Главная / История профсоюзов
24.03.2016
Медсестра Зайнап Гафарова
Зайнап Ярулловне Гафаровой в октябре нынешнего года исполнится 94 года. Четыре года из них в ее жизни была война, начало которой совпало с окончанием ею трехгодичной Казанского фельдшерско-акушерской школы. Выбор медицинской профессии, без которой на войне не выжить, оказался для нее… случайным. После окончания семилетки в татарской школе Теньковского района, Зайнап встретилась со своими подружками, которые уже поступили в ФАШ в Казани и теперь уговаривали ее. Решение было принято почти сразу. Несмотря на неодобрение матери и без разрешения отца, она завернула в платок каравай хлеба, взяла протянутые ей мамой 20 рублей и пошла на пристань. С причалившего к пристани парохода навстречу ей шёл отец. – Ты куда, дочка, собралась? – спросил он ее. – В Казань, учиться, – ответила та. – А что мама? – допытывался отец – «Отпустила», – не моргнув глазом, соврала Зайнап. С этим и уехала.

Узнав о начале войны, первые выпускницы ФАШ – 30 девятнадцатилетних медсестер сразу же пошли в военкомат, но там их пыл охладили, посоветовав ехать по распределению. По назначению в д. Кульбаево Мораса Билярского района Зейнап успела поработать всего лишь месяц, а в августе 1941 года уже была мобилизована и отправлена вместе с подружкой в Суслонгер, где в чистом поле находился запасной лагерь для подготовки кадров для фронта. Она проверяла санитарное состояние солдат, живших в бараках, помогала врачам на приемах. В начале ноября ее вместе с непригодными к строевой службе отправили оттуда в стройбатальон в Саратовскую область на строительство железной дороги. Помнит, морозы доходили до -40 градусов. Работала Зайнап при медпункте, оказывала солдатам первую медицинскую помощь. В марте 1942 года переехала под Сызрань, затем в запасной лагерь Инза под Пензой, там уже их стали готовить к боевым действиям, учили ползать по-пластунски, перевязывать и т.д.

В мае 1942 года в составе организуемого эвакогоспиталя оказалась она в Вышнем Волчке, где пробыла до августа. Здесь уже война стала ближе, каждый день на железнодорожную станцию с эвакопоездом прибывали раненые бойцы с фронта. Сестрички их мыли, перевязывали, обрабатывали и отправляли дальше в медсанбат. Поговаривали, что готовятся к наступлению на Северо-западном фронте под Старой Руссой. Часто работали в ближнем лесу, таскали бревна, дергали мох для строительства блиндажей, бараков для размещения раненых. В период затишья в октябре 1942 года Зину, как все звали Зайнап, вместе с Машей Мальцевой таким же военфельдшером, как и она, направили в санитарную роту 929 полка 254-ой дивизии Северно-западного фронта. К тому времени Зейнап уже получила звание младшего лейтенанта. В составе этой дивизии она и прошла войну до своей демобилизации в 1944 году.

В феврале 1943 года начались наступательные бои, раненых, вспоминает, было очень много. Санитарная рота была своего рода перевалочным пунктом для раненых бойцов, поступающих к ним прямо с передовой, на пути к медсанбату и госпиталю. Фронт был недалеко, артиллерийские залпы были слышны все громче и громче. Хотя бомбежек не было, но их обстреливали постоянно. В первое время никак не могла привыкнуть к звуку чиркающих об стенку блиндажа пуль, а уж заснуть и тем более. То место, где находилась Зайнап в феврале 1943 года, потом окрестили «долиной смерти». Для раненых отвели специальную палатку, пол которой был застелен хвойными ветками. Раненые все прибывали и прибывали. От нескончаемых перевязок все руки были в крови и не отмывались…Однажды после трех бессонных ночей, командир роты разрешил поспать им с Машей два часа поочередно. Когда она проснулась в блиндаже, Маша спала рядом с ней. Сразу пронзила мысль, а кто на перевязке? Побежала в палатку, а там Миша – комиссарчик, как она его ласково называла. С упреком к нему – почему не разбудили? – А он ей – Да, разбудишь тебя: и сажали, и нос щипали, бесполезно.

Во время февральских боев привезли к ним раненого с неразорвавшейся миной в нижней трети голени правой ноги. Зайнап Яруллловна уже не помнит как его звали, но точно помнит, что был родом из Татарии из Арского района. Он долго пролежал на снегу, пока, несмотря на его предупреждение о неразорвавшейся мине, к нему все-таки рискнули подойти и транспортировать в санитарную роту. Зайнап, как всегда перевязывала в палатке раненых, когда начальник санитарной роты капитан медслужбы Василий Мишков попросил ее подготовить все необходимые инструменты и приказал всем выйти. Чтобы вынуть мину надо было разрезать промокший валенок, снять его, а потом уже разминировать солдата. Мишков это сделал. Солдат остался жив, но, как потом узнала Зайнап, он умер в медсанбате от воспаления легких…

В мае 1943 года с оборонительных рубежей под Старой Руссой санитарный полк переместили под Воронеж в деревню Избищи и переформировали в Степной фронт. По новой проходили тактические занятия. А потом была Черкасская освободительная операция, за участие в которой Зайнап Ярулловна была награждена Орденом Красной звезды, а 254 дивизия стала называться Черкасской. Закончила войну дивизия в составе II-го Украинского фронта.

В апреле 1944 года Зайнап сильно простыла, поход за новыми валенками закончился фолликулярной ангиной. После трех дней с не снижающейся высокой температурой командир роты отправил ее в медсанбат. Там она еще несколько дней пролежала без еды и питья с отекшим больным горлом, и если бы не доктор Соловьев, то быть бы ей похороненной в молдавской земле… Затем был госпиталь и демобилизация. Так что встретить Победу с родной санротой ей не довелось. Зато потом они не раз отмечали этот великий праздник с фронтовыми друзьями в разных точках Советского Союза, и везде их радушно встречали и благодарили за мирное небо над головой.

На заслуженный отдых Зайнап Ярулловна ушла из детского сада №68, проработав там 20 лет медицинской сестрой. Воспитала двух дочерей. Сегодня она прекрасно выглядит для своих солидных лет, на жизнь не жалуется и секретом своего долголетия не делится. Потому что, по ее словам, у нее его просто нет. А мне показалось, что он – в ее жизнелюбии, улыбчивости, позитивном настрое, радости каждому мирному дню нашей жизни. Доброго вам здоровья, Зайнап Ярулловна, и долгих-долгих дней жизни!

Нина Гатауллина, фото автора и из личного архива З.Я. Гафаровой

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007