущим платежам. Между тем проблема банкротств растет как снежный ком. В этом году число банкротных предприятий увеличилось у нас на 50 процентов. Сейчас более 1200 предприятий рассматриваются в рамках арбитражного суда на предмет процедуры банкротства. Защита работника в этой ситуации чрезвычайно важна.


ЗАМОРОЗИТЬ БЫ РОСТ ТАРИФОВ НА ЖКУ

- Татьяна Павловна, один из самых больных вопросов сегодня – рост оплаты жилищно-коммунальных услуг. Что предпринимают профсоюзы в данном направлении?

- Профсоюзы предложили среди прочих антикризисных мер на период кризиса заморозить рост тарифов на ЖКУ. Сейчас, когда обвал на многих промышленных предприятиях привел к всплеску безработицы, неполной занятости, повышению тарифов, - это крайне неверный шаг, который может повлечь самые непредсказуемые последствия. Причем самое "безобидное" из них - рост задолженностей по платежам. Ведь если при нынешних тарифах только в Набережных Челнах долги по ЖКУ доходили до 400 миллионов, то что будет дальше, после очередного взлета цен? Кроме того, большой вопрос, насколько вообще обосновано повышение тарифов.

- Нас уверяют, что без этого энергетическая и газовая отрасли не могут развиваться.

- Уверяют. Но как же объяснить то, что менеджерам "Газпрома" были выплачены бонусы до 40 и более миллионов рублей (по данным газеты "Коммерсантъ"). И это во время кризиса! Может быть, для того, чтобы их не обидеть, и залезают в карман к малоимущим? И вообще вопрос о дифференциации заработной платы и дивидендов весьма любопытен. Для того чтобы разные структуры, и в реальном секторе, и в банковском, не рухнули, в кризис их ощутимо поддержали государственными деньгами. И что мы узнаем? Колоссальные бонусы или дивиденды были выплачены менеджерам этих компаний. На мой взгляд, это просто цинично. Все предлагаемые профсоюзами антикризисные меры мы направили в заинтересованные ведомства в республике и в Федерации.

- Татьяна Павловна, какие антикризисные меры профсоюзов на самом деле сработали?

- Востребованными оказались все предпринимаемые меры. Так, "горячая линия" снабжала нас оперативной информацией. По поступившим по ней обращениям мы обеспечили правовое сопровождение десятков судебных дел. Надо сказать, что в нынешнем году число судебных дел значительно возросло. Всего правовые инспектора сопровождали в суде около 230 дел по нарушениям трудового законодательства: невыплате зарплаты, несвоевременности оформления пенсионного обеспечения, неоплате льгот, вредных условий труда. Пристальное внимание Федерация профсоюзов РТ оказывала проблеме сокращений на предприятиях республики. Тысячи людей подпали в этом кризисном году под сокращение. Для них большая разница - будут ли им выплачивать две трети зарплаты, или выдадут разовые компенсации. Мы постарались закрепить выплату двух третей зарплаты через дополнительные соглашения к коллективным договорам. В том случае, если люди переобучались на данном предприятии, овладевая востребованными профессиями, профсоюзы добивались, чтобы им выплачивали стипендии. Если под сокращение попадали члены одной семьи, настаивали на том, чтобы один из них сохранил рабочее место. Все это оговаривалось в соглашениях и коллективных договорах.

- То есть профсоюзы не шли на конфликт с работодателями?

- Наш опыт социального партнерства показывает, что конфликты – не конструктивный путь. Все стороны: и власть, и работодатели, и профсоюзы – заинтересованы в сохранении социального мира. Раскачка, обострение и без того сложной ситуации ведет лишь к хаосу и беспорядкам. То, что можно решить за столом переговоров, не следует решать на баррикадах. К примеру, в автотранспортной отрасли возникло сложное положение, обстановку удалось разрядить именно благодаря соглашениям работодателей и трудовых коллективов. Социальное партнерство помогло сохранить социальный мир, снизить напряженность, люди по достоинству оценили открытость диалога, дополнительные меры, которые были приняты. Ведь в трудную минуту важно сознавать, что ты не брошен, что тебе пытаются помочь.


ПРОФСОЮЗЫ ГОТОВЫ И ОБОСТРЯТЬ ОТНОШЕНИЯ

- А если "миром" с иным работодателем не получается?

- Тогда профсоюзы готовы и обострять отношения. И опять же действуем, что называется, без нахрапа и резких движений. Зарплату задерживают? Работаем через комиссии по трудовым спорам (КТС). Они рассмотрели 30 тысяч заявлений по задолженности по зарплате, в итоге работникам вернули около 80 млн. рублей. Трудовое законодательство нарушают? Работаем через прокуратуру Татарстана. Соглашение о взаимодействии с ней было подписано еще год назад. Провели встречу профсоюзного актива с прокурором республики Кафилем Амировым и руководителем трудовой инспекции Рушанией Ширинской, совместно определяли тактику поведения на проблемных предприятиях. Материалы по нарушениям трудового законодательства передавали в прокуратуру, по ним было сделано 36 административных взысканий руководителям.

