Главная / Интервью
20.11.2009
«Там, где есть профсоюзы, входящие в ФНПР - зарплату не задерживают!» (интервью председателя ФНПР Михаила Шмакова, газете "Трибуна")

В канун заседания Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России Председатель ФНПР Михаил Шмаков поделился с корреспондентом «Трибуны» своим видением нынешней экономической ситуации в стране. Профсоюзный лидер ответил на ряд вопросов, которые особенно волнуют сейчас наших многочисленных читателей и всех россиян.

- Михаил Викторович, на днях состоялось послание президента России Федеральному Собранию. Как Вы в целом оцениваете его содержание?

- ФНПР давно говорит о необходимости модернизации российской экономики и общества! Мы считаем, что наша страна достигла пределов развития в рамках сложившейся экспортно-ориентированной сырьевой модели. Убежден, что в современных условиях только лишь инновационный путь развития обеспечивает выход на траекторию устойчивого роста.

Не случайно, сейчас мировыми экономическими лидерами постепенно становятся не крупнейшие производители, а центры управления и производства знаний. И у России пока есть шанс присоединиться к последней категории стран. На наш взгляд, инвестиции в социальную политику, новые сочетания инноваций и производительности – единственно возможный путь экономического роста.

Именно поэтому ФНПР поддерживает принципы новой политической стратегии, изложенные в статье Дмитрия Анатольевича Медведева «Россия, вперед!» и в послании главы государства Федеральному Собранию.

- В Послании, в частности, прозвучала мысль о том, что никакие кризисные явления не должны снизить уровень жизни населения и что все социальные обязательства и впредь будут выполняться полностью. Что Вы об этом думаете?

- Мы выступаем за дальнейшее повышение уровня жизни! Сегодня в мире на первое место выходит качество развития, и тенденции развития мировой экономики показывают уменьшение значимости количественных показателей, таких, как, например, ВВП. На самом деле нет никакой прямой связи между экономическим ростом и уровнем бедности. Более того, анализ статистических данных и мирового опыта показывает, что в условиях многократного роста национального богатства население может становиться еще более бедным!

При этом финансируемые за счет налогов социальные гарантии, программы социального обеспечения и активная политика в отношении рынков труда не связаны с высокими экономическими затратами и не подвергают риску рост и экономическое развитие. Это вложения в человеческое развитие - инвестиции, которые осуществляют и государство, и работодатель. Именно здесь заложено социальное партнерство, за которое выступают профсоюзы!

Россия станет могущественной только тогда, когда ее социальная политика станет бережной по отношению к человеку, а не «бережливой» в смысле расходов. А у нас, к сожалению, так исторически сложилось, что эта сфера всегда финансировалась по остаточному принципу.

У ФНПР есть ответ на вопрос о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, как выдержать жесткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Прежде всего – нужно обеспечить справедливое распределение результатов производства. Это первое, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.

Наряду с социально незащищенными слоями населения необходимо уделить самое пристальное внимание проблемам работающего человека. Работающий человек должен быть само достаточным! Ведь, чем справедливее и достойнее будет оценен труд, тем меньше будет нагрузка на бюджет. В принципе это экономический нонсенс, когда человек, работающий полный рабочий день, попадает в малообеспеченные категории населения, которые нуждаются в социальной поддержке…

Убежден, что минимальный размер оплаты труда необходимо оценивать на основе минимального потребительского бюджета семьи, включающего все необходимые элементы затрат. Только в этом случае могут быть созданы предпосылки для формирования справедливой системы оплаты труда!

- Дмитрий Медведев также говорил о том, что даже если сейчас в отношении экономической ситуации появились некоторые положительные нотки, не должно быть самоуспокоенности и необходимо предпринять предупредительные меры. Как вы оцениваете нынешнее положение страны в целом?

- ФНПР ведет свой мониторинг ситуации на российском рынке труда в разрезе регионов и отраслей. В круг наблюдаемых нами видов экономической деятельности входят как раз предприятия реального сектора экономики. И наш мониторинг показывает, что падение, хотя и замедлилось, но все равно продолжается, особенно в обрабатывающих производствах. Перспективы восстановления экономики пока не ясны, в лучшем случае умеренны, замедление падения происходит почти исключительно благодаря государственным мерам стимулирования. Также продолжается падение реальных доходов населения. При этом снижение выплачиваемой заработной платы по реальному сектору экономики более глубокое, чем по всем остальным видам экономической деятельности. И невооруженным глазом видно, что сейчас происходит существенное снижение потребительского спроса россиян.

- В последнее время, если верить статистике, безработица в России пошла на убыль. Что Вы можете сказать по поводу проблемы занятости населения?

