Главная / Интервью
22.01.2010
Социальная поддержка для социального работника (интервью с Августой Лысковой)

Защита социально-трудовых прав и гарантий членов профсоюза всегда была приоритетным направлением в деятельности рескома профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания. Но сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, крайне негативно сказавшегося на положении дел с соблюдением требований трудового законодательства и защитой трудовых прав и законных интересов членов профсоюза, она играет особую роль. О результативности этой работы, ее формах и методах, главных болевых точках – в нашей беседе с заместителем председателя республиканского комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Августой Лысковой.


- Августа Андреевна, туго приходится вашему правовому инспектору труда в нынешнее время?

- Да уж, нелегко. К сожалению, не обходится без того, чтобы не защищать права членов Профсоюза в судебных органах. По последним данным, только около 70 членов профсоюза получили правовую помощь при оформлении документов и представительстве в судебных органах: 17 исков было возбуждено по защите трудовых прав работников (ФГУП «Казанское протезно-ортопедическое предприятие», санаторий «Крутушка», «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Алый парус» и т.д.; 40 исков - по назначению досрочной пенсии (Национальный банк, санаторий «Крутушка» и др.). Заметно повысилась результативность на данном направлении с внедрением в практику таких форм работы, как совместные проверки с органами прокуратуры и государственными инспекторами труда по выявлению нарушений прав работников. 421 комплексная проверка показала, что в большинстве случаев работодателями нарушаются нормы трудового права в части приема и увольнения работников, оплаты труда, соблюдения режима труда и отдыха, установления и выплаты гарантий и компенсаций, наложения дисциплинарных взысканий и других. За последние 1,5 года правовая помощь была оказана 164 профсоюзным организациям различного уровня в разработке коллективных договоров и соглашений, внесении различного рода дополнений и изменений.

- Интересно, а какова материальная сторона вопроса?

- За период с 2006 по 2009 годы экономическая эффективность всех форм правозащитной работы составила 12 млн 844 тысяч рублей. Вместе с тем хотела бы подчеркнуть, что приоритетной задачей Профсоюза все-таки является не устранение последствий уже нарушенных норм, а предотвращение нарушений законодательства о труде.

- И что же вы для этого делаете?

- С целью профилактики правонарушений проводим работу по обучению и разъяснению профсоюзному активу и работодателям законодательства о труде, профсоюзах, государственной службе и кадровому делопроизводству. Организуем обучающие семинары по вопросам норм применения трудового законодательства. Например, в связи с внесенными изменениями в Трудовой кодекс РФ № 13-ФЗ от 28 февраля 2008 г., касающимися вопросов труда спортсменов и тренеров, были проведены семинары для председателей первичных и территориальных профсоюзных организаций по теме: «Особенности трудовых отношений со спортсменами и тренерами». В связи с принятием закона Республики Татарстан от 17 января 2008г №5-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан», также проведены семинары по теме: «Особенности и взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы». В связи с частыми обращениями проведены семинары по дополнительным отпускам специалистов учреждений социальной защиты, по делам молодежи и спорта. Обучающие семинары ежегодно проводились для бухгалтеров первичных и территориальных профсоюзных организаций по теме: «Правовые аспекты профсоюзной деятельности». В рамках информационной работы нами были подготовлены «Методические рекомендации в сфере трудовых отношений в период кризиса», а также информационный бюллетень «О проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2009году» за счёт средств федерального бюджета. Одним из важных направлений деятельности республиканского комитета является юридическое сопровождение Уставной деятельности первичных профсоюзных организаций. Работа в данном направлении осуществляется путем взаимодействия с налоговыми и регистрирующими органами, проведения правовой экспертизы, подготовки регистрационных и других документов. За весь отчетный период было оформлено более 200 дел.

- Августа Андреевна, нам известно, что реском профсоюза большое внимание уделяет правовой экспертизе нормативно-правовых актов?

- Да, это так. Динамичное изменение действующего законодательства выявляет его несовершенство, из-за этого происходит большое количество различных нарушений прав членов профсоюза. В этих условиях возникает необходимость совершенствования законодательной базы не только путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, но и разработки новых нормативно-правовых актов, как на республиканском, так и на федеральном уровне, вот этим и объясняется наше пристальное внимание правовой экспертизе нормативных правовых актов. К примеру, на основании обращений работников учреждений социальной защиты рескомом профсоюза был установлен факт, что с декабря 2006 года в утвержденное типовое штатное расписание реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерством ТЗ и СЗ РТ внесены изменения не в лучшую для работников сторону: должность педагога-психолога изменена на должность- психолог, а должность учителя-дефектолога изменена на должность - дефектолог. В результате такой унификации работники утратили право на удлиненный отпуск и досрочное пенсионное обеспечение. Поэтому мы ходатайствовали перед Министерством здравоохранения и социального развития РФ по вопросу внесения дополнений в Постановление Правительства № 724, а именно - приравнять работников учреждений социальной защиты по выполняемой работе к педагогическим работникам. Постановлением Правительства РФ 16 июля 2009года № 576 такие дополнения были внесены. Но, к сожалению, до сих пор на ходатайство рескома и предписание прокуратуры РТ о внесении в штатное расписание изменений на основании нормативно-правовых актов Правительства РФ и РТ, Министерство ТЗ и СЗ РТ отвечает отказом. Тем не менее, работа в этом направлении продолжается.

