Главная / Интервью
26.03.2015
Татьяна Водопьянова: «Достойная заработная плата – основа достойных пенсий»

Уровень цивилизованности общества, его нравственного развития находится в прямой зависимости от того положения, которое занимают в нем пожилые люди. Эту мысль высказывал еще Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и она актуальна и в наше время. На сегодняшний день исключительно важный и ключевой блок проблем, вызывающий наиболее острые дискуссии, это вопросы пенсионного реформирования. Безусловно, эта тема не может остаться без внимания профсоюзов. О пенсиях, зарплатах и потребительском бюджете россиян мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяной Водопьяновой.

– Татьяна Павловна, как свидетельствует статистика, доля людей «третьего возраста» выросла в нашей республике до 28 процентов и превысила один миллион человек. И, похоже, этот рост продолжится?

– Да, это так. И актуальность пенсионных вопросов напрямую связана с демографической ситуацией, вызванной старением населения. У экспертов не вызывает сомнения, что к 2030 году у нас в стране будет максимальная нагрузка на работающих по пенсионному обеспечению россиян. При этом, несмотря на то, что Правительство России тратит на пенсии больше 10 процентов ВВП и регулярно, вот уже в четвертый раз, реформирует систему, уровень пенсионного обеспечения не только не стабилизируется, но даже имеет тренд на ухудшение.

– С чем это связано?

– Прежде всего, с низкой заработной платой, недостаточной индексацией пенсий на фоне неуправляемого роста цен и тарифов, а также наличием теневого рынка труда и скрытой безработицы. Так, тенденции последних трех лет в республике показывают существенное отставание роста пенсий и их реальных размеров практически в два раза в сравнении с ростом как номинальной, так и реальной заработной платы. При этом основной показатель уровня жизни пенсионеров – покупательная способность, начиная с 2009 года, сократилась на 14 процентов и продолжает снижаться в текущем году. И что очень тревожно. Ведь определенная часть работников при выходе на пенсию выпадает из среднего класса, а низкий уровень жизни вынуждает пенсионеров продолжать свою трудовую деятельность. Только за последние десять лет доля работающих пенсионеров увеличилась в республике практически вдвое и превысила 36 процентов (2004г. – 18,7%, 2013г. – 36,6%). При этом по данным российской статистики половина работников, оформивших пенсию, продолжают работать. Между тем, на сегодняшний день низкая заработная плата является серьезнейшим вызовом пенсионной системе. Кстати, в Резолюции IX съезда ФНПР совершенно справедливо отмечено, что перестроить пенсионную систему без адекватных изменений в системе заработной платы невозможно.

– Низкая зарплата рождает низкую пенсию?

– Именно. По мнению экспертов, 30 процентов работающих в России, при существующей величине оплаты труда, за всю свою трудовую деятельность не смогут заработать себе пенсию на уровне прожиточного минимума, а еще 30 процентов работающих будут получать пенсию, размер которой не превысит 1,2-1,4 ПМ пенсионера. Тому есть ряд причин. Так, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), составляющий сегодня 5965 руб. и являющийся основой роста заработной платы, не выполняет своей основной функции и не оправдывает ожидания людей. 13 лет в законодательном поле не принимаются меры по его доведению до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. В течение ряда лет его индексация проводилась нерегулярно, а нынешние его размеры столь малы, что не позволяют существенно повлиять на политику оплаты труда в целом. При этом средняя заработная плата в республике по итогам 2014 года достигла планки 3,86 ПМ трудоспособного населения (28,4 тысячи рублей), что ниже исходного уровня потребления среднего класса. На наш взгляд, этого явно недостаточно, как в рамках решения задачи повышения качества жизни населения, так и для формирования достойных пенсий.

– Что сегодня делается в Татарстане для позитивного решения данного вопроса?

– Не могу не отметить, что в течение ряда лет наша республика занимает первое место по оплате труда в ПФО. Татарстан, являясь лидирующим регионом России, последовательно ищет новые точки роста, инновационные решения с акцентом на современные стандарты минимальной заработной платы как на уровне государственного, так и коллективно-договорного регулирования. В республике, начиная с 2000 года, разработана и внедрена система потребительских бюджетов, ранжированная по уровню доходов, от бюджета прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) до рационального бюджета и бюджета высокого достатка, которые призваны стать основой роста достойной заработной платы и повышения уровня пенсионного обеспечения. Татарстан стал пионером этого инновационного направления.

