Главная / История профсоюзов
11.05.2015
К 70-летию Великой Победы. Танкист Сунгат Кадыров
Сунгат Закирович Кадыров самой дорогой своей наградой считает орден Красной звезды, которым маршал Рокоссовский собственноручно наградил старшего сержанта за то, что он стал образцом и примером и вдохновил на подвиги остальных…

На Великую Отечественную войну из деревни Агрыз Азнакаевского района ушло около трех десятков мужчин. Вернулось лишь трое – и среди них Сунгат Закирович, воевавший водителем-механиком экипажа среднего танка.

Служба для него началась задолго до того печально известного заявления Юрия Левитана о начале войны. Солдатом он почувствовал себя за год до этого – был призван в рабоче-крестьянскую Красную армию. Сейчас это может показаться чудачеством, но тогда он по собственному желанию отказался от брони.

– Стыдно было быть обладателем «белого билета» особенно перед девчатами, – усмехается ветеран.

У него были престарелые родители, и он мог избежать военной службы, оставшись в колхозе, в котором успел поработать комбайнером. Однако, в 1940 году вместе с отцом пришел в Азнакаевский райвоенкомат, который подтвердил свое согласие, чтобы его сын стал солдатом.

В «учебке» в Забайкалье он получил военное звание – сержанта и был определен в танковый полк 17-ой мотострелковой дивизии, который в начале мая 1941 года должен был быть переброшен на Кавказ. И тут началась война… Так он очутился на передовой уже в первые дни и в составе танковой дивизии был направлен на Юго-Западный фронт водителем-механиком экипажа среднего танка.

Это сейчас представители молодого поколения изо дня в день с упоением играют в сети в войну, воображают себя командирами экипажей танков, бьют из орудий по виртуальным противникам, зарабатывая себе очки. И не задумываются о том, что реальные танкисты, дожившие до этих лет, герои ушедшей войны никогда не желали бы еще раз пройти через смертоносные жернова войны, в которых им приходилось жить и защищать Родину. Ведь раны той прошедшей войны кровоточат и сегодня…

Уже 29 июня 1941 года Сунгат Кадыров принял участие в первом бою – знаменитом сражении под Оршей. Ожесточенные бои на подступах к этому белорусскому городку велись на земле и в воздухе. Город обороняли мотострелковые, артиллерийские и танковые части. Сунгат Закирович воевал в те дни на так называемом химическом танке, укомплектованном огнеметом.

– Очень ненадежные были машины, – вспоминает участник войны, – поскольку часто воспламенялись. Внутри танка находилось 360 литров горючего вещества – низкосортного бензина для огнемета. В бою они горели, как спички.

После этого были горечь поражений и отступление до самой Москвы. В начале 1942 года сержант Кадыров в составе 42-ой гвардейской танковой бригады попадает под Харьков. Затем – ожесточенные бои, прорыв из окружения... В начале 1943 года под Ельней получает первое ранение, попадает в госпиталь.

В его военной биографии много славных страниц, которые как книгу можно не спеша перелистывать и удивляться стойкости и терпению тех прошедших через горнило войны свидетелей и участников происходившего. Он принимал участие в обороне Москвы, освобождал Украину, но одним из самых значительных в своей военной биографии считает сражение на Курской дуге. Да и в масштабах всей страны эта битва стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Победоносные для Советской Армии танковые сражения явились величайшими во Второй мировой войне

– 17 июля наши танки пошли в наступление, – вспоминает Сунгат Закирович, – мой танк шел впереди, и, поэтому первым понес урон от удара фашистских орудий. Танк загорелся, и старший сержант тараном повел его на вражескую боевую машину. Уничтожив фашистский танк, он чудом остался жив, но был тяжело ранен в ногу, получил серьезные ожоги лица и рук. Так он попал в медсанбат возле деревни Прохоровка. Здесь и получил свою самую, как он считает, дорогую награду. Навестивший раненых маршал Рокоссовский снял со своей груди и повесил на его больничную белую рубаху свой Орден Красной Звезды. При этом военачальник произнес слова, навсегда запавшие в душу молодого танкиста: «Спасибо, сержант, за героический подвиг и пример остальным, как надо уничтожать фашистские танки. Берите пример с сынов татарского народа…».

Государство высоко оценило подвиги ветерана и в дальнейшем – боевые заслуги танкиста отмечены Орденом «Отечественной войны», двумя медалями «За отвагу», многочисленными юбилейными медалями.

На этом боевые действия на линии фронта для него закончились – год он лечился в госпитале, а затем был направлен в марте 1944 года в город Владимир инструктором в учебный танковый полк. Здесь он учил молодых вождению танков и готовил механиков-водителей для Советской армии до конца войны, демобилизовавшись в мае 1946 года.

В 1964 году Сунгат Закирович пришел в Бугульминские электрические сети и трудился здесь двадцать два года до выхода на пенсию – сначала водителем, а затем шофером-монтером оперативно-выездной бригады, аккумуляторщиком. Пользовался на службе заслуженным уважением коллег: высочайший профессионализм сочетался со скромностью, деловитостью, хозяйственностью. Одновременно являлся прекрасным наставником для молодежи.

Сложилась счастливо и личная жизнь. Вместе с супругой Мугульсум Сабировной (поженились в 1946 году) вырастили и воспитали сына и трех дочерей. Сейчас у Сунгата Закировича трое внуков и двое правнуков. Жизнь продолжается – и именно он приложил все старания для того, чтобы мир на этой земле был вечным.

Сария Шамгуллина

Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007