Главная / Интервью
15.09.2009
Профсоюзы Татарстана: кризис сделает нас сильнее (интервью с Т.П. Водопьяновой)

Нынешней осенью мы отметим годовщину начала финансово-экономического кризиса. В первые же дни кризиса, от которого республика, будучи экспортно-ориентированной, серьезно пострадала как в сфере развития промышленности, так и рынка труда, профсоюзы Татарстана сформулировали свои основные антикризисные задачи. Верным ли было выбранное направление, и что удалось сегодня сделать профсоюзам — об этом наше интервью с председателем Федерации профсоюзов РТ Татьяной Водопьяновой.


- Татьяна Павловна, мировой финансово-экономический кризис по-прежнему остается главной темой всех СМИ. Разразился он неожиданно, и в одночасье мировая экономика оказалась в, скажем так, особых условиях. Как чувствуют себя профсоюзы Татарстана сегодня по прошествии года кризиса?

- Конечно, для нас, как и для всех, это было сильным потрясением. Тем не менее и ФНПР, и мы у себя на местах отреагировали по-деловому. Основные задачи, сформулированные профсоюзами Татарстана, — максимальное сохранение производственного потенциала, трудовых коллективов, жесткий контроль за соблюдением трудового законодательства при увольнениях, сокращениях и переводе работников в режим неполной занятости, — стали той идеологией, на которой мы начали выстраивать свою антикризисную деятельность. Для реализации этих задач профсоюзы республики активно включились в решение проблем на рынке труда и конкретных предприятий, задействуя все — от информационной деятельности и организации «Дней Федерации» в муниципальных районах, до ежедневного мониторинга ситуации и контроля за реализацией трудовых прав работников с применением правозащитной практики.

- И при этом важнейшим механизмом регулирования трудовых отношений, как Вы уже ранее говорили, по-прежнему остается социальное партнерство?

- Это так. Колдоговорная кампания, проведенная в нынешнем году, особенно показала востребованность социального диалога. В ходе переговоров в основном удалось сохранить докризисные социальные гарантии, начиная от оплаты и охраны труда до дополнительных пенсионных обязательств, добровольного медицинского страхования и других льгот по всей вертикали социального партнерства. К счастью, большинство руководителей предприятий Татарстана понимают, что социальное партнерство дает возможность проводить эффективную социальную политику, путем переговоров решать возникающие проблемы в сфере трудовых отношений. В качестве примера можно назвать акционерные общества «Татэнерго», «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Казанькомпрессормаш», «Таттелеком», МУП «Метроэлектротранс» и многие другие. С руководством этих ОАО и у нас, и у их профсоюзных организаций выстроены конструктивные взаимоотношения.

- Татьяна Павловна, кризис обострил одну из главных проблем на сегодняшний день в республике — уровень оплаты труда...

- Да, и поэтому для нас было очень важно в Республиканском, отраслевых, территориальных соглашениях и большинстве коллективных договоров сохранить основной минимальный норматив в сфере оплаты труда для реального сектора экономики — минимальный потребительский бюджет, установленный по договоренности сторон три года назад. Мы рассматриваем его как целевой ориентир роста минимальной заработной платы, увеличения оплаты труда и уровня жизни в целом. Серьезный защитный потенциал социального партнерства направлен также на решение проблем занятости, безработицы, высвобождения и трудоустройства населения.

Сегодня договорное регулирование проблем занятости напрямую корреспондируется с Республиканской программой упреждающих мер по преодолению кризиса, в реализации которой принимают участие и координационные советы профсоюзов в каждом муниципальном районе. В настоящее время десятки тысяч человек трудоустроены на общественные работы, тысячи прошли опережающее обучение – это стало реальной основой социальной стабильности в коллективах и предупреждения безработицы. Есть серьезные примеры и в сфере правозащитной деятельности, начиная от юридических консультаций до отстаивания прав работников в комиссиях по трудовым спорам, обращений в прокуратуру и суды.

- Антикризисный алгоритм действий профсоюзов дает свои результаты?

- Судите сами. Предупреждены нарушения трудовых прав десятков тысяч работников в условиях их перевода на неполное рабочее время, при сокращениях и простоях производства. Около 30 тысяч заявлений в КТС, около 80 миллионов выплаченной заработной платы, 45 исковых заявлений в суды, 20 млн. рублей – возвращенных компенсационных выплат за вредные условия труда. Это тот неполный реестр антикризисной поддержки профсоюзов, благодаря которому в коллективах сохраняется социальный микроклимат. Пока это первые примеры, но мы будем и дальше двигаться по антикризисной программе.

- Татьяна Павловна, что беспокоит профсоюзы в социальном диалоге прежде всего?

- Отсутствие результативности в диалоге с Правительством России. Наверное это самое главное, что нас действительно серьезно тревожит. Еще в декабре прошлого года мы довели до руководства России наш пакет антикризисных предложений, обсужденный на всех уровнях коллегиальных профсоюзных органов. Прежде всего, он касался законодательного регулирования социально-трудовых отношений. К сожалению, решения до сих пор нет. Мы понимаем, что есть региональный потенциал в преодолении кризисных проблем, и мы его активно используем. Однако этого явно недостаточно. Есть ряд поправок в федеральное законодательство, которые в условиях кризиса требуют ускоренного принятия, порой даже вне регламента.

- Что вы имеете в виду?

- Здесь я, прежде всего, имею в виду минимальный размер оплаты труда. Правительством России уже проведена и еще предполагается индексация пенсий и ряда социальных выплат. Однако незаслуженно обойден вниманием вопрос о минимальной заработной плате, в то время как именно она является основой трудовых доходов и всей системы оплаты труда. Хочется подчеркнуть, что в условиях высокой инфляции как никогда требуется индексация этого минимального стандарта. Думаю, пришло время кардинального решения этого вопроса, который должен зависеть не от разовых решений органов власти, а от установленных правовых механизмов. Это обеспечит устойчивость системы оплаты труда даже в форс-мажорных обстоятельствах.

- Татьяна Павловна, кризис в значительной степени обострил те проблемы, которые и раньше вызывали большую тревогу. Я имею в виду разрыв между богатыми и бедными в обществе.

- Да, разница между социальными слоями уже давно переступила опасную черту. Та информация, которая идет в СМИ о бонусах и дивидендах поражает своим масштабом и циничностью. Уже не говоря о дополнительно раздражающем факторе для людей, у которых реальная заработная плата сегодня в минусе! А ведь для большинства работников, это единственный источник доходов. Считаю, что в условиях кризиса имеющаяся прибыль корпораций должна быть направлена на развитие промышленных отраслей и предприятий, а прибыль банков – в реальный сектор экономики. К примеру, в Татарстане, собрание акционеров ОАО «КАМАЗ» решило не выплачивать дивиденды, а направить прибыль на формирование резервного фонда и финансирование инвестиционной программы. Сегодня остро назрела необходимость разработки ограничительных механизмов для получателей бонусов и дивидендов. Кроме того, полагаю, что в целях снижения дифференциации в оплате труда необходимо заменить плоскую шкалу налогообложения на прогрессивную. Нам видится также необходимым рассмотреть проект закона «О государственном регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода», внесенного в Госдуму 4 года назад, которым ограничивается уровень заработной платы менеджеров в зависимости от размера оплаты труда работников.

- Насколько мне известно, профсоюзы тревожит ситуация, связанная с банкротством предприятий?

- Да, и вот почему. Во-первых есть серьёзная тенденция роста числа банкротных предприятий. Во-вторых – это низкая степень защиты работников на оплату труда. В результате растет задолженность по заработной плате на предприятиях, находящихся в конкурсном производстве. И третье – это отсутствие эффективной работы конкурсных управляющих, что вполне закономерно. В республике есть примеры, когда на одного управляющего приходится до 40 предприятий. Реально ли в таких условиях успешно осуществлять финансовое оздоровление и заботиться о своих сотрудниках – основных созидателях предприятий, которые в рамках конкурсного производства остаются за бортом? После выплат долгов основным кредиторам на работников средств не остается.

- Какой же здесь выход?

- Мы предлагаем обновить федеральный закон о банкротстве, где в первую очередь необходимо: определить жесткую ответственность конкурсных управляющих; установить прямую зависимость их заработной платы от размера погашенной кредиторской задолженности; поставить реальные ограничительные рамки по числу одновременно управляемых предприятий; ввести работников в число привилегированных кредиторов. Нельзя не сказать и о том, что сегодня не отрегулированы вопросы по предоставлению кредитов реальному сектору экономики. Несмотря на многочисленную критику, кредитная политика банков не изменилась. Процентные ставки так и остались неподъемными. На этом фоне не состоялась обещанная государственная помощь системообразующим предприятиям. Из 11 стратегических предприятий республики реальную поддержку получило лишь одно – ОАО «КАПО им. Горбунова». И то – это в большей степени связано с прежними взаиморасчетами с государством. Не решена проблема госзаказа для оборонных предприятий, имеющих в нашей республике особое значение. До сих пор не проведены тендеры и госзаказ не реализован.

Все вышеперечисленное — лишь часть проблем, которые стоят стоят сегодня перед профсоюзами. Кризис — время трудное, но искренне верю, что он сделает нас сильнее.

Артем Барабанов,
фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007