Мы помогли сохранить для республики некоторые предприятия. Так, на Бугульминский насосный завод (БЭНЗ) и на АЛНАС пришла новая команда, которая не только пыталась максимально сократить работников, минимизировать социальные выплаты, но и вовсе ликвидировать бугульминское предприятие. Машиностроительный профсоюз провел колоссальную работу, подключив всех, прокуратуру, правительство Татарстана, российское правительство, и сохранили завод. По результатам совместных проверок работникам БЭНЗа и АЛНАСа выплатили 20 миллионов рублей в качестве компенсаций за вредные условия труда, выплату которых ранее прекратили.


САМЫЕ ЗЛЫЕ ВОПРОСЫ – ПО ЖКХ

- А чего не удалось добиться?

- К сожалению, мы не смогли добиться индексации зарплат бюджетников. Сегодня в республиканском соглашении не говорится даже о том, чтобы в течение года с учетом экономической ситуации вернуться к этому вопросу. Между тем именно зарплата более всего влияет на социальное самочувствие бюджетников. А ведь кто такие бюджетники? Это учителя, врачи, библиотекари – словом, люди, от которых многое зависит в жизни каждого жителя республики. С каким настроением будут лечить человека или учить его ребенка, важно чрезвычайно.

Еще одно поражение – в том, что не удалось заморозить рост тарифов на ЖКУ. За ними непременно потянется рост цен на все продукты и услуги, а в итоге начало года может принести непростую социальную ситуацию. Уже сегодня люди получили сведения о росте тарифов и по республике, и по городу. Выросло все, включая вывоз мусора и обслуживание лифтов. Между тем зарплаты заморожены, откуда людям брать деньги? У нас сегодня зарплата работников культуры составляет 50 процентов от среднереспубликанской, врачей, учителей – отстает от нее на 25-40 процентов.

- Тревожная ситуация...

- Очень! К сожалению, этого не сумели понять в федеральном центре. А профсоюзы – как барометр. На все реагируют первыми. У нас сейчас проходят отчетно-выборные конференции в трудовых коллективах. И повсюду самые злые вопросы по поводу ЖКУ. Скажем, на конференции на ЕЛАЗе меня прямо спросили: что вообще происходит, какие меры мы предпринимаем? Как только речь заходит о ЖКУ, по залу как электрический разряд пробегает.

И еще один больной вопрос: к охране труда на некоторых предприятиях, прежде всего, в строительной отрасли, где более всего производственных травм, относятся спустя рукава. Характерно, что 34 из 37 тяжелых случаев производственного травматизма произошли там, где нет профсоюзной организации. Как правило, это частные фирмы, которые избегают контактов с профсоюзами. Разные формы собственности у нас развиваются интенсивно, а вот уровень социальной ответственности — медленно.


СЛЕДУЮЩИЙ ГОД МОЖЕТ БЫТЬ СЛОЖНЕЕ ЭТОГО

- По вашим словам, и у власти, и у работодателей, и у профсоюзов есть общие цели. Какую из них вы назовете наиболее приоритетной в кризис?

- Наипервейшая – максимально сохранить трудовые коллективы, не допустить социального взрыва. Когда возникал вопрос, увольнять или предлагать ограниченное трудоустройство, выбирали последнее. Очень удачной оказалась программа общественных работ, благодаря которой сокращенных работников занимали на общественных работах. В итоге они получали две трети зарплаты плюс 4330 рублей за общественные работы. На последнем этапе в общественных работах было задействовано более 120 тысяч человек.

Общность целей и слаженность совместной работы особенно чувствуются на предприятиях, где есть сильные профсоюзы, продуманные колдоговоры. Примером тому являются ОАО "Нижнекамскнефтехим", "Татнефть", КАМАЗ, "Казанькомпрессормаш", Таттелеком, "Завод им. Серго", ЕЛАЗ, СЗМН, предприятия "Татэнерго", КАПО, КМПО, КВЗ и ряд других предприятий. Сотрудничество с профсоюзами характеризует уровень культуры и социальной ответственности руководителя, который сам заинтересован в социальном самочувствии людей. В связи с этим вспоминаю, как генеральный директор ОАО "Нижнекамскнефтехим" Владимир Бусыгин во время награждения его предприятия за лучший социально ориентированный коллективный договор сказал: "Мне очень важно, чтобы люди с гордостью говорили, что работают на "Нижнекамскнефтехиме".

Сейчас появился новый документ – сертификат доверия руководителю, а вместе с ним и его предприятию. Если руководитель гарантирует, что все мероприятия по соблюдению трудового законодательства и охране труда соблюдаются, его предприятие не проверяют контролирующие органы - до первой жалобы. Это новый опыт, мы вырабатываем критерии, которые позволяют получить такой сертификат.

- Татьяна Павловна, что вы ждете от будущего года?

- Следующий год может оказаться в определенной степени сложнее этого, поэтому антикризисные меры должны сохраняться, более того, возможно, придется их корректировать, делать что-то дополнительно. В частности, появилась потребность в организации профсоюзной адвокатуры. Юридические услуги сейчас дорогие, у правовых инспекторов очень много работы, нужно, чтобы сопровождением судебных дел занимались профсоюзные адвокаты. Планируем и активизировать работу координационных советов, которые объединяют все профсоюзы на каждой территории. Словом, есть над чем работать, есть что совершенствовать, а главное - есть потенциал, который можно реализовывать.

София Сайганова,

фото Артема Барабанова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007