- На самом деле количество безработных в стране увеличивается. Отнюдь не все из уволенных обращаются за содействием в трудоустройстве в территориальные центры занятости, и не все, кто обратился, ставятся на учет в качестве безработных. Именно поэтому регистрируемая безработица не растет так резко, как в начале года.

Дело в том, что в профсоюзный мониторинг попадают и те, кого не учитывает Росстат, в частности, работники так называемых «субъектов малого предпринимательства», а также те труженики, кого «выдавили» с работы с формулировками «по собственному желанию» или «по соглашению сторон».

Мы же стараемся собрать данные обо всех, кто лишился работы, независимо от формальных оснований, типа окончания срока трудового договора.

По данным профсоюзного мониторинга, общая численность людей, оставшихся без работы, только в минувшем октябре составила 112 тыс. чел. Полагаем, что не меньше будет и ноябре. А в декабре, по нашим данным, увольнение угрожает 130 тыс. работников.

По данным Минздравсоцразвития, в целом под угрозой увольнения сейчас находятся около 1 млн. 650 тыс. человек занятых в режиме неполного рабочего времени. Однако по нашему мониторингу сюда надо добавить еще порядка 850 тыс. работников, числящихся в отпуске без сохранения заработной платы «по собственному желанию».

О том, что ситуация остается сложной, можно судить и по официальным статистическим данным. Сейчас на каждые 100 вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, приходится 212 человек, официально ищущих работу. Это более чем в 2,2 раза больше по сравнению с прошлым годом. При этом число людей, ищущих работу год и более, превысило 30% от общей численности безработных, а в сельской местности показатель еще выше – более 40%. Это застойная безработица, к которой население уже не сможет адаптироваться за счет сбережений.

В целом анализ базы данных профсоюзного мониторинга ситуации на рынке труда на текущий момент показывает, что в России вероятен затяжной спад на рынке труда. И даже когда начнется устойчивый экономический рост, занятость еще долго будет восстанавливаться до докризисного уровня. В частности, потому что сначала будет рассасываться так называемая частичная безработица, например, выход из режима неполного рабочего времени.

Это заставляет профсоюзы искать новые пути поддержки и формулировать новые требования к работодателям и правительству . Этому в частности будет посвящена большая дискуссия в рамках Генерального совета ФНПР, которая пройдет на будущей неделе 25 ноября.

- Что реально делают профсоюзы для россиян, каковы их главные цели и приоритеты во время кризиса?

- Цели профсоюзов до, во время и после кризиса всегда одни и те же: достойная зарплата, стабильная занятость, безопасные условия труда, соблюдение прав работников. В зависимости от конкретных условий могут меняться тактика и методы профсоюзов по достижению этих основополагающих целей.

Особо хочу отметить, что все задачи профсоюзов, принятые решениями коллегиальных органов ФНПР, оказались взвешенными, правильными и, как показала практика, своевременными. Не вина профсоюзов, что наши предложения реализовывались не всегда оперативно и не в полном объеме.

Основное направление нашей работы сегодня – это контроль за соблюдением трудового законодательства, ведь в условиях кризиса некоторые работодатели чаще пытаются нарушать закон.

Иногда нас пытаются убедить в том, что, мол, в сложной экономической обстановке необходимо отменить действие тех или иных норм Трудового кодекса или предлагают приостановить действие некоторых Конвенций МОТ. Однако все конвенции и рекомендации МОТ появились не просто так, а как реакция на ту или иную острую ситуацию, для того чтобы предотвратить развитие кризисного сценария в будущем. Другими словами, основополагающие конвенции МОТ, рекомендации, строгое следование им, независимо от того, ратифицированы они страной или не ратифицированы, – это основа выхода из кризиса, восстановления экономики, залог устойчивого, стабильного и справедливого развития.

В деле контроля за соблюдением трудового законодательства наши первые помощники – это Генеральная прокуратура, с которой у нас заключено соглашение о взаимодействии, а также территориальные органы прокуратуры. В частности, имеется прямое указание генпрокурора о взаимодействии с профсоюзами при проведении проверок.

Кстати, последние данные профсоюзного мониторинга показывают, что количество нарушений по оплате простоев снизилось вчетверо. Самое грубое нарушение, которое фиксируется нашим мониторингом, – это запрещение на предприятии деятельности первичной профсоюзной организации. Факты такого открытого нарушения прав работников на свободу объединения хоть и единичные, но, к сожалению, имеются.

- Как профсоюзный мониторинг позволяет понять реальную ситуацию на рынке труда?

- Действительно, нас часто спрашивают, а что он собственно дает? Мол, проблемы как были, так и остаются. Но мониторинг – это обследование, а не лечение. Таким образом, мы не позволяем укрывать неблагоприятные факты. При этом мы ни разу не ошиблись в определении тенденций, которые характеризуют развитие нынешних процессов. Кроме того, проблемы тоже решаются. Например, на большинстве предприятий, где действуют первичные организации профсоюзов, входящих в ФНПР, - долги по заработной плате отсутствуют.

