Главная / История профсоюзов
11.06.2010
К 65-летию Великой Победы. Гумер Хисамутдинов — техник «спитфайра»
Гумер Низамутдинович Хисамутдинов вполне мог бы быть занесен в Книгу рекордов Гиннеса по стажу работы на одном месте. Пусть не в мировом масштабе, но в республиканском то - уж точно: 58 лет(!) он трудится во ФГУП «Федеральный НПЦ «Радиоэлектроника» им.В.И.Шимко». В свои 84 года слесарь-механик Гумер Хисамутдинов вытачивает детали с ювелирной точностью. Причем происходит это на древнем станке… 60-х годов прошлого столетия.

За время работы на предприятии он постоянно оттачивал свое мастерство и повышал квалификацию. Освоил смежные профессии фрезеровщика, токаря, слесаря-механика по радиоаппаратуре. У Гумера-абы, как его уважительно называют коллеги, не только золотые руки, но и творческий подход к делу. Его рационализаторские предложения, так же как и изготовленные им изделия, внесли достойный вклад в создание современных радиоэлектронных систем, служащих обороноспособности нашей Родины.

С обороной страны связана практически вся жизнь Гумера Низамутдиновича. В 1943 году, через 15 дней после смерти отца - председателя обкома профсоюза мукомолов ТАССР, 17-летнего юношу призвали в армию. После полугодового обучения в Ижевской школе младших авиационных специалистов – ШМАСе, он попал в 119 авиаполк, дислоцировавшийся под Архангельском, и до конца войны обслуживал знаменитые английские «спитфайры».

Как мастер по вооружению, Гумер Хисамутдинов отвечал за безупречную работу боевого «обвеса» на борту истребителя. После заданий «его» летчик по фамилии Прозоров, помнится, не обижался, хвалил. На вопрос поднимался ли он сам в небо, Гумер Низамутдинович отвечает отрицательно: кабина пилота была рассчитана только на одного человека. Зато вот на хвосте самолета кататься приходилось, особенно зимой… Дело в том, что англичанин «спитфайр» не был рассчитан на российские незатейливые грунтовые аэродромы, и если при выезде на взлетно-посадочную полосу колеса вязли в грунте или снегу, то хвост поднимался, самолет «клевал» носом и винт ломался. Вот и цеплялся кто-нибудь из техсостава за хвост — в качестве противовеса. «Ногами хвост обхватишь, руками за киль держишься – и поехали до старта или до стоянки», - вспоминает он. По его словам, был случай, когда стартер прозевал «груз», и тот, не успев вовремя спрыгнуть, взлетел вместе с самолетом. Правда, летчику быстро сообщили по рации, что на хвосте человек. Так что для неудачливого путешественника все закончилось хорошо, только, говорят, седым стал после той «прогулки в облаках»…

О Дне Победы Гумер Низамутдинович узнал от техника по вооружению – дежурного полка 2-й эскадрильи. А потом они от радости стреляли в небо из ракетниц.

В 1946 году сержанта Гумера Хисамутдинова перебросили в Ленинград на авиаполигон, где он прослужил вплоть до 1951 года. Вернувшись в Казань, устроился на 144-й завод, а через два месяца поступил на ставшее на всю жизнь родным предприятие, поначалу называвшееся ОКБ №416. За трудовые заслуги Гумер Низамутдинович неоднократно награждался Почетными грамотами, он получил звание Лучшего слесаря, был занесен в «Книгу Почета» предприятия, награжден медалью «За доблестный труд». Как участник Великой Отечественной войны награжден орденом «Отечественной войны II степени» и юбилейными медалями вооруженных сил СССР.

31 мая Гумера Низамутдиновича Хисамутдинова с почестями проводили на заслуженный отдых, а председатель профкома Нурия Мингарева сообщила ему о зачислении в почетные члены профсоюзной организации предприятия и пообещала всяческую поддержку и помощь со стороны профсоюза.

Вот только так случилось, что не осталось у мастера ученика, не кому было передать накопленный опыт, некому было быть наставником. И хотя на предприятии – четвертую часть трудового коллектива составляет молодежь, работает она в основном в научно-исследовательской области, а трудиться в цех никто не идет — не хотят стоять за станком. «Пришел один, да и тот не долго задержался, - сетовал Гумер Низамутдинович. - Сейчас молодежь привыкла к свободному графику, да и зарплату подавай им сразу большую. Опять же станки давно требуют модернизации».

Так что, если так пойдет и дальше, наверняка опять вызовут Гумера-абы на работу и тогда он непременно попадет в Книгу рекордов Гиннесса…

Нина Гатауллина, фото автора

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007