Главная / История профсоюзов
29.06.2015
К 70-летию Великой Победы. Мунир Гарипов
Летопись героических дел сармановцев продолжаем историей о герое войны Мунире Гарипове (на фото 1939 года он справа). Он тоже воевал и оставил свой след в истории той лихой годины. Светлую память о своём славном бабае его внуки и правнуки чтят и берегут. Потому что знают: эта память скрепляет и цементирует родовые корни, семьи, является примером для них, молодых.

Деревню Рангазар в Сармановском районе в наши дни – называют родиной врачей, агрономов и председателей колхозов. А когда-то она была небольшим селением, уютно расположившимся вдоль речки. Здесь в июле 1916 года в семье Гариповых родился сын, которого родители нарекли Муниром. Народ здесь испокон веков жил и живет работящий. Быть бы и Муниру со временем крепким хозяином одного из деревенских домов, растить детей, мужать и трудиться на благо родного края. Только не суждено было этому случиться вовремя. Пришлось отложить мечты о доме и семье. Не его в том вина. На его долю досталась нелегкая участь солдата. Это участь всего поколения тех лет, им надо было защищать Родину.

Советско-финская война 1939 года была развязана Финляндией в то время, когда Мунир Гарипов служил на действительной службе. Конечно же, их часть сразу перекинули на этот военный участок. Им довелось прорывать систему финских оборонительных укреплений на Карельском перешейке вдоль границы с СССР, которая получила название «линии Маннергейма». Этот оборонительный рубеж считался неприступным. Однако советские солдаты прорывали его дважды – в Финскую войну и в Великую отечественную.

События 1939 года происходили суровой зимой. Наши войска проводили сотни артиллерийских подготовок, брали приступом неприятельский рубеж и несли большие потери. Во время одного из наступлений погибло очень много боевых товарищей Мунира Гарипова. Его часть попала в окружение, ее остатки находились под постоянным перекрестным огнем. Командир части в этом бою потерял ногу. Только каким-то чудом Муниру удалось вытащить раненого командира в безопасное место. Сам он, к счастью, отделался небольшим ранением. Остатки части присоединились к другим частям, а командира отправили в госпиталь. И с тех пор пути их разошлись.

Но жизнь удивительная штука, не знаешь, что тебя ждет впереди. И, если следовать поговорке, что ничего случайного в жизни не бывает, то можно поверить, что встреча их была предопределена какими-то небесными силами. Не думал, не гадал Мунир Гарипович, что такое возможно, только судьба подарила ему шанс еще раз увидеться со своим командиром. Произошло это осенью 1945 года в Ленинграде, где он по направлению правительства работал на строительстве предприятий тяжелой промышленности. Радости их не было предела. Свою счастливую встречу спасенный и спаситель отметили в ресторане. Тогда в задушевной беседе командир пообещал похлопотать о представлении Мунира к ордену. Однако награду он так и не получил, и отмахивался, отшучиваясь:

– Видимо, товарищ Сталин не дал «добро», высоту-то в тот зимний вечер мы не смогли взять.

Закончилась Финская война, только недолго отдыхали солдатские сапоги и гимнастерки. Мирное небо над нашей страной разорвалось от грохота канонады вражеских орудий, воя бомб фашистских стервятников. Родина была в опасности, надо было ее защищать. В первую очередь, на фронт призывали тех солдат, которые уже прошли боевое крещение, были опалены огнем боевых действий, имели опыт. В первые дни войны получил повестку и Мунир Гарипов. У солдат не спрашивали, где они хотели бы воевать, посылали туда, где они больше всего нужны. Все рвались на передовую, Мунир тоже мечтал об этом. Однако направили его в войска Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и на службу попал он не за тридевять земель, а в Казань, в охрану порохового завода.

Мирную и созидательную жизнь города жестоко перечеркнула война. Нужно было перестраиваться, вживаться в новую обстановку. Постановлением правительства СССР Казань была отнесена к режимным городам первой категории, так как здесь находился ряд объектов оборонного профиля.

Что касается порохового завода, то в первые дни войны его производство было переведено на военные рельсы. Правительство обязало руководство завода разработать новые ракетные заряды. Для работников цехов, основную массу которых составляли женщины и подростки, ввели 12-часовой рабочий день в две смены. Со временем казанский завод стал практически единственным в стране, который поставлял на фронт боеприпасы. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что собою представлял этот наиважнейший объект для страны, воюющей с сильным и хорошо вооруженным противником. Его, конечно, охраняли, как зеницу ока. Уже в августе 1941 года по периметру завода были установлены четыре зенитные батареи. Был сформирован специальный батальон охраны из 40 постов и 40 блокпостов с собаками.

Фронт был далеко, над городом не летали вражеские самолеты, его не обстреливали зенитки. Но разве от этого его жителям было легче? Они, как и весь советский народ, испытывали тяготы и лишения военного времени, голодали и мерзли, и при этом выполняли непосильную работу. Каждый чувствовал долг перед Родиной, понимал, что только общими усилиями можно победить врага. Победа ковалась не только на фронте, но и в немалой степени – в тылу.