Тот мониторинг, который проводится сегодня на предприятиях на трехсторонней основе (правительство, профсоюзы и работодатели) проводится по требованию, выдвинутому ФНПР год назад в качестве одной из антикризисных мер. И это зарекомендовало себя с положительной стороны, позволило минимизировать последствия кризиса на многих предприятиях.

- Как, на Ваш взгляд, кризис повлиял на профсоюзное движение в России?

- Влияние это двоякое: с одной стороны кризис привел к тому, что во многих трудовых коллективах наступили нелегкие времена: где-то сокращают людей, где-то предприятия вообще закрываются. Соответственно параллельно происходит естественный отток членов профсоюзов. Зачастую люди находят работу совсем в иной области, соответственно тот или иной отраслевой профсоюз своих членов теряет. Чтобы этого не было мы договорились не терять людей из вида, следить за их судьбой и по возможности помогать, например, восстановиться на предприятии откуда их уволили, если ситуация улучшилась и вновь идет набор сотрудников.

С другой стороны, в кризис люди нуждаются в еще большей защите своих прав и интересов, поэтому сейчас в профсоюзы вступают те, кто ранее об этом и не думал. Появляются и новые профсоюзные организации: люди видят, что профсоюз дает реальную защиту особенно тогда, когда нарушается законодательство. Поэтому идет определенный рост.

- Чем живет сегодня возглавляемая Вами профсоюзная организация?

- ФНПР объединяет 49 общероссийских профсоюзов. Наша деятельность направлена на координацию их работы по решению основных задач – защите законных прав и интересов членов профсоюзов. Конечно, сегодня гораздо чаще приходится помогать профсоюзам решать конкретные проблемы. Например, профсоюзу автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения в сложной ситуации, сложившейся на «АвтоВАЗе». Или как в Пикалево, где активно действовал горно-металлургический профсоюз. Там мы заранее предупреждали собственников предприятия о том, что если не будут приняты своевременные меры, ситуация будет развиваться крайне неблагоприятно. Увы, они реагировали медленно и премьеру пришлось вмешиваться, в том числе на основании настойчивых требований ФНПР. Таких примеров можно привести десятки. Самое главное – профсоюзы помогают минимизировать влияние социально-экономического кризиса на каждого конкретного человека.

Кроме того, уже сейчас наши аналитики размышляют над тем, как жить в посткризисный период, какие ставить задачи и какие выдвигать требования.

- В октябре прошла многомиллионная Всероссийская акция профсоюзов «За достойный труд!». Удалось ли достичь каких-либо конкретных результатов? Были ли Вы услышаны властными структурами и работодателями?

- В этом году акция проходила в форме собраний профсоюзных организаций. Решались конкретные проблемы и задачи по стабилизации ситуации, как на наиболее проблемных предприятиях, так и в целом. Это дало большую пищу для снятия проблем на многих уровнях – от предприятий до целых регионов. Все наши предложения мы также доносим до сведения правительственной антикризисной комиссии под руководством Шувалова, в заседаниях которых регулярно участвуют наши представители. По многим направлениям уже приняты, либо принимаются конкретные меры поддержки.

Эта акция еще раз показала: даже в условиях кризиса наши основные требования остаются неизменными – это рост заработной платы, которую съедает инфляция, защита социально-трудовых прав трудящихся и наличие достойных рабочих мест. Чтобы работодатели не могли, прикрываясь кризисом, как фиговым листком, заставлять работать людей в нечеловеческих условиях!

Особо отмечу: там, где действуют входящие в ФНПР профсоюзы и их первичные организации, как правило, нет задержек по заработной плате. Конечно, если предприятие не находится в состоянии банкротства. Но и тогда мы предпринимаем все необходимые усилия, доходя вплоть до премьер-министра, с тем чтобы людям оплатили их труд.


- 12 ноября впервые отмечался День профсоюзного работника в Башкирии. Насколько важна популяризация профсоюзного движения?

- Я считаю, что это очень хороший опыт, когда в законодательстве субъекта РФ появился официальный праздник - День профсоюзного работника. Мы считаем, что его было бы полезно распространить и на другие регионы России. Но, вместе с тем, самый главный популяризатор деятельности профсоюзных организаций – это конкретные дела!

- И напоследок Михаил Викторович, что Вы можете пожелать нашим читателям, среди которых немало членов профсоюза, в это непростое для всех нас время?

- Желаю всем, прежде всего, достойного рабочего места и высокой заработной платы. Пусть в каждой российской семье живет ощущение развития, совершенствования и успеха в нашем непростом развивающемся мире!

Андрей Ильин

Источник: www.fnpr.org.ru , www.tribuna.ru

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007