Главная / Интервью
08.12.2014
Виолетта Тарасова: «Мы настолько срослись с профсоюзом…»
В образовании Виолетта Тарасова более 20 лет. Одиннадцатый год работает учителем-логопедом, три года, с момента открытия – в ДОУ №151 Ново-Савиновского района Казани. В мае она стала лучшим воспитателем года Республики, победив в финале одноименного конкурса, организованного Министерством образования РТ и Республиканским комитетом профсоюза работников образования и науки. Сегодня она готовится к заключительному этапу V Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2014», где будет представлять Республику Татарстан. Несмотря на загруженность, она нашла время, чтобы ответить на вопросы редакции НС.

– Виолетта Юрьевна, что повлияло на выбор вашей профессии?

– Проработав вначале 9 лет медсестрой в детском саду, я заметила, что с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в помощи коррекционного педагога. Эта ситуация и повлияла на выбор специальности, и я не разочаровалась. Работаю с интересом, хотя работать с детьми такой категории нелегко, они требуют особого подхода. У нас в садике две специализированные группы для детей с заиканием, таких групп в городе всего четыре. Работаем с детьми с 3-лет и до выпуска в школу.

– Скажите, сколько участников было в финале республиканского конкурса, где вы стали лидером, и какое из заданий было самым сложным для вас?

– Финалистов было 12 человек. Я представляла опыт учителя-логопеда. В конкурсе было пять испытаний: презентация опыта работы, педагогическое мероприятие с детьми, мастер-класс, открытый микрофон и решение педагогических ситуаций. Самым сложным испытанием, на мой взгляд, была работа с детьми. Мы показывали занятие, даже фрагмент занятия, с чужими детками в чужом детском саду. Поэтому здесь были определенные сложности. А по большому счету, мы все представляли свою работу, и в задании не было ничего запредельного.

– А что это за испытание «открытый микрофон»?

– Накануне нам дали тему «Почему дети не задают вопросов?» и мы должны были поделиться на этот счет своими соображениями.

– Разве есть такие дети, ведь все они «почемучки»?

– К сожалению, наш высокотехнологичный мир не способствует развитию любопытства у детей. Дети чаще всего получают уже готовые ответы, которые не требуют дальнейшего развития, не подразумевают дополнительных вопросов. А получают они их из интернета, телевизора, от родителей, из каких-то изданий. Хотя родители сейчас очень направлены на то, чтобы интеллектуально детей развивать и ради этого многие из них готовы на все, психологи замечают, что дети ничего не хотят. Когда ребенка спрашиваешь: «Какая у тебя мечта?», он отвечает: «У меня все есть, мне ничего не надо». При этом ребенок может отлично учиться в школе, достигать успехов в музыке, спорте и т.д. Попадая во взрослую жизнь, такие дети часто оказываются не способными адаптироваться в ней. Все больше из их жизни исключается игра, отношения со сверстниками: родители стараются детей от всего оградить. Я, к примеру, сталкивалась с тем, что не все дети знают, что белье можно стирать руками. Для них все просто: нажми на кнопку – получишь результат. Вот такое представление об окружающем мире у современных детей. Один из конкурсантов рассказал, что однажды его маленькая дочка смотрела мультфильм, где герой задавал вопрос и сам же на него отвечал. И ребенок усваивал тот ответ, который излагал этот мультяшный герой. Это – установка, готовый ответ, не предполагающий других вариантов, не позволяющий ребенку делать самостоятельные выводы.

– Как изменить ситуацию?

– Учить детей задавать вопросы. Не бояться того, что они где-то получат негативный или отрицательный опыт. Дать возможность потрогать, может быть, даже испачкаться, поцарапаться.

– Может, надо родителям больше общаться с детьми и ограничивать «общение» ребенка с компьютером?

– Безусловно. Например, для детей с заиканием компьютер и телевизор – это большой вред. Ребенку надо изучать, познавать окружающий мир собственным опытом, то есть эмпирическим путем. К сожалению, сегодня не часто увидишь родителей гуляющих с детьми в парке, молодые семьи все больше «гуляют» в торговых центрах… Иной раз даже и в 10-11 часов вечера, когда уже ребенку давно пора спать.

– Насколько полезно вам было участие в конкурсе с точки зрения пополнения своего багажа знаний, знакомства с опытом работы других участников?

– Очень полезно. Конкурс – это вообще, я бы сказала, лучший способ повышения квалификации. Потому что ты здесь не пассивный участник, как на лекции, во время конкурсных испытаний приходится непосредственно взаимодействовать и с детьми, и с коллегами. Находить какие-то пути решения ситуаций, не говоря уже о том, что необходимо принимать решения очень быстро, и от твоей реакции и знаний многое зависит. Конечно же, очень важно общение с коллегами. Тем более, что свой опыт на конкурсе представляли воспитатели, музыкальные руководители, преподаватели изодеятельности, инструкторы по физкультуре, которые прошли зональный отбор и стали лучшими. Интересного и полезного было много.

– Виолетта Юрьевна, на заключительный этап V Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2014», который состоится 10-15 ноября в Москве, вы должны представить эссе на тему «Моя педагогическая философия». Если в двух словах – в чем она для вас заключается?

– Если в двух словах, то это бережное отношение к детям, уважение к опыту других людей, самосовершенствование и саморазвитие. Это три основных момента, которых я стараюсь придерживаться, для того, чтобы улучшить качество своей работы. Самое главное, мы, педагоги, должны сохранить ребенку детство.

– Вот интересно, а были ли на конкурсе «усатые няни»?

– На городском этапе у нас был один мужчина – инструктор по плаванию. В нашем детском саду физкультурный руководитель тоже мужчина. Но среди воспитателей, честно скажу, мужчин не встречала.

Кстати, победителем прошлогоднего конкурса стал представитель сильного пола – преподаватель информатики дошкольного учреждения. Думаю, мужчины в детском саду нужны, мужское воспитание никто не отрицает, тем более, что сейчас очень много неполных семей. Ребенок, так или иначе, должен видеть мужское воспитание. Да и дети по-другому относятся к преподавателям мужчинам, ведут себя с ними по-другому, особенно мальчишки.

– Не идут в садик мужчины из-за нелюбви к детям, или из-за заработной платы?

– Наверное, решающее значение все-таки имеет заработная плата, потому что содержать семью – это большая ответственность. Что касается меня, то считаю свою зарплату вполне достойной. Однако, не могу сказать этого за других педагогов, воспитателей. Знаю, что зарплата младшего персонала пока оставляет желать лучшего (младшие воспитатели, повара, технический персонал, уборщицы).

– В чем, по-вашему, основная миссия воспитателя?

– Отвечу с точки зрения своей специальности. Самое главное, на мой взгляд, это создавать атмосферу успеха, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, полезным, знал, что его любят таким, какой он есть. Дети, требующие помощи коррекционного педагога, очень часто чувствуют себя в обществе недостаточно комфортно. И моя задача так поставить образовательный процесс, чтобы дети поняли, что каждый из них – ценность, и какой он появился на этот свет, таким его и любят и принимают. И все в его жизни будет хорошо.

– Виолетта Юрьевна, как может профсоюз способствовать вашему самосовершенствованию?

– Проводить и поддерживать вот такие профессиональные конкурсы. Ведь и Республиканский, и Всероссийский конкурсы «Лучший воспитатель года» проводятся с участием отраслевого Профсоюза. Благодаря совместным усилиям администрации и профкома в нашем детском саду созданы все условия для развития творческого потенциала сотрудников. Мы настолько срослись с профсоюзом, что подчас даже не задумываемся, чья это работа – работодателя или профсоюза. Кажется, что так должно и быть.

– Решение какой проблемы вы бы хотели предложить профсоюзу?

– Хотелось бы увеличить количество ставок воспитателей. Три воспитателя на две группы – это абсолютно не то, что необходимо детям в логопедической группе. Для результативной коррекционной работы с детьми должны работать специалисты постоянно. Два воспитателя на группу должны быть обязательно. Насколько я знаю, такая система была и просуществовала многие годы, но, к сожалению, уже года три как отменена.

– Какая задача №1 сегодня стоит перед вами?

– Скорее вернуться к нормальному рабочему графику, потому что конкурс отнимает много времени, в результате у меня страдает практика, связанная с дополнительными платными образовательными услугами. Там у меня дети с тяжелыми речевыми нарушениями.

– Кто будет вашей группой поддержки на конкурсе?

– Руководитель, старший воспитатель нашего детского сада, специалист городского управления образования.

– А теперь, Виолетта Юрьевна, еще и читатели газеты «Новое слово». Успехов вам и удачи!

Нина Гатауллина, фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007