Главная / Интервью
28.09.2009
Поднять имидж учителя (интервью с Юрием Прохоровым)

Отзвенел первый школьный звонок, первоклашки сели за парты. Учителя уже успели привыкнуть к повзрослевшим и вытянувшимся за лето старшеклассникам. И начались школьные будни нового учебного года, за которыми у каждого свои проблемы. А какие они сегодня у учителей, об этом - в интервью с председателем республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Юрием Петровичем Прохоровым.

 


- Юрий Петрович, учителя — счастливый народ: у них два новых года! И от каждого они ждут своих сюрпризов, исполнения желаний. Чем вас вместе с ними порадовало начало нового учебного года?

- Не разочаровало — уже хорошо. Есть определенное удовлетворение в том, что уровень заработной платы работников образования хоть немного, но повышается. Уровень ставок за последние четыре года вырос в 2,4 раза, а уровень заработной платы со всеми республиканскими надбавками – в 2,9 раз. Радует, что есть движение в направлении увеличения заработной платы. На слух, наверное, кажется очень много? На самом деле реальная средняя заработная плата выросла с 3-х до 8 тысяч рублей и к средней в промышленности теперь составляет 69%, а не 58%, как было до этого. Немаловажно и то, что все льготы, заложенные в Отраслевом соглашении, сегодня полностью сохранены и выплачиваются в полном объеме, и ни на одну из них не было каких-либо посягательств. Таким образом, все обещания и Президента и правительства Республики Татарстан о приоритетности заработной платы и льгот бюджетникам не голословны, и вселяют в нас уверенность и оптимизм в том, что кризис существенно не повлияет на работников отрасли. Безусловно, порадовало и то, что работникам образования вовремя были выданы отпускные, материальная помощь, за счет бюджета оплачены путевки на санаторно-курортное лечение. Все это позволило нам с хорошим настроением начать новый учебный год с надеждой на стабильность.

- А вы помните свою первую учительницу, 1 сентября? С чего тогда начинался первый урок?

- У меня не было первой учительницы, был первый учитель – Петр Ефимович. Как-то получилось, что везло на учителей мужчин: и первым, и вторым, и третьим учителями в моей жизни были мужчины. Тогда в школе было очень много мужчин. Именно они и сделали из меня того, кто я сегодня есть. И выбором профессии я тоже обязан им – Учителям с большой буквы. В том числе и Юрию Ивановичу Латышеву, учителю истории, нашему классному руководителю, который нас выпускал. Молодой, только что после института, в которого были влюблены все девчонки... Представьте уже в то время, в 57 году, он использовал методику проблемного обучения, заставляя нас думать.

Первый урок, честно говоря, как-то не очень хорошо запомнил. Зато могу сказать, что в первый класс самой лучшей в мире школы № 42 г.Ульяновска пять километров из пригорода протопал самостоятельно, без сопровождения папы и мамы. Шел через железную дорогу, поле, рабочий поселок… Родители работали в колхозе, а 1 сентября – уборочная страда. Одним словом, не до провожаний.


- Юрий Петрович, на республиканском августовском совещании Президент РТ Минтимер Шаймиев пообещал сделать профессию учителя самой престижной. Это же он повторил и в рамках рабочего визита в Буинский район. Надо ли это связывать только с реформой образования?

- А почему бы нет? Хочу сказать, что сегодня на уровне республики создана рабочая группа, в которую вхожу и я, по созданию Президентской Программы «Новое образование. Новая школа. Новый учитель». Надеюсь, что разработка раздела «Новый учитель» выльется и в новую систему оплаты труда и в новую систему поддержки учителя с точки зрения повышения его материального благосостояния, повышения его имиджа, который сегодня, к сожалению, так низко упал. В мое время учительская профессия была очень уважаемой и в школу шли.

Как вы знаете, большой поддержкой Президента и правительства республики в плане повышения престижа учительской профессии стало увеличение на 30% уровня ставок молодых специалистов на протяжении трех лет после окончания вуза.


- А как вы, Юрий Петрович, оцениваете реализацию национального проекта «Образование»?

- Только положительно. Благодаря этому проекту оснастилось большое количество школ, по крайней мере, в нашей республике. Все-таки получить миллион из федерального центра, еще миллион – от нашего правительства – это довольно значимо! В рамках национального проекта ежегодно 286 человек учителей республики представляются на 100- тысячное вознаграждение, как лучшие! На 2010 год плюс к этому отбирается еще золотая тысяча учителей по России, которые уже получат Грант в размере 200000 рублей. Со следующего года в рамках национального проекта наконец-то вводится новая программа по развитию дошкольного образования, на чем мы дано настаивали. Будет и еще одна программа – программа развития дистанционного образования детей-инвалидов. И, что нас радует, остается вознаграждение классным руководителям.

- Недавно начальник управления образования г.Казани Ильсур Хадиуллин сообщил, что с 1 октября этого года 195 казанских детсадов станут автономными, есть уже и автономные школы. Что от этого выиграют воспитатели и учителя, а что – родители?

- Могу сказать, что ни в одной стране мира зарабатывание денег не является задачей школы или детского сада. Только у нас властные структуры почему-то другого мнения… Считаю, что сегодня зарабатывать деньги за счет дополнительных услуг, на которые делается ставка, в массовом порядке не получится. Что касается школ, то, да, в больших городах есть школы с хорошей базой, как, например, в Набережных Челнах. В Челнах, кстати, над этим работают уже четыре года, пробуют разные формы автономии. И то за это время у них только 10% школ от общего количества перешли в автономный режим и примерно такое же количество детских садов. Но, подчеркиваю, они четыре года экспериментируют, четыре года работают над этим. А тут так сразу и в массовом порядке, и тем более — детские сады, конечно, это будет негативно воспринято населением. Мое мнение — в условиях отсутствия альтернативы – это просто выкачивание денег с населения, которое сегодня находится далеко не в лучшей ситуации.

Есть и другая сторона, о которой мы говорим работникам – они перестают быть бюджетниками. Пока у нас сохраняется санаторно-курортное лечение, но Минсоцзащиты в отношении работников автономных учреждений уже начало задумываться: если зарабатываете, имеете прибыль, то, пожалуйста, за счет Фонда экономии и приобретайте путевки. Точно такую же позицию по отношению к ним занимает в этом году и ФСС. Более того, учредитель не отвечает по обязательствам автономного учреждения, а бюджетные ассигнования ограничиваются лишь нормативами. Так что вот такая ситуация складывается…

- В чем сегодня главная болевая точка вашего профсоюза, над чем работаете?

- Для нас это — правовое просвещение выборного профсоюзного актива. И, наверное, на ближайшую пятилетку это будет одной из самых главных проблем, которую предстоит решать. В принципе мы уже начали. Считаю, мы не должны водить за ручку и отрабатывать те вопросы, которые можно успешно решить на местах. А в силу правового нигилизма ряда председателей профкомов нам еще приходится это делать. Поэтому во внутрипрофсоюзной работе мы и делаем акцент на правовое просвещение. Естественно, в первую очередь оно предполагает расширение информационного поля. За последние два года мы здесь многого добились. Но это вовсе не означает, что вопрос исчерпан: резервов предостаточно, есть территории, где, к сожалению, в этом плане не все хорошо. Наша задача, чтобы в каждой школе был Интернет, свой сайт с профсоюзной страничкой, аналогично и на уровне района. Нам необходима оперативность в работе. Однако в ряде районов еще не все первички имеют компьютеры. Понятно, что там, где пользуются электронными СМИ и проблем меньше. К тому же в самое ближайшее время мы планируем в Интернет-формате прямой контакт нашего профактива и со мной, и со специалистами рескома профсоюза, с социальными партнерами.

Вторая не менее важная задача, которая стоит перед нами, это увеличение количества правовых инспекторов труда Профсоюза, работающих на освобожденной основе. Сегодня в 12 территориях у нас есть свои профсоюзные специалисты в области права. Это хорошо, но недостаточно. И поэтому в 2010-11 годах мы должны добиться, чтобы в 2/3 территорий такие службы были.

- Следующий год уже объявлен Президентом РФ Годом учителя? В таком случае, что бы вы со своей стороны предложили внести в программу мероприятий и каким бы его хотели видеть?

- Если мы преследуем цель поднятия имиджа учителя и действительно хотим этого, то надо начинать со СМИ. Нужно, чтобы шло постоянное освещение опыта работы лучших учителей и по телевизору и в газетах. Надо давать им слово на страницах публичных изданий. Необходимы постоянные рубрики об учителях в республиканской прессе, а не только в «Учительской газете». Надо, чтобы население с уважением относилось к работникам образования. А сегодня, к сожалению, эти же средства массовой информации формируют не положительный, а негативный образ учителя, смакуя издержки общеобразовательного процесса. А где их нет? И, естественно, в Год Учителя хотелось бы существенной материальной поддержки учительства со стороны власти. А одни мероприятия, пусть даже и самые хорошие, имиджа учителя не поднимут.

Нина Гатауллина

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007