- А как обстоят дела относительно мер социальной поддержки соцработников? Помнится, вы были очень обеспокоены этим вопросом?

- Это следующая масштабная работа по защите прав и интересов членов нашего профсоюза, которая, как вы уже заметили, ведется не первый год. Напомню суть дела. В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. При рассмотрении проекта закона Республики Татарстан «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан» в Государственном Совете РТ депутатом Татьяной Водопьяновой вносилось предложение о дополнении проекта закона статьей, предусматривающей меры социальной поддержки социальных работников. По заключению правового управления Аппарата Государственного Совета РТ оно не вызвало существенных замечаний правового характера и включение его в текст законопроекта было признано целесообразным. Однако в законе Республики Татарстан «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан» меры социальной поддержки так и не предусмотрены. Частично они нашли отражение в Постановлениях Кабинета Министров РТ.

Что касается вопроса финансирования и порядка обеспечения специальной одеждой, обувью, инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, то на сегодняшний день этот вопрос остается открытым. Республиканскому комитету удалось совместно с МТЗ и СЗ РТ рассмотреть Проект КМ РТ «О денежной компенсации на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющим социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании». Предложен механизм предоставления мер социальной поддержки социальным работникам, но меры социальной поддержки медицинских сестер отделений социально-медицинской помощи на дому так и не предусмотрены. Поэтому при согласовании вышеуказанного проекта, рескомом профсоюза были сделаны замечания и даны соответствующие предложения. Одним словом, работа продолжается.

- На этом проблемы исчерпываются?

- Если бы! В Татарстанский республиканский комитет Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания поступают многочисленные обращения социальных работников, обслуживающих пожилых граждан и инвалидов на дому. Основанием для обращений явились Постановление Кабинета Министров РТ от 05.12.2008 года № 853 «О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 03 марта 2009 года № 60 «О мерах по реализации постановления Кабинета Министров РТ от 05.12.2008 года № 853 «О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Вышеуказанные нормативно-правовые акты повлекли за собой не только значительное увеличение нагрузки на одного социального работника, но и массовое высвобождение социальных работников в период финансово-экономического кризиса: с 11 марта 2009 года по Республике Татарстан было сокращено почти 600 работников.

Работники обеспокоены существенным ухудшением условий труда, связанным не только с увеличением нормы труда, но и в отдельных случаях понижением заработной платы. Более того, являясь учредителем Центров соцобслуживания населения, Министерство обязало центры разработать проекты штатных расписаний с учётом новых нормативов численности обслуживаемых граждан, не указав процедуры, предусмотренной ст. 372 ТК РФ. Приказом министра штатные расписания, составленные на основе этих нормативов, были утверждены и введены в действие без выполнения требований закона о необходимости учета мнения представительного органа работников.

- Федеральный закон придерживается тех же нормативов?

- В том то и дело, что Федеральным законодательством предусмотрен меньший норматив обслуживания пожилых граждан и инвалидов одним социальным работником (Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 года № 32), чем и руководствуются все субъекты РФ. Республиканский комитет профсоюза неоднократно обращался в Кабинет Министров РТ, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ по вопросам обеспокоенности работников учреждений социального обслуживания в связи с новыми повышенными нормативами обслуживаемых граждан одним социальным работником. Ответы содержали информацию о прогнозном повышении заработной платы в расчёте на одного социального работника более чем на 800 рублей. При этом по городу Казани ожидалось увеличение заработной платы социальных работников в среднем более чем на 3,9 тыс. рублей, или почти в 2 раза!. На самом деле совместно с органами надзора мы выявили, что заработная плата в отдельных случаях даже понизилась. Поэтому на последнем заседании президиума рескома профсоюза мы приняли решение — считать Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2008г. № 853 «О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ № 60 от 03.03.2009г. «О мерах по реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2008г. № 853 «О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» не подлежащими к применению, как ухудшающие положение работников, в связи с чем направить обращение в Прокуратуру РТ об их отмене.

- Есть ли уже какие-то подвижки на сегодняшний день?

- Прокуратура РТ внесла протест на вышеуказанные документы. В настоящее время сторонами социального партнерства ведутся переговоры по внесению конструктивных предложений для разрешения конфликтной ситуации. В свою очередь республиканский комитет профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания считает своей задачей добиться того, чтобы ни один факт нарушения прав работников не прошел мимо внимания профсоюзов. Он и впредь будет принимать меры по усовершенствованию законодательства, в том числе путем сотрудничества как с законодательной, так и с исполнительной властью.

Беседовала Нина Гатауллина,

фото Артема Барабанова

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007