Мунир Гарипович, как человек видевший времена репрессий, по словам своих детей очень скупо и осторожно рассказывал о своей службе. Долгие десятилетия она вообще находилась под грифом «секретно». Ведь служба по охране военного объекта – это особая работа на войне. Каждый понимал, что без снарядов, которые сходят с конвейера порохового завода, врага не осилишь.

Победу Мунир Гарипович встретил в Казани. Позади были четыре года великой битвы с захватчиком, наполненные мужеством и доблестью солдат. Теперь предстояла задача – залечивать раны, нанесенные войной, восстанавливать народное хозяйство.

Хоть и служил Мунир Гарипович в своей республике, но только в начале 50-х годов мирные дороги навсегда привели его на родину, где очень нужны были крепкие мужские руки – надо было поднимать село. Он никогда не был коммунистом, но всегда оставался человеком долга, порядочным и совестливым. По жизни его вели вера во Всевышнего, доброта и любовь к людям. В 1953 году Мунира Гариповича избирают председателем колхоза «Жинуче» («Победитель») в своей родной деревне Рангазар. Односельчане, доверяя ему руководство колхозом, не ошиблись. Уже через 7-8 лет он вывел хозяйство в передовые по производству зерна и продукции животноводства. Слава о колхозе и его руководителе распространилась на всю республику, его награждают Почетными грамотами райкома, Министерства сельского хозяйства ТАССР.

Колхоз креп, обновлялась его материальная база. Успехи в производственной сфере не могли не сказаться на социальном развитии не только самой деревни, но и всего района. Предприимчивость и хозяйственная сметка председателя помогли людям обзавестись электричеством (выручал дизель-генератор), воду брали из артезианских скважин с помощью ветряных двигателей собственной конструкции Мунира, была пилорама, на поля вышли новые комбайны, трактора, были построены клуб, школа, детсад. А грузовик «ЗиЛ-157», который тоже был вручен хозяйству за хорошие показатели, во всех строительных делах деревни был просто палочкой-выручалочкой. Так вот и жили.

Мунир Гарипович женился еще в военные годы, у них с Тагизёй Гарафутдиновной подрастали шестеро детей. Тагизя Гарафутдиновна работала в местной школе учителем биологии и химии, она – заслуженный учитель школы РТ. Она прививала деревенским детям любовь к биологии, химии, любовь к природе. Этому же способствовал и школьный сад, который был на её попечении, по весне он утопал в цветах, а осенью одаривал урожаем. Тагизя Гарафутдиновна ушла в мир иной в январе 2015 года на 92 году жизни. Это её заслуга в том, что деревня Рангазар прослыла родиной врачей, агрономов и председателей колхозов. Низкий ей за это поклон от всех земляков!

Мунир Гарипович на своем веку успел ещё поработать нефтяником. В нефтегазодобывающем управлении «Джалильнефть» он был прекрасным специалистом – оператором по добыче нефти и газа. Имел многочисленные награды за свой труд и одним из первых завоевал звание «Ударник коммунистического труда». И, уже будучи на пенсии, в возрасте 78 лет стал организатором и вдохновителем строительства мечети в родной деревне Рангазар (на фото внизу он с сыновьями на фоне построенной мечети). В 1994 году это была одна из первых мечетей в республике.

Гарипов Мунир хаджи Гариф улы ушел из мирской жизни 6 октября 1998 года. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах благодарных односельчан.

Дети и внуки – достойные продолжатели их добрых дел. Они верны моральным ценностям, заложенным в роду Гариповых несколько десятилетий назад дедами и прадедами, трудились и трудятся на благо процветания родного края. Старший Дамир работал заместителем директора «ТатАСУнефти», Амир – начальником Джалильского цеха «ТатАИСнефти», Мухтар – зампредседателя Альметьевского райисполкома – председатель районной плановой комиссии, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, депутат районного Совета двух созывов, Хайдар – оператором по добыче нефти и газа НГДУ «Джалильнефть», Зуфар – врачом в Набережных Челнах, дочь Расиха – учителем математики в одной из казанских гимназий, почетный работник общего образования РФ. Внуки – нефтяники, врачи, экономисты, банкиры.

Один из внуков – Айдар Амирович Гарипов – последователь благих начинаний деда. Он стал организатором и руководителем строительства мечети «Мэдинэ», открытой в Альметьевске в 2009 году. Первыми помощниками в этом деле стали, его жена Равиля Равиловна, и его друг Тагир Нуриазданович Лутфурахманов. Айдар Амирович не депутат, но взялся и выполнил большое общественное дело. Зачем человеку мандат, если сердце его неравнодушно и отзывчиво на чаяния соотечественников?

Любая семья крепка своими корнями, родовыми традициями, памятью и уважением к предкам. Род Гариповых очень яркое тому подтверждение. Разве не о таком счастье мог мечтать Мунир хаджи Гариф улы, стоя там, в дозоре на пороховом заводе в грозовые военные годы? Конечно, о таком.

Антонина Тютюгина, заслуженный работник культуры РТ

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007