– Татьяна Павловна, чем МПБ принципиально отличается от ПМ?

– Начиная с 2006 года, в рамках социального партнерства внедряется новый стандарт в оплате труда для реального сектора экономики – минимальный потребительский бюджет. Качество и значимость МПБ практически в полтора раза превышает ПМ (чуть более 11700 рублей и 7473 рубля соответственно), и он не имеет прецедента ни в одном из регионов России. На сегодняшний день данный целевой ориентир является ключевым для всех видов соглашений и коллективных договоров, что позволило за истекший период сократить количество татарстанцев, получающих заработную плату ниже МПБ более чем в три раза – с 401 тыс. человек в 2007 г. до 130 тыс. – в 2014-м. Одновременно, это ускорило шаги и в преодолении бедности. По итогам 2013 года Татарстан вышел на второе рейтинговое место среди регионов России по данному показателю, который составил 7,2 процента, что более чем в 1,5 раза ниже российского порога бедности (11,1%). Особо отмечу, что у нас в 2008 году принят Закон «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», который впервые в правовом поле России утвердил новый минимальный стандарт в оплате труда, определил обязательность ежегодного подписания Республиканского соглашения о МЗП с поэтапным доведением её до уровня МПБ, что не предусмотрено ни в одном из регионов России.

– То есть Татарстан опять впереди России всей?

– Совершенно верно. Здесь необходимо добавить, что Республиканское соглашение о социальном партнерстве ориентировано также на ряд важнейших целевых позиций, способствующих росту заработной платы – это эффективная тарифная политика с тарифной составляющей в размере 50-70 процентов, опережающая индексация заработной платы, а также установление тарифа 1 разряда на уровне ПМ.

Одна из существенных мер по повышению заработной платы – это региональные трехсторонние соглашения о минимальной заработной плате, которые практикуются в нашей республике. К примеру, Соглашение 2014 года, подготовленное профсоюзами, предусматривает увеличение МЗП в реальном секторе экономики до 6420 рублей в месяц, что превышает официально установленный МРОТ практически на 16 процентов и сблизило позиции МЗП и ПМ – до 85,9 процента в IV квартале 2014 г. Соглашение стало серьезным позитивным шагом и направлено как на рост заработной платы и преодоление бедности работающего человека, так и сокращение получателей социальных пособий, а значит, – и оптимизацию бюджетных средств.

В республике активно реализуются майские Указы Президента России В.В.Путина, в рамках выполнения параметров «дорожных карт». По итогам 2014 года средняя заработная плата врачей (37612,9 руб.) превысила среднемесячную по республике (28352,2 руб.) на 32,7%, учителей (28576,4 руб.) – на 1%. В то же время, необходимо отметить, что практика социального партнерства обнажила ряд серьезных проблем в регулировании оплаты труда, характерных для страны в целом.

– Что это за проблемы?

– Например, наличие теневого рынка труда. Так, анализ, проведенный специалистами Пенсионного фонда России, показал, что на протяжении длительного времени доля скрытой оплаты труда в фонде заработной платы колебалась от 47 процентов в 2002 году до 55 процентов в 2010-м. По данным Министерства труда и социальной защиты России, на сегодняшний день 20 миллионов трудоспособных россиян в будущем могут остаться без пенсий – за них никто не платит в Пенсионный фонд. Между тем, по мнению ряда экспертов, только начисление взносов на скрытую оплату труда позволило бы снизить тариф в Пенсионный фонд вдвое и повысить пенсии в 2-3 раза. Как видим, резерв этот – колоссальный и в настоящее время Правительством России с участием регионов принимаются серьезные меры по сокращению масштабов теневой экономики. Есть и другие не менее эффективные решения.

– Что Вы имеете в виду?

– Во-первых, мониторинг ситуации в сфере оплаты труда показывает, что на сегодняшний день остро востребовано реформирование заработной платы с предварительной подготовкой государственной Программы «Достойный труд – основа социальной политики», которая, несомненно, должна утверждаться законом Российской Федерации. Во-вторых, научные разработки и практика социального партнерства отмечают, что при оценке уровня оплаты труда необходимо оттолкнуться от системы потребительских бюджетов. И здесь видится целесообразным расширить законодательные нормы, регулирующие вопросы оплаты труда, и принять новый закон «О потребительских бюджетах в системе оплаты труда в Российской Федерации». И, наконец, логика социального партнерства подсказывает, что необходимо преодолеть инертность мышления, отказавшись от ориентиров 90-х годов – МРОТ и ПМ, временно установленных на период кризиса, и перейти к современным стандартам, например, минимальная заработная плата не ниже минимального потребительского бюджета. И тогда заработная плата станет серьезной основой роста экономики, выведет на новую ступень развития пенсионное страхование и обеспечит достойное качество жизни пенсионеров.

– Татьяна Павловна, подытоживая, назовите основные проблемы в российской экономике, которые препятствуют созданию эффективной и справедливой пенсионной системы.

– Это – низкие производительность труда и заработная плата, неоправданно высокая дифференциация в заработной плате, огромный теневой сектор, большая скрытая безработица, без решения которых любые изменения пенсионной формулы не дадут ожидаемых результатов. Также, по нашему мнению, нельзя в решении важнейшего вопроса современности обойти вниманием и проблему формирования среднего класса, как основного налогоплательщика и внутреннего экономического инвестора, а значит – и основного драйвера экономических преобразований в будущем. Необходимо довести его долю до 60-80 процентов, как это принято в цивилизованных странах. Это – один из существенных моментов, также способствующих развитию пенсионной системы.

Между тем немаловажна индивидуальная активность самого человека, его забота о будущем пенсионного обеспечения. Но мы к такому варианту на сегодняшний день не готовы. Пока в стране 2/3 работников получают заработную плату ниже средней в экономике, что они могут накопить на старость?

– Татьяна Павловна, какой у нас сегодня коэффициент замещения заработной платы пенсией?

– В РТ – всего около 37 процентов. При наших весьма небольших зарплатах он обрекает будущих пенсионеров на уровень дохода, который по европейским меркам даже не бедность, а просто нищета. Именно поэтому, для нашей страны очень остро стоит вопрос о достойном труде и достойной заработной плате. И здесь нужны безотлагательные решения. Необходимо активно, не пряча голову в песок, кардинально повышать заработную плату, начиная, прежде всего, с МРОТ и оплаты труда в целом.

– Это реально?

– А почему нет? Как известно, немецкое «послевоенное чудо» связано с активной политикой в области заработной платы и регулированием цен. В сложной экономической обстановке в Германии была успешно реализована Программа «Благосостояние для всех», благодаря которой значительно повысилась покупательная способность заработной платы, а страна в итоге достигла процветания и благополучия. Примечательно и то, что в своей книге западногерманский экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард отмечал, что «мне кажется опасным, что работодатели никогда не берут на себя инициативу увеличить заработную плату, когда это возможно, а делают это только под давлением профсоюзов». Это актуально и сегодня.

Другой пример. В период глубочайшего кризиса в Америке президентом Франклином Рузвельтом была проведена серия реформ, известных, как «Новый курс». Один из основополагающих законов о промышленной политике затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах, что реально повысило активность профсоюзного движения и коллективно-договорного регулирования оплаты труда.

И в случае когда мы достигнем подобных результатов, можно реально рассчитывать на активное участие россиян в дополнительных пенсионных накоплениях в негосударственных пенсионных фондах как за счет корпоративных программ, так и личных вложений. Это позволит ощутимо увеличить размер пенсий, повысить качество жизни пенсионеров и приблизит нас к евростандартам.

– Какие-то шаги в этом направлении делаются?

– У нас в республике мы нарабатываем подобную практику. В рамках социального партнерства более 20 лет развивается негосударственное пенсионное обеспечение на предприятиях внебюджетного сектора экономики. 24 тысячи человек получают дополнительные пенсии. В течение 8 лет реализуется дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы (с 2007г.). Доплату имеют около 12 тысяч человек. На эти цели ежегодно выделяется более 40 миллионов рублей из республиканского бюджета. Уже 20 лет в рамках социальной защиты старшего поколения реализуется «Программа негосударственного пенсионного обеспечения профсоюзов Республики Татарстан» с участием фонда «Берсил», основным соучредителем которого является Федерация профсоюзов. Как показала практика, в свете очередной пенсионной реформы, интерес к корпоративным программам еще больше возрастает. И это правильно, ведь во всем мире дополнительное пенсионное обеспечение – важная составляющая в работе любой социально-ответственной компании.

– Татьяна Павловна, в рамках пенсионной реформы для исчисления пенсии принята новая пенсионная формула. Ваше отношение к ней?

– Формула сложна технологически, трудна в подсчетах, непрозрачна и крайне неустойчива. Предлагаемый сегодня подход к расчету страховой пенсии строится не на страховых принципах, а на возможностях федерального бюджета. Переход на абстрактные коэффициенты позволяет правительству регулировать их, а значит и размеры пенсий в зависимости от наполняемости Пенсионного фонда. Представим себе снижение роста ВВП, направление расходов бюджета на иные цели – и пенсия, на которую рассчитывал человек, будет назначена в меньших размерах. К сожалению, уход на коэффициенты создает зону дополнительного беспокойства для населения, которое не знает, на что рассчитывать в будущем. Наличие в формуле большого числа переменных, зависящих от финансового положения Пенсионного фонда, может нарушить базовый принцип пенсионных обязательств государства – их соответствие накопленным пенсионным правам граждан.

Ввиду сложности пенсионной формулы, считаем необходимым в ходе реформы скорректировать формулу расчета трудовой пенсии, сделать ее понятной, прозрачной и справедливой для всех россиян, с условием обеспечения гарантий получения достойных пенсий, отвечающих уровню международных стандартов.

– Вы сказали «справедливой для всех россиян»…

– Нас беспокоит сохранение пропасти между двумя пенсионными системами: у госслужащих пенсия, как и ранее, будет привязана к зарплате в значительной степени за счет дополнительных бюджетных выплат, а у всех остальных граждан – лишь к непонятным баллам. В рамках пенсионной реформы предлагаем унифицировать пенсионную формулу для всех категорий пенсионеров, включая государственных и муниципальных служащих для обеспечения единых в обществе стандартов. В демократическом государстве пенсионная формула должна быть одинаковой для всех.

Министерство труда России считает, что новая формула «обеспечит приемлемый уровень пенсий». Что конкретно значит «приемлемый» и для кого: для правительства или пенсионеров? В статье 7 Конституции употребляется термин «достойная жизнь». Так вот достойной пенсией, по нашим расчетам, является не 2,5 ПМ, как предполагается в итоге реформирования, а – 4 или 5 ПМ, т.е. не ниже исходного уровня потребления среднего класса. На сегодняшний день средний размер пенсий в Татарстане составляет 10437,8 руб., а её покупательная способность лишь 1,85 ПМ пенсионера.

Кстати, учитывая, что все важнейшие пенсионные критерии определяются исходя из ПМ, на наш взгляд, необходимо уже на старте реформы скорректировать ПМ пенсионера, хотя бы учесть в нем расходы на лекарства, поездки, квартиру, необходимую бытовую электротехнику и т.д. Разве ПМ в 5-6 тысяч рублей в месяц – это объективный минимум? (в РТ ПМ пенсионера – 5648,75 руб. – прим. ред).

Скажем прямо, в прежних пенсионных системах вероятность девальвации пенсионных ожиданий работника не была столь явной. Исходя из подобных изменений, нетрудно представить себе градус социального недовольства, прежде всего, у 2,5 миллионов россиян, ежегодно выходящих на пенсию.

Мы отразили свое отношение к реформированию пенсионной системы с учетом практики трехстороннего сотрудничества Правительства, работодателей и профсоюзов. Профсоюзная позиция в этом вопросе: «Достойная заработная плата – основа достойных пенсий». И в этом нет никаких сомнений.

– Спасибо!

Беседовал Артем Барабанов, фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007