Главная / История профсоюзов
27.03.2018
Рабочий контроль. К 100-летию объединения фабрично-заводских комитетов с профсоюзами
Год революции был отмечен для рабочего движения России бурным ростом различных форм самоуправления. Наиболее значимыми из них были профессиональное самоуправление, осуществлявшееся профсоюзами, и производственное самоуправление, концентрировавшееся в основном в руках фабрично-заводских комитетов (фабзавкомы, ФЗК). Сотрудничество между этими двумя формами пролетарской самоорганизации усиливало рабочее движение в целом. Но взаимоотношения эти были отнюдь не столь гладкими, и на протяжении революционного времени прошли несколько совершенно не похожих друг на друга этапов.

Верно понять природу

Советов и социальную базу большевиков нельзя без рассмотрения трудового самоуправления, которое после Февраля сразу же стало складываться на промышленных предприятиях. Его ячейкой был фабрично-заводской комитет. Ими в Центральной России было охвачено 87% средних предприятий и 92% крупных.
Профсоюзы представляли из себя элемент заимствования, своеобразного «культурного обмена». Возникнув первоначально на Западе, профсоюзы уже в готовом виде были воспроизведены на отечественной почве. Фабзавкомы легче контактировали с однотипными им традиционалистскими российскими Советами (институционально также связанными с крестьянской общиной и артелью), нежели с профсоюзами. Нередко активисты фабзавкомовского движения, прямо противопоставляли себя профсоюзам. «Фабрично-заводские комитеты считают себя звеном между предприятиями и Советом рабочих депутатов, – говорилось, в частности, в протоколе заседаний Московского совета профессиональных союзов, – и не хотят считаться и координировать свои действия с работой союзов».
Различия между фабзавкомами и профсоюзами носили зримый организационный характер. Профсоюзы в нашей стране, так же как и на Западе, объединяли в своих рядах рабочих отдельных профессий: текстильщиков, металлистов, кожевников, хлебопеков. Иногда на одном и том же заводе могли существовать сразу несколько различных профсоюзов по три-четыре человека в каждом. В отличие от профсоюзов, фабзавкомы строились не по профессиональному, а по производственному признаку, объединяя всех рабочих того или иного промышленного предприятия. Характерно, что не только у нас, но и на Западе в литературе прочно закрепилось мнение, что в 1917 году именно ФЗК изначально наиболее адекватно отражали потребности и устремления пролетариата, и это действительно соответствовало реальной практике того времени.
Кстати, фабзавкомы возникали и на Западе, там они вырастали из средневековых традиций цеховой организации ремесленников, как вид ассоциаций гражданского общества. А в России – из традиций крестьянской общины. Во время Мировой войны на фабрики пришло пополнение из деревни, и доля «полукрестьян» составляла до 60% рабочей силы. Из деревни на заводы пришел середняк, составлявший костяк сельской общины. Эти люди обеспечили господство в среде городских рабочих общинного крестьянского мировоззрения и общинной самоорганизации.

Главной задачей

фабзавкомов было осуществление рабочего контроля над производством и распределением. Рабочий контроль до октября был самым боевым и популярным лозунгом партии, вокруг которого она собирала и сплачивала рабочие ряды для решающего боя с капиталом. Но только с победой пролетариата получилась возможность поставить вопрос о практическом осуществлении рабочего контроля, поэтому уже 14 ноября 1917 года, через две недели после Октябрьского переворота, был опубликован давно ожидаемый пролетариатом декрет о рабочем контроле. Согласно ему на всех предприятиях, имеющих наемных рабочих, вводится: «рабочий контроль за производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, а также над финансовой стороной предприятий». «Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия, через свои выборные учреждения, как то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., при чем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала» (Декреты Советской власти. Т.1.М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957).
В период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую ФЗК под руководством большевиков выступали как боевая революционная организация рабочего класса в борьбе за власть Советов, за диктатуру пролетариата.
Явочным порядком фабзавкомы вводили 8-часовой рабочий день, решали вопросы расценок и зарплаты, приёма и увольнения, снабжения рабочих продовольствием, брали на себя функции управления, если предприниматели пытались закрыть предприятие или сократить производство. Вопросы выработки тарифов, заключения коллективных договоров, организации медицинской помощи рабочим и др. комитеты решали вместе с профсоюзами. При многих ФЗК имелись конфликтные, культурно-просветительские и др. комиссии.
Фабзавкомы, в организации которых большую роль сыграли Советы, быстро сами стали опорой Советов. Они финансировали деятельность Советов, перечисляя им «штрафные деньги», а также 1% дневного заработка рабочих. Они обеспечили Советам массовую и прекрасно организованную социальную базу. Фабзавкомы рассматривали Советы как безальтернативную форму государственной власти. Они сыграли ключевую роль в организации рабочей милиции и Красной гвардии. В них возник лозунг «Вcя власть Советам!» – на заводе Михельсона уже в апреле, а на заводе братьев Бромлей – 1 июня 1917 г.

Антибуржуазность фабзавкомов

была порождена не классовой ненавистью, а именно ненавистью к классовому разделению, категорией цивилизационной. Фабзавкомы предлагали владельцам стать «членами трудового коллектива», войти в «артель» – на правах умелого мастера с большей, чем у других, долей дохода (как крестьяне в деревне, предлагали и помещику взять его трудовую норму и стать членом общины). Ленин писал о рабочем в фабзавкоме: «Правильно ли, но он делает дело так, как крестьянин в сельскохозяйственной коммуне» (В.И.Ленин, V Всероссийский съезд Советов, заключительное слово по докладу ). Из контекста, в котором это высказывание сделано, видно, что Ленин вполне допускал правомерность подобного развития самочинного рабочего движения и не порицал его.
Меньшевики, ориентированные марксизмом на опыт рабочего движения Запада, сразу же резко отрицательно отнеслись к фабзавкомам как «патриархальным» и «заскорузлым» органам. Они стремились «европеизировать» русское рабочее движение по образцу западноевропейских профсоюзов. Поначалу фабзавкомы (в 90% случаев) помогали организовать профсоюзы, но затем стали им сопротивляться. Например, фабзавкомы стремились создать трудовой коллектив, включающий в себя всех работников предприятия, включая инженеров, управленцев и даже самих владельцев. Профсоюзы же разделяли этот коллектив по профессиям, так что в то время на предприятии возникали организации десятка разных профсоюзов из трех-четырех человек.
Часто рабочие считали профсоюзы чужеродным телом в связке фабзавкомы – Советы. Говорилось даже, что «профсоюзы – это детище буржуазии, завкомы – это детище революции». В результате к середине лета 1917 г. произошло размежевание: в фабзавкомах преобладали большевики, а в профсоюзах – меньшевики. Однако в дальнейшем, в процессе индустриализации, когда на стройки и на заводы пришла крестьянская молодежь, профсоюзы все же приобрели сущность фабзавкомов. Теперь они не разделяли работников завода по профессиям, а всех объединяли в один трудовой коллектив.

Острая борьба

вокруг идеи подчинения фабзавкомов профсоюзам развернулась на майской 1917 года конференции фабзавкомов Петрограда (председатель Я. М. Свердлов), где 31 мая (13 июня) выступил В. И. Ленин. Конференция избрала Центральный Совет (ЦС) ФЗК Петрограда из 25 человек, среди которых было 19 большевиков. Петроградский ЦС стал фактически Всероссийским
центром ФЗК.
На III Всероссийской конференции профессиональных союзов, состоявшейся 21-28 июня 1917 года, было признано, что профсоюзы имеют на фабзавкомы очень слабое влияние, что большинство членов фабзавкомов даже не являются членами профсоюзов. В этих условиях профсоюзные руководители проявили готовность идти на обострение ситуации, и, пользуясь численным преобладанием своих депутатов, меньшевики провели резолюцию о взаимоотношениях профсоюзов и фабзавкомов, написанную Астровым и Гарви. В ней четко брался курс на ассимиляцию фабзавкомов как особой формы рабочего самоуправления с профсоюзами. Интересный момент. Являясь главными соперниками меньшевиков в рабочем движении, большевики, казалось бы, волей политической борьбы должны были превратиться в твердых сторонников независимости фабзавкомов, рабочего контроля, производственной формы самоуправления рабочих. До Октября многие большевики, причем не только практики фабзавкомовского движения, но и такие теоретики, как Н.И.Бухарин, именно такой линии и придерживались.
7-12 (20-25) августа 1917 проходила 2-я конференция петроградских ФЗК. По основным вопросам приняты большевистские резолюции, утвержден устав ФЗК. К осени 1917 Центральные советы, городские и районные объединения фабзавкомов имелись более чем в 50 промышленных центрах России.
17-22 октября (30 октября – 4 ноября) 1917 в Петрограде работала Всероссийская конференция ФЗК. Около две трети её делегатов были большевиками. Конференция приняла резолюцию «О текущем моменте», указав, что осуществление рабочего контроля над производством и распределением возможно лишь при переходе всей государственной власти в руки Советов. Она признала необходимым объединение ФЗК и профсоюзов.
Фабзавкомы и профсоюзы участвовали в подготовке и проведении Октябрьской социалистической революции. ЦК ФЗК были повсеместно представлены в военно-революционных комитетах. ФЗК вели революционную агитацию, участвовали в формировании отрядов Красной Гвардии.

Окончательное слияние

фабзавкомов с профсоюзами произошло в 1918 году. После победы Октябрьской революции ФЗК совместно с профсоюзами боролись с саботажем чиновников, экономической разрухой и голодом, проводили в жизнь декреты Советской власти о национализации промышленности, банков, транспорта и др.
Придя к государственной власти и перехватив у меньшевиков контроль над профсоюзами, большевики переходят на точку зрения необходимости подчинения фабзавкомов профсоюзам. Важным этапом в реализации этих планов становится I Всероссийский съезд профсоюзов, проходивший вскоре после роспуска Учредительного собрания в начале января 1918 г. Уже само время проведения съезда показывает, сколь острой была обстановке на нем. Столь же неоднозначными оказались и решения съезда, фактически превращавшие фабзавкомы в низовые структуры профсоюзов, но, тем не менее, мало что делавшие для практического преодоления противоречий между профессиональным и производственным самоуправлением рабочих. А кроме того, съезд принимает еще одно решение, также сыгравшее важнейшую роль в истории рабочего движения в послеоктябрьский период. На съезде был провозглашен курс на подчинение государством самих профессиональных союзов, на огосударствление рабочих организаций в целом. Таким образом, по решению I Всероссийского съезда профсоюзов и VI конференции фабзавкомов Петрограда (февраль 1918) произошло слияние ФЗК и профсоюзов.

Источники: С. Кара-Мурза «Социализм и коммунизм в России: история и перспективы»,
Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.34.,
Тезисы и резолюции I Всероссийской Конференции ФЗК.

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007