Главная / История профсоюзов
18.03.2016
110 лет первому законодательному акту о профсоюзах
4 (17) марта 1906 г. Николаем II был издан Указ «О временных правилах об обществах и союзах». Этот документ развивал идеи Манифеста 17 октября 1905 г. и явился первым в истории Российской империи законодательным актом, допускавшим деятельность профсоюзов, а также различных, в том числе и оппозиционных, политических образований.
Первые рабочие организации в России стали появляться во второй половине 1870-х гг. В мае 1875 г. в Одессе возник «Союз рабочих Южной России» во главе с Е. О. Заславским, преследовавший как экономические, так и политические цели. В декабре 1878 г. в Санкт-Петербурге образовался «Северный союз русских рабочих» во главе с В. П. Обнорским и С. Н. Халтуриным. Организация выпустила программный документ – воззвание «К русским рабочим», в котором указывалось на необходимость политической борьбы, требовались политические свободы, рабочие призывались к сплочению и интернационализму.
Рабочие организации 1870-х гг. способствовали росту активности и сплочённости российского пролетариата, подготовили подъём рабочего движения в 80-е гг. XIX в.
Указ «О временных правилах об обществах и союзах» регламентировал порядок создания, функционирования и прекращения деятельности общественных организаций. Он был составлен на основе двух документов: проекта Министерства юстиции и отдела промышленности Министерства торговли и промышленности и проекта «О профсоюзных обществах» межведомственной комиссии под председательством В. Н. Коковцова, образованной в 1905 г. для ускорения разработки фабрично-заводского законодательства.
Действия Правил распространялись на все общества и союзы как на организации представителей наёмного труда, занятых в торговых и промышленных предприятиях, так и на владельцев предприятий (и те, и другие организации именовались профсоюзами). Запрещалось создание организаций, «угрожающих общественному спокойствию», и политических обществ, управляемых из-за границы.
Временные правила превратили организацию обществ и устройство собраний из потенциальной возможности в законное право населения. Но они не были свободны от серьёзных внутренних противоречий, которые сразу же обратили на себя внимание общественности. Свободно, без заявления и согласия властей, позволялось устраивать только непубличные собрания, тогда как в отношении собраний публичных, доступных «неопределённому числу лиц, или хотя бы и определённому числу лиц, но лично неизвестных устроителям собрания», действовал прежний разрешительный порядок.
Администрации и полиции было предоставлено право закрывать любое собрание под предлогом угрозы «общественному спокойствию и безопасности», а за нарушение установленных указом правил устанавливался штраф или арест.
Проект закона, призванного заменить Временные правила, был подготовлен в 1910 г. (опубликован в январе 1914 г.). Он предусматривал запрет на вступление в общества рабочих моложе 17 лет, безработных и проработавших на одном предприятии менее года; устанавливал возрастной ценз для участия в голосовании (21 год) и избрания в состав правления (25 лет). Властям предоставлялось право затребовать списки всех членов общества (по Временным правилам – только членов правления); запрещалось открывать иногородние отделения общества. Поскольку этот проект так и не был внесён в Государственную думу, то вплоть до февраля 1917 г. продолжали действовать Временные правила.
С. И. Потолов, «Власть, предприниматели и профессиональные рабочие организации России в начале XX в